Элективный курс "Физика в задачах" для 11 социально-гуманитарного класса
материал для подготовки к егэ (гиа) по физике (11 класс) на тему
Необходимость данного элективного курса продиктована тем, что требования подготовки выпускников по физике возросли, а количество часов по предмету сокращено до одного часа. Данный элективный курс позволит реализовать возможности учащихся в получении базового уровня образования по предмету и обеспечит поддержку учащихся для сдачи ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.odt | 27.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка элективного курса «Физика в задачах»
(11 класс)
Работу выполнила:
учитель физики МБОУ «Майнский многопрофильный лицей»
Елисова Светлана Михайловна
Ульяновск 2015
Оглавление
1. Введение ………………………………………………………………………..
- Изучение физики в профильных классах………………………………………
2. Программа элективного курса
- Пояснительная записка…………………………………………………………..
- Цели и задачи……………………………………………………………………..
- Ожидаемые результаты………………………………………………..................
- Тематическое планирование…………………………………………..................
3.Заключение……………………………………………………………………….
4. Приложение………………………………………………………………………
- Открытый урок по теме «Электромагнитная индукция»
- Результаты ЕГЭ – 2013
- Исследовательская работа
5.Список литературы………………………………………………………………
Введение
Широко распространившаяся система профессионального обучения предоставляет учащимся возможность развивать свои склонности и способности, подготавливает к поступлению в определенное учебное заведение и т.д. Но в то же время она неизбежно влечет за собой диспропорцию в содержании образования: расширяя объем профильного содержания, уменьшает долю непрофилирующего содержания материала, создавая иллюзию его вспомогательности, а то и необязательности, результатом которой является проблема целостного развития личности.
В рамках профильной подготовки позиция учащихся и их родителей, они редко и учителей такова, что предметы, не входящие в состав выпускных и вступительных экзаменов, как бы не заслуживают внимания. Другими словами, если обучение строится лишь с ориентацией на выбранную будущую специальность или выбранный вуз, то ученик начинает, особенно в старших классах, очень узко и целенаправленно осваивать содержание образования. Сами учащиеся и их родители, видимо, считают такое положение вполне удовлетворительным, если не считать больше. Зачем перегружать ребенка дисциплинами, не имеющими место в будущей специальности? Ответ, кажется, лежит на поверхности - не надо! Но вместе с тем заметим, что приоритетность какой-либо деятельности чревата серьезными проблемами в будущем и сказывается на дальнейшем развитии человека в целом и в частности на профессиональной деятельности.
Увлечение учащегося какой либо предметной деятельностью это не только результат развитие интереса к нему в процессе обучения, но и отражение левополушарной или правополушарной наследственной ориентации. Всем известно, что левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое за образно-гуманитарное. Поэтому при вхождении учащегося в разнообразные учебно-предметные деятельности становится ясно, какой тип мышления у него преобладает. На протяжении всех лет обучения в школе учителя, родители и сам учащийся свыкается с мыслью, что у него есть возможности усвоить только какую-либо предметную направленность, либо гуманитарную, либо естественнонаучную, и видят свою главную задачу в развитии именно этой сферы предметной деятельности, пытаясь избегать или снисходительно относиться к неуспехам в противоположной сфере предметного знания и деятельности.
Раньше образование не учитывало специфические особенности детей и всем предлагалась одна программа, без дифференциации, что очень плохо, то сегодня преобладает другая крайность. Все наше образование, идя за ребенком, развивает данное ему свыше (наследственное) сознательно способствует однобокости, односторонности как в общем образовании, так в общем развитии.
Однако, чем больше очагов возбуждения в коре головного мозга, тем больше места для образования новых. Другими словами, возможности человека огромные, хотя, как известно, пользует он всего лишь по разным данным от 5 до 15% своего потенциала. Это означает, что в принципе здоровый, нормальный ребенок в состоянии успешно учиться по всем предметам общеобразовательной школы как гуманитарным, так и естественным, но при условии, если будет постоянно включен в эти процессы, и не просто включен, а активно и заинтересованно.
Профильный уровень обучения в многопрофильном лицее рассчитан на то, что ученик освоит набор какой-то предметной области, соответствующей требованиям стандарта профильного уровня. Учебный процесс осуществляется по программам и учебникам для профильного уровня стандартов среднего (полного) образования по предметам выбранного профиля и для базового по остальным предметам.
Изучение физики в нашем лицее осуществляется на двух уровнях – базовом и профильном. Как показывает опыт, ряд проблем в преподавании физики на профильном и базовом уровне связан с корректировкой учебного материала учителем. Особенно это касается гуманитарных классов, в которых на изучение физики в 10 классе отведено 2 часа в неделю, в 11 классе – 1 час.
Опыт работы в гуманитарных классах подсказывает, что коррекция прослеживается следующей:
- программа курса должна обеспечить выпускнику лицея достаточный объем знаний по физике и умений, необходимых современному человеку;
- ее следует облегчить, чтобы сделать курс физики интересным, доступным и привлекательным;
- больше времени уделять современной физике, физическому эксперименту;
- программе курса физики желательно придать гуманитарную направленность, подробнее излагать вопросы развития физики, включать сведения о ее творцах.
Перечень тем курса физики сходен для классов разных профилей, но их содержание, наполнение различны. При дифференцированном подходе к преподаванию важен учет таких индивидуально-типологических особенностей, как:
- в естественнонаучных классах – умение работать с объектами живой природы, владение навыками аналитического мышления;
- в гуманитарных классах – образное восприятие мира, умение сопереживать, яркие эмоции;
- в физико-математических классах – логическое мышление, исследовательские навыки, аналитико - дедуктивные способности.
Логическая структура курса физики может как способствовать усвоению учебного материала, так и вызывать затруднения. Именно поэтому для классов разного профиля логическая структура курса должна быть различна.
Классы разного уровня образования различаются глубиной изучаемого учебного материала. Применимы решения задач, построения графиков, составления схем, уроки-лекции, уроки-практикумы. Причем в этих классах все теоретические положения необходимо подкреплять конкретными задачами.
Таким образом, преподавание физики в классах разных профилей обучения имеет существенные отличия, которые связаны, прежде всего, с глубиной рассмотрения и логикой изложения учебного материала.
В 10 классе ученики уже определились с выбором профиля, ориентируясь на единый государственный экзамен по профильным предметам. Но возникла такая ситуация, что к концу 10 класса некоторые ученики стали ориентироваться на сдачу выпускной аттестации по физике, что привело к необходимости введения элективного курса по предмету в социально – гуманитарном классе, который поможет создать информационную базу для ориентации выпускника в мире современных профессий, где востребованы ключевые и предметные компетенции по физике.
Рабочая программа элективного курса
«Физика в задачах»
для 11 класса
Наука представляет собой внутренне единое целое. Ее разделение на отдельные области обусловлено не только природой вещей, сколько ограниченной способностью человеческого познания. В действительности существует непрерывная связь от физики и химии через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая ни в одном месте не может быть разорвана…
М.Планк
Пояснительная записка
Данная программа элективного курса «Физика в задачах» в 11 социально-гуманитарном классе отражает содержание курса физики для общеобразовательных учреждений 10-11 классов. Она учитывает цели обучения физики учащихся средней школы и соответствует государственному стандарту физического образования.
Программа данного элективного курса «Физика в задачах» рассчитана для учащихся 11 классов социально-гуманитарного профиля, которые изучают физику на базовом уровне. Целью курса является развитие интереса, приобретение знаний, развитие физического мышления учащихся и предназначен для учеников, желающих после окончания школы поступать в высшие учебные заведения, в которых предъявляются достаточно высокие требования к подготовке абитуриентов по физике. С его помощью решается задача – подготовка к конкурсному экзамену по физике. Основная задача данного курса: как можно полнее развить потенциальные и творческие способности каждого ученика.
Темы элективного курса непосредственно связаны с материалами школьной программы по физике, дополняя ее решениями задач.
Программа курса преследует реализацию следующих целей:
- изучение основ физики через решение задач в соответствии с возрастающими требованиями современного уровня технологизации процессов во всех областях жизнедеятельности человека;
- формирование метода научного познания явлений природы как базы для интеграции знаний и развития мышлений учащихся.
Необходимость данного элективного курса продиктована тем, что требования к подготовке выпускников по физике возросли, а количество часов по предмету сокращено до 1 часа.
В результате изучения программы элективного курса «Физика в задачах» учащиеся приобретут знания по основам электродинамики, колебаниям и волнам, оптике, квантовой физике; научатся решать задачи, используя стандартные алгоритмы и набор приемов, необходимых в математике; приобретут навыки графического решения задач, решения количественных задач на качественном уровне. Поэтому данный элективный курс позволит реализовать возможность учащихся в получении базового уровня образования по предмету и обеспечит дополнительную поддержку учащихся для сдачи ЕГЭ.
В ходе изучения данного элективного курса учащиеся приобретут навыки самостоятельной работы, овладеют умениями планирования учебных действий на основе выдвигаемых гипотез и обоснования полученных результатов.
Курс предполагает решение задач уровней А, В и частично С по материалам ЕГЭ, что позволит выпускникам увереннее чувствовать себя на экзамене и показать свои знания.
Структура программы полностью соответствует структуре материала, изучаемого в 11 классе (Физика-11, авторы: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин.)
Материал, отобранный для элективного курса, представляет собой подборку качественных и расчетных задач, позволяющих сделать изучение теоретического материала более осознанным и глубже понять законы, объясняющие природные явления и технические процессы.
В модуле «Электромагнетизм» предполагается уделить особое внимание решению комбинированных задач, при анализе которых используются знания, умения и навыки по разделам «Механика» и «Электродинамика».
Учащиеся должны знать и уметь описывать опыты Эрстеда, Ампера, объяснять получаемые эффекты; применять знания о свойствах магнитного поля и его силовых линий для объяснения магнитных явлений; применять правило левой руки при решении качественных задач, закон электромагнитной индукции; применять правило Ленца.
В модуле «Электромагнитные колебания и волны» на основе базовой теории рассмотреть задачи на расчет электрических цепей переменного тока, расчет параметров волны и расчет параметров трансформатора.
Учащиеся должны знать и уметь объяснять механизм возникновения электромагнитных волн, изображать их графически рассчитывать коэффициент трансформации по заданным параметрам.
Модуль «Оптика» предусматривает рассмотрение основных законов геометрической и волновой оптики и выводов формулы тонкой линзы. В этой части курса предполагается решение комбинированных задач, учитывающих корпускулярно-волновой дуализм света.
Учащиеся должны знать и уметь строить изображение в плоском зеркале, ход луча на границе раздела двух сред, анализировать изображение, даваемое линзой, знать способы нахождения положения линзы и ее фокусов по изображению; рассчитывать увеличение, даваемое оптическим прибором, знать условия максимума и минимума, наблюдаемых на интерференционной картине; суть опытов Френеля, принцип Гюйгенса; уметь охарактеризовывать каждый участок шкалы электромагнитных волн.
В модуле «Квантовая и атомная» физика рассматривается излучение абсолютно черного тела, трудности теории Бора.
Учащиеся должны знать и уметь анализировать наблюдения, на основе которых построена квантовая теория; рассчитывать энергию фотона, работу выхода, энергию фотоэлектронов; применять законы фотоэффекта при решении задач. Уметь дать сравнительную характеристику изотопов, писать уравнения альфа и бетта распада, периода полураспада; соотношение между массой и энергией, записывать уравнение синтеза атомных ядер.
Цель:
- развитие самостоятельности мышления учащихся, умения анализировать, обобщать;
- формирование метода научного познания явления природы как базы для интеграции знаний;
- создание условий для самореализации учащихся в процессе обучения
Задачи курса:
- повторить и обобщить знания по физике;
- расширить знания по отдельным темам курса;
-выработать умения пользоваться контрольно-измерительными материалами;
- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
- овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению задач;
- усвоят основные приемы мыслительного поиска;
- выработают умения:
самоконтроль времени выполнения заданий;
оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
- освоят знания о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, о методах научного познания природы;
- разовьют познавательный интерес интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний;
- овладеют умениями описывать и обобщать результаты, анализировать физические явления;
- обеспечат взаимосвязанное развитие и совершенствование общепредметных и предметных компетенций.
В результате изучения курса ученик может использовать приобретенные знания и умение в практической деятельности и повседневной жизни для:
- составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами,
-нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании практических ситуаций, интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Алгоритм решения физических задач
1. Внимательно прочитай и продумай условие задачи.
2.Запиши условие в буквенном виде.
3.Выражай все значения в СИ.
4.Выполни рисунок, чертеж, схему.
5.Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выяви те законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.
6.Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.
7.Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.
8.Проверь решение путем действий над именованием единиц, входящих в расчетную формулу.
9.Проанализируй реальность полученного результата.
Формы контроля усвоенных знаний и приобретенных умений могут служить следующие виды работ:
- разработка и создание компьютерной программы, иллюстрирующей явление или процесс;
- подготовка и проведение презентации, отражающей последовательность действий при исследовании влияния изменения параметра на состояние системы;
- тест или контрольные работы.
Заключение
Физика – это наука о природе, а природа – храм, в котором обитает человек. Чем больше будет человек знать о храме, в котором он обитает, тем бережнее он будет к нему относиться и тем меньше неприятностей может с ним произойти. Поэтому незнание законов физики просто опасно, а их знание и умение применять на практике, наоборот, необходимо и полезно. И оно тем более необходимо тем, кто решил посвятить себя изучению естественных наук или приобрести связанную с ним специальность.
Один из крупнейших ученых нашего времени Резерфорд по этом поводу высказался так: «Все науки можно разделить на физику и коллекционирование марок». Он, конечно, пошутил, но в каждой шутке есть доля правды.
О своем отношении к физике ученики говорят: «Мне физика нравится. Вот только задач я боюсь». Их не надо бояться, их надо решать.
Планирование и проведение занятий требует от учителя серьезной теоретической подготовки. По необходимости математические формулы в социально-гуманитарных классах представлять без выводов и доказательств, для того чтобы больше времени осталось на решение задач. Излагаемый в теоретической части материал должен иметь практическую направленность.
Элективный курс предназначен для учащихся 11 класса социально-гуманитарного профиля, желающих лучше знать физику, как для успешной сдачи ЕГЭ, так и для расширения знаний по предмету.
Выбор профиля обучения тесным образом связан с профессиональным самоопределением подростка. Школьники часто выбирают профиль необдуманно. Некоторые полагают, что тот или иной профиль хороший, потому что не надо много учить. Некоторые идут «за компанию» - потому что этот профиль выбрали друзья. Значительная часть учится в классе, профиль которого не соответствует их будущей специальности.
Любой профиль относителен, человек должен владеть базовыми знаниями. Необходимо помнить, что некоторые из предметов школьного курса ученик систематически изучает в первый и последний раз в жизни, а значит, необходимо сохранить общекультурный компонент среднего образования. Поэтому нужно помочь ученику в организации оптимального процесса обучения, при котором учитывались бы его пожелания и стремления и сохранился общекультурный компонент среднего образования.
Апробация данного курса прошла в 2012-2013 учебном году. Так из 19 человек в классе, желающих сдавать ЕГЭ по физике – 2 (11%).
Результат следующий: 73 и 62 балла (см. приложение). Данные выпускники обучаются на бюджетной основе в Ульяновском техническом университете на энергетическом факультете.
Качество знаний по этому предмету в данном классе -63,2% , СОУ – 0,63%
Хочется отметить и сложности, возникающие при проведении данного элективного курса. Конечно, не все ученики восторженно относятся к дополнительному часу по физике, считая, что физика им не будет нужна в дальнейшем. В этом случае учителю приходится несколько снисходительнее относиться к данным ученикам, но не снижать планку требования к выполнению ими самостоятельных и контрольных работ.
Значимую роль, на мой взгляд, играет предпрофильная подготовка по предмету, проектная и исследовательская деятельность учащихся. В лицее существует научное общество учащихся, где ежегодно некоторые ученики отчитываются о выполненной ими работе, лучшие из которых участвуют в защите своих работ на межрегиональной конференции в с.Загоскино Майнского района (см. приложение).
Литература для учащихся:
1.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика — 11 М.: Просвещение, 2009
2.Касьянов В.А. Физика — 11 М.: Дрофа, 2004
3.Гринченко Б.И. Как решать задачи по физике Санкт-Петербург: серия «Магистр»,2000
4.Физика ЕГЭ Тематические и типовые экзаменационные материалы под редакцией М.Ю.Демидовой М.: «Национальное образование», 2012,2013
Литература:
1.Попова В.А Сборник элективных курсов. Физика 10-11 классы. Волгоград: издательство «Учитель», 2007.
2.Железникова О.М. Дополнительность и дополнительное образование: Монография.- Ульяновк:УлГПУ, 2006.
3. Железникова О.М. Дополнительность как метапринцип педагогики.-Ульяновск:Сибирская книга,2006.
4.Касаткина И.Л., Ларцева Н.А., Шкиль Т.В. Репетитор по физике Ростов- на- Дону: «Феникс», 1995г.
4.Журавлев А.М. Двухуровневое обучение физике в многопрофильной гимназии:научно-методический журнал «Физика в школе», 2008.
Тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема учебного занятия | Количество часов | Тип занятия | Форма проведения | Метод обучения | Организация самостоятельной деятельности | Форма контроля | Образовательный продукт | |||||||
Основы электродинамики. 6 часов | ||||||||||||||||
1 | Проводник с током в магнитном поле | 1 | Комбинированный | Фронтально-индивидуальный | Проблемно-поисковый | Фронтальный разбор задач | Самоконтроль | Овладение умениями находить силу Ампера по правилу левой руки и по формуле | ||||||||
2 | Движение частиц в магнитном поле | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Фронтальный индивидуальный | Проблемно-поисковый | Фронтальный разбор задач | Взаимоконтроль | Уметь решать задачи на силу Лоренца | ||||||||
3 | Закон электромагнитной индукции | 1 | Комбинированный | Урок-практикум | Частично-поисковый | Задачи для групп | Учитель | Уметь решать задачи на определение ЭДС индукции | ||||||||
4 | Магнитный поток | 1 | Изучение нового материала | Фронтальная | Репродуктивная | Фронтальный разбор задач | Самоконтроль | Овладение умениями решать задачи на нахождение магнитного потока | ||||||||
5 | ЭДС индукции движущегося проводника в магнитном поле | 1 | Комбинированный | Фронтальный индивидуальный | Проблемно-поисковый | Фронтальный разбор задач | Учитель | Вычислять ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле | ||||||||
6 | Энергия магнитного поля | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Урок-практикум | Частично-поисковый | Индивидуальные задания | Учитель | Уметь определять энергию магнитного поля | ||||||||
Колебания и волны. 10часов | ||||||||||||||||
7 | Свободные и вынужденные колебания. Математический маятник | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Фронтально-индивидуальный | Частично-поисковый | Самоконтроль | Решать задачи на расчет величин, характеризующих колебательное движение | |||||||||
8 | Динамика колебательного движения. Гармонические колебания | 1 | Комбинированный | Фронтально-индивидуальный | Самоконтроль | Знать понятия колебательная система. Уметь объяснять работу системы. | ||||||||||
9 | Вынужденные колебания. Резонанс | 1 | Комбинированный | Фронтально-индивидуальный | Частично-поисковый | Фронтальный разбор задач | Взаимоконтроль | Знать условия резонанса, уметь объяснять | ||||||||
10 | Свободные и вынужденные электромагнитные колебания | 1 | Урок изучения нового материала | Фронтальная | Репродуктивный | Фронтальный разбор задач | Учитель | Знать устройство колебательного контура, характеристики электромагнитных колебаний. Объяснять превращения энергии при электромагнитных колебаниях | ||||||||
11 | Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре | 1 | Комбинированный | Фронтально-индивидуальный | Частично-поисковый | Фронтальный разбор задач | Учитель | Гармонические колебания заряда тока. Решать задачи на формулу Томсона | ||||||||
12 | Закон Ома для электрической цепи переменного тока | 1 | Комбинированный | Фронтально-индивидуальный | Частично-поисковый | Фронтальный разбор задач | Самоконтроль | Знать роль активного сопротивления конденсатора, катушки индуктивности в цепи переменного тока. Решать задачи на нахождение активного и реактивного сопротивления. | ||||||||
13 | Расчет параметров трансформатора | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Групповая | Частично-поисковый | Фронтальный разбор задач | Самоконтроль взаимоконтроль | Понимать принцип действия и устройство трансформатора. Решать задачи на нахождение коэффициента трансформации. | ||||||||
14 | Распределение механических волн. Длина воны. Скорость волны | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Фронтально-индивидуальный | Частично-поисковый | Фронтальный разбор задач | Самоконтроль | Решать задачи с применением формул на нахождение длины волны, скорости волны. | ||||||||
15 | Уравнение бегущей волны. Звуковые волны | 1 | Комбинированный | Фронтально-индивидуальный | Частично-поисковый | Фронтальный разбор задач | Учитель | Знать свойства звуковых волн. Уравнение гармонической волны. | ||||||||
16 | Электромагнитные волны. Расчет параметров волны | 1 | Комбинированный | Групповая | Репродуктивный | Задачи для групп | Взаимоконтроль | Знать понятие электромагнитной волны, энергия электромагнитной волны. Уметь рассчитывать скорость волны по формуле, знать свойства электромагнитных волн. | ||||||||
Оптика. 8 часов | ||||||||||||||||
17 | Закон отражения света | 1 | Комбинированный | Урок-практикум | Частично-поисковый | Фронтальный разбор задач | Самоконтроль | Знать принцип Гюйгенса. Применять его при решении задач | ||||||||
18 | Закон преломления света. Полное внутреннее отражение | 1 | Комбинированный | Урок-практикум | Частично-поисковый | Фронтальный разбор задач | Учитель | Знать закон преломления света, формулу полного отражения света. Находить изображение при прохождении луча в разных оптических средах. | ||||||||
19 | Линза: нахождение объекта по ходу лучей | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Урок-практикум | Исследовательский | Фронтальный разбор задач | Взаимоконтроль | Знать характеристики линз, применять теоретические знания при решении задач. | ||||||||
20 | Формула тонкой линзы | 1 | Комбинированный | Фронтально-индивидуальный | Исследовательский | Фронтальный разбор задач | Самоконтроль Учитель | Применять формулу тонкой линзы при решении задач | ||||||||
21 | Расчет параметров линзы и ее изображения | 1 | Комбинированный | Фронтально-индивидуальный | Частично-поисковый | Фронтальный разбор задач | Учитель | Знать, применять формулы для нахождения фокусного расстояния и оптической линзы. Особенности собирающих и рассеивающих линз. | ||||||||
22 | Интерференция и дифракция света | 1 | Комбинированный | Фронтально-индивидуальный | Частично-поисковый | Фронтальный разбор задач | Самоконтроль | Знать условия взаимного усиления и ослабления волн в пространстве, уметь определять длину световой волны по формуле. | ||||||||
23 | Расчет параметров дифракционной решетки | 1 | Комбинированный | Фронтально-индивидуальный | Частично-поисковый | Фронтальный разбор задач | Самоконтроль | Уметь обосновать условия максимума и минимума при дифракции света на решетке, применять формулу при решении задач. | ||||||||
24 | Законы электродинамики и принцип относительности | 1 | Комбинированный | Фронтально-индивидуальный | Частично-поисковый | Фронтальный разбор задач | Учитель | Знать постулаты теории относительности Эйнштейна. Релятивистский закон сложения скоростей, импульса. Основной закон релятивистской динамики. Закон взаимосвязи массы и энергии. Энергия потока. | ||||||||
Квантовая физика. 10 часов | ||||||||||||||||
25 | Закон излучения абсолютно черного тела | 1 | Комбинированный | Фронтально-индивидуальный | Проблемно-поисковый | Фронтальный разбор задач | Самоконтроль | Знать понятия: абсолютно черное тело и законы излучения. | ||||||||
26 | Фотон и его характеристики | 1 | Комбинированный | Фронтально-индивидуальный | Проблемно-поисковый | Фронтальный разбор задач | Самоконтроль | Знать величины, характеризующие свойства фотона: массу, скорость, энергию, импульс. Понимать смысл гипотезы де Бройля | ||||||||
27 | Кванты и атомы | 1 | Комбинированный | Фронтально-индивидуальный | Проблемно-поисковый | Фронтальный разбор задач | Самоконтроль | Знать и понимать понятия: квант, строение атома по Резерфорду | ||||||||
28 | Квантовые свойства света. Уравнение Эйнштейна | 1 | Комбинированный | Фронтально-индивидуальный | Проблемно-поисковый | Фронтальный разбор задач | Самоконтроль | Понимать смысл физического явления: внешний фотоэффект. Знать закон фотоэффекта, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Объяснять законы фотоэффекта с квантовой точки зрения, противоречие между опытом и теорией. | ||||||||
29 | Квантовые постулаты Бора | 1 | Комбинированный | Фронтально-индивидуальный | Проблемно-поисковый | Фронтальный разбор задач | Самоконтроль | Понимать квантовые постулаты Бора. Использовать постулаты Бора для объяснения механизма испускания света атомами | ||||||||
30 | Состав атомного ядра | 1 | Комбинированный | Фронтально-индивидуальный | Проблемно-поисковый | Фронтальный разбор задач | Самоконтроль | Понимать смысл физического понятия: строение атомного ядра, ядерные силы. Объяснить смысл альфа-, бета-, гамма-излучений | ||||||||
31 | Энергия связи | 1 | Комбинированный | Фронтально-индивидуальный | Проблемно-поисковый | Фронтальный разбор задач | Самоконтроль | Понимать смысл физического понятия: энергия связи, дефект масс, Решать задачи на составление ядерных реакций, определение неизвестного элемента реакции | ||||||||
32 | Ядерные реакции | 1 | Комбинированный | Фронтально-индивидуальный | Проблемно-поисковый | Фронтальный разбор задач | Самоконтроль | Объяснить явление ядер. Понимать понятие: цепные ядерные реакции | ||||||||
33 | Энергетический выход ядерных реакций | 1 | Комбинированный | Фронтально-индивидуальный | Проблемно-поисковый | Фронтальный разбор задач | Самоконтроль | Решать задачи на энергетический выход ядерной реакции с поглощением или выделением количества теплоты | ||||||||
34 | Обобщающее повторение | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Тестирование | Репродуктивный | Учитель | Уметь ориентироваться в задачах 1 и 2 частей и выполнять их за минимальное время |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного предмета "Бизнес-немецкий" для учащихся социально-гуманитарного класса
Элективный бизнес-курс по немецкому языку предназначен для учащихся 10—11 классов и составлен на основе методической разработки «Немецкий язык. Бизнес-курс» (авт. Т.Н. Сухова.: «Учитель», Волгог...
Программа элективного курса «Francais communication quotidienne. Французский язык- ежедневное общение.» для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля
В соответствии с выше изложенным и, руководствуясь Концепцией профильного обучения « Об организации и внедрении профильного образования на старшей ступени общего образования » от 18.07 02 за № 2783 со...
Программа элективного курса "Основы редактирования" для учащихся 11 класса социально-гуманитарного профиля.
Элективный курс "Основы редактирования" создан в поддержку профильного изучения русского языка в 11 классе социально-гуманитарного профиля....
Программа элективного курса "Практическая стилистика" для учащихся 11 класса социально-гуманитарного профиля
Элективный курс "Практическая стилистика" создан в поддержку профильного изучения русского языка в 11 классе социально-гуманитарного профиля....
Программа элективного курса "Учимся общению" для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля.
Элективный курс «Учимся общению» предназначен для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля и направлен на формирование коммуникативных умений и навыков, помогающих человеку чувствовать себя ...
Рабочая программа по праву для профильного социально-гуманитарного 10 класса
Данная рабочая программа предназначена для изучения предмета в 10—11 классах на углубленном уровне.Учебно-методический комплект включает следующие материалы: 1. ...
Элективный курс "Физика в задачах" для 11 социально-гуманитарного класса
Данный элективный курс позволит реализовать возможности учащихся в получении базового уровня образования по предмету. Обеспечит дополнительную поддержку учащихся для сдачи ЕГЭ....