Факультатив "Методы решения физических задач"
элективный курс по физике (10 класс) по теме

Березовская Наталья Викторовна

Факультативный курс предназначен для 10 класса, предполагает подготовку школьников по лсновным разделам физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального

образования «Мамоновская средняя общеобразовательная школа»

села Мамоны, Иркутского района

      «Методы   решения  физических  задач».

                                                     (10 класс)

                                                                                     Автор: Учитель физики

                                                                                     «МОУ Мамоновская СОШ»

                                                                                     Березовская Н.В.

                                                             

                                                                             

                                                                                                                                                   

                                                          Иркутск   2007

                                  Пояснительная  записка

Факультативный курс предназначен для учащихся 10 класса, предполагает подготовку школьников по освоению основных разделов физики. Данная программа отражает содержание курса физики для общеобразовательных учреждений 10 классов. Она учитывает цели  обучения физике учащихся средней школы и соответствует государственному стандарту физического образования. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Разработка программы преследовала реализацию следующих целей:

   Основные цели курса:  

- создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;

- углубление полученных в основном курсе знаний и умений;

- формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач;

- подготовка учащихся общеобразовательной школы как к поступлению в высшие технические учебные заведения, так и к поступлению профессии технического уровня.

  Задачи курса:

- развивать физическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы улавливать физическое содержание задачи и справиться с предложенными экзаменационными заданиями;

- обучить учащихся обобщенными методами решения вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач;

- способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности;

- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.

Структура программы полностью соответствует структуре материала, изучаемого в курсе физики десятого класса (программа В.А.Касьянова). Она ориентирует  учителя  на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии  «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они   должны   знать  основные  приемы  составления задач, уметь классифицировать задачу. В  первом   разделе при решении задач особое внимание уделяется   последовательности  действий, анализу физического явления, проговариванию     вслух   решения, анализу   полученного   ответа. При    повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так   и  приемы решения задач. Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачами межпредметного   содержания. При  работе с задачами следует обращать внимание на мировоззренческие методологические обобщения: потребности общества  и   постановки   задач, задачи   из    истории    физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и др.

При изучении первого раздела возможны различные формы занятий: рассказ учителя, беседа, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачами и т.д. В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности.

При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной сложности. Развивается общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Следует подбирать задачи технического и краеведческого содержания, занимательные и экспериментальные. Анализ решений задач и обсуждение вопросов позволяет глубже понять сущность явление и процессов, при этом возникает устойчивая обратная связь «учитель-ученик», у учеников появляется стимул к поиску, инициативе, умение выдвигать обоснованную гипотезу, развивается речь, закрепляются вычислительные навыки, умение работать со справочной и научно-популярной литературой.

Факультативный курс создает условия для развития различных способностей и позволяет воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного решения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказанной позиции, а также позволяет использовать приобретенные знания и умения для решения практических жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирована на развитие логического мышления, умений и творческих способностей учащихся.

Необходимость создания данной программы продиктована тем, что требования к подготовке по физике основной школы возросли, в то время как количество часов, отводимых на изучение данной дисциплины, было сокращено от 4 часов в неделю до 2 часов.

Курс предполагает проведение занятий по лекционно – семинарской системе с использованием элементов диалога, задач – демонстраций, предоставляя тем самым инструментарий для последующего самостоятельного решения качественных, количественных и графических задач индивидуально или в группах.

Для реализации курса требуются следующие средства обучения: стандартный  набор физического оборудования для проведения демонстрационного эксперимента, входящего в оснащение кабинета физики, сборник задач (см. литературу), а также разнообразный дидактический материал.

Решение задач в данном курсе является решающим фактором оценки успешности деятельности школьника. Полезно ввести накопительную систему оценки их достижений. Учащийся, набравший самый высокий балл, удостаивается звания  «Лучший на курсе». Работа учащихся оценивается в конце первого и второго полугодия с учетом накопленных баллов.

                                                               

                               Учебно-тематический план

Наименование  раздела

  №

урока

                  Тема   урока

Кол-во часов

1.Физическая задача. Классификация задач.(2 часа)

 1.1

Физическая теория и решение задач.

1

 2.2

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.

1

2.Правила     и приемы решения физических задач. (2 часа)

3.1

Этапы решения физической задачи.

1

4.2

Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.

1

3.Кинематика.

 (3 часа).

5.1

Элементы векторной алгебры. Путь и перемещение.

1

6.2

Характеристики равномерного и равноускоренного движения.

1

7.3

Равномерное движение точки по окружности.

1

4. Динамика

 (6 часов)

8.1

Законы Ньютона.

1

9.2

Гравитационные силы.

1

10.3

Вес тела.

1

11.4

Движение тела под действием сил упругости и тяжести.

1

12.5-13.6

Решение комплексных задач по динамике.

2

5.Законы сохранения в механике.

(6 часов)

14.1

Законы сохранения импульса.

1

15.2

Реактивное движение

1

16.3

Теоремы о кинетической и потенциальной энергии.

1

17.4

Закон сохранения полной механической энергии.

1

18.5

Статика и гидростатика.

1

6.Основы молекулярно- кинетической теории. (3 часа)

19.1

Основное уравнение МКТ идеального газа.

1

20.2

Уравнение Клапейрона – Менделеева.

1

21.3

Газовые законы.

1

7.Основы термодинамике.

(3 часа)

2.1

Уравнение теплового баланса.

1

23.2

Первый закон термодинамики.

1

24.3

Тепловые двигатели.

1

8. Электростатика

(5 часов)

25.1

Закон Кулона.

1

26.2

Закон Кулона. Решение задач.

1

27.3

Расчет.напряженности электрического поля.

1

28.4-29.5

Расчет энергетических характеристик электростатического поля.

2

9.Законы постоянного электрического тока (4 часа)

30.1

Закон Ома для участка цепи.

1

31.2

Закон Ома для замкнутой цепи.

1

32.3-33.4

Решение задач по теме «Постоянный электрический ток»

1

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач.

34

1

                                   Программа курса

Раздел 1. Физическая задача. Классификация задач (2 часа).

Физическая задача и решение задач. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.  

Раздел 2. Правила и приемы решения физических задач (2 часа). 

Этапы решения физической задачи. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.  

Раздел 3. Кинематика (3 часа).

Элементы векторной алгебры. Путь и перемещение. Характеристики равномерного и равноускоренного прямолинейного движения. Равномерное движение точки по окружности.

Раздел 4. Динамика (6 часов).

Законы  Ньютона. Гравитационные  силы. Вес тела. Движение  тела под   действием сил упругости и тяжести. Решение комплексных задач по динамике.   

Раздел 5. Законы сохранения в механике (6 часов).

Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Теорема о кинетической и потенциальной энергиях. Закон сохранения полной механической энергии.

Раздел 6. Основы молекулярно-кинетической теории (3 часа).

Основное уравнение МКТ реального газа. Уравнение Менделеева –Клапейрона. Газовые законы.

Раздел 7. Основы термодинамики (3 часа) .

Уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Характеристики тепловых двигателей.

Раздел 8. Электростатика (5 часов).

Закон Кулона. Расчет напряженности электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Расчет энергетических характеристик электростатического поля.  

Раздел 9. Законы постоянного электрического тока (4 часа).

 Схемы электрических цепей. Закон Ома для участка цепи. Расчет электрических цепей. Закон Ома для полной цепи. Постоянный электрический ток.

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач  (1 час).

                                                   Литература

1.Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. - М.: Просвещение ,1983

2.Бутырский Г.А., Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике в   средней школе. –М.: Просвещение,1987.

 3.Зорин Н.И. Элективный   курс «Методы   решения   физических    задач»: 10-11 классы.- М.: Вако, 2007.  

4.Каменский С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.

5.Орлов В.А., Никифоров Г.Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. – М.: Просвещение, 2004.

6.Степанова Г.Н. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 2001.

7.Физика в школе:  Сб. нормат. документов / Сост. Н.А.Ермолаева, В.А.Орлов.- М.:  Просвещение, 1987. (Факультативный спецкурс  по  физике «Методы решения задач». Авторы программы: В.А.Орлов, Ю.А.Сауров).

                                                                                                                                  Утверждаю:

                                                                                                ____________________________

                                                                                                ____________________________

                                                                                                ______________/_____________/  

             Элективный      курс  

                          по     физике.

      «Физика  и  окружающая  природа».

                                                            (9 класс)

                                                                                     Автор: Учитель физики

                                                                                     МОУ «Мамоновская СОШ»

                                                                                     Березовская Н.В

                                                             

                                                                             

                                                                                                                                                   

                                                          Иркутск   2007

                                  Пояснительная  записка

                                                                                                      “Погода – является       величественным

                                                                                                                  спектаклем    на   Земле, в   котором  

                                                                                                                  участвуют   только   три   актера :  

                                                                                                                  солнечная   радиация, атмосферный    

                                                                                                                  воздух, влага (влажность воздуха)

Входящий в школьный курс физики материал имеет глубокие и очень интересные обобщения. Элективный курс “Физика в окружающей природе” создан с целью интеграции, расширения, углубления и обобщения знаний, учащихся о природе.

        Цель курса:

         - формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

    -  навыков самостоятельной работы с дополнительной информацией;

    -  умение увидеть проблему и пути ее решения;

    -  формирование логического мышления и навыков работы в команде

       Задачи предлагаемого курса:

  • развитие представлений учащихся о физической картине мира;
  • формирование интереса и мотивации школьников к изучению физики;
  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, умений рационально мыслить, самостоятельно организовывать свою деятельность;
  • способствование возможности школьников проявить себя и добиться успеха;
  • вовлечение информационных технологий в процесс обучения;
  • показать связь физики с гуманитарными науками.

Курс предназначен для учащихся  9 классов. Элективный  курс способствует развитию способностей самостоятельного приобретения знаний, умению обобщать, анализировать информацию, выслушивать другие мнения, вести диалог. Поэтому основными видами деятельности учащихся на занятиях по элективному курсу являются семинарские, практические занятия. Каждый учащийся по желанию может выбрать интересующий его вид деятельности:

  • выступление на семинарском занятии (реферат, дискуссии, коллективное творчество);
  • составление обобщающих таблиц;
  • участие в исследовательской работе;
  • составление и решение задач по теме курса;
  • наблюдение и описание какого-либо явления;
  • сочинение, собственное стихотворение, песня и т.д.;
  • презентации результатов работы.

 

  • успешная самореализация учащихся в учебной деятельности;
  • сознательный, обоснованный выбор профиля;
  • знание явлений природы, физики этих явлений;
  • умения ставить перед собой задачи, решать их доступными средствами, представлять полученные результаты;
  • умение работать в коллективе;
  • знание своих обязанностей по охране природы и бережное отношение к природе.

Этот курс может помочь формированию у школьников научно-материалистического миропонимания, будет благоприятствовать формированию качеств и навыков, необходимых будущим исследователям:

- диалектического характера мышления;

- стремления к приобретению новых знаний и умений;

- творческого отношения к порученному делу;

- умения самостоятельно работать с литературой, лабораторным        

   оборудованием;

- умения вести наблюдения.

           Для реализации курса требуются следующие средства обучения: стандартный  набор физического оборудования для проведения демонстрационного эксперимента, входящего в оснащение кабинета физики.

 Элективный  курс создает условия для развития различных способностей и позволяет воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного решения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказанной позиции, а также позволяет использовать приобретенные знания и умения для решения практических жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирована на развитие логического мышления, умений и творческих способностей учащихся. 

                       Учебно-тематический план   (10 часов).

Раздел

Формы занятий, кол-во часов

теоретические

Семинарско -практические

практикумы

1.

Введение. Природа и человек.

1

              1

2.

Оптические явления в природе.

 

1

3.

Физика атмосферы.

1

1

1

4.

 

Волны на море. Нашествие волны

(цунами, циклоны, штормовые приливы).

 

1

 

5.

Охрана природы.

 

1

 

6.

Заключительное занятие. Защита рефератов, проектов, отчетов.

 

2

 

                             

                            Программа   курса.

   Введение.

    1. “Природа и человек” (2 ч.)

Что дает человеку изменение природы? Методы познания природы с точки зрения науки, литературы, искусства. Различие и связь поэтического восприятия природы и ее научного описания. Чувство любви к природе и бережное отношение к ней.

Обучающие лабораторные работы:

  • “Наблюдение и описание какого-либо явления”;
  • “Проведение эксперимента” (постановка цели, планирование опыта, проведение опыта, результаты, выводы).

2. “Оптические явления в природе” ( 1 ч.)

Закат Солнца. Миражи. Радуга. Гало. Зрительные иллюзии. Мифология, легенды, исторические экскурсы, поэзия, искусство, связанные с рассматриваемым явлением; наблюдение, анализ и физика данного явления.

Демонстрации:

  • Наблюдение прохождения света сквозь аквариум под разным углом зрения.
  • Наблюдение искривления светового пучка в оптически неоднородной среде.
  • Наблюдение зрительных иллюзий.
  • Разложение белого света в спектр.
  • Таблицы, пейзажи, картины.

3. “Физика атмосферы” (3 ч.)

Состав атмосферы. Влажность. Туман (легенды, сказки, поэты о тумане, наблюдения и физика тумана). Облака. Осадки. Серебристые облака. Грозовые тучи (гроза глазами наблюдателя, воздушные потоки, электрические заряды, атмосферное электричество).

Молния (линейная и шаровая, легенды, суеверия, связанные с наблюдением молнии, физика молний).

Демонстрации:

  • Образование тумана при охлаждении влажного воздуха.
  • Выпадение росы.
  • Искровой разряд.
  • Модель молниеотвода.

4. “Волны на море. Нашествие волн” (1 ч.)

Виды волн. Скорость волны на глубокой и мелкой воде. Бедствия, причиняемые цунами, циклонами. Физика цунами, циклона. Штормовые приливы.

5. “Охрана природы” (1 ч.)

Объединение усилий человечества в борьбе против грозных сил природы по ликвидации последствий катастрофических природных явлений. Беречь природу – долг каждого человека.

6. “Заключительное занятие” (2 ч.)

Творческие и исследовательские задания

1.Описание погоды на основе дневников, календаря погоды и выполненных графиков за месяц.

2. Исследование погоды по местным народным приметам:

  • изучение признаков сохранения ясной и сухой погоды;
  • изучение признаков ненастья;
  • изучение признаков ухудшения погоды.

3. Составление и решение графических, количественных и качественных задач по темам курса.

4. Интерактивные презентации результатов работы.

Литература для учащихся

  1. Перышкин А.В. Физика 8. – М.: Дрофа, 2000
  2. Тарасов Л.В. Физика в природе. – М.: Просвещение, 1988
  3. Энциклопедический словарь юного физика. – М.: Педагогика, 2002

Литература для учителя

  1. Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 кл. сельских школ.
  2. Булат В.Л. Оптические явления в природе. – М.: Наука, 1983
  3. Ильченко В.Р. На перекрестках физики, химии и биологии. – М.: Просвещение, 1986
  4. Наливкин Д.В. Ураганы, бури, смерчи. – М.: Наука, 1969
  5. Перельман Я.И. Знаете ли Вы физику? – М.: Наука, 1992
  6. Тарасов Л.В. Физика в природе. – М.: Просвещение, 1982
  7. Хрестоматия по физике (под ред. Проф. Б.И. Спасского) учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1982
  8. Статьи из газет “Физика” издательского дома “Первое сентября”:
  • Бурова С.А. Необычные природные явления. - № 30/03
  • Варламов С.Д. Монохроматическая радуга. - № 41/03
  • Охотцева Г.А. Водяные воронки и смерчи. - № 8/03
  • Проклова В.Ю. Оптические явления в природе. - № 2/05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Методы решения физических задач"

Элективный курс разработан для учащихся 10 классов профильной школы, является пропедевтическим курсом для освоения основных разделов физики. Программа курса знакомит школьников с понятием «физическа...

Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"

Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...

Интегрированный урок физики и математики Тема урока: Решение физических задач с помощью линейных уравнений

Урок на данную тему проводился в рамках открытого методического дня школы. На уроке присутствовали учителя не только школы и города, но школ Республики Хакасия. Всего на уроке было гостей 16 человек. ...

Практикум по решению физических задач повышенной сложности для 7 класса.

 Практикум по решению физических задач повышенной сложности предназначен  для учащихся 7 класса. Программа курса составлена в соответствии с программой развития школы, соответст...

ПРОГРАММА КУРСА «РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» Для учащихся 8 - 9 классов

Курс предназначен для подготовки учащихся 8-9-х классов, желающих приобрести опыт практического применения знаний по физике, а так же для осознанного выбора профильной направленности обучения в старше...

Интегрированный урок в 9 классе математика+ физика «Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».

Интегрированный урок в 9 классематематика+ физика«Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».     Разработали:  учитель...

«Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач»

Решение задач по физике – необходимый  элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретн...