Рабочая программа по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) на тему
рабочая программа Мякишев, Буховцев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fizika_9_klass_2013_god.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Письмо Министерства образования РФ от 20.02.2004г №03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004г №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
- Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005г «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
- Санитарные правила и нормы (СанПин 2.42 – 2821 10).
- Учебный план МБОУ «Майская СОШ» на 2015-2016 учебный год.
9. «Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МБОУ
«Майская средняя общеобразовательная школа»)
10. Авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин " Программы для
общеобразовательных учреждений физика 7-11 классы. Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин
-4 -е изд,-М.: Дрофа, 2011"
Основная цель реализации: формирование ключевых компетенций, подготовка к итоговой аттестации
Среди компетенций выделяются ключевые: информационная, коммуникативная, деятельностно-творческая и способность увидеть проблему и найти пути ее решения.
Информационная компетентность - целенаправленное формирование у учащихся во время урока умения работать с различными источникам информации, что приведет в дальнейшем к более успешному усвоению изучаемого материала. Особую актуальность это приобретает при изучении физики на первом году обучения, поскольку учащиеся сталкиваются с необходимостью усвоить огромный поток новой по содержанию и форме подачи информации, научиться выполнять новые учебные задания. Для организации работы с объектами-носителями информации прежде всего были определены сами объекты и составлены типовые задания, направленные на формирование умения выделять и использовать информацию, заложенную в этих объектах. Таких объектов выделено семнадцать: текст учебника, дополнительный текст, текст условия задачи, вопросы к тексту, справочники, физические величины, единицы измерения физических величин, числа, формулы, таблицы, графики, схемы, физические приборы, шкала прибора, модели, определения, физические законы. Информационную компетентность можно рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ. Принципиальным является то, что информационная компетентность носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер.
Коммуникативная компетентность - это формирование прочных предметных умений и навыков, и развитие логической культуры учащихся, обеспечивающей способность четко мыслить, овладеть научным языком и физическими терминами, полноценно логически рассуждать, ясно излагать свои мысли в устной и письменной форме , сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное, осуществлять анализ и синтез, что является важнейшими элементами любого метода поиска решения задач из различных предметных областей.
Деятельностно-творческая компетентность – это решение физических задач, выполнение экспериментальных заданий и практических работ, умение учащихся использовать разнообразные формы и способы представления информации: проектирование, словесное описание, таблица, графические способы, создавать свой текст (рассказ, сказку и т.д.), насыщенный физическим содержанием, составить свой справочник по физике, придумать свою задачу, нарисовать рисунок, сделать иллюстрацию. Такие задания носят творческий характер, дают ученикам свободу выбора темы, содержания, объема работы.
Общепредметными задачами работы по физике являются:
- Формирование фундаментальности физических знаний, индивидуальной и социальной значимости учебного материала, практической направленности обучения и усиления самостоятельности школьников.
- Удовлетворение и развитие индивидуальных образовательных потребностей учащихся.
- Выделить высокий уровень социально-практической значимости физики, возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике.
Используемый учебно-методический комплект:
1.Перышкин А.В. Физика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М: Дрофа, 2010.
2. Авторской программы для общеобразовательных учреждений: «Физика». 7 – 11классы, Москва, Дрофа 2011г . Авторы программы: Е.М. Гутник, А.В.Перышкин.
3.Дидактические материалы по физике 9 класс . А.Е. Марон. и Е.А. Марон Дрофа 2014г
4. Сборник задач по физике Лукашик В.И., М.: 2008г.
Обоснование выбора УМК
Содержание данного УМК соответствует требованиям ФК ГОС основного общего образования.
Цели и задачи учебно-методического комплекта взаимосвязаны с его концептуальными положениями предмета. Способствует выполнению программы по физике развития школьников. Позволяет индивидуализировать образование посредством системы разнообразных заданий и других способов, позволяющих простроить дифференцированное обучение. Создает условия для развития мотивации, самообразования. Имеет структурную целостность. Авторская программа рассчитана на 70 часов, но согласно базисному плану на изучение физики в 9 классе отводится 2 часа в неделю (что составляет 68 часов). В связи с этим я планирую резервное время не 6 часов, а 4 часа.
Формы и методы обучения
Раздел программы | Формы | Методы |
Тема1.Законы взаимодействия и движения тел | Индивидуальная, парная, чтение учебника | Частично-поисковый, исследовательская |
Тема 2.Механические колебания и волны. Звук | Лабораторные работы, устный зачёт, групповая . | Творческие работы, проблемный |
Тема 3.Электромагнитное поле | Лекционный материал, парная группа | Проблемно-поисковый |
Тема 4.Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер | Групповая, работа с учебником | Проблемно-поисковый |
Критерии и нормы оценки знаний, учащихся.
Оценивание устных ответов учащихся
«5»: · учащийся обнаруживает правильное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также верное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
· правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;
· строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ своими примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;
· может установить связь между изучаемыми и ранее изученными в курсе физики вопросами, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
«4»: - ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но в нем не используются собственный план рассказа, свои примеры, не применяются знания в новой ситуации, нет связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.
«3»: - ставится, если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразование формул.
«2»: - ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Оценивание результатов выполнения лабораторной работы
«5»: · учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
· самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение верных результатов и выводов;
· соблюдает требования безопасности труда;
· в отчете правильно и аккуратно делает все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
· без ошибок проводит анализ погрешностей (для 8-10 классов).
«4»: - выполнены требования к оценке «5», но ученик допустил недочеты или негрубые ошибки.
«3»: - результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
«2»: - результаты не позволяют получить правильных выводов; опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неверно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований безопасности труда.
Оценка умений решать расчетные задачи
«5» - в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
«4» - в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
«3» - в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчётах.
«2» - имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении
Требование к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физики ученик 9 класса должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, импульс;
- смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
Учебно-тематический план
Раздел программы | Всего часов | Количество лабораторных работ |
Тема1.Законы взаимодействия и движения тел | 26 | 2 |
Тема 2.Механические колебания и волны. Звук | 10 | 2 |
Тема 3.Электромагнитное поле | 17 | 2 |
Тема 4.Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер | 11 | 3 |
Резерв | 4 | |
Всего: | 68 | 9 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Виды деятельности | Дата | ||
Тема1.Законы взаимодействия и движения тел. (26ч.) | |||||
1/1 | Материальная точка. Система отсчета | Работа с учебником | |||
2/2 | Перемещение | Определение координаты, | |||
3/3 | Скорость прямолинейного равномерного движения. | упражнения после параграфа(п) | |||
4/4 | Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. | упражнения после п. | |||
5/5 | Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. | Строение графиков | |||
6/6 | Решение задач на графики прямолинейного равноускоренного движения | Работа с учебником | |||
7/7 | Решение задач на графики прямолинейного равноускоренного движения | Решение задач по формулам уравнений перемещения и нахождения координаты тела | |||
8/8 | Решение задач на уравнение прямолинейного равноускоренного движения | Решение задач по формулам уравнений перемещения и нахождения координаты тела. Абсолютная и относительная погрешность. Вычисление погрешностей, подготовка к выполнению лабораторной работы | |||
9/9 | Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | Выполнение лабораторной работы №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». Написать вывод, оформить работу. | |||
10/10 | Относительность механического движения | Самостоятельная работа. упражнения после п. | |||
11/11 | Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. | Опорный конспект | |||
12/12 | Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона | Самостоятельная работа. упражнения после п | |||
13/13 | Второй закон Ньютона | Физический диктант | |||
14/14 | Третий закон Ньютона | Самостоятельная работа | |||
15/15 | Три закона Ньютона, обобщающий урок | Самостоятельная работа | |||
16/16 | Свободное падение. | презентация | |||
17/17 | Невесомость. | Работа с учебником | |||
18/18 | Решение задач на свободное падение | Решение задач | |||
19/19 | Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения» | Выполнение лабораторной работы №2 «Измерение ускорения свободного падения». Написать вывод, оформить работу. | |||
20/20 | Закон всемирного тяготения | Физический диктант | |||
21/21 | Равномерное движение по окружности | Фронтальный опрос | |||
22/22 | Искусственные спутники Земли. | Решение качественных задач | |||
23/23 | Импульс. | Физический диктант | |||
24/24 | Закон сохранения импульса. | Фронтальный опрос | |||
25/25 | Реактивное движение | Решение качественных задач | |||
26/26 | Повторение по теме «Законы взаимодействия и движения тел» | Оценка знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме. | |||
Тема2.Механические колебания и волны. Звук. (10ч.) | |||||
27/1 | Колебательное движение. | ||||
28/2 | Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. | Физический диктант | |||
29/3 | Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. | Фронтальный опрос | |||
30/4 | Лабораторные работы № 3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины» | Решение качественных задач | |||
31/5 | Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити» | Выполнение лабораторной работы № 3 «Исследование зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити». Написать вывод, оформить работу. | |||
32/6 | Превращения энергии при колебательных движениях. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. | Опорный конспект | |||
33/7 | Распространение колебаний в упругой среде. Поперечные и продольные волны. |
Работа с учебником | |||
34/8 | Длина волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой). | Физический диктант | |||
35/9 | Звуковые волны. Скорость звука. | Фронтальный опрос | |||
36/10 | Высота и тембр звука. Громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука. | Решение задач | |||
Тема3.Электромагнитное поле (17 ч) | |||||
37/1 | Однородное и неоднородное магнитное поле. | Фронтальный опрос | |||
38/2 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. | Беседа по вопросам параграфа | |||
39/3 | Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. | Самостоятельная работа решение типовых задач | |||
40/4 | Индукция магнитного поля | Фронтальный опрос | |||
41/5 | Магнитный поток | Беседа по вопросам параграфа | |||
42/6 | Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. | Самостоятельная работа решение типовых задач | |||
43/7 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. | Опорный конспект | |||
44/8 | Явление самоиндукции. | Работа по вопросам | |||
45/9 | Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции» | Выполнение лабораторной работы №5 «Изучение явления электромагнитной индукции». Написать вывод, оформить работу. | |||
46/10 | Переменный ток. Генератор переменного тока. | Физический диктант | |||
47/11 | Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. | Фронтальный опрос | |||
48/12 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. | Решение задач | |||
49/13 | Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. | Фронтальный опрос | |||
50/14 | Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления света. | Беседа по вопросам параграфа | |||
51/15 | Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. | Самостоятельная работа решение типовых задач | |||
52/16 | Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. | Опорный конспект. беседа по вопросам | |||
53/17 | Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания» | Выполнение лабораторной работы №6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания». Написать вывод, оформить работу. | |||
Тема 4. Строение атома и атомного ядра. (11 ч.) | |||||
54/1 | Радиоактивность, как свидетельство сложного строения атома. Альфа-, бета–, гамма– излучения. | Фронтальный опрос | |||
55/2 | Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. | Беседа по вопросам параграфа | |||
56/3 | Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. | Самостоятельная работа решение типовых задач | |||
57/4 | Методы наблюдения и регистрации заряженных частиц в ядерной физике. | Опорный конспект | |||
58/5 | Протонно-нейтронная модель ядра. | Беседа по вопросам | |||
59/6 | Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. | Работа с учебником | |||
60/7 | Лабораторная работа №7 "Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков" | Деление ядер урана. Механизм деления. Цепная реакция деления. Скорость цепной реакции. Критическая масса. Выполнение лабораторной работы №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». Написать вывод, оформить работу. | |||
61/8 | Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. | Работа с учебником | |||
62/9 | Лабораторная работа №8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | Выполнение лабораторной работы№8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». Написать вывод, оформить работу | |||
63/10 | Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Лабораторная работа №9 Измерение естественного радиационного фона дозиметром». | Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Выполнение лабораторной работы №9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром». | |||
64/11 | Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. Элементарные частицы. Античастицы. | презентация | |||
65 - 68 | Резерв | ||||
Всего уроков: 68 часов. Из них Уроков лабораторных: 9 |
Учебно-методическое оборудование
Учебные электронные пособия (CD-диски,).
- Физика (учебное электронное издание, практикум) 7-11 классы.
интернет ресурсы
Для учителя:
http://www.alleng.ru/edu/phys2.htm
http://www.alleng.ru/d/phys/phys52.htm
http://www.ph4s.ru/book_ab_ph_zad.html
для учеников:
http://www.abitura.com/textbooks.html
http://tvsh2004.narod.ru/phis_10_3.htm
Используемая литература
1. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008.
2. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010
3.В.П. Шевцов Тематический контроль по физике с средней школе для 7-11 классов
Литература, рекомендованная для учащихся
1. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006-2008 гг.
2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008.
3. Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике .- М.: Просвещение, 1983 г. ( в большом количестве в школьной библиотеке)
Материально-техническое оснащение
Раздел программы | Материально-техническое оснащение |
Тема1.Законы взаимодействия и движения тел | Компьютер, проектор, портреты ученых, набор по механике, электронное пособие, набор учебно-познавательной литературы, тележка лёгкоподвижная. |
Тема 2.Механические колебания и волны. Звук | Набор лабораторный "механика", метроном, набор камертонов, набор грузов, раздаточный материал. |
Тема 3.Электромагнитное поле | Набор учебно-познавательной литературы, компьютер, портреты ученых по физике, видеозадачник, прибор для изучения правила Ленца, комплект полосовых и дугообразных магнитов, комплект соединительных проводов. набор конденсаторов, трансформаторов, спектроскоп. |
Тема 4.Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер | Компьютер, проектор, портреты учёных, учебно-познавательная литература, электронное пособие, карточки, таблица"Шкала электромагнитных излучений" |
Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе педагога
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа( дата, № приказа | Подпись лица внесшего изменения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...