Рабочая программа по физике 8 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
рабочая программа Мякишев, Буховцев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fizika_8_klass_2013_god.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Письмо Министерства образования РФ от 20.02.2004г №03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004г №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
- Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005г «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
- Санитарные правила и нормы (СанПин 2.42 – 2821 10).
- Учебный план МБОУ «Майская СОШ» на 2015-2016 учебный год.
9. «Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МБОУ
«Майская средняя общеобразовательная школа»)
10. Авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин " Программы для
общеобразовательных учреждений физика 7-11 классы. Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин
-4 -е изд,-М.: Дрофа, 2011"
Основная цель реализации: формирование ключевых компетенций, подготовка к итоговой аттестации
Среди компетенций выделяются ключевые: информационная, коммуникативная, деятельностно-творческая и способность увидеть проблему и найти пути ее решения.
Информационная компетентность - целенаправленное формирование у учащихся во время урока умения работать с различными источникам информации, что приведет в дальнейшем к более успешному усвоению изучаемого материала. Особую актуальность это приобретает при изучении физики на первом году обучения, поскольку учащиеся сталкиваются с необходимостью усвоить огромный поток новой по содержанию и форме подачи информации, научиться выполнять новые учебные задания. Для организации работы с объектами-носителями информации прежде всего были определены сами объекты и составлены типовые задания, направленные на формирование умения выделять и использовать информацию, заложенную в этих объектах. Таких объектов выделено семнадцать: текст учебника, дополнительный текст, текст условия задачи, вопросы к тексту, справочники, физические величины, единицы измерения физических величин, числа, формулы, таблицы, графики, схемы, физические приборы, шкала прибора, модели, определения, физические законы. Информационную компетентность можно рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ. Принципиальным является то, что информационная компетентность носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер.
Коммуникативная компетентность - это формирование прочных предметных умений и навыков, и развитие логической культуры учащихся, обеспечивающей способность четко мыслить, овладеть научным языком и физическими терминами, полноценно логически рассуждать, ясно излагать свои мысли в устной и письменной форме , сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное, осуществлять анализ и синтез, что является важнейшими элементами любого метода поиска решения задач из различных предметных областей.
Деятельностно-творческая компетентность – это решение физических задач, выполнение экспериментальных заданий и практических работ, умение учащихся использовать разнообразные формы и способы представления информации: проектирование, словесное описание, таблица, графические способы, создавать свой текст (рассказ, сказку и т.д.), насыщенный физическим содержанием, составить свой справочник по физике, придумать свою задачу, нарисовать рисунок, сделать иллюстрацию. Такие задания носят творческий характер, дают ученикам свободу выбора темы, содержания, объема работы.
Общепредметными задачами работы по физике являются:
- Формирование фундаментальности физических знаний, индивидуальной и социальной значимости учебного материала, практической направленности обучения и усиления самостоятельности школьников.
- Удовлетворение и развитие индивидуальных образовательных потребностей учащихся.
- Выделить высокий уровень социально-практической значимости физики, возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике.
Используемый учебно-методический комплект:
1.Перышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М: Дрофа, 2011.
2. Авторской программы для общеобразовательных учреждений: «Физика». 7 – 11классы, Москва, Дрофа 2011г . Авторы программы: Е.М. Гутник, А.В.Перышкин.
3.Дидактические материалы по физике 8 класс . А.Е. Марон. и Е.А. Марон(в электронном варианте)
4. Сборник задач по физике Лукашик В.И., М.: 2008г.
Обоснование выбора УМК
Содержание данного УМК соответствует требованиям ФК ГОС основного общего образования.
Цели и задачи учебно-методического комплекта взаимосвязаны с его концептуальными положениями предмета. Способствует выполнению программы по физике развития школьников. Позволяет индивидуализировать образование посредством системы разнообразных заданий и других способов, позволяющих простроить дифференцированное обучение. Создает условия для развития мотивации, самообразования. Имеет структурную целостность. Авторская программа рассчитана на 70 часов, но согласно базисному плану на изучение физики в 8 классе отводится 2 часа в неделю (что составляет 68 часов). В связи с этим я планирую резервное время не 4 часа, а 2 часа.
Формы и методы обучения
Раздел программы | Формы | Методы |
Тема1.Тепловые явления | Индивидуальная, парная, чтение учебника | Частично-поисковый, исследовательская |
Тема 2. Изменения агрегатных состояний вещества | Лабораторные работы, устный зачёт, групповая . | Творческие работы, проблемный |
Тема 3.Электрические явления | Лекционный материал, парная группа | Проблемно-поисковый |
Тема 4. Электромагнитные явления | Групповая, работа с учебником | Проблемно-поисковый |
Тема 5. Световые явления | Фронтальная беседа, индивидуальные задания | Частично-поисковый |
Критерии и нормы оценки знаний, учащихся.
Оценивание устных ответов учащихся
«5»: · учащийся обнаруживает правильное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также верное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
· правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;
· строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ своими примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;
· может установить связь между изучаемыми и ранее изученными в курсе физики вопросами, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
«4»: - ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но в нем не используются собственный план рассказа, свои примеры, не применяются знания в новой ситуации, нет связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.
«3»: - ставится, если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразование формул.
«2»: - ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Оценивание результатов выполнения лабораторной работы
«5»: · учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
· самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение верных результатов и выводов;
· соблюдает требования безопасности труда;
· в отчете правильно и аккуратно делает все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
· без ошибок проводит анализ погрешностей (для 8-10 классов).
«4»: - выполнены требования к оценке «5», но ученик допустил недочеты или негрубые ошибки.
«3»: - результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
«2»: - результаты не позволяют получить правильных выводов; опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неверно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований безопасности труда.
Оценка умений решать расчетные задачи
«5» - в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
«4» - в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
«3» - в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчётах.
«2» - имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физики ученик 8 класса должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле;
- смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
- смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: плавание тел, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
- контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире.
Учебно-тематический план
Раздел программы | Всего часов | Количество лабораторных работ |
Тема1.Тепловые явления | 12 | 3 |
Тема 2. Изменение агрегатных состояний вещества | 11 | 1 |
Тема 3.Электрические явления | 27 | 5 |
Тема 4лектромагнитные явления | 7 | 2 |
Тема 5.Световые явления | 9 | 3 |
Резерв времени. | 2 | |
Всего: | 68 | 14 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | содержание | дата |
Тема1.Тепловые явления (12) | |||
1/1 | Тепловое движение. Термометр. | Опорный конспект | |
2/2 | Связь температуры со скоростью движения его молекул. | Опорный конспект | |
3/3 | Внутренняя энергия | Работа с учебником | |
4/4 | Два способа изменения внутренней энергии | Работа с учебником | |
5/5 | Виды теплопередачи. | Доклад | |
6/6 | Количество теплоты. | Сообщение уч-ся | |
7/7 | Лабораторная работа №1«Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» . | Техника безопасности при выполнении лабораторных работ. Выполнение лабораторной работы №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» по инструкции. Написать вывод, оформить работу. | |
8/8 | Удельная теплоемкость вещества | Индивидуальная работа | |
9/9 | . Лабораторная работа №2«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разных типов» . | Выполнение лабораторной работы №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разных типов» по инструкции. Написать вывод, оформить работу | |
10/10 | Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» | Выполнение лабораторной работы №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» по инструкции. Написать вывод, оформить работу. | |
11/11 | Удельная теплота сгорания топлива. | Опорный конспект | |
12/12 | Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах | Работа с учебником | |
Тема 2 Изменение агрегатных состояний вещества (11ч). | |||
13/1 | Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. | Работа с учебниками | |
14/2 | Удельная теплота плавления. | Решение задач по теме «Нагревание и плавление кристаллических тел». | |
15/3 | Испарение и конденсация. | Опорный конспект | |
16/4 | Относительная влажность воздуха и её изменение. Психрометр. | Работа с учебником | |
17/5 | Лабораторная работа №4 «Измерение относительной влажности воздуха» . | Выполнение лабораторной работы №4 «Измерение относительной влажности воздуха» по инструкции. Написать вывод, оформить работу | |
18/6 | Кипение. Температура кипения. | Составление графиков | |
19/7 | Зависимость температуры кипения от давления. | Работа с таблицами | |
20/8 | Удельная теплота парообразования и конденсации. | Решение задач | |
21/9 | Объяснение изменения агрегатных состояний вещества на основании атомно-молекулярного учения | Составление графиков | |
22/10 | Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. | Работа с таблицами | |
23/11 | Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин. | Решение задач | |
Тема 3 Электрические явления (27) | |||
24/1 | Электризация тел. Два рода электрических зарядов. | Конспект | |
25/2 | Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. | конспект | |
26/3 | Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. | Конспект. Работа с учебником. | |
27/4 | Дискретность электрического заряда. Электрон. | Работа с учебником | |
28/5 | Строение атомов. | Работа с учебником | |
29/6 | Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. | Составление цепей | |
30/7 | Электрическая цепь. | Составление таблицы, схемы цепей. | |
31/8 | Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. | Конспект | |
32/9 | Сила тока. Амперметр. | Решение задач | |
33/10 | Лабораторная работа №5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках» | Выполнение лабораторной работы №5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках» по инструкции. Написать вывод, оформить работу. | |
34/11 | Электрическое напряжение. Вольтметр. | Работа с учебником | |
35/12 | Лабораторная работа №6 « Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | Выполнение лабораторной работы №6 «Измерение напряжения на разных ее участках» по инструкции. Написать вывод, оформить работу. | |
36/13 | Электрическое сопротивление. | Фронтальный опрос | |
37/14 | Закон Ома для участка электрической цепи. | Составление схем | |
38/15 | Удельное сопротивление. Реостаты. | Решение задач | |
39/16 | Лабораторная работа №7 «Регулирование силы тока реостатом» | Выполнение лабораторной работы №7 «Регулирование силы тока реостатом» по инструкции. Написать вывод, оформить работу. | |
40/17 | Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника» | Выполнение лабораторной работы№8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника» по инструкции. Написать вывод, оформить работу. | |
41/18 | Последовательное и параллельное соединение проводников. | Решение задач. | |
42/19 | Работа и мощность электрического тока. | Решение задач | |
43/20 | Количество теплоты, выделяющееся в проводнике с током. | Составление таблиц. | |
44/21 | Счетчик электрической энергии. | Составление схем. | |
45/22 | Лампа накаливания. | Решение задач | |
46/23 | Электронагревательные приборы. | Сообщение, доклад. | |
47/24 | Лабораторная работа №9 «Измерение работы и мощности электрического тока». | Выполнение лабораторной работы №9 «Измерение работы и мощности электрического тока» по инструкции. Написать вывод, оформить работу. | |
48/25 | Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами | Решение задач по теме «Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами» | |
49/26 | Короткое замыкание. | Решение задач | |
50/27 | Плавкие предохранители. | Решение задач | |
Тема4.Электромагнитные явления (7ч.) | |||
51/1 | Магнитное поле тока. | ||
52/2 | Лабораторная работа №10."Сборка электромагнита и испытание его действия" | Магнитное поле катушки с током. Выполнение лабораторной работы №10 «Сборка электромагнита и исследование его действия» по инструкции. Написать вывод, оформить работу. | |
53/3 | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли | Фронтальный опрос | |
54/4 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. | Составление конспекта | |
55/5 | Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)» | Выполнение лабораторной работы № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)». Написать вывод, оформить работу. | |
56/6 | Динамик и микрофон. | Опорный конспект | |
57/7 | Обобщение знаний по теме «Электромагнитные явления» | Обобщение знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме. | |
Тема5.Световые явления (9ч.) | |||
58/1 | Источники света. Прямолинейное распространение света. | Работа с учебником | |
59/2 | Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало. | Приготовить презентацию | |
60/3 | Лабораторная работа №12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» | Выполнение лабораторной работы №12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света». Написать вывод, оформить работу. | |
61/4 | Преломление света. | Работа на компьюторе | |
62/5 | Лабораторная работа №13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» | Выполнение лабораторной работы №13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света». Написать вывод, оформить работу. | |
63/6 | Линза. Фокусное расстояние линзы. | Фронтальный опрос | |
64/7 | Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. | Составление конспекта | |
65/8 | Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений». | Выполнение лабораторной работы №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений». Написать вывод, оформить работу. | |
66/9 | Глаз как оптическая система. Оптические приборы. | Приготовить презентацию | |
67-68 | резерв | ||
Итого уроков: 68 часов Из них уроков лабораторных работ:14ч |
Учебно-методическое обеспечение
Учебные электронные пособия (CD-диски, DVD –диски)
- Физика 7-11 классы
- Живая физика
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.
Кабинет физики с количеством ученических мест – 12. Ноутбук, медиапроектор.
интернет ресурсы
Для учителя:
http://www.alleng.ru/edu/phys2.htm
http://www.alleng.ru/d/phys/phys52.htm
http://www.ph4s.ru/book_ab_ph_zad.html
для учеников:
http://www.abitura.com/textbooks.html
http://tvsh2004.narod.ru/phis_10_3.htm
Список литературы
1.Дидатический материал для индивидуальной работы 8 класс издательство «Учитель» Волгоград.
2Лукашик В.И., Иванова Е.В. “Сборник задач по физике” 7-9 кл., М.: “издательство «Просвещение”, 2008
3.В.П. Шевцов Тематический контроль по физике с средней школе для 7-11 классов 2008
Материально-техническое оснащение
Раздел программы | Материально-техническое оснащение |
Тема1.Тепловые явления | Набор учебно-познавательной литературы, портреты выдающихся ученых–физиков и астрономов, компьютер |
Тема 2. Изменения агрегатных состояний вещества | Компьютер, проектор. Измерительные инструменты |
Тема 3.Электрические явления | Демонстрационный материал, электронное пособие, плакаты, наборы для проведения лабораторных работ |
Тема. 4 Электромагнитные явления | Демонстрационный материал, набор магнитов. |
Тема 5. Световые явления | Компьютер, проектор, набор линз, призм по теме. |
Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе педагога
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа( дата, № приказа | Подпись лица внесшего изменения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...