Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

рабочая программа Мякишев, Буховцев

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_fizika_7_klass_2013_2.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об  образовании в Российской Федерации"
  2. Письмо Министерства образования РФ от 20.02.2004г №03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  4. Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004г №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
  5. Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005г «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  6. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
  7. Санитарные правила и нормы (СанПин 2.42 – 2821 10).
  8. Учебный план МБОУ «Майская СОШ» на 2015-2016 учебный год.

       9.   «Положение  о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МБОУ    

           «Майская средняя общеобразовательная школа»)

     10. Авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин " Программы для      

       общеобразовательных учреждений физика  7-11   классы. Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин

        -4 -е изд,-М.: Дрофа, 2011"

Основная цель  реализации: формирование ключевых компетенций, подготовка к итоговой аттестации

Среди компетенций выделяются ключевые: информационная, коммуникативная, деятельностно-творческая  и способность увидеть проблему и найти пути ее решения.

Информационная  компетентность - целенаправленное формирование у учащихся во время урока умения работать с различными источникам информации, что  приведет в дальнейшем к более успешному усвоению изучаемого материала. Особую актуальность это приобретает при изучении физики на первом году обучения, поскольку учащиеся сталкиваются с необходимостью усвоить огромный поток новой по содержанию и форме подачи информации, научиться выполнять новые учебные задания. Для организации работы с объектами-носителями информации прежде всего были определены сами объекты и составлены типовые задания, направленные на формирование умения выделять и использовать информацию, заложенную в этих объектах. Таких объектов выделено семнадцать: текст учебника, дополнительный текст, текст условия задачи, вопросы к тексту, справочники, физические величины, единицы измерения физических величин, числа, формулы, таблицы, графики, схемы, физические приборы, шкала прибора, модели, определения, физические законы. Информационную компетентность можно рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ. Принципиальным является то, что информационная компетентность носит надпредметный,  общеучебный, общеинтеллектуальный  характер.

Коммуникативная компетентность  - это  формирование прочных  предметных умений и навыков, и развитие логической культуры учащихся, обеспечивающей способность четко мыслить, овладеть научным языком и физическими терминами, полноценно логически рассуждать, ясно излагать свои мысли в устной и письменной форме , сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное, осуществлять анализ и синтез, что является важнейшими элементами любого метода поиска решения задач из различных предметных областей.

Деятельностно-творческая компетентность – это  решение  физических задач, выполнение экспериментальных заданий и практических работ, умение учащихся  использовать  разнообразные формы и способы представления информации: проектирование, словесное описание, таблица, графические способы,  создавать свой текст (рассказ, сказку и т.д.), насыщенный физическим содержанием, составить свой справочник по физике, придумать свою задачу, нарисовать рисунок, сделать иллюстрацию. Такие задания носят творческий характер, дают ученикам свободу выбора темы, содержания, объема работы.

Общепредметными задачами работы по физике  являются:

  • Формирование фундаментальности физических знаний, индивидуальной и социальной значимости учебного материала, практической направленности обучения и усиления самостоятельности школьников.
  • Удовлетворение и развитие индивидуальных образовательных потребностей учащихся.
  • Выделить  высокий уровень социально-практической значимости физики,  возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике.

Используемый учебно-методический комплект:

1.Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М: Дрофа, 2011.

2. Авторской  программы для общеобразовательных учреждений: «Физика». 7 – 11классы, Москва, Дрофа 2011г . Авторы программы:  Е.М. Гутник, А.В.Перышкин.

3.Дидактические материалы по физике  7 класс . А.Е. Марон. и Е.А. Марон(в электронном варианте)

4. Сборник задач по физике Лукашик В.И., М.: 2008г.

Обоснование выбора УМК

Содержание  данного УМК соответствует  требованиям ФК ГОС  основного общего образования.

Цели  и задачи   учебно-методического комплекта взаимосвязаны  с его концептуальными положениями предмета.  Способствует  выполнению программы по физике развития  школьников.   Позволяет  индивидуализировать образование посредством системы разнообразных заданий и других способов, позволяющих простроить дифференцированное обучение.  Создает  условия для развития мотивации, самообразования.  Имеет структурную  целостность. Авторская  программа рассчитана на 70 часов, но согласно базисному плану на изучение  физики в 8 классе отводится 2 часа в неделю (что составляет 68 часов).  В связи с этим я планирую резервное время не 4 часа, а 2 часа.

                                                        Формы и методы обучения

Раздел программы

Формы

Методы

Тема1.Введение

Индивидуальная, парная, чтение учебника

Частично-поисковый, исследовательская

Тема 2.Первоначальные сведения о строении вещества

Лабораторные работы, устный зачёт,групповая .

Творческие работы, проблемный

Тема 3.Взаимодействие тел

Лекционный материал, парная группа

Проблемно-поисковый

Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов

Фронтальная беседа, индивидуальные задания

Частично-поисковый

Тема 5. Мощность, работа и энергия

Лабораторные работы, групповая.

исследовательская

Критерии и нормы оценки знаний, учащихся.

 Оценивание устных ответов учащихся

«5»:  · учащийся обнаруживает правильное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также верное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

· правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;

· строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ своими примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;

· может установить связь между изучаемыми и ранее изученными в курсе физики вопросами, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

«4»: -  ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но в нем не используются собственный план рассказа, свои примеры, не применяются знания в новой ситуации, нет связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.

«3»: - ставится,   если   большая   часть   ответа   удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием  готовых  формул,  но  затрудняется  при  решении  задач, требующих преобразование формул.

«2»: - ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.

 Оценивание результатов выполнения лабораторной работы

«5»:  · учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

· самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение верных результатов и выводов;

· соблюдает требования безопасности труда;

· в отчете правильно и аккуратно делает все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;

· без ошибок проводит анализ погрешностей (для 8-10 классов).

«4»: - выполнены требования к оценке «5», но ученик допустил недочеты или негрубые ошибки.

«3»: - результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

«2»: - результаты не позволяют получить правильных выводов; опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неверно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований безопасности труда.

Оценка умений решать расчетные задачи

«5» - в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

«4» - в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

«3» - в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчётах.

«2» - имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении

                                         

                                                     Требования к уровню подготовки учащихся

                                                                 В результате изучения физики ученик должен:

  • знать/понимать:
  • - смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
  • - смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
  • - смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, сохранения механической энергии;
  • уметь:
  • - описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,  передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  • - использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
  • - представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
  • - выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • - приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  • - решать задачи на применение изученных физических законов;
  • - осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • - обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  • - рационального применения простых механизмов.

                                      Учебно-тематический план

Раздел программы

 Всего часов

Количество лабораторных работ

Тема1.Введение

4

1

Тема 2.Первоначальные сведения о строении вещества

5

1

Тема 3.Взаимодействие тел

21

7

Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов

23

3

Тема 5. Мощность, работа и энергия

13

2

Резерв времени.

2

Всего:

68

14

                                       

                                   

                                                     

                                                   Календарно-тематический план

п/п

Тема урока

Виды деятельности учащихся

1.Введение (4)

1

Техника безопасности в кабинете физики. Что изучает физика.

Опорный конспект

2

Физические явления.

Опорный конспект

3

Лабораторная работа №1"Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности".

Наблюдения, опыты, измерения. Физические величины. Оформление работы, выводы

4

Физика и техника.

Фронтальный опрос,

2. Первоначальные сведения о строении вещества (5)

1

Молекулы.

Опорный конспект

2

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

 Написать вывод и правильно оформить работу.

3

Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение.

Опорный конспект

4

Притяжение и отталкивание молекул

Фронтальный опрос

5

Различные состояния вещества и их объяснения на основе молекулярно-кинетических представлений.

Работа с учебникам и вопросам

  1. Взаимодействие тел (21)

1

Механическое движение

Опорный конспект

2

Равномерное  движение.

Решение задач

3

Скорость .

Решение задач по теме «Расчет пути, скорости, времени движения». Зависимость пути от расстояния, скорости от времени, силы от скорости

4

Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости»

Техника безопасности при выполнении лабораторных работ. Выполнение лабораторной  работы №3«Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости» по инструкции. Написать вывод и правильно оформить работу.

5

Инерция

Фронтальный опрос

6

Взаимодействие тел

Работа с учебником

7

Масса тела.

Опорный конспект

8

Измерение массы тела на рычажных весах. Лабораторная работа №4 

 Техника безопасности при выполнении лабораторных работ. Выполнение  лабораторной  работы №4 «Измерение массы на рычажных весах» по инструкции. Написать вывод и правильно оформить работу.

9

Плотность вещества.

 работа с учебником

10

Лабораторная работа №5 «Измерение объема твердого тела»

Техника безопасности при выполнении лабораторных работ. Выполнение лабораторной  работы  № 5 «Измерение объема твердого тела». Написать вывод и правильно оформить работу.

11

Лабораторная работа №6 «Измерение плотности твердого тела»

Техника безопасности при выполнении лабораторных работ. Выполнение лабораторной  работы  № 6  «Определение плотности твердого тела» по инструкции. Написать вывод и правильно оформить работу.

12

Явление тяготения. Сила тяжести.

Фронтальный опрос

13

Сила возникающая при деформации. Вес тела.

 Вывод формулы зависимости

14

Связь между силой тяжести  и массой тела.

Опорный конспект.

15

Упругая деформация. Закон Гука.

Работа по вопросам

16

Динамометр. Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины».

Техника безопасности при выполнении лабораторных работ. Выполнение  лабораторной  работы №7 «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

17

Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

Индивидуальное задание

18

Трение. Сила трения.

 Фронтальный опрос

19

Трение скольжения, качения покоя. Подшипники.

Работа с учебником

20

Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

21

Центр тяжести тела. Лабораторная работа № 9 «Определение центра тяжести плоской пластины»

Выполнение  лабораторной  работы № 8 «Определение центра тяжести плоской пластины» по инструкции. Написать вывод и правильно оформить работу.

4.Давление твердых тел, жидкостей и газов. (23)

1

Давление.

Фронтальный опрос

2

Давление твердых тел.

 Решение задач по теме «Давление твердых тел».

3

Лабораторная работа №10 «Измерение давления твердого тела на опору»

Выполнение  лабораторной  работы №10 «Измерение давления твердого тела на опору»

4

Давление газа.

Работа по вопросам

5

Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений.

Опорный конспект

6

Закон Паскаля

Работа по вопросам

7

Давление в жидкости и газе.

Опорный конспект

8

Сообщающиеся сосуды.

Работа с учебником

9

Шлюзы.

Фронтальный опрос

10

Гидравлический  пресс. Гидравлический тормоз.

Опорный конспект

11

Атмосферное давление.

 Опорный конспект

12

Опыт Торричелли.

Работа с учебником

13

Барометр-анероид.

Работа в парах

14

Манометр. Насос

Фронтальный опрос

15

Измерение атмосферного давления с высотой.

Опорный конспект

16

Архимедова сила.

Вывод формулы закона Архимеда, применение при решении задач.

17

Лабораторная   работа №11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Техника безопасности при выполнении лабораторных работ. Выполнение  лабораторной  работы №11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» по инструкции. Написать вывод и правильно оформить работу.

18

 Условия плавания  тел

Работа с учебником

19

Лабораторная работа №12 «Выяснение условий плавания тел в жидкости»

Техника безопасности при выполнении лабораторных работ. Выполнение  лабораторной  работы №12 «Выяснение условий плавания тел в жидкости» по инструкции. Написать вывод и правильно оформить работу.

20

Водный транспорт

 Опорный конспект

21

Воздухоплавание

Решение  задач на закон Архимеда.

22

Повторение: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание

Решение  задач на закон Архимеда

23.

Повторение: плавание тел . воздухоплавание.

Приготовить презентацию

5.Мощность и работа. Энергия  (13 часов)

1

Работа силы, действующей по направлению движения тела.

Работа с учебником

2

Мощность

Формулы расчета  работы и  мощности. Решение задач

3

Простые механизмы.

Решение задач

4

Условия равновесия рычага

Фронтальный опрос

5

Лабораторная работа №13 «Выяснение условий равновесия рычага»

Техника безопасности при выполнении лабораторных работ. Выполнение  лабораторной  работы №13 «Выяснение условий равновесия рычага» по инструкции. Написать вывод и правильно оформить работу.

6

Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

Решение задач.

7

Золотое правило механики. КПД механизма.

Работа с учебником

8

Лабораторная работа №14 «Определение КПД при подъеме тела  по наклонной плоскости»

Техника безопасности при выполнении лабораторных работ. Выполнение  лабораторной  работы №14 «Определение КПД при подъеме тела  по наклонной плоскости» по инструкции. Написать вывод и правильно оформить работу.

9

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины.

Опорный конспект

10

Кинетическая энергия движущегося тела.

Работа по вопросам

11

Превращение одного вида механической энергии в другой

Фронтальный опрос

12

Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра

Работа с учебником

13

Повторение по теме  «Работа и мощность. Энергия»

Оценка  знаний,  умений и навыков учащихся по изученной  теме.

14-17

Резерв

Итого уроков: 68 часов

Из них

Уроков  лабораторных работ:14ч

                                           

                                                 Учебно-техническое обеспечение.

Кабинет   физики с количеством ученических мест – 12

Учебные электронные пособия  (CD-диски, DVD –диски)

  1. Физика (учебное электронное издание, практикум) 7-11 классы.

интернет ресурсы

Для учителя:

http://www.alleng.ru/edu/phys2.htm

http://exir.ru/education.htm

http://www.alleng.ru/d/phys/phys52.htm

http://www.ph4s.ru/book_ab_ph_zad.html

для учеников:

http://www.abitura.com/textbooks.html

http://tvsh2004.narod.ru/phis_10_3.htm

http://fizzzika.narod.ru

Литература, рекомендованная для учащихся:

  1. Шевцов В.П.Тематический контроль по физике в средней школе для 7-11 классов, 2008г
  2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 2008                                                                                           

                                           Оценочный материал

1.Дидактические материалы по физике 7-9 кл. А.Е. Марон, Е.А. Марон

2.Дидактические карточки 7-9 М.А. Ушаков, К.М. Ушаков

3.Тесты 7 класс Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова

4. Рабочая тетрадь 7 кл. Т.А. Ханнанова

                               Материально-техническое оснащение

Раздел программы

Материально-техническое оснащение

Тема1.Введение

Набор учебно-познавательной литературы

Тема 2.Первоначальные сведения о строении вещества

Компьютер, проектор. Измерительные инструменты

Тема 3.Взаимодействие тел

Демонстрационный материал, электронное пособие, набор грузов, динамометр демонстрационный,

динамометр лабораторный, весы учебные, с гирями.

Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов

Компьютер, проектор, портреты  учёных-физиков, шар Паскаля, барометр, ведёрко Архимеда, динамометр, висы, набор грузов,комплект сообщающихся сосудов

Тема 5. Мощность, работа и энергия

Набор лабораторный "Механика", грузы, динамометр, штативы, линейка измерительная, электронное пособие, компьютер

Лист фиксирования  изменений  и  дополнений  в  рабочей  программе педагога

Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа( дата, № приказа

Подпись лица внесшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...