Описание системы работы
статья по физике на тему
Материал к конкурсу "Учитель года". Описание системы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_moey_sistemy_raboty.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание системы работы учителя физики и химии Фомакиной Г.В. ГБОУ ООШ с. Аксаково
Введение
XXI век называют «веком электронного общества» и «веком информационной цивилизации». Современное общество переживает значительные перемены, связанные с переосмыслением ряда научных, политических и социальных положений. Это происходит во всех сферах человеческой жизни, затрагивает все общественные институты, в том числе систему образования. В нашей стране целые группы населения меняют ценностные ориентиры, в связи с лавинообразным ростом информации. Бурное развитие средств телекоммуникации и информационных технологий, формирование мирового информационного пространства предъявляет новые требования к современному обществу и его важнейшего института — системы образования.
По той роли, с какой входят информационные и телекоммуникационные технологии в историю развития человеческого общества, их можно сравнить только с развитием книгопечатания.
Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Поэтому важным пунктом государственного образовательного стандарта по физике, химии является формирование информационно-коммуникативной компетенции, одним из направлений которой является развитие у обучающихся умений получать информацию из различных источников, в том числе и из электронных, поскольку школьная и сельская библиотеки практически не содержат современной научно-популярной литературы, необходимой для этой цели. Всё большее внимание в обучении приобретают электронные учебники. Достоинством современных электронных учебников является разнородность учебного материала (текст, иллюстрации, анимация), интерактивность, мгновенный поиск. Электронный учебник обладает рядом, несомненно, положительных свойств, выгодно отличающих его от традиционных учебников — текст учебника сопровождается большим количеством слайдов и видеофрагментов, усиливающих эмоционально-личностное восприятие учащимися изучаемого материала. Используемые мной учебники «Вертикаль» издательства «Дрофа» позволяют сделать на уроке намного больше, чем с помощью традиционных средств, повысить интерес к предмету.
Одно из направлений развития учебной деятельности - приближение ее к истинно исследовательской деятельности. Конечные цели информатизации образования - обеспечение качественно новой модели подготовки будущих членов информационного общества, для которых активное овладение знаниями, гибкое изменение своих функций в труде, способность к человеческой коммуникации, творческое мышление и планетарное сознание станут жизненной необходимостью. Такое глубинное влияние на цели обучения опирается на потенциальные возможности компьютера как средства познавательно-исследовательской деятельности, средства, обеспечивающего личностно - и практико-ориентированный подход к обучению, способствующего развитию индивидуальных способностей обучаемых как в гуманитарных, так и в точных науках.
При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно – коммуникативные, личностно – ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности. Сегодня внедрение инновационных средств обучения в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения, особенно востребованы при проведении демонстрационного и лабораторного эксперимента на уроках естественнонаучного цикла, поскольку именно на уроках физики, химии учащиеся приобретают опыт практической деятельности. В декабре в нашу школу поступили цифровые лаборатории – модульные системы экспериментов PROLog, автоматизированное рабочее место (АРМ) по физике, географии и химии, новое демонстрационное оборудование, что, несомненно, повысит мою ИКТ – компетентность через освоение нового программного обеспечения при ежедневном использовании в учебном процессе. Надеюсь, что полученный навык позволит за короткое время преодолеть психологический барьер «боязни» сложного на первый взгляд технического оборудования.
Применение информационных технологий в обучении базируется на основании особенностей физиологии нервной высшей деятельности и основанной на них физиологии человеческого восприятия: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе. Наиболее высокое качество усвоения учащимися информации достигается при сочетании слова учителя и изображения, показываемого именно с помощью технических средств обучения.
Поэтому использование современных измерительных приборов при проведении эксперимента отражено в ФГОС.
Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. В связи с введением новых ФГОСов изменились цели образования, разрабатываются новые учебные программы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. И качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.
ФГОС предусматривает решение важнейших задач, таких как:
—организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
—социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся;
—сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться»; «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Сознание учащихся уже подготовлено к восприятию информационного мира, они с легкостью осваивают информационные и коммуникационные технологии, многие из них способны самостоятельно обучаться. Преподаватели, чтобы идти наравне с теми, кого они обучают, то есть с учащимися, тоже должны войти в информационный мир, найти новую точку опоры, как-то преобразовать свою деятельность. Всё начинается с разработки самообразовательной работы.
Тема самообразовательной работы:
Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности учителя при совершенствовании традиционных методов обучения средствами инновационных технологий для повышения компетенций в учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Цели:
1) повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий;
2) обеспечение развития познавательной и личностной сферы обучающихся;
3) обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителя.
Задачи:
1) поддерживать научно-исследовательскую и поисковую работу учителя и обучающихся, стимулировать участие в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности, используя ИКТ;
2) совершенствовать систему мониторинга образовательного процесса по всем предметам, используя ИКТ;
3) обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся;
4) создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство;
5) повысить качество преподавания физики и химии на основе внедрения современных информационных технологий.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1.Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности. 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3.Зарегистрироваться на сайте журналов «Физика в школе», «Химия в школе». 4.Вести каталог статей из этих журналов. 5.Повышать квалификацию на курсах для учителей физики. 6.Разработать рабочие программы по своим предметам. 7.Участие с обучающимися в научно – исследовательских конкурсах и проектах | 2012- 2014 г.г. 2013-2014 г.г. 2013г. 2013-2014 г.г. 2012-2013, 2013-2014 уч. год 2012-2013, 2013-2014 уч. год |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | регулярно |
Мониторинг обученности | 1.Оценка качества знаний и успеваемости по химии обучающихся 8,9 класса и физике обучающихся 7-9 класса, по географии обучающихся 5-9 класса. | Каждый учебный год регулярно по итогам четверти |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся по физике и химии. 2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. 3.Принимать активное участие в работе районного, школьного МО 4.Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. А)Областной конкурс творческих работ учащихся «Скажи терроризму – нет!» (сочинение 6 класс); Б)Областной конкурс творческих работ учащихся «Война глазами детей» (сочинение 6 класс); 5.Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет. 6.Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7.Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8.Пополнять собственный ЦОР лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, внеклассных мероприятий по преподаваемым предметам. 9.Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района . 10.Выступать с докладами, мастер- классами на занятиях МО и августовском секционном занятии учителей района. | регулярно регулярно регулярно ежегодно ноябрь 2012 г. февраль 2013 г. регулярно регулярно регулярно 2013-2014
2012-2014 2012-2014 |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2.Сбор и анализ в Интернете информации по физике, химии, педагогике и психологии. 3.Создать персональный сайт и периодически его пополнять. 4.Дать мастер-класс «интегрируемые уроки и их публикация в Интернете» при подготовке к конкурсу «Учитель года». 5.Участие в окружном конкурсе «Учитель года». 6.Сотрудничество с родителями через единое информационное пространство школы. 7.Внедрение в учебный процесс поступившего инновационного оборудования. | регулярно регулярно 2012-2013 2012-2013 уч. год 2012-2013 уч. год Регулярно 2-ое полугодие 2013-2014 уч. года |
Охрана здоровья | 1.Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2.Вести здоровый образ жизни. | регулярно регулярно |
Ожидаемые результаты самообразования - повышение уровня профессиональной компетенции учителя; - стабильное развитие познавательной и личностной сферы обучающихся; - сохранение качества знаний обучающихся по всем предметам; - достижение среднего уровня сформированности УУД по географии в 5,6 кл. - повышение уровня сформированности ключевых компетенций по всем предметам; - сохранение здоровья обучающихся. |
Моё педагогическое кредо
Нет профессии более важной,
Чем моя. И не спорьте со мной!
Потому что с учителем в жизни каждый
Навсегда породнился душой.
И, действительно, учитель в жизни каждого из нас играет огромную роль. Это с ним связаны все годы учёбы. Он не только даёт азы науки, но и помогает нам стать настоящими людьми, а также правильно выбрать профессию. Каждый из нас, не подозревая об этом, выбирает свою будущую профессию в детстве. В играх я всегда выступала среди своих сверстников в роли учителя и старалась подражать моим учителям. И благодарна им в том, что я стала педагогом. Это они привили мне любовь к профессии учителя. А смогли сделать это лишь только потому, что сами были замечательными учителями.
После окончания Туарминской средней школы поступила на физико-математический факультет Куйбышевского государственного педагогического института, тем самым продолжила династию учителей математики и физики семьи Антиповых. Выбор был определён также потому, что вела этот предмет в нашем классе мой любимый учитель - Шепталова Г.Г., человек необыкновенной души. Добротой и вниманием она сумела с первых дней учебы в 5 классе завоевать моё сердце. Она дала мне очень хорошие знания и привила интерес к математике. Её авторитет в глазах учащихся был безупречным. Поэтому в своей работе я часто равняюсь на неё и на протяжении своей трудовой деятельности я стараюсь умело сочетать высокую требовательность к учащимся с искренней доброжелательностью, уважительным отношением к ученику с учётом индивидуальных познавательных интересов каждого.
Как учитель - предметник формирую у своих учеников целостную систему знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, о явлениях природы и её изменениях.
Древнегреческий учитель Аристотель, который впервые в Афинах открыл Лицей, говорил: «Ум заключается не только в знаниях, но и в умении прилагать знания на деле», поэтому физика и химия невозможны без системы экспериментов, опытов, лабораторных работ. Практические и исследовательские работы, обязательно проводимые мной, способствуют освоению учащимися физико-химических методов познания.
В свою очередь я, как учитель, желаю видеть своих учеников не только образованными людьми, в традиционном смысле этого слова, но и способными быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции и стремительно прогрессирующей жизни, как сейчас принято говорить быть социализированными.
Учебно - опытническая работа является базой для выбора профессий. Очень рада, что данные мной знания пригодились выпускникам, которые продолжили учёбу в физмат классах средней школы, в СГЭА, СГАУ, СамГУПС, СамГМУ; в Сергиевском губернском техникуме; на биохимическом факультете СамГПУ (ПГСГА) и уже сама работает учителем химии и географии.
Главным принципом моей работы являются слова В.О.Ключевского «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь». Поэтому, любя естественно – научные предметы, я многое делаю для того, чтобы заинтересовать учащихся физикой и химией. В своей педагогической деятельности стараюсь не только дать учащемуся определённую сумму знаний, но и научить учиться, развить интерес к учению. Убеждаю их, что эти предметы проникают во все сферы нашей жизни, достигая просторов Вселенной, показываю учащимся важность и необходимость их изучения.
Ещё К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт». Поэтому я не могу допустить, чтобы в глазах моих учащихся появилось разочарование. Я боюсь равнодушных лиц на уроке. Считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях.
Нельзя опираться только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы. В настоящее время, считаю, имеет смысл разрабатывать и апробировать систему уроков с применением новых информационных технологий. Необходимость внедрения ИКТ во все сферы человеческой деятельности становится все более осознаваемой. Трудно представить современное образовательное учреждение без компьютерного класса. Компьютер стал такой же необходимостью, как калькулятор, записная книжка, печатная машинка, музыкальный центр, устройство для доступа и хранения информации. Использование ИТ в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения и познавательную активность обучающихся. Документ-камера способствует максимальной реализации одного из основополагающих принципов обучения – наглядности, который Я.А.Коменский назвал «золотым правилом дидактики». На сегодняшний день в основе принципа наглядности рассматривается процесс познания человеком окружающего мира: непосредственно-чувственный, когда объект познаётся с помощью органов ощущений. Владение этим инструментарием позволяет мне как педагогу расширить представление о том, что педагогический процесс творческий и многогранный, проявлять смелость и неординарность мышления, формировать ярко выраженный мотивационный подход в обучении, развивать творческое мышление школьников.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:
- графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические физико-химические процессы;
- возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Об этом конкретно говорится в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и в Постановлении Правительства Самарской области от 21.10.10 №507 «О действиях Правительства Самарской области по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Ян Амос Коменский в своем знаменитом труде «Великая дидактика» говорил о роли учителя в формировании у детей стремления к знанию «учитель, прежде чем начать образовывать ученика, возбудил бы интерес к знанию, своими наставлениями сделал бы его способным к учению». Следовательно, Коменский призывал поддерживать у детей стремление к обучению, т.е. одной из главных задач любого образовательного учреждения является формирование и поддержание стойкого интереса, познавательной активности к процессу обучения.
Проблема развития познавательной самостоятельности личности учащегося в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение и в моей деятельности как учителя. Изучение физики и химии начинается на второй ступени общего образования. Именно на этом этапе важнейшая задача – становление личности выпускника основной школы, активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества, умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике. В Концепции школьного физико-химического образования сказано, что на первое место выступает «нарастание самостоятельной поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, и это должно стать переломным принципом построения занятий». Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который второй год внедряется в практику школы и в связи с которым, уже сейчас я видоизменяю свою педагогическую концепцию, устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
Корректировка целей образования с учетом изменившейся социально-экономической обстановки влечет пересмотр и переосмысление использовавшихся ранее подходов к приобщению учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. Однако практически неизменными остаются требования к уроку в школе, которые сформулировал В.А. Онищук еще в 80-е годы: формировать у учащихся как постоянные качества личности самостоятельность, творческую активность, инициативность, умение творчески выполнять задания, которые встречаются в жизни, на производстве; формировать у школьников умение самостоятельно учиться добывать и углублять или пополнять знания, работая с различными источниками информации, овладевая навыками и умениями творчески применять их на практике; формировать у учащихся познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и пополнении знаний.
Познавательную самостоятельность можно формировать различными путями, но моя идея заключается в том, чтобы было постоянное включение учащихся в образовательный процесс как субъектов учебной деятельности с помощью форм, способов и приемов обучения, которые способствуют повышению и сохранению учебной мотивации, позитивным изменениям познавательной самостоятельности учащихся.
Целью педагогической деятельности в рамках моего опыта является обеспечение положительной динамики познавательной самостоятельности учащихся в учебной деятельности при изучении предметов посредством создания системы формирования самостоятельных умений в выборе элементов познания и способов действий познания при включении их в процесс познания.
Как я организую учебный процесс, откуда рождается мой опыт? Как и многие мои коллеги, я пробовала многое – что-то получалось, что-то не очень. В своей работе я не отдаю предпочтение лишь одной технологии, я использую методики из технологии личностно-ориентированного развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологий, технологии уровневой дифференциации.
Так, в начале каждого урока для повышения познавательной активности нужна мотивация. Для этого я использую разные приемы:
- создание проблемной ситуации (Если мы считаем, что алюминий является активным металлом и не встречается в природе в свободном виде, то почему мы применяем посуду из алюминия?)
- приёмы стимулирования и контроля: взаимоконтроль, самоконтроль (самооценивание), использование накопительных баллов (в течение нескольких уроков за небольшие ответы, не заслуживающие оценки, ученик получает отдельные баллы, которые затем суммируются).
- применение программ-тренажеров, демонстрационные опыты; учебные задания (готовые или созданные учителем); практические работы; анимационные модели; включение в учебный процесс мультимедиа-курсов по предметам разных авторов; мониторинг качества знаний; создание обучающимися и использование готовых мультимедийных презентаций Microsoft Office PowerPoint; работа с Интернет-ресурсами в разных формах (поиск информации в ходе урока; домашнее задание; поиск информации во внеурочной деятельности).
Организация познавательной самостоятельной деятельности в учебном процессе (именно деятельности) реализуется таким образом, чтобы каждый ребенок стал активным деятелем. Чтобы не просто умел применить алгоритм последовательных действий в овладении знаниями и способами действий, а пытался бы найти средства для выражения собственных мыслей, для решения новых задач в новых условиях.
В настоящее время система нашего школьного образования представляет собой изучение отдельных учебных предметов. Иными словами, общий объект изучения - Природа - «разбит» между отдельными областями образования, что не способствует формированию у учащихся целостной картины мира, единства Природы во всех ее проявлениях.
Исходя из этого, на современном этапе развития школьного образования весьма актуальными становятся межпредметные связи, которые создают благоприятную почву для интеграции знаний. Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связанного единого целого, процесс сближения и связи наук.
Основной задачей интегрированного подхода в учебно-воспитательном процессе является подготовка школьников к жизни во «взрослом мире», показ многообразия духовной сферы, удовлетворения познавательных и нравственных потребностей на основе координации содержания, конкретизации задач через комплексное взаимодействие предметов.
Уроки, построенные на основе интеграции знаний, достигают наибольшей эффективности, если соблюдаются определенные дидактические условия их проведения. Прежде всего, интегрированные уроки должны быть включены в тематическое и поурочное планирование, и отвечать основным целям и задачам образовательного процесса и иметь взаимосвязь с ранее изученным материалом.
Постоянное использование межпредметных связей позволяет разнообразить методы и приемы обучения, создает возможность более широкого применения наглядности и дидактического материала. Я широко использую межпредметную интеграцию на химической базе, которая позволяет объединить знания по химии, математике, физике, биологии, географии, экологии и сформировать целостную естественно - научную картину мира. Я стараюсь применять такие формы и методы работы, которые позволяли бы ребенку раскрыться, применять учебные действия, полученные в одной области знаний, в реальных жизненных ситуациях. Такие возможности представляет методика интегрированного обучения. Такие уроки позволяют реализовать принцип «обучение с увлечением», способствуют достижению предметных и метапредметных результатов, развитию УУД. Интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами и математикой позволяет показать роль химии и в не химической сфере человеческой деятельности. Например, на уроках физики по теме: «Виды теплопередачи в природе и технике» используются репродукции художников, отрывки из художественных произведений, а на уроке «Линзы. Оптические приборы» - таблицы по биологии о строении глаза. При изучении какого-либо закона или явления путь от гипотезы до доказательства можно проследить с помощью глобуса или географической карты мира.
Интеграция физики, химии с другими предметами школьного курса может осуществляться не только в рамках целого урока, но и в качестве отдельных методических приемов. Например.
1. Использование фрагментов текстов, связанных с естественнонаучными и историческими науками на уроках физики и химии.
Методика использования текстов, связанных с биологией, географией, экологией, историей может быть разнообразной. Если сообщение содержит описание какого-либо явления или пример физического явления в природе, то его целесообразно использовать на уроке как иллюстрацию.
2. Использование задач, с элементами биологии, географии, экологии и истории на уроках физики и химии.
При этом правильное установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума учащихся, для активизации процесса обучения и для усиления практической направленности обучения. Интегрированные уроки показывают значительный рост заинтересованности учащихся в обучении, общении, желании высказывать то, что они хотят.
Метод интегрированного подхода к образованию углубляет содержание урока, повышает его значение, активизирует деятельность учащихся, способствует формированию у школьников целостной картины мира с его единством и многообразием свойств живой и неживой природы.
На уроках химии большое значение имеет химический эксперимент, служащий доказательством или опровержением выдвинутых гипотез. Зачастую проведение его затруднено отсутствием в образовательном учреждении необходимого оборудования и реактивов или условиями проведения (повышенное давление, высокие температуры, взрывоопасность и т.д.). В этом случае компьютер служит средством моделирования данного процесса (цифровой формат опыта или анимационная модель), помогает понять невидимую структуру веществ и сущность процессов, протекающих между веществами (растворение веществ в воде; механизм образования химической связи; радиоактивный распад и т.д.).
Опыт показывает, что ИКТ служит надежным средством формирования одноименной компетенции обучающихся, являющейся важнейшим составным звеном в системе исследовательской компетенции. А уровень сформированности последней напрямую зависит от уровня навыков, образующих основу информационно-коммуникационной компетенции школьников.
Информационная технология, по мнению Г.К. Селевко может быть реализована в трех вариантах:
- как «проникающая» (использование компьютера при изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач);
- как основная (наиболее значимая в используемой педагогической технологии);
- как монотехнология (когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютера).
Считаю, что компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Мультимедийные презентации позволяют во время урока сэкономить время, заинтересовать ребят.
Метод проектов является приоритетным направлением в моей работе на уроках и во внеурочной деятельности для формирования регулятивных, познавательных, метапредметных УУД. Такая работа позволяет каждому школьнику испробовать, выявить и активизировать хотя бы некоторые из своих талантов. При этом главная задача - это создать, поддерживать и развивать творческую атмосферу, не допуская никакого принуждения и насилия над личностью.
Если говорить о здоровьесбережении, то пропаганда здорового образа жизни регулярно проводится как на уроках, где нахожу возможность в каждой теме затронуть вопросы правильного питания, безопасности жизнедеятельности, влияния электромагнитных волн, токсических веществ на организм человека, пользе и вреде лекарственных препаратов, допустимые для лаборатории напряжение и сила тока и др., так и во внеурочной работе. Стараюсь рационально использовать время урока, не допускать перегрузки учащихся, правильно дозировать объемы домашнего задания, самостоятельных и контрольных работ, осуществлять неоднократную смену деятельности учащихся, что позволяет снимать напряжение.
Создание на уроках благоприятного психологического климата, выбор таких методов, которые раскрепощают ребенка, повышают его познавательную активность, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях – моя стратегия. Применяемые методы снижают тревожность и психологическое напряжение учащихся, т.е. убирают стрессовый фактор в учебном процессе. Все это улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психологического, так и соматического здоровья школьников.
Как показывают результаты, применение данных технологий способствует повышению качества обучения: «слабые» учащиеся испытывают учебный успех, имеют стабильные оценки и избавляются от комплекса неполноценности; «сильные» быстрее и глубже продвигаются в образовании, развивают свои творческие способности.
Формированию познавательной самостоятельности способствует и внеурочная деятельность по предметам.
Результативность применения вышеназванных технологий, форм и методов можно проследить по следующим показателям: положительная динамика участия учащихся в окружных научно-практических конференциях «Первые шаги в науку»:
- Участие в секции «Неорганическая химия» учащейся 9 класса с работой «Сотвори краски» - окружной этап.
- Участие с этой же работой «Сотвори краски» - областной этап.
- 3 место в секции «Химия» обучающихся 8 класса с работой «Белый камешек растаял, на доске следы оставил» - окружной этап.
- 2 место в секции «Физика» обучающихся 9 класса с работой «Зависимость тормозного пути от погодных условий» - окружной этап.
- Публикация в электронном СМИ (Проект для одарённых детей социальной сети работников образования nsportal.ru «Алые паруса») творческих работ «Определение качественного состава писчего мела» и «Роль детской литературы в познании физики».
- 2 место в секции «География» обучающихся 6,7 класса с работой «Народные приметы и прогноз погоды» - окружной этап.
Как мы знаем на личном опыте, ничто не объединяет людей так сильно, как общее дело. А дело у нас преподавателей и обучающихся одно – движение вперед к новым формам и методам работы, к совместному воспитанию и обучению нового человека – человека будущего, более организованного, более мобильного, более толерантного и совершенного. Знаю→могу применить→владею способами применения→имею своё отношение – эта логическая цепочка определяет развитие обучающихся. Выстраивая систему работы, я опираюсь именно на эти принципы. Она не позволяет мне, как учителю стоять на месте, побуждает меня все время двигаться вперед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из личного опыта: Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня)
Результатом обучения в школе должно стать формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманистическое...
Описание системы работы
Попытка обобщения опыта...
Описание системы работы по пропаганде правильного питания
Пропаганда правильного питания – составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором с...
Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня) - из личного опыта учителя.
Система работы с одаренными учащимися: Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного общества. По выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня вы...
Описание системы работы педагога- библиотекаря
Краткое описание моей системы работы....
Описание системы работы классного руководителя
Краткий рассказ как я работаю с классом...
Модульное описание системы работы. Наименование опыта: "Стимулирование мотивации выпускников детского дома к саморевализации и самосовершенствованию личности в период адаптации к самостоятельной жизни"
Актуальность и обоснование темы. Работа по программе постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Становление": цели, задачи, формы и методы работы. Стимулирование мотивации выпускников д...