Т е к с т – к е й с к у р о к у «В л а ж н о с т ь в о з д у х а и е ё з н а ч е н и е» (для 8 класса)
план-конспект занятия по физике (8 класс) на тему

Запорожцева Ольга Ивановна

Данный кейс предназначен для проведения урока по теме "Влажность воздуха и её значение" в 8 классе. В нём представлен материал для самостоятельного изучения по указанной теме. Учащиеся, читая текст, отвечают на свои же вопросы, возникшие вначале урока при сообщении его темы. При этом учащиеся делятся на три группы. каждая группа отечает на вопросы других групп. Вопросы записываются на листах, опускаются в ящих. Капитан группы вытаскивает несколько вопросов и его группа приступает к работе над текстом. Затем участники отвечают на вопросы, делясь информацией. В конце урока все выполняют лабораторную работу "Измерение влажности воздуха".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vlazhnost_vozduha_i_eyo_znachenie.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Т е с т    –    к е й с     к    у р о к у     «В л а ж н о с т ь    в о з д у х а»

Влажность воздуха и её значение.

Вода занимает около 70,8% поверхности земного шара. Живые организмы содержат от 50 до 99,7% воды. Образно говоря живые организмы – это одушевлённая вода.

Главный источник водяного пара в атмосфере – испарение воды с поверхности океанов, морей, водоёмов, влажной почвы, растений. С водяных просторов и суши за год испаряется свыше 500 000 км3 воды, т.е. количество воды, почти равное количеству воды в Чёрном море.

В атмосфере под влиянием различных процессов водяной пар конденсируется. При этом образуются облака, туман, осадки, роса.

 Воздух может быть сухой и влажный в зависимости от количества паров, находящихся при данной температуре в атмосфере.

Абсолютная влажность р показывает сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объёмом 1 мпри данных условиях, т.е. плотность водяного пара, измеряемого в г/м3.

Для суждения о степени влажности важно знать, близок или далёк водяной пар, находящийся в воздухе, от состояния насыщения. Для этого вводят понятие относительной влажности.

Относительной влажностью воздуха φ называют отношение абсолютной влажности воздуха р к плотности р0 насыщенного водяного пара при той же температуре. φ выражается в процентах.

Относительную влажность можно определить по формуле

φ = р/р0 •100%

Если влажный воздух охлаждать, то при некоторой температуре пар, находящийся в воздухе можно довести до насыщения. При дальнейшем охлаждении водяной пар начинает конденсироваться в виде росы. Появляется туман, выпадает роса.

Температуру, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным в процессе охлаждения, называют точкой росы.

Значение влажности воздуха.

От влажности зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи человека. А испарение влаги имеет большое значения для поддержания температуры тела постоянной.

Благоприятная для человека относительная влажность воздуха 40-60%. Такую влажность поддерживают в производственных помещениях, на борту космического корабля.

Большое значение имеет знание влажности в метеорологии для предсказания погоды.

В ткацком, кондитерском, печатном и других производствах для нормального течения процессов необходима определённая влажность.

Хранение произведений искусства, книг, музыкальных инструментов требует поддержания влажности на необходимом уровне.

Приборы для определения влажности..

Для определения влажности воздуха используют такие приборы, как гигрометры (конденсационный и волосной) и психрометры.

Устройство и принцип действия психрометра.

Психрометр состоит из двух термометров. Один термометр показывает температуру воздуха, а другой обмотан тканью, конец которой опущен в воду. При испарении воды с ткани термометр охлаждается.

По разности показаний сухого и влажного термометров с помощью специальных таблиц можно определить относительную влажность воздуха.

Влияние влажности воздуха на жизнь человека

Для человека наиболее благоприятная влажность воздуха 50%.

     Гигиенические правила гласят: влажность воздуха в жилых помещениях должна составлять 40-60%, отклонения в ту или иную сторону вредны для здоровья. 

 На влажность, как и на многое другое, распространяется правило: слишком много и слишком мало – одинаково нехорошо. Действительно, при повышенной влажности человек острее ощущает низкие температуры. Многие могли убедиться, что сильные морозы при низкой влажности воздуха переносятся легче, чем не столь сильные, но при высокой влажности. Дело в том, что пары воды, так же как и жидкая вода, обладают гораздо большей теплоемкостью, чем воздух. Поэтому во влажном воздухе тело отдает в окружающее пространство больше теплоты, чем в сухом.

 В жаркую погоду высокая влажность опять же вызывает дискомфорт. В этих условиях уменьшается испарение влаги с поверхности тела (человек потеет), а значит, тело хуже охлаждается и, следовательно, перегревается.

В условиях пониженной влажности воздуха мы активно теряем влагу. Слизистые оболочки высушиваются - в носу появляется заложенность, корки, жжение, может возникать охриплость голоса. Беспокоит чувство «песка в глазах». Проблемы со зрением усиливаются при работе за компьютером. Кожа теряет эластичность, шелушится, появляются «цыпки».В условиях зимней квартиры можно ощутить даже симптомы легкого кислородного голодания - сонливость, зевота, снижение умственной активности, памяти. Все это происходит, так как при низкой влажности воздуха затрудняется насыщение крови кислородом. В сухом помещении быстрее накапливается статическое электричество, возрастает количество пыли в воздухе.

Влияние температуры и влажности на комнатные растения

Разные растения нуждаются в разном количестве теплоты и обладают различной способностью переносить отклонения (как в сторону понижения, так и повышения) температуры от оптимальной.

Большинство растений привыкло к более влажному воздуху, чем тот, что окружает их в наших квартирах. От недостатка воды в воздухе они страдают гораздо чаще, чем от ее избытка. В сухом воздухе растения начинают испарять через устьица на листьях больше воды, и их водный баланс нарушается.

Практическая работа «Определение относительной влажности воздуха в кабинете физики с помощью психрометра.

Цель работы: определить относительную влажность воздуха в кабинете.

Оборудование: термометр демонстрационный, термометр лабораторный, стакан с водой комнатной температуры, кусок марли, психрометрическая таблица.

Указания к работе.

1. С помощью демонстрационного термометра измерьте температуру воздуха в классе – tсух термометр лабораторный.

2. Оберните резервуар термометра лабораторного марлей так, чтобы кончик ткани свободно свисал вниз, и закрепите его ниткой.

3. Держа термометр за его верхний край, опустите свисающую часть ткани в воду. Вода должна смочить ткань. При этом резервуар термометра должен оставаться выше уровня воды в стакане.

4. Наблюдая за показаниями термометра, запишите самое низкое показание термометра, это значит tвлаж.

5. Результаты измерений занесите в таблицу.

 

t сухого, 0С

t влажного, 0С

t сухого – t влажного, 0С

Относительная влажность φ, %

 

 

 

 

 

6. С помощью психрометрической таблицы определите относительную влажность воздуха в классе.

7. Соответствует ли полученное значение санитарным нормам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....