Элективный курс " Методы решения задач"
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

Программа  элективного курса рассчитана для учащихся 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el.kurs_metody_resheniya_zadach.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования,

молодёжной политики, физической культуры и спорта

 администрации Моргаушского района

Чувашской Республики.

МБОУ «Сятракасинская СОШ».

Программа

элективного курса

Методы решения задач

                                                      Программу разработал:

                                                     Конузин Геннадий Ильич-

                                                     учитель физики 1 категории

Программа рассчитана  на учащихся девятых классов,

17 часов во втором  полугодии.

Актуальность и практическая значимость.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влияния на темпы развития научно-технического прогресса.

Содержание образования становится предметом обучения лишь тогда, когда оно принимает для ученика вид определённой задачи, направляющей и стимулирующей его учебную деятельность, таким образом, решение задач становится и целью и средством обучения.

На современном этапе умения ставить и решать задачи особенно ценны. При их анализе и решении сообщаются знания о конкретных объектах и физических явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории науки и техники, осуществляется знакомство с достижениями современной науки, физики и техники.

Связь программы с существующими программами по данному направлению.

 Программа «Физика-9» Методы решения задач составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования основной школы, приведена в соответствие с методической линией А.В. Перышкин, Е.М. Гутник  «Физика-9» , синхронизирована с ней, соответствует стандарту образования.

  За основу в решении задач принят «Сборник задач по физике» –сост. Филонович Н.В. как система задач. В программе учтены межпредметные связи математики, естественных наук, техники.

Цель – предполагаемый результат образовательного процесса:

Вооружить учащихся методами решения задач по физике, накопить у них опыт творческой деятельности, формировать активную личность, способную ориентироваться в современном обществе и направить активность в русло созидания.

Задачи.

Обучающие.

   Овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки, современной картине мира, о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии.

Развивающие.

   Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать знания и применять их при решении задач, наблюдать и объяснять физические явления. Усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, понимание роли практики в познании физических законов и явлений.

Воспитательные.

   Формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения, подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии. Решение задач способствует формированию таких качеств личности как целеустремленность, настойчивость, внимательность.

Особенности программы.

Ведущие идеи.

   В ходе решения задач накапливается опыт творческой деятельности, который характеризуется  следующим:

- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений на новую ситуацию, способность использовать эти знания для конкретного решения;

- видение новой проблемы в знакомой ситуации;

- видение новой функции объекта;

- самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой ситуации;

- оперативность мышления, видение различных способов решения данной проблемы;

- нахождение принципиально нового способа решения, не являющегося комбинацией известных способов.

Ключевые понятия.

   Приблизиться к уровню современной физики невозможно, не имея прочных знаний её законов, элементарных сведений о методах физических исследований и умений применять их на практике.

Этапы реализации программы.

  • Механика.

Законы движения и взаимодействия тел.

   -Кинематика материальной точки.

   -Законы Ньютона.

   -Силы природы.

Законы сохранения импульса и энергии.

Механические колебания и волны. Звук.

  • Электрические  явления.

Электрические величины. Закон Ома. Соединения проводников. Работа и мощность тока.

  • Заключительный этап.

Общие правила и методы решения задач.

Возрастные особенности учащихся.

  1. Потребность в осознании себя, как личность, интерес к себе и другим, потребность приносить пользу с одновременной ограниченностью возможностей и часто заниженной самооценкой.

Потребность в аргументированной оценке затраченного труда, важность оценки значимых «других», чувствительность к оценке взрослых, стремление к самооценке с одновременной неготовностью к адекватной оценке своей деятельности.

      Потребность в самоутверждении, боязнь конфликтов со значимыми людьми,требование равноправных отношений со стороны взрослых, критическое отношение к   взрослым.

  1. Познавательные способности отличаются ростом самостоятельности, стремлением к обобщениям, рациональным способам действий, способность к самостоятельной самообразовательной работе.

Особенности интеллектуальных умений (анализ, синтез, классификация, сравнение, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей) состоят в их неравномерном развитии у школьников.

При организации работы важно учитывать так же ряд качеств ученика, как субъекта учебной деятельности.

Обученность и её уровень: продуктивный уровень усвоения знаний, гибкость и оперативность знаний, личностные суждения по поводу знаний и способов деятельности, умение использовать знания на творческом уровне.

Владеть навыками учебной деятельности: операциями и действиями, группой действий в нужной последовательности, гибкость и мобильность способов учебной деятельности, навыки практического самопознания, развитие навыка рефлексии.

 Обучаемость: восприимчивость к усвоению обобщённых рациональных способов организации своей учебной работы, активность ориентировки в новых учебных условиях, перенос действий на новые условия, быстрый темп продвижения.

 Тип мышления – конвергентный (на результат), дивергентный (на поиски способов деятельности).

  Режим организации занятий.

Программа рассчитана на 17 часов в 1 полугодии учебного года, при занятиях 1 час в неделю.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

Ожидаемые результаты: свободное владение методами решения задач в объёме программы 9 класса, успешное прохождение централизованного тестирования за курс основной школы. Осознанный выбор профиля при переходе в старшее звено.

Способы проверки:

Требования  к знаниям и умениям, которые должны приобрести учащиеся:

- владение структурой единиц знания (величина, явление, закон);

-устойчивые навыки в работе с учебной литературой;

-знать алгоритмические приёмы деятельности по решению стандартных задач;

-иметь навык ведения наблюдений и анализировать их результат;

-навыки прогнозирования результатов (постановка цели, анализ способов действий, выбор оптимальных способов);

-владение навыками мыслительной деятельности (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей);

-умение работать в условиях «мозгового штурма»,

-умение работать в режиме «генератора идей»;

-умение подготовить доклад и выступить на учебно-исследовательской конференции, участвовать в выставках работ, соревнованиях, олимпиадах;

-быть психологически готовым и иметь необходимый запас знаний и умений для свободного, успешного прохождения итогового тестирования по тестам централизованного тестирования.

   Для свободного выражения личности применяется безоценочная система проверки. Вводится рейтинг соотнесения со стандартом и по уровню сложности решённых задач.

Календарный план.

  1. Вводное занятие. Цели и задачи курса.
  2. Система отсчета.   Равномерное движение.
  3. Скорость при неравномерном  движении. Перемещение.

        4.    Законы Ньютона.

  1. Силы природы.
  2. Движение под действием нескольких сил.
  3. Закон сохранения импульса.
  4. Механическая работа.     Закон сохранения энергии.
  5. Механические колебания и волны.
  6. Механические колебания и волны.
  7. Электрические величины и их измерения.
  8. .Закон Ома. Соединения проводников.
  9. Работа и мощность тока.
  10. Решение комбинированных задач. Тестовые задания.
  11. Тестовые задания.
  12. Тестовые задания.
  13. Итоговое занятие.

Тематический план.

  1. Вводное занятие  -1ч.
  2. Механика –7ч.
  3. Механические колебания и волны –2ч.
  4. Электрические явления-3ч.

             5.   Методы решения тестовых заданий –3ч.

6.   Итоговое занятие –1ч.

                               Итого: 17 занятий.

Содержание программы.

  1. Вводное занятие.

   О порядке работы. Чем занимается физика? Физическая теория, закон, модель, роль эксперимента, способы обработки результатов эксперимента, математическая обработка результатов, системы единиц измерений. Инструктаж по технике безопасности.

   Подбор задач экспериментальных, с техническим содержанием.

  1. Механика.

Кинематика. Основные понятия.

   Материальная точка. Система отсчета. Координаты тела. Вектор перемещения. Кинематика прямолинейного движения. Решение основной задачи механики в кинематике. Неравномерное прямолинейное движение. Решение основной задачи механики в равноускоренном движении. Относительность движения. Скорость в различных системах отсчёта.  

Динамика. Первый, второй, третий законы Ньютона. Сила, виды сил. Сила упругости, сила трения, гравитационная сила. Алгоритм решения задач при действии нескольких сил.

Движение в горизонтальном и вертикальном направлении, наклонная плоскость, движение по окружности, движение связанных тел.

Законы сохранения.

Закон сохранения импульса. Работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия.

Закон сохранения энергии для консервативных систем, внешние силы, работа внешних и внутренних непотенциальных сил.

  1. Механические колебания и волны.

Колебательная система. Груз на пружине, математический маятник. Характеристики колебаний. Смещение Амплитуда. Частота. Период. Графики колебаний. Энергия и её сохранение в гармонических колебаниях. Звуковые волны.

  1. Электрические явления.

Электрические величины. Закон Ома. Соединения проводников. Работа и мощность тока.

       5. Методы решения тестовых заданий.

Структура теста. Контрольно-измерительные материалы. Экспериментальные задания. Задания творческого характера. Способы решения заданий. Использование вычислительных навыков.

         6.Итоговое занятие.

Обобщение знаний. Подведение итогов работы.

Формы организации учебного процесса.

Основная форма занятия:

  • Краткие теоретические сведения по теме.
  • Качественные вопросы.
  • Расчётные задачи.
  • Заключительная беседа.

Другие формы: доклады, групповые и индивидуальные формы решения задач, обсуждение результатов решения, «поделись задачей, решением». Семинарские занятия, мини- олимпиада, творческий отчёт по теме и другие формы.

Методическое обеспечение программы.

Содержание программных тем обычно состоит из трёх компонентов: определённые задачи по содержательному признаку, характерные задачи на отдельные приёмы, указания по определённой деятельности с задачами.

   При подборе задач большое внимание уделяется задачам технического содержания, занимательным, экспериментальным заданиям. Используется работа с интерактивными моделями компьютерных дисков «Открытая физика 1.1»  С.М. Козела, Программы «Физикон», «Видеозадачник по физике» и «Экспериментальные задачи лабораторного практикума»  А.И.Фишман  и др.

Повышение познавательного интереса достигается как подбором задач, так и методической работой с ними. На занятиях применяются как коллективные формы работы, так и индивидуальные: постановка, обсуждение, решение задачи, обсуждение решения, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему, проектные задачи и другие формы.

Занятия организуются по плану: разминка, теоретическое сообщение, решение задач, обобщение, заключительная часть, подведение итогов занятия. В итоге школьники могут выйти на творческий уровень решения задач: решение по определённому плану – владение основными приёмами решения – осознание деятельности по решению задачи -  самоконтроль и самооценка – моделирование физических явлений.

При работе с задачами систематически обращается внимание на методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач.

Список  литературы:

Для учащихся. 1. А.В. Пёрышкин  Е.М. Гутник «Физика7-9»

  1. А.П. Рымкевич «Физика. Задачник»
  2.  Тесты  9 класс.
  3. С.В. Громов «Физика-9», 1997г.

Для учителя. 1. «Физика. Большой справочник»  М. 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Методы решения задач по физике» (10-11 класс)

Программа курса составлена на основе программы «Методы решения задач по физике» авторы В. А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва, Ю. А. Сауров, профессор Вятского ГГУ, г. Киров.Курс рассчитан на учащ...

Программа элективного курса "Методы решения задач по физике в 10 классе"

Программа элективного курса "Методы решения задач по физике в 10 классе"...

Рабочая программа по элективному курсу " Методы решения задач"

Данный элективный курс выполняет функцию поддержки основных курсов цикла математического образования старшей школы и ориентирован на углубление и расширение предметных знаний по математике и соответст...

Рабочая программа элективного курса Методы решения задач по физике 10 класс

Рабочая программа элективного курса Методы решения задач по физике 10 класс...

(Элективный курс) «Методы решения задач повышенной сложности» 11 класс на 2018-2019 учебный год»

    (Элективный курс) «Методы решения задач повышенной      сложности»   11 класс на 2018-2019 учебный год»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса "Методы решения задач по физике"

Подготовка  учащихся к ГИА ,  углубление  знаний, полученных  при изучении курса физики в 7-9 классах....

Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач повышенной сложности по физике» 11 класс

Программный материал рассчитан  для учащихся 11 классов на 1 учебный час в неделю, всего 34 часа. Настоящая программа позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теорети...