РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса "Методы решения задач по физике"
календарно-тематическое планирование по физике на тему
Подготовка учащихся к ГИА , углубление знаний, полученных при изучении курса физики в 7-9 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_resheniya_zadach_po_fizike_elektiv_9kl.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ельнинская средняя школа №2 им. К.И.Ракутина
Рассмотрена и принята На заседании педагогического совета Протокол №1 от 30.08.2017г. | Утверждаю Директор школы_____________ (Г.Н.Иванова) Приказ № ____ от ___ 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного предмета
Методы решения задач по физике
2 полугодие
9 класс
Учитель:
Супругова Зоя Владимировна.
Первая квалификационная категория
Ельня, 2017 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
- Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766;
- Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ельнинской средней школы №2 им. К. И. Ракутина ;
- Основной образовательной программы основного общего образования ОУ (ФГОС);
- Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ельнинской средней школы №2 им. К. И. Ракутина на 2016-2017 уч.гг.
Данная программа разработана на основе
-программы элективного курса «Решение задач по физике» автор Марчук Э.В., опубликованная в сборнике «Физика 8-9 классы: сборник программ элективных курсов составитель В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007».
Настоящий учебный курс рассчитан на преподавание в объеме 17 часов.
.
Учебный курс «Методы решения задач по физике» является основой для обобщения и расширения ранее приобретенных знаний учащимися по физике.
На изучение физики в 9 классе по данной программе отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики.
Программа направлена на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения.
Актуальность курса связана с тем, что согласно концепции профильного обучения в профильной школе вводятся элективные предметы для построения индивидуальных образовательных траекторий. В рамках данного курса рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ГИА. Необходимость разработки данной программы вызвана отсутствием типовых программ таких элективных предметов.
Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике путем решения разнообразных задач и способствовать их профессиональному определению.
Его основная направленность - подготовить учащихся к ГИА с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в 7-9 классах, а также углублению знаний по темам при изучении курса физики в 7-9классах. Занятия проводится 1 час в неделю в течение 2 полугодия
Целями данной программы являются:
-углубление полученных знаний и умений;
- формирование навыков в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение;
-умение широко использовать полученные знания по математике при решении физических задач.
Задачи курса:
-развить навыки работы учащихся с дополнительной учебной, научно-популярной литературой;
-развитие интереса к физике;
-развитие логического мышления и монологической речи;
- развивать способности учащихся к исследовательской деятельности;
-умение широко использовать полученные знания по математике при решении физических задач.
Для реализации данной программы используется УМК:
Методическое обеспечение курса.
1. Каменецкий С.Е., В.П. Орехов Методика решения задач по физике в средней школе - М.: Просвещение, 1987.
2. Кабардин, Ф., Орлова, В. А. Углубленное изучение физики в 10-11 классах. - М.: Просвещение, 2002.
3. Н. Парфентьева, М. Фомина Решение задач по физике М.: Мир, 1993.
4. Мясников, С. П., Осанова Т. Н. Пособие по физике. - М.: Высшая школа, 1988.
5. Опыты в домашней лаборатории / Библиотечка «Квант». - Вып. 4. -ML: Наука, 1980.
6. Трофимова, Т. И., Павлова, 3. Г. Сборник задач по курсу физики с решениями. - М.: Высшая школа, 1999.
7. Тульчинский, М. Е. Сборник качественных задач по физике. - М.: Просвещение, 1965.
8. Яворский, Б. М., Селезнев, Ю. А. Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования. - М.: Наука, 1989.
Ресурсное обеспечение
1. 1С: Репетитор. Физика 1.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы. - CD-ROM.
2. Открытая физика. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы. Ч. I, П. - CD-ROM.
3. Курс физики XXI века для школьников и абитуриентов Л.Я. Боревский - 2CD-ROM.
Планируемые результаты изучения учебного курса
После изучения курса учащиеся должны:
-знать применения основных достижений физики в жизни, историю развития физики, физические законы;
-понимать роль физики в жизни, науке и технике, смысл и сущность физических законов;
-уметь работать со средствами информации, в том числе компьютерными (рефераты, доклады, справочники);
-готовить сообщения и доклады и выступать с ними, оформлять их в письменном и электронном виде, применять различные физические законы при решении задач, решать тестовые задачи.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
При изучении электива учащиеся должны знать:
- понятия равномерное и равнопеременное движение;
- величины, характеризующие механическое движение;
- законы сложения скоростей;
- сила тяжести;
- законы Ньютона;
- гидростатическое давление.
- закон сообщающихся сосудов;
- понятия «сила Архимеда»;
- условия плавания тел;
- понятия «работа», «мощность», «энергия»;
- закон сохранения полной механической энергии;
- понятие «импульс»;
- закон сохранения импульса;
- понятие «количество теплоты»;
- уравнение теплового баланса;
- закон сохранения электрического заряда;
- закон Кулона;
- понятие «постоянный электрический ток»;
- величины, характеризующие электрический ток;
- закон Ома;
- закон Джоуля – Ленца;
- законы последовательного и параллельного соединения проводников.
Учащиеся должны уметь:
- строить графики в различных координатах, находить различные величины по графикам; - раскладывать вектора скорости по двум взаимно-перпендикулярным направлениям, применять закон сложения скоростей для решения задач повышенного уровня;
- находить по алгоритму различные кинематические величины в случае движения тела по вертикали под действием силы тяжести и под углом к горизонту;
- изображать силы, действующие на тело в различных случаях, находить направление результирующей силы;
- решать задачи с применением алгоритма в случае равномерного прямолинейного движения тела или равновесия;
- находить различные физические величины с использованием алгоритма по динамике при движении тела с ускорением;
- находить различные параметры, используя закон сообщающихся сосудов;
- изображать силы, действующие на тело в жидкой или газообразной среде;
- применять закона Архимеда к решению задач;
- находить энергетические величины и связь между ними в общем случае и в механике;
- воспроизводить алгоритм на закон сохранения энергии и применять к решению задач;
- приводить примеры выполнения закона сохранения энергии и импульса в различных случаях; применять закон сохранения к решению задач;
- приводить примеры тепловых процессов для каждого случая, применять формулы для расчета количества теплоты;
- воспроизводить алгоритм, применять уравнения теплового баланса к решению задач;
- приводить примеры электрических явлений и применять закон Кулона и закон сохранения электрического заряда;
- уметь строить и читать электрические цепи, используя условные обозначения;
- находить силу тока, напряжение и сопротивление по формулам;
- строить и пользоваться вольтамперную характеристику для нахождения электрических параметров участка цепи;
- решать задачи на закон Ома;
- воспроизводить закон Джоуля – Ленца, применять закон сохранения энергии к решению задач на электрический ток;
- воспроизводить законы последовательного и параллельного соединений;
- применять закон Ома и законы последовательного и параллельного соединений к расчету электрических цепей.
Содержание учебного курса
Номер параграфа | Содержание материала | Количество часов |
1.Элементы гидростатики и аэростатики | 2ч | |
Повт.:7кл. §33-52 | Давление жидкости и газов. Закон Паскаля. Гидростатическое давление. Закон сообщающихся сосудов Сила Архимеда. Условия плавания тел | 1 1 |
2. Тепловые явления | 2ч | |
Повт.:8 кл. §1-24 | Внутренняя энергия. Количество теплоты, удельная теплоемкость; удельная теплота парообразования и конденсации; удельная теплота плавления и кристаллизации; удельная теплота сгорания топлива. Уравнение теплового баланса. Расчет количества теплоты в различных тепловых процессах . Коэффициент полезного действия, тепловых двигателей. Влажность воздуха. | 1 1 |
3. Электрические явления | 4ч | |
Повт.:8 кл. §25-55 | Электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток. Условные обозначения элементов электрических цепей. Построение электрических цепей. Закон Ома. Расчет сопротивления проводников. Постоянный электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца Законы последовательного и параллельного соединения проводников | 1 1 1 1 |
4. Основы кинематики | 3ч | |
Повт.:9 кл. §.1-9 Повт.:7кл §13-32 | Механическое движение, относительность движения, система отсчета. Траектория, путь и перемещение. Равномерное и равнопеременное движение. Величины, характеризующие механическое движение. Закон сложения скоростей. Действия над векторами. Проекция вектора на ось. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равнопеременном движении. Движение тела под действием силы тяжести по вертикали. | 1 1 1 |
5. Основы динамики | 2ч | |
Повт.:9 кл. §.10-23 Повт.:7кл §13-32 | Силы в природе. Алгоритм решения задач по динамике Законы Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса. Сила. Сложение сил. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести, ускорение свободного падения. Силы упругости, закон Гука. Вес тела, невесомость. Силы трения, коэффициент трения скольжения. | 1 1 |
6. Законы сохранения в механике | 3ч | |
Повт.:9 кл. §.10-23 Повт.:7кл §53-64 | Понятие энергии, кинетическая и потенциальная энергии, полная механическая энергия. Механическая работа, мощность. Закон сохранения энергии в механике. Импульс, закон сохранения импульса. Закон сохранения полной механической энергии | 1 1 1 |
7. Заключительное занятие | 1ч | |
Зачётное занятие теме «Решение задач по физике» | 1 | |
Всего: | 17ч |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тема раздела | Количество часов |
1.Элементы гидростатики и аэростатики. | 2 |
2. Тепловые явления. | 2 |
3. Электрические явления. | 4 |
4. Основы кинематики. | 3 |
5. Основы динамики. | 2 |
6. Законы сохранения в механике. | 3 |
7. Заключительное занятие. | 1 |
Итого: | 17 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание | Примечание | |
план | факт | |||||
1.Элементы гидростатики и аэростатики | 2ч | Повт.:7кл.§33-52 | ||||
1 | Гидростатическое давление. Закон сообщающихся сосудов | 1 | ||||
2 | Сила Архимеда. Условия плавания тел | 1 | ||||
2. Тепловые явления | 2ч | Повт.:8 кл. §1-24 | ||||
3 | Расчет количества теплоты в различных тепловых процессах | 1 | ||||
4 | Уравнение теплового баланса | 1 | ||||
3. Электрические явления | 4ч | Повт.:8 кл. §25-55 | ||||
5 | Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Построение электрических цепей | 1 | ||||
6 | Постоянный электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток Закон Ома. Расчет сопротивления проводников. | 1 | ||||
7 | Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца | 1 | ||||
8 | Законы последовательного и параллельного соединения проводников | 1 | ||||
4. Основы кинематики | 3ч | Повт.:9 кл.§.1-9 Повт.:7кл §13-32 | ||||
9 | Равномерное и равнопеременное движение. Величины, характеризующие механическое движение. Графики зависимости кинематических величин от времени. | 1 | ||||
10 | Действия над векторами. Проекция вектора на ось. Закон сложения скоростей. | 1 | ||||
11 | Движение тела под действием силы тяжести по вертикали. Баллистическое движение. | 1 | ||||
5. Основы динамики | 2ч | Повт.:9 кл.§.10-23 Повт.:7кл §13-32 | ||||
12 | Силы в природе. Алгоритм решения задач по динамике | 1 | ||||
13 | Законы Ньютона | 1 | ||||
6. Законы сохранения в механике | 3ч | Повт.:9 кл.§.10-23 Повт.:7кл §53-64 | ||||
14 | Работа, мощность, энергия | 1 | ||||
15 | Закон сохранения полной механической энергии | 1 | ||||
16 | Импульс. Закон сохранения импульса | 1 | ||||
7. Заключительное занятие | 1ч | |||||
17 | Зачётное занятие теме «Решение задач по физике» | 1 | ||||
Всего: | 17ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса" Решение задач по физике методом графических образов"
Рабочая программа курса предлагает оригинальный метод в решении физических задач, в основе которого лежит креативный принцип изображения содержания задачи. Освоение этого метода, названный автор...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»
Экзамен по алгебре ГИА 9 все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена, а число...
Рабочая программа элективного курса "Решение задач по физике" 9 класс
В рамках данного курсв рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ГИА....
Рабочая программа элективного предмета "Решение задач части С" в 11классе физико-математического профиля на 2014-2015
Данная работа содержит программу элективного предмета "Решение задач части С" для 11 класса...
Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной трудности. Задачи с параметром»
Данная программа может использоваться для расширения знаний по математике и при подготовке к экзаменам...
Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной сложности по физике» 10 класс
Программа элективного курса «Решение задач повышенной сложности по физике» составлена на основе Примерной программы среднего общего образования. 10-11 классы. Профильный уровен...
Программа элективного курса «Решение задач по физике в форме ГИА -11»
Элективный курс «Решение задач по физике в форме ГИА -11» предназначен для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся по физике (ГИА) в новой форме. Программа курса составле...