Конспект открытого урока «Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения»
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме
Каждый из нас является участником дорожного движения. С малых лет до самой старости люди ездят в трамваях, автобусах, машинах, а так же ездят на мотоциклах, велосипедах и переходят через дорогу. Они становятся то водителями, то пассажирами, то пешеходами. И значит, они всю жизнь сдают экзамены на право называться дисциплинированными водителями, дисциплинированными пассажирами, дисциплинированными пешеходами. Экзамен по ПДД каждый из нас сдаёт всю жизнь. Цена вопроса - жизнь...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.docx | 184.43 КБ |
razdatochnyy.docx | 150.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Влияние погодных условий на ПДД»
Наш урок сегодня посвящен взаимосвязи физики и безопасности дорожного движения.
Каждый из нас является участником дорожного движения. С малых лет до самой старости люди ездят в трамваях, автобусах, машинах, а так же ездят на мотоциклах, велосипедах и переходят через дорогу. Они становятся то водителями, то пассажирами, то пешеходами. И значит, они всю жизнь сдают экзамены на право называться дисциплинированными водителями, дисциплинированными пассажирами, дисциплинированными пешеходами. Экзамен по ПДД каждый из нас сдаёт всю жизнь. Цена вопроса - жизнь...
Мы привыкли слушать прогноз погоды для того, чтобы выбрать одежду или спланировать отдых. Однако есть еще одна причина прислушаться к прогнозу, как ни странно, это –безопасность на дорогах, и неважно кто вы: водитель или пешеход.
По данным статистики ГИБДД, любые погодные изменения приводят к увеличению дорожных аварий. Так, увеличение незначительных ДТП в условиях неблагоприятной погоды может составлять от 20% до увеличения в несколько раз. И что особенно плохо – ухудшение погодных условий увеличивает число наездов на пешеходов. Пешеходы в условиях холодной погоды надевают головные уборы или капюшоны, прячутся под зонтами, и это значительно сужает поле их обзора, ухудшает возможность полноценно следить за ситуацией на дороге.
И сегодня на уроке, ребята, мы с вами постараемся разобраться, как обезопасить себя и других на дороге в условиях непогоды. Давайте попробуем сформулировать вместе цель урока.
Цель урока: убедиться в необходимости применения дополнительных мер безопасности дорожного движения при изменении погодных условий, опираясь на рассмотрение физических явлений и решение задач.
Анализ погодных условий\
Одной из особенностей транспорта является высокая степень зависимости его функционирования от природных факторов. Большое влияние на характер движения транспортных средств оказывают метеорологические условия. Неблагоприятные метеорологические условия могут значительно осложнить и даже приостановить работу транспорта.
Метеорологические условия характеризуют состояние атмосферы и атмосферных процессов. К таким условиям относятся температура, давление, влажность воздуха, ветер, облачность и осадки, туманы, грозы, а также продолжительность солнечного сияния, температура и состояние почвы, высота снежного покрова и др. Метеоусловия могут быть длительно влияющими, как, например, отрицательная температура и снеговой покров в зимнее время, и кратковременно проявляющимися - осадки, туман, гололед.
Давайте, ребята, разберемся, какие перемены в погоде в разные времена года могут значительно изменить дорожную ситуацию.
Лето.
- Начало дождя – на грязном асфальте образуется грязевая пленка из пыли, песка, горюче-смазочных материалов (вот почему асфальт иногда моют со специальными шампунями), а на раскалённом солнцем асфальте образуется еще и паровая пленка, это резко уменьшает трение, т.е. уменьшает сцепление автомобиля с дорожным полотном. А значит, на полную остановку автомобиля уйдет намного больше времени, и тормозной путь увеличится.
- Ливень, дождь – вызывают серьезные проблемы: ухудшение видимости, уменьшение трения, скрытые лужами ямы; также вода, попадая в тормозные колодки, играет роль своеобразной смазки и сильно уменьшает эффективность работы тормозов.
Ребята, посмотрите в таблице, как и во сколько раз меняется коэффициент сцепления колес с дорогой, если дорога сырая. Как влияет дождь на дорожное покрытие?
Дорога | Поверхность | |
Сухая | Мокрая | |
С асфальтобетонным или цементнобетонным покрытием | 0,7 - 0,8 | 0,35 - 0,45 |
С щебеночным покрытием | 0,6 - 0,7 | 0,3 - 0,4 |
Грунтовая | 0,5 - 0,6 | 0,2 - 0,4 |
Обледенелая | 0,1 - 0,2 | |
Покрытая снегом | 0,2 - 0,3 |
Да, трение уменьшается примерно в два раза со всеми вытекающими отсюда последствиями!
Но есть еще более опасное явление, сводящее трение практически к нулю, – гидропланирование (аквапланирование). Сущность его состоит в том, что при достаточно высокой скорости и большой толщине водяной пленки в зоне контакта шин с дорогой появляется водяной клин, отрывающий колеса автомобиля от покрытия. Автомобиль как бы «приседает» на задних колесах, в то время как передние приподнимаются на водяном клине. Автомобиль перестает слушаться руля, хотя задние колеса продолжают сохранять сцепление с дорогой (вспомним, что большинство автомобилей у нас переднеприводные). По этой причине автомобиль даже на прямолинейных участках неожиданно оказывается на встречной полосе движения, а на закруглениях дорог внезапно съезжает на обочину или опрокидывается. Слой воды, толщиной несколько сантиметров может вызывать гидропланирование при скорости движения свыше 80 километров в час, особенно при изношенных шинах. Поэтому опытные водители при проезде участков, залитых водой, придерживаются скорости не выше 50-60 километров в час. Физически это явление основано на свойстве жидкости практически не сжиматься.
- Туман – видимость очень плохая, при этом расстояние до предметов кажется больше, чем есть на самом деле.
- Дымовые завесы при пожарах – такой же эффект, как при тумане.
- Слепящее солнце – ослепление водителя, блики на асфальте.
- Ураганный ветер – боковое давление на автомобиль, как следствие – резкое изменение траектории, попадание предметов на лобовое стекло – дезориентация водителя.
Чем выше скорость, тем выше вероятность аквапланирования. Скорость - это не единственный фактор, влияющий на данный процесс.
К примеру, если силу контакта авторезины с нормальным сухим асфальтом взять за единицу (1), то качество сцепления этих же шин с влажным асфальтом будет не больше, чем половина от его прежнего значения (0,5), а если дорога будет покрыта льдом, то ещё меньше (0,25). Термин аквапланирование обозначает - момент, когда сцепление покрышек с дорогой отсутствует вообще, а колеса автомобиля свободно скользят по чрезмерно влажному участку дорожного покрытия. В подобных случаях водитель лишен возможности полноценного управления транспортным средством.
Резина успешно выполняет свою водоотводную функцию и обеспечивает тем самым область сцепления с дорогой до определенного момента. Эффективность данного процесса тесно взаимосвязана со следующими факторами:
- рисунком протектора;
- скоростью движения;
- толщиной водяного слоя на дороге.
Лысые автопокрышки не способны вовремя очистить область контакта с дорогой от воды. Остановить аквапланирование моментально не под силу и экстренному торможению (в подобных ситуациях торможение сопровождается частичной потерей контроля над автомобилем).
Весна, осень. Это очень опасный переходный период, когда погода резко меняется и меняется состояние дорожного полотна.
- Заморозки – сильное уменьшение трения.
- Ледяной дождь, вызывающий обледенение дорожного покрытия – трение для летней резины сводится практически к нулю.
- Внезапный снегопад – ухудшение видимости, уменьшение трения.
- Лиственная подушка на дороге (осенью) – уменьшение трения.
- Перепад температуры через ноль – либо замерзание, либо таяние приводят к изменению сцепления, т.е. трения.
Ребята, обратите опять внимание, что коэффициент трения уменьшается при наличии льда в 8 раз!!!
Зима. Также сложный период для вождения, не зря есть водители, которые вообще предпочитают зимой не ездить и держат свои автомобили до лета в гаражах.
- Мокрый снег – ухудшение видимости; уменьшение трения особенно сказывается на склонах для тяжелых длинномерных автомобилей (фур).
- Морозы – обледенение лобовых стекол и боковых зеркал.
А как меняется коэффициент трения на дороге покрытой снегом?– Уменьшается в 4 раза!!!
Мы все время говорим о дороге и автомобиле, но не забудем о человеческом факторе. Как вы думаете, в чем он может проявиться?
В состоянии здоровья водителя!
Понижение атмосферного давления особенно остро и болезненно ощущают люди, имеющие высокое внутричерепное давление. У них обостряются приступы мигрени. При повышении атмосферного давления ухудшается самочувствие у гипертоников, больных, страдающих бронхиальной астмой, и аллергиков. В дни магнитных бурь происходит наибольшее количество вызовов скорой помощи по поводу гипертонических кризов, инфарктов и инсультов. А человек вполне может оказаться в это время за рулем. Время реакции водителя в болезненном состоянии будет только увеличиваться, а это будет приводить к увеличению тормозного пути!
Наблюдение за дорогой и взаимодействие участников движения сильно усложняются в условиях недостаточной видимости и в темное время суток. Правила дают четкие определения этих понятий. Управление транспортным средством становится опасным при видимости дороги менее 300 м, что возможно при тумане, дожде, снегопаде. Условия недостаточной видимости характерны для переходного периода от светлого к темному времени суток и наоборот, т.е. в сумерки.
Формулировка проблем, которые возникают при сложных погодных условиях.
Мы рассмотрели большое количество сложностей на дороге, возникающих при ухудшении погоды, они все вызывают сходные проблемы. Главные следствия негативных погодных условий:
- Увеличение тормозного пути(снижение сцепных качеств покрытия, изменение взаимодействия автомобиля с дорогой, ухудшение ровности покрытия под влиянием осадков, гололеда, тумана, повышенной влажности воздуха и других факторов;
ухудшение эксплуатационно-технических качеств автомобиля, прежде всего систем, обеспечивающих удобство и безопасность движения, к которым относятся тормоза, рулевое управление, устройства, обеспечивающие обзорность и видимость, сигнальная система.)
- Ухудшение видимости(в период туманов, осадков, пурги, пыльных бурь, слепящего действия солнца, изменяющих восприятие водителем условий движения; изменение очертания и внешнего вида проезжей части и обочин, параметров поперечного профиля из-за снежных отложений и образования полос наката, что приводит к изменению восприятия дороги водителем).
- Возможное ухудшение состояния здоровья водителя.
- Неправильное поведение пешехода на проезжей части.
А теперь давайте экспериментально убедимся в этих фактах. Проведем эксперимент на зависимость тормозного пути от свойств поверхности.
Ход эксперимента: С наклонной поверхности на гладкий стол пустить брусок 2-3 раза. Зафиксировать среднюю длину тормозного пути на горизонтальной поверхности. Затем на стол налить воды так, что бы образовалась водяная пленка. Вновь пустить брусок. (Внимание , сырой брусок повторно с наклонной поверхности не пускать – меняются начальные условия, поверхность бруска и наклонной плоскости для повтора должны быть сухими.)
Результат эксперимента: Наблюдается увеличение тормозного пути примерно в 2 раза. Ребята, объясните полученный результат.– Любое уменьшение трения вызывает увеличение тормозного пути.
Несоблюдение дистанции - главная причина аварий. Если впереди идущее транспортное средство резко останавливается, то у вас нет времени, чтобы затормозить и остановиться благополучно (при несоблюдении дистанции). Столкновение неизбежно. Вы будете ответственными за аварию.
Тормозной путь – это расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки.
От чего зависит тормозной путь?
- от времени срабатывания тормозной системы (0,5 - 1,5 с)
- от начальной скорости движения
- от максимального замедления, которое может развивать транспорт (а это зависит от состояния шин, качества дороги и т.д.)
Остановочный путь - это длина участка, который пройдет транспорт с момента обнаружения водителем препятствия до полной остановки.
Что длиннее, тормозной путь или остановочный?
Остановочный путь состоит из расстояния пройденного автомобилем за время реакции водителя и собственно тормозного пути.
Время реакции водителя - психологическое качество водителя принимать решение и реагировать на изменение дорожно-транспортной ситуации.
1. осознать опасность; 2. принять решение об остановке или замедлении скорости; 3. перенести ногу с педали газа на педаль тормоза и нажать ее. |
0,3-1,7с |
На это уходит от 0,3 до 1,7 с! Первое число - это показатель спортсменов, второе - неопытного водителя, в некоторых ситуациях оно может быть еще больше - например, водитель испугался, запутался в педалях и т. д.
Исследования различных случаев ДТП показывают, что исход ДТП зависит кроме всего прочего от умения водителя сосредоточиться и принять верное решение. Даже у одного человека время реакции может изменяться. Можно провести такой эксперимент:
- Прижать лист картона к стене. Отметить его верхний край.
- Отпустить картон и пытаться другой рукой остановить его падение, прижав к стенке. Отметить новое положение его верхнего края. Засечь время своей реакции.
Результаты данного эксперимента: 1) испытуемый без нагрузки; 2) после выполнения приседаний; 3) в тёмное время суток:
Условие | Время реакции, с |
Без нагрузки | 0,37 |
После физических упражнений | 0,44 |
В тёмное время суток | 0,51 |
Вывод: повлиять на реакцию водителя могут предварительная физическая нагрузка, разговор по мобильному телефону, возраст, здоровье, время суток. Поэтому при вождении транспорта следует соблюдать такие правила, как не разговаривать по мобильному телефону во время движения, следить за своим здоровьем, не выполнять тяжёлую работу перед рейсом и уж, конечно же, не употреблять алкоголь, пагубное действие, которое оказывает алкоголь на время реакции водителя давно известны: даже небольшие его дозы увеличивают время реакции в 2-4 раза. Как подтверждают многочисленные исследования, в случае появления неожиданного препятствия время реакции увеличивается более чем в 2 раза.
А теперь давай рассмотрим ту же ситуацию на примере физической задачи.
Как изменится тормозной путь машины, если внезапно пойдет дождь? Водитель начинает тормозить в обоих случаях с начальной скорость v0. Коэффициент трения шин о сухой асфальт 0,6, а коэффициент трения асфальта о влажный асфальт 0,4.
Решение: тормозной путь определяется формулой:
S=.
Тогда отношение тормозных путей равно:
=1,5
Давайте, с помощью знаний по физике определим, от чего зависит тормозной путь автомобиля.
Теорема о кинетической энергии: Е2 – Е1 = А изменение кинетической энергии равно работе всех сил, действующих на тело.
В случае торможения автомобиля, конечная скорость равна нулю, кинетическая энергия тоже равна нулю.
А = Е1 = – mV12/2
– В процессе торможения на автомобиль действуют сила тяжести, сила реакции опоры и сила трения. Сила тяжести и сила реакции опоры действуют перпендикулярно перемещению, поэтому их работа равна нулю. Значит работа равна только работе силы трения скольжения.
Учитывая, что сила трения направлена противоположно перемещению и что:
Тормозной путь не зависит от массы автомобиля, но прямо пропорционален квадрату скорости.
Решим задачу: Определить тормозной путь при экстренном торможении.
Пешеход пересекает улицу в неположенном месте. Водитель замечает пешехода за 20 м и начинает экстренное торможение. Произойдет ли авария, если скорость авто 60 км/ч? Коэффициент трения 0,7
60 км/ч = 16,7 м/с
Вычисляем путь по формуле – S =19, 9 м
– В данной ситуации всё обошлось, а что было бы, если за 5 минут до этого прошел дождь?
Коэффициент трения = 0,5
S = 27, 8 м. Машина собьёт человека.
Дорога – объект повышенной опасности. Помогают избежать опасных ситуаций на дорогах, конечно, дорожные знаки.
Например, знак ограничения скорости.
Задача. На участке дороги, где установлен знак ограничения скорости 30, водитель применил аварийное торможение. Инспектор обнаружил по следу колёс, что тормозной путь равен 12 м. Нарушил ли водитель правила, если коэффициент трения 0,6?
По формуле получаем V = 43м/с. Водитель нарушил правила.
Не все представляют последствия столкновения автомобиля, движущегося на большой скорости с неподвижным препятствием. Для наглядности сравним наезд на неподвижное препятствие с падением с определенной высоты.
Задача №1. Известна скорость в момент удара о землю. Нам необходимо определить с какой высоты должно упасть тело, чтобы приобрести такую скорость.
Дано: Решение:
V=36км/ч=10м/с Так как в конце падения потенциальная энергия
h - ? полностью переходит в кинетическую энергию: , то
приравняв их, выведем формулу для высоты:
h = 100 м2/c2:2 . 10 м/c2 = 5м Ответ: 5м
Таким образом резкий удар о препятствие на скорости 36 км/ч эквивалентен падению с высоты 5 метров.( примерно 2 этажа)
Аналогично рассчитывается:
Скорость | Высота, м | Эквивалент | |
км/ч | м/с | ||
54 | 15 | 11 | 3-4 этаж (Неприятно, но есть шанс выжить, если принять во внимание подушки и ремни безопасности) |
90 | 25 | 31 | Больше 9 этажа (Тут даже подушки безопасности вряд ли помогут, это как если бы вы прыгнули с крыши девятиэтажки, подложив под себя две надувные подушки?) |
126 | 30м/с | 61 | Нет шансов выжить, т. е. 100% летальный исход. |
Теперь рассмотрим тормозной путь.
№2. Автомобиль, двигаясь со скоростью 60 км/ч, останавливается при торможении за 6 с. Какой путь при этом проходит автомобиль?
Дано: Решение
V=60км/ч≈16,7м/с
t = 6 с
S-? Ответ: 50м/с
№3. Оцените самостоятельно, по вариантам, путь, проходимый автомобилем при торможении, если он движется со скоростью (по вариантам) 20 км/ч; 40 км/ч; 80 км/ч; 100 км/ч. (От каждого варианта у доски решает задачу один ученик, остальные – в тетрадях.)
Проверим ваши ответы. Ребята, проанализируйте полученную таблицу и скажите: почему в населённых пунктах ограничивают скорость движения автотранспорта? Почему нельзя перебегать дорогу перед приближающимся транспортом?
Начальная скорость, км/ч | Тормозной путь, м |
20 | 20 |
40 | 33 |
60 | 50 |
80 | 67 |
100 | 83 |
Действительно, правило «Не перебегайте дорогу перед близко идущей машиной!» – не пустые слова. По законам физики, автомобиль не может остановиться мгновенно, даже если водитель нажмёт на тормоза изо всех сил. Нельзя забывать и о зависимости тормозного пути от погодных условий. Какова эта зависимость?
(Тормозной путь зависит от начальной скорости) Так же нельзя забывать и о погодных условиях, которые так же влияют на величину тормозного пути, потому что в зависимости от погодных условий меняется коэффициент трения.
Поиск решения по поставленной проблеме.
В дорожном движении принимают участие двое: водитель и пешеход.
Позиция пешехода пока вам ближе и понятнее. Ребята, сформулируйте правила поведения пешеходов в ситуации плохих погодных условий.
А. 7 правил поведения пешехода при ухудшении погодных условий:
1. Учитывать, что ситуация изменилась и, не рассчитывая на реакцию водителя, предпринять меры самосохранения – не перебегать дорогу, провоцируя резкое торможение.
2. Не надеяться, что водитель вас гарантированно видит, и лучше пропустить транспорт, либо точно убедиться в эффективном торможении и остановке.
3. Не идти по краю дороги, особенно вдоль движения транспорта. Двигаться по обочине надо навстречу транспорту, максимально дальше от края проезжей части.
4. Использовать световозвращающие элементы на одежде, сумке, зонтике, велосипеде и т.д.
5. При наличии капюшона, зонтика заранее освободить себе поле зрения слева и справа, находясь еще на обочине.
6. Освободиться от плеера и прервать разговор по телефону.
7. Велосипедист в таких условиях должен сойти с велосипеда и двигаться по дороге пешком, рядом с велосипедом.
Кстати, в 2015 г. вступила в силу новая редакция Правил дорожного движения. Пешеходов обяжут носить вне населенных пунктов одежду со световозвращающими элементами, делающими людей более заметными на трассах. За невыполнение штраф составит 500 рублей. В городской черте это требование остается рекомендацией. Между тем, исследования сотрудников Научно-исследовательского центра ГИБДД России показали, что применение пешеходами световозвращателей более чем в 6,5 раза снижает риск наезда на них транспортного средства. Происходит это из-за того, что водитель обнаруживает пешехода, имеющего световозвращатели со значительно большего расстояния, вместо 30 метров – со 150 метров, а при движении с дальним светом водитель видит пешехода уже на расстоянии 400 метров.
В. Поведение водителя при ухудшении погодных условий.
Если поведение пешехода вам близко и понятно, то стать опытными водителями вам еще только предстоит через несколько лет. Поэтому этот вопрос мы рассмотрим с помощью презентации. А я вам рекомендую запоминать информацию, а ещё лучше – фиксировать, чтобы со знанием дела задать вопросы родителям, все ли они сделали, готовясь к погодным сложностям.
«Предупрежден – вооружен»
Сегодня на уроке мы много говорили о погоде. Конечно, можно узнать о её изменении из интернета или по телевизору. Но как бы далеко не шагнул прогресс, существует много способов узнать об изменении погоды по народным приметам, основанным на физических явлениях. Их знание поможет вам быть всегда во всеоружии, в том числе на дороге.
Признаки ухудшения погоды (перемены к ненастью)
1. Давление, непрерывно понижающееся или колеблющееся. Чем быстрее понижение, тем скорее ухудшится погода.
(Практическое проведение опыта рекомендовано, если в классе есть соответствующее оборудование.)
Ребята, мы можем измерить сейчас атмосферное давление с помощью барометра-анероида и сопоставить его показания с погодой за окном. (Хорошо если учитель сообщит детям значения давления в предыдущие дни, тогда можно сделать прогноз.)
Предложить ученику снять показания барометра-анероида. Обсудить.
2. Ветер: усиливается, становится ровнее, дует днем и ночью. Приближается по направлению к тому, которое в данной местности приносит ненастье, совпадает с движением облаков.
3. Облачность увеличивается. Сначала появляются быстро бегущие с запада или юга перистые в виде полос, конских грив, языков пламени облака, сходящиеся у горизонта. Число их увеличивается, контуры расплываются, постепенно все небо покрывают перисто-слоистые облака, затем более плотные и низкие. Направление их движения не совпадает с направлением ветра у земли. Если днем были кучевые облака, которые к вечеру скопились в форме гор, высоких башен, а нижний край их опустился, то приближается гроза.
4. Осадки: роса ночью слабая или ее нет, тумана в низинах не видно. Приземный туман, иней если и был ночью, то исчез до восхода солнца. Из появившихся низких облаков начинается дождь.
5. Температура воздуха: разница дневной и ночной температуры уменьшается. Вечером становится теплей, чем в тот же день утром. После дождя нет похолодания.
6. Влажность воздуха: воздух становится сырым даже днем.
Вспомним, что мы умеем легко определять влажность воздуха без специального прибора гигрометра.
Эксперимент: Снять показания заранее приготовленных термометров – сухого и обернутого влажной тканью. С помощью психрометрической таблицы определить влажность. (Не забудьте, что влажность определяется в помещении, и наличии отопления, а для прогноза погоды надо измерения проводить на улице.)
7. Оптические явления: днем у зенита небо мутнеет. Венцы луны уменьшаются. Сумерки становятся продолжительнее. Усиливается, особенно к утру, мерцание звезд. Они отливают то красным, то синим цветом. Утренняя заря красная, вечерняя – багрово-красная. Гало вокруг луны или солнца в виде круга большого диаметра. Солнце восходит, закрытое облаками.
8. Другие признаки: дым от костров и труб стелется по земле, усиливается запах цветов, трав, сточных вод. Ласточки и стрижи начинают летать низко над землей.
“Почему дорожные знаки светятся в темноте?”
Кажущиеся днем совершенно обычными, в темноте дорожные знаки вспыхивают ярким светом. И “виноваты” в этом маленькие стеклянные шарики, напылённые на заданное изображение.
Эти микролинзы диаметром всего в несколько десятых долей миллиметра сначала фокусируют свет на тонкий слой краски, а затем из отраженного света формируют почти параллельный пучок, идущий ровно в обратном направлении. Эти знаки отражают свет в основном назад, отсюда и возникает ощущение, что знаки светятся сами собой! Но прогресс не стоит на месте: сейчас дорожные знаки покрывают самоклеящейся светоотражающей пленкой. Суть новшества в том, что эти самые отражающие шарики там спрятаны от дождя.
А вот когда они открыты, то дождь может сыграть с водителем злую шутку: мокрый знак не виден ночью в свете фар. Вода, попавшая на знак, изменяет всю оптическую систему!
Почему стёкла автомобильных фар делают рифлёными, а не гладкими?
При такой конструкции они состоят как бы из маленьких треугольных призм. Набор этих призм позволяет направить свет лампы после отражения в нужное направление, то есть вниз на дорогу.
Некоторые автомобили имеют дополнительные фары жёлтого цвета.
Почему такие фары хорошо освещают дорогу в туманную погоду?
Жёлтый свет сравнительно слабо рассеивается. Кроме того, лучам этого света наиболее чувствителен наш глаз. Противотуманные фары используются для расширения зоны видимости при езде в тумане, во время снегопада или сильного дождя. Они становятся хорошим подспорьем при движении в непогоду, существенно снижая вероятность ДТП.
В ясные солнечные дни на загородных асфальтированных шоссе водители автомашин часто наблюдают такую картину: некоторые участки асфальта, находящиеся впереди автомашины на расстоянии около 80—100 м, кажутся покрытыми лужами. Когда водитель подъезжает ближе к этому месту, лужи исчезают и снова появляются впереди на других местах, примерно на том же расстоянии. Как объясняется это явление?
У тёплого воздуха вблизи асфальта показатель преломления света меньше, чем у холодных вышележащих слоёв. Потому происходит полное внутреннее отражение света от границы раздела этих слоёв, и асфальт кажется столь же хорошо отражающим свет, как и поверхность воды.
Для чего у автомобиля сбоку от водителя укреплены небольшие зеркала?
Какие зеркала лучше использовать – плоские, вогнутые или выпуклые?
Зеркала помогают водителю наблюдать за тем, что происходит сбоку и сзади автомобиля. Лучше всего применять выпуклое зеркало, так как в этом случае изображение всегда получается прямым, что позволяет водителю просматривать значительное пространство за машиной. Плоское зеркало даёт прямое изображение в натуральную величину, но поле зрения его меньше, чем у выпуклого зеркала.
Домашнее задание: Решить задачу: На участке дороги, где установлен такой знак, водитель применил аварийное торможение. Инспектор обнаружил по следу колёс, что тормозной путь равен 12 м. Нарушил ли водитель правила, если коэффициент трения 0,6?
Ответ: 43м/с, водитель нарушил правила
Законы физики неумолимы. Их действие нельзя отменить по нашему желанию. Они действуют всегда и везде. Мы должны их знать и правильно использовать. Физика - это не просто сухие законы и четкие формулы. Физика помогает нам ориентироваться в окружающем мире, физика должна сделать нашу жизнь безопасной. В жизни много опасностей и одна из них - дорога, чтобы уберечь свою жизнь мы должны знать правила дорожного движения и выполнять их, ведь жизнь - самое ценное, что есть у человека. Чтобы не попадать в ДТП и не рисковать жизнью и здоровьем (своим и окружающих), правильно выбирай манеру поведения на дороге в зависимости от погодных условий, распознавая потенциальную опасность заранее.
– Давайте с помощью тестов проверим, как вы усвоили тему урока.
Вариант 1: Правильные ответы: 2,2,3,1,2,3,2,3,2,2
Вариант 2: Правильные ответы: 3,2,1,2,3,1,2,3,1,1.
Тест. Вариант 1
- Какие лица Правилами отнесены к «участникам дорожного движения»?
- Дорожные рабочие и пешеходы.
- Водители, пассажиры и пешеходы.
- В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?
- В произвольном месте переходить дорогу нельзя.
- Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода, и дорога просматривается в обе стороны.
- С какого возраста разрешено управление мопедом?
- с 12 лет.
- с 14 лет.
- с 16 лет.
- Какие меры предосторожности должен принять пешеход, начиная переход дороги между стоящими автомобилями?
- Убедиться, что нет приближающихся слева и справа транспортных средств.
- Переходить дорогу медленно.
- Переходить дорогу как можно быстрее.
- По загородному шоссе пешеходы должны идти:
- Там, где меньше машин.
- По левой обочине навстречу транспорту.
- По правой обочине.
- По ходу движения транспорта.
- Назовите правильные действия пешехода при переходе перекрестка наразрешающий (зеленый) сигнал светофора.
- Как только загорелся зеленый сигнал светофора, необходимо быстро перейти дорогу.
- На "зеленый" переход безопасен, поэтому переходить дорогу надо, неотвлекаясь на действия водителей.
- Перед тем, как ступить на проезжую часть, необходимо посмотреть, что происходит слева и справа, и при переходе продолжать наблюдение за ситуацией на перекрестке.
- По какой полосе можно двигаться на велосипеде?
- По любой полосе, в один ряд.
- По крайней правой полосе в один ряд, возможно правее.
- Не далее второго ряда.
- Разрешается ли водителю велосипеда перевозить пассажиров?
- Разрешается, но только на багажнике.
- Разрешается перевозить пассажиров только в дворовой зоне.
- Разрешается перевозить одного ребенка до 7 лет на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками.
- Не разрешается.
- Как поступить, если на пути вашего перехода проезжей части стоит автобус, и в нем нет водителя?
- Дожидаться водителя и переходить дорогу, когда автобус уедет.
- Отойти на такое расстояние, чтобы дорога хорошо просматривалась в обе стороны и, убедившись в безопасности, перейти проезжую часть.
- Обойти автобус с любой стороны.
- Кто раньше появился на свет?
- Паровоз.
- Автомобиль.
- Пароход.
- Что означает термин «Перекресток»?
- Пересечение дороги с железнодорожными путями.
- Пересечение двух дорог.
- Место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне.
- Где можно переходить проезжую часть автомобильной дороги вне населенного пункта, если нет пешеходного перехода?
- В любом месте, не мешая движению транспортных средств.
- В местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
- На повороте дороги.
- Что означает мигание желтого сигнал светофора на перекрестке?
- Можно переходить дорогу, убедившись в безопасности – перекресток не регулируется.
- Переходить дорогу запрещено.
- С какого возраста разрешено перевозить детей на переднем сиденье легкового автомобиля?
- С 10 лет.
- С 12 лет.
- С 14 лет.
- С 16 лет.
- Разрешается ли водителю мотоцикла перевозить пассажира на заднем сиденье?
- Не разрешается.
- Разрешается только ребенка до 7 лет.
- Разрешается, старше 12 лет.
- Можно ли садиться в легковой автомобиль со стороны проезжей части?
- Можно, если со стороны тротуара это не возможно.
- Можно во всех случаях.
- Нельзя.
- Что называется тормозным путем?
- Расстояние, пройденное автомобилем с момента обнаружения опасности до полной остановки.
- Расстояние, пройденное автомобилем с момента нажатия водителем педали тормоза до полной остановки.
- Тормозной след от шин автомобиля.
- Какую ответственность несет виновник ДТП, если при этом погиб человек?
- Никакой.
- Административную.
- Уголовную.
- В каких случаях водитель и пассажир должны быть пристегнуты ремнями безопасности?
- Во всех случаях (кроме оговоренных Правилами).
- Только при движении за чертой города.
- Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается:
- Только по направлению движения транспортных средств по правой стороне.
- Только навстречу движению транспортных средств.
Предварительный просмотр:
Раздаточный материал
Дорога | Поверхность | |
Сухая | Мокрая | |
С асфальтобетонным или цементнобетонным покрытием | 0,7 - 0,8 | 0,35 - 0,45 |
С щебеночным покрытием | 0,6 - 0,7 | 0,3 - 0,4 |
Грунтовая | 0,5 - 0,6 | 0,2 - 0,4 |
Обледенелая | 0,1 - 0,2 | |
Покрытая снегом | 0,2 - 0,3 |
Раздаточный материал
Дорога | Поверхность | |
Сухая | Мокрая | |
С асфальтобетонным или цементнобетонным покрытием | 0,7 - 0,8 | 0,35 - 0,45 |
С щебеночным покрытием | 0,6 - 0,7 | 0,3 - 0,4 |
Грунтовая | 0,5 - 0,6 | 0,2 - 0,4 |
Обледенелая | 0,1 - 0,2 | |
Покрытая снегом | 0,2 - 0,3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС
ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И ИСТОРИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ. ...
Цели урока: ( к Презентации Механика и безопасность дорожного движения )
Опираясь на знание физических законов, выработать осознанную необходимость соблюдения правил дорожного движения. ...
Урок ОБЖ в 5 классе "Безопасность дорожного движения"
Конспект урока предложем в форме технологической карты согласно ФГОС...
Конспект логоритмического занятия по обучению детей основам безопасности дорожного движения «Путешествие в страну Светофорию» для детей логопедической группы среднего дошкольного возраста
Методическая запискаДанная тема важна для работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, так как кроме работы по профилактике ДДТТ, она помогает решить важнейшие задачи, стоящие пер...
Конспект открытого урока "Влияние рукоделия на организм человека"
Участники проекта-обучающиеся объединения « Декоративная мастерская» и их родители, педагоги ЦДОД.Цель-выяснить как рукоделие влияет на организм человека, в частности, на развитие головног...
Влияние аэродинамических сил на безопасность дорожного движения
Технологическая карта интегрированного внеурочного занятия по английскому языку, физике и информатике «Влияние аэродинамических сил на безопасность дорожного движения»...