План-конспект урока физики в 7 классе "Вес тела"
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
Данный урок комбинированный. Содержит письменный опрос. Перед объясненем нового материала ученики выполняют фронтальный опыт, после которого делается вывод о существовании силы - вес тела. Объяснение сопровождается опытами и показом презентации по теме. После знакомства с явлением невесомости, ученики выполняют еще один фронтальный опыт, чтобы ответить на вопрос: всегда ли вес тела одинаков? вывод делают, сравнивая вес тела и силу тяжести. На стадии закрепления материала учатся графически изображать силы, и, заполняя таблицу, сравнивают вес тела и силу тяжести по некоторым показателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока в 7 классе "Вес урока" | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИКИ
В 7 КЛАССЕ
Составила учитель физики Павленко Марина Николаевна
МБОУ «СОШ № 2 г. Суворова»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Вес тела.
ФИО | Павленко Марина Николаевна |
Место работы | МБОУ СОШ №2 г. Суворова |
Должность | Учитель физики |
Предмет | физика |
Класс | 7 |
Тема и номер урока в теме | Скорость. Единицы скорости, урок № 26/17 |
Базовый учебник | А.В. Перышкин, Е.М. Гутник «Физика 7» |
Цель урока: сформировать первоначальные представления о весе тела.
Тип урока: комбинированный.
Формируемые умения: работать с приборами, наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация темы.
Для демонстрационного опыта: два бруска, длинная деревянная линейка, гиря, штатив, груз на резиновом жгуте, мешочек с песком на резиновом шнуре, лист картона, пузырек с отверстием, вода.
Для фронтальных опытов: лист картона, мешочек с песком, шнур резиновый, груз с двумя крючками, пружина.
- Организационный момент.
Подготовка к уроку (наличие необходимых принадлежностей на уроке);
- Письменный опрос (задание на экране, для ответов раздаются листочки).
Вопрос | Ответ |
1. Когда возникает сила упругости? | Когда тело деформируется. |
2. Сила упругости – это сила, а) с которой Земля притягивает к себе тела. б) возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся, вернуть тело в исходное положение. в) при соприкосновении одного тела с другим и препятствующая их относительному движению. | б) |
3. Какие виды деформации Вы знаете? | Растяжение, сжатие, сдвиг, изгиб, кручение. |
4. Кто из названных ученых установил зависимость силы упругости от деформации а) Ньютон, б) Архимед, в) Гук. | в) |
5. На сколько сантиметров растянется пружина жесткостью 100 Н/м под действием силы 20 Н? а) 10 см, б) 20 см, в) 2 см. | в) |
- Актуализация опорных знаний.
Вопрос | Ответ |
1. В каком случае тело может изменить свою скорость? | Если на него подействовало другое тело. |
2. Носит ли взаимный характер действие тел друг на друга? | Да. Действие тел друг на друга всегда взаимно. |
3. От чего зависит действие силы? | От модуля силы, направления, точки приложения, |
4. Как движется тело под действием силы тяжести, если оно не имеет опоры? | Падает вниз. |
5. К чему приложена сила тяжести? | Сила тяжести приложена к самому телу. |
- Фронтальный опыт.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Положите мешочек с песком на середину листа картона. Поднимите лист картона с мешочком двумя руками за края. Обратите внимание на изменение формы картона и мешочка с песком. | 1. Прикрепите к резиновому шнуру груз и поднимите его за свободный конец. Обратите внимание на увеличение длины шнура. |
2. Ответьте на вопросы: 1). Почему лист картона изменил свою форму? 2). Почему в некоторый момент лист картона перестает прогибаться дальше? 3). Действует ли на картон какая-либо сила, кроме силы упругости? 4). Как будет вести себя мешочек с песком, если из-под него убрать картон? 5). Какая сила «заставила» так вести себя мешочек с песком? | 2. Ответьте на вопросы: 1). Почему шнур изменил свою форму? 2). Почему в какой-то момент шнур перестает растягиваться дальше? 3). Действует ли на шнур, кроме силы упругости, еще какая-нибудь сила? 4). Как будет вести себя груз, если убрать шнур? 5). Какая сила «заставляет» так вести себя груз? |
Вывод после обсуждения ответов учащихся: Кроме силы тяжести и силы упругости проявляет себя еще одна сила, которая действует на опору (картон) и подвес (шнур). Эта сила – ВЕС ТЕЛА. |
Записываем тему урока: Вес тела.
- Объяснение нового материала.
ОПЫТ:
- На резиновом шнуре подвесить мешочек с песком.
- Шнур отрезать, мешочек падает на картон.
РАССУЖДЕНИЯ:
- Под действием силы тяжести мешочек движется вниз и растягивает шнур. В шнуре возникает сила упругости, и движение мешочка замедляется. Когда сила упругости станет равной силе тяжести F упр = F тяж, мешочек остановится.
- При взаимодействии двух тел – шнура и мешочка – они деформировались.
- Если «убрать» действие шнура (отрезать), мешочек с песком под действием силы тяжести начнет падать.
- Во время падения деформирующие мешочек силы отсутствуют, и он восстанавливает свою форму.
- Но, упав на картон, вновь деформируется. То же самое происходит и с картоном.
ВЫВОД:
сила тяжести проявляется в действии тела на опору или подвес и в падении тела землю при отсутствии опоры.
Сила, с которой тело действует на опору или подвес, вследствие притяжения к Земле, называется весом тела. |
Вес – это одно из проявлений силы упругости.
P = F тяж – если тело не движется или движется равномерно прямолинейно.
Изображение веса на чертеже:
Демонстрация невесомости:
- Пластиковый пузырек с отверстием на дне наполнен водой, которая вытекает под действием силы тяжести.
- Пузырек падает – вода не вытекает. Ее вес становится равным нулю.
- Вода находится в состоянии невесомости.
Фронтальный опыт: выяснить, всегда ли вес тела одинаков.
Действия: | Наблюдаемое явление: | Вывод о величине веса тела: |
1. Подвесить груз к пружине. | Груз движется (не движется). | P = F тяж |
2. Быстро поднять пружину с грузом вверх. | Пружина растягивается, если груз движется ускоренно (не движется). | P > F тяж |
3. Быстро опустить пружину с грузом вниз. | Пружина сжимается, если груз движется ускоренно (не движется). | P < F тяж |
- Закрепление.
- Вопросы 1,2 к § 26 стр. 62.
1). Что называют весом тела?
2). Чем отличается вес тела от силы тяжести?
2. № 288 (Лукашик). Назовите силы, изображенные на рисунке 1. Обозначьте каждую силу соответствующей буквой.
Ответ.
- № 293 (Лукашик). Изобразите графически силу, направленную вертикально вверх, модуль которой 4 Н (масштаб: 0,5 см – 1 Н).
- № 293 (Лукашик). Изобразите графически силу, направленную вертикально вниз, модуль которой 50 Н (масштаб: 0,5 см – 10 Н).
- Сравните вес тела и силу тяжести по следующим показателям:
Показатель | Вес тела | Сила тяжести |
1. Является ли векторной величиной сила? |
2. Как направлен (а) сила? |
3. Как обозначается модуль силы? |
4. К чему приложена данная сила? |
5. Что является единицей измерения силы? |
- Домашнее задание: § 26, № 2.1– 26.4 стр. 37 РТ.
- Раздаточный материал (см. следующую страницу)
Фронтальный опыт 1.
Вариант 1 |
1. Положите мешочек с песком на середину листа картона. Поднимите лист картона с мешочком двумя руками за края. Обратите внимание на изменение формы картона и мешочка с песком. |
2. Ответьте на вопросы: | Ответы |
1). Почему лист картона изменил свою форму? |
2). Почему в некоторый момент лист картона перестает прогибаться дальше? |
3). Действует ли на картон какая-либо сила, кроме силы упругости? |
4). Как будет вести себя мешочек с песком, если из-под него убрать картон? |
5). Какая сила «заставила» так вести себя мешочек с песком? |
Фронтальный опыт 2:
Выяснить, всегда ли вес тела одинаков.
Действия: | Наблюдаемое явление: (нужное подчеркнуть) | Вывод о величине веса тела: |
1. Подвесить груз к пружине. | Груз движется (не движется). | P F тяж |
2. Быстро поднять пружину с грузом вверх. | Пружина растягивается, если груз движется ускоренно (не движется). | P F тяж |
3. Быстро опустить пружину с грузом вниз. | Пружина сжимается, если груз движется ускоренно (не движется). | P F тяж |
№ 288 (Лукашик). Назовите силы, изображенные на рисунке 1. Обозначьте каждую силу соответствующей буквой.
№ 293 (Лукашик). Изобразите графически силу, направленную вертикально вверх, модуль которой 4 Н (масштаб: 0,5 см – 1 Н).
Фронтальный опыт 1.
Вариант 2 |
1. Прикрепите к резиновому шнуру груз и поднимите его за свободный конец. Обратите внимание на увеличение длины шнура. |
2. Ответьте на вопросы: | Ответы |
1). Почему шнур изменил свою форму? |
2). Почему в какой-то момент шнур перестает растягиваться дальше? |
3). Действует ли на шнур, кроме силы упругости, еще какая-нибудь сила? |
4). Как будет вести себя груз, если убрать шнур? |
5). Какая сила «заставляет» так вести себя груз? |
Фронтальный опыт 2:
Выяснить, всегда ли вес тела одинаков.
Действия: | Наблюдаемое явление: (не нужное зачеркнуть) | Вывод о величине веса тела: |
1. Подвесить груз к пружине. | Груз движется (не движется). | P F тяж |
2. Быстро поднять пружину с грузом вверх. | Пружина растягивается, если груз движется ускоренно (не движется). | P F тяж |
3. Быстро опустить пружину с грузом вниз. | Пружина сжимается, если груз движется ускоренно (не движется). | P F тяж |
№ 288 (Лукашик). Назовите силы, изображенные на рисунке 1. Обозначьте каждую силу соответствующей буквой.
№ 293 (Лукашик). Изобразите графически силу, направленную вертикально вверх, модуль которой 4 Н (масштаб: 0,5 см – 1 Н).
Сила:
Вес тела
Направление:
к Земле
Точка приложения:
подвес или опора,
в месте касания .
Модуль:
P
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированного урока «Английский язык+физика»
Данный материал содержит технологическую карту, аудиозапись, дидактические материалы к уроку....
План-конспект интегрированного урока физической культуры и физики
Интегрированный урок физической культуры и физики по теме "Электрические явления" для учащихся 8 класса. Цель урока: способствовать повышению интереса к предметам, продолжить обобщение и систематизаци...
План-конспект открытого урока в 3 классе по теме "Части тела"
План-конспект открытого урока в 3 классе по теме "Части тела"....
План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."
На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....
План-конспект открытого урока (физика, 11 класс)
Основная задача урока - сформировать знания о явлениях отражения и преломления света; продемонстрировать отражение света от зеркальной поверхности, измерять показатель преломления стекла; ...
Технологическая карта, план-конспект открытого урока на тему: "Метаморфозы" человеческого тела". Презентация к уроку.
Открытый урок на тему:"Метаморфозы" человеческого тела". К уроку прилагается визитная карточка, технологическая карта, план-конспект урока, дидактический материал, практические разработ...
План-конспект (краткий) урока физики 11 класс "Решение задач по теме "«Волновое явление. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны»"
краткий план, основа для развернутого...