Рабочая программа по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) по теме

Рассохина Татьяна Геннадьевна

Пояснительная записка.

Рабочая программа  разработана на основе авторской программе по физике для общеобразовательных школ 7-9 классы, А. В. Перышкин, 2004 г. Согласно Федеральному БУП 2004 года рассчитана на 68 часов в год. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование уроков физики 9 класс (68ч)

Законы взаимодействия и движения тел - 27 часов; 
цель: а) научить определять положение тела в любой момент времени по начальным условиям и другие кинематические величины, решать задачу динамики с учетом действующих на тело сил, используя уравнения динамики и законы сохранения. б) Проводить простые опыты и экспериментальные исследования по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном и равноускоренном движениях; в)измерять физические величины: скорость, время, путь, ускорение.

Тема урока

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства

Вид деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения 

Информационно-
методическое обеспечение

дата

Кинематика материальной точки

1

Материальная точка. Система отсчета. Первичный инструктаж по ТБ.

Объяснительно иллюстративная

лекция беседа, иллюстрация

фронтальная работа с конспектом, работа с книгой

Учащиеся должны знать понятия: материальная точка как модель тела, система отсчета, механическое движение. Должнгы уметь решать качественные задачи.
Продуктивный уровень.

Определение координаты, пройденного пути, траектории, скорости материальной точки в заданной системе отсчета (по рис. 2 в уч-ке).

2

Перемещение.

репродуктивная

беседа, индивидуальный опрос, тестирование, упражнения.

составление опорного конспекта и работа с ним, работа с тестовыми материалами.

Учащиеся должны знать понятия: вектор перемещения, различие между величинами -  путь и перемещение. Должны уметь строить вектор перемещения в декартовой системе координат. Продуктивный уровень.

Плакаты

3

Определение координаты движущегося тела.

поисковая

проблемные задания, самостоятельная работа, тестирование

групповая, индивидуальная

Учащиеся должны знать понятия: радиус-вектор, проекция и модуль вектора, операции над векторами, перемещение. Учащиеся должны уметь: определять координаты радиус-вектора. Продуктивный уровень.

тестовые задания, дидактические карточки, таблицы физических величин.

4

Прямолинейное равномерное движение.

Объяснительно-иллюстративная

беседа, убеждение

построение и чтение графиков и таблиц, работа с опорными конспектами.

Учащиеся должны знать понятия: вектор скорости, прямолинейного и равномерного движения, формулу для нахождения вектора скорости и перемещения и их проекций. Уравнение движения и траектории. Учащиеся должны уметь: находить проекции вектора скорости и перемещения, находить уравнение траектории, решать  простейшие задачи по теме. Продуктивный уровень.

иллюстрация

5

Решение задач по теме: Прямолинейное равномерное движение.

решение задач

6

Прямолинейное равноускоренное   движение. Ускорение.

поисковая

рассказ, создание проблемной ситуации, групповое обсуждение

групповая, фронтальная решение упражнений, составление опорного конспекта

Учащиеся должны знать понятия: равноускоренноедвижение, ускорение, мгновенная скорость. Формула для определения вектора ускорения и его проекции. Учащиеся должны уметь: находить ускорение и скорость при решении простейших задач. Продуктивный уровень.

таблица, опорный конспект, учебник

7

Скорость равноускоренного  движения. График скорости.

Объяснительно-иллюстративная

создание проблемной ситуации, фронтальный опрос, беседа, проблемные задачи.

фронтальная, групповая, построение алгоритма действия, построение графических зависимостей

Учащиеся должны знать понятия: мгновенная и средняя скорости. Учащиеся должны уметь: строить график скорости при равномерном и равноускоренном движении; находить ускорение, начальную и среднюю скорость по графику, составлять уравнение скорости.
Продуктивный уровень.

иллюстрации на доске, опорный конспект учащихся

8

Перемещение при равноускоренном прямолинейном движении.

репродуктивная

индивидуальный опрос, беседа, упражнения

индивидуальная, фронтальная; решение упражнений, графическая работа.

Учащиеся должны знать понятия: уравнение равноускоренного движения в векторной и скалярной формах. Учащиеся должны уметь: составлять уравнение движения в векторной форме и проектировать его на ось координат, решать простейшие задачи на нахождение пройденного пути и перемещения. Продуктивный уровень.

сборник задач

9

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

поисковая

самостоятельная работа, тестирование, мысленный эксперимент учащихся.

индивидуальная, составление таблиц, опорных конспектов, работа с графиками

Учащиеся должны знать: закономерности присущие прямолинейному равноускоренному движению без начальной скорости. Учащиеся должны уметь: решать графические и аналитические задачи по теме. Продуктивный уровень.

Зависимость перемещения от времени (по рис. 2 или 20 в учебнике).

10

Лабораторная работа №1: «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

исследовательская

проблемная ситуация, самостоятельное планирование исследования

парная; работа с тетрадями для лабораторных и контрольных работ.

Учащиеся должны знать:  величины и законы характеризующие равноускоренное движение  без начальной скорости. Учащиеся должны уметь: проводить простейшие эксперименты  для нахождения величин равнопеременного движения. Исследовательский уровень

тетради для лабораторных и контрольных работ.

11

Контрольная работа №1: «Кинематика материальной точки».

репродуктивная

выполнение упражнений

индивидуальная.

 

контрольные и измерительные материалы

                   Динамика материальной точки

12

Относительность движения.

Объяснительно иллюстративная

лекция, убеждение, фронтальный эксперимент

фронтальная; составление опорного конспекта.

Учащиеся должны знать понятия: относительности движения, гелиоцентрическая и геоцентрическая система. Учащиеся должны уметь: правильно выбирать СО, решать качественные задачи в различных СО. Творческий уровень.

1) Относительность движения. Система отсчета (1, опыт 3)1. 2) относительность перемещения и траектории (1, опыт 4)1.

13

Решение задач по теме «Относительность движения»

решение задач

парная

14

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Объяснительно иллюстративная

индивидуальный опрос, беседа, анкетирование, демонстрационный эксперимент.

индивидуальная; работа с опорными конспектами, работа с книгой, составление алгоритма решения задач на 1 закон Ньютона

Учащиеся должны знать понятия: ИСО, различные формулировки 1- го закона Ньютона, сила, деформация.  Учащиеся должны уметь: применять первый з-он Ньютона для решения простейших задач, изображать силы с помощью векторов. Продуктивный уровень.

Опыты, иллюстрирующие закон инерции и взаимодействие тел (инерциальные и неинерциальные СО) (1, опыт 19)1.

15

Второй закон Ньютона.

Объяснительно иллюстративная

фронтальный и индивидуальный опрос, беседа, анкетирование, фронтальный эксперимент, мозговой штурм.

фронтальная, индивидуальная, составление алгоритма решения задач по динамике, решение задач, работа с книгой.

Учащиеся должны знать понятия: равнодействующая сил, деформация, масса, инертность, 2 – ой закон Ньютона. Учащиеся должны уметь: составлять 2-ой закон Ньютона в простейших случаях, изображать равнодействующую сил на чертежах. Продуктивный уровень.

Опыт по рис. 20 в учебнике или (1, опыт 20)1.

16

Третий закон Ньютона.

Объяснительно иллюстративная

фронтальный и индивидуальный опрос, беседа, мысленный эксперимент учащихся, мозговой штурм.

фронтальная, индивидуальная, составление алгоритма решения задач по динамике, решение задач, работа с книгой.

Учащиеся должны знать понятия: противодействие, 3-й закон Ньютона. Учащиеся должны уметь: применять 3-й закон Ньютона для решения качественных и колличественных задач по динамике.   Продуктивный уровень.

Демонстрация по рис. 21, 22 в учебнике.

17

Свободное падение тел.

проблемное изложение

беседа, создание проблемной ситуации, демонстрационный эксперимент.

фронтальная, групповая; работа с книгой, таблицами.

Учащиеся должны знать понятия: ускорение свободного падения, невесомость, перегрузка. Учащиеся должны уметь: находить вес тела при невесомости и перегрузке, качественно объяснять эти явления. Продуктивный уровень.

Опыт с трубкой Ньютона.

18

Движение тела брошенного вертикально вверх.

поисковая

создание проблемной ситуации, самостоятельная работа.

индивидуальная; решение упражнений, работа с алгоритмами по динамике и кинематике, работа с опорными конспектами

Учащиеся должны знать: характер движения тела по вертикали. Учащиеся должны уметь: находить скорость, путь, перемещение и ускорение кинематическим и динамическим способами. Продуктивный уровень.

опорные конспекты

19

Лабораторная работа №2: «Измерение ускорения свободного падения тел».

исследовательская

создание проблемной ситуации, самостоятельный эксперимент учащихся.

парная; работа с тетрадями для лабораторных и контрольных работ.

Должны уметь проводить простейшие эксперименты по исследованию свободного падению тел. Исследовательский уровень

тетрадь для контрольных и лабораторных работ.

20

Закон всемирного тяготения.

Объяснительно-иллюстративная

лекция беседа, создание проблемной ситуации, рассказ

фронтальная, групповая, составление конспекта лекции

Учащиеся должны знать понятия: гравитационное поле, гравитационная постоянная, закон всемирного тяготения. Должны уметь решать задачи по динамике с учетом сил гравитационного притяжения. Продуктивный уровень.

Видео демонстрация опыта Кавендиша.

21

Ускорение свободного падения на Земле и на других небесных телах.

исследовательская

самостоятельное планирование, и проведение исследования, фронтальный опрос

индивидуальная, групповая, решение проблемных задач

Должны знать и уметь объяснять зависимость ускорения свободного падения от географической широты местности. Продуктивный уровень.

учебник, дидактические карточки

22

Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное движение по окружности.

Объяснительно-иллюстративная

фронтальный опрос, тестирование, беседа, рассказ, работа у доски, фронтальный эксперимент.

фронтальная, индивидуальная; работа со сборником задач, с опорными конспектами лекции, алгоритмами.

Учащиеся должны знать понятия: касательная, траектория, центростремительное ускорение, центростремительная сила, частота, период, угловая скорость. Учащиеся должны уметь: изображать и рассчитывать центростремительное ускорение. Продуктивный уровень.

Демонстрация по Рис.18 и по Рис.38 в учебнике.

23

Искусственные спутники Земли

проектная, имитационное моделирование

групповое обсуждение, суд, исследование, создание продукта при консультировании педагога

групповая работа; работа с докладами, рефератами.

Учащиеся должны знать понятия: понятия спутник, космическая скорость. Учащиеся должны уметь: строить траекторию движения в зависимости от космической скорости. Творческий уровень.

доклады, рефераты

24

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Объяснительно-иллюстративная

беседа, создание проблемной ситуации, демонстрационный эксперимент

фронтальная; работа с опорными конспектами, сборником задач, учебником.

Учащиеся должны знать понятия: импульс тела, импульс силы, замкнутая система, закон сохранения импульса. Учащиеся должны уметь: применять закон сохранения импульса для решения типичных задач. Продуктивный уровень.

Опыт по рис 42 в учебнике, столкновение бильярдных шаров.

25

Реактивное движение. Ракеты.

Объяснительно-иллюстративная

беседа, убеждение, решение упражнений, самостоятельная работа, фронтальный эксперимент.

фронтальная, индивидуальная, обобщение полученных знаний на законы сохр, решение задач

Учащиеся должны знать понятия: реактивное движение, многоступенчатая ракета. Учащиеся должны уметь: объяснять реактивное движение на основе закона сохранения импульса. Продуктивный уровень.

1) Реактивное движение. 2) Модель ракеты (по рис. 44, 45 учебника).

26

Решение задач: «Движение с постоянной по модулю скоростью по окружности».

репродуктивная

решение упражнений, тестирование, самостоятельная работа

фронтальная, индивидуальная;

Учащиеся должны знать:  величины характеризующие движение тела по окружности. Учащиеся должны уметь: применять второй закон Ньютона для нахождения центростремит. ускор. Продуктивный уровень.

Раздаточные дидактические материалы

27

Зачёт по теме: «Механика».

репродуктивная

выполнение упражнений

индивидуальная.

 

контрольные и измерительные материалы

Механические колебания и волны. Звук - 12 часов.
Цель: а) научить определять характеристики колебательного движения и механических волн графическим и аналитическим способами; рассчитывать расстояния до объектов при отражении звука, б) проведить простые опыты и экспериментальные исследования по выявлению зависимостей: периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза.

28

Колебательное движение. Свободные колебания. Маятник.

Объяснительно-иллюстративная

лекция беседа, фронтальный эксперимент, убеждение.

фронтальная; составление опорного конспекта лекции

Должны знать понятия: колебательное движение, свободные колебания, маятник, математический и физический маятник. Должны уметь: приводить примеры мех. колебаний, графически изображать возвращающие силы. Продуктивный уровень.

Демонстрация математического, крутильного, физического маятника, маятника Максвелла.

29

Величины характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания.

Объяснительно-иллюстративная

фронтальный опрос, демонстрационный эксперимент, создание проблемной ситуации

фронтальная, групповая; составление таблицы, работа с книгой

Должны знать понятия: период, частота, амплитуда, фаза, начальная фаза, гармонические колебания, циклическая частота. Должны уметь: составлять уравнение гармонических колебаний, аналитически и графически находить величины харак. колеб. движение. Продуктивный уровень.

1) Зависимость периода колебаний математического маятника от длины подвеса, 2) Зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы и жесткости пружины, 3) Опыт по рис. 59, 61 учебника.

30

Лабораторная работа №3: «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»

исследовательская.

создание проблемной ситуации, самостоятельный эксперимент учащихся

парная; работа с тетрадями для лабораторных и контрольных работ.

Должны знать: величины характериз. колеб. движение, связь между ними, уравнение гармонич. колебаний, период математич. маятника. Должны уметь: проводить простейший эксперимент по исследованию механических колебаний. Исследовательский уровень.

тетрадь для контрольных и лабораторных работ.

31

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Объяснительно-иллюстративная

индивидуальный опрос, беседа, тестирование, демонстрационный эксперимент

построение графиков, работа со сборником задач

Должны знать понятия: затухающие колебания, причины затухания колебаний, вынужденные колебания, резонанс, собственные колебания, частота собственных колебаний, вынуждающая сила. Должны уметь: рассчитывать резонансную частоту и объяснять причины затухания колебаний. Продуктивный уровень.

Демонстрация колебаний математического, пружинного, физического и др. видов маятников. Демонстрация вынужденных колебаний (1, опыт 53)1, демонстрация резонанса.

32

Контрольная работа №2: «Механические колебания».

репродуктивная

выполнение упражнений

индивидуальная.

 

контрольные и измерительные материалы

33

Распространение колебаний в среде. Продольные и поперечные  волны.

Объяснительно-иллюстративная

беседа, создание проблемной ситуации, фронтальная демонстрация.

фронтальная; работа с опорными конспектами

Должны знать понятия: волна, поперечная и продольная волна в различных средах. Должны уметь: на основе основных положений МКТ объяснять распространение мех. волн и их особенности. Продуктивный уровень.

Волновая машина.

34

Длина волны. Скорость распространения волны.

поисковая

фронтальный опрос, решение задач, создание проблемной ситуации.

фронтальная, групповая, построение графиков и алгоритмов, работа со сборником задач.

Должны знать понятия: длина волны, скорость волны, частота, период колебаний в волне; связь между ними. Должны уметь: находить величины характериз. волновой процесс при решении типичных задач. Продуктивный уровень.

сборник задач

35

Источники звука. Звуковые колебания.

Объяснительно-иллюстративная

демонстрационный эксперимент, создание проблемной ситуации, тестирование

фронтальная, групповая; работа с учебником, тестовыми  материалами

Должны знать понятия: звук, источник звука, частота звуковых колебаний, ультразвук, инфразвук.  Должны уметь: приводить примеры звуковых колебаний в различных средах, источников звука. Продуктивный уровень.

Демонстрации по рис. 70 – 72 в учебнике.

36

Высота и тембр звука. Громкость звука.

исследовательская

мысленный эксперимент учащихся, самостоятельная работа

индивидуальная, самостоятельное планирование и проведение исследования, работа с учебником

Должны знать понятия: высота, тембр, обертон, чистый тон. Должны уметь: объяснять данные понятия. Продуктивный уровень.

1) Зависимость высоты тона от частоты колебаний, 2) Зависимость громкости звука от амплитуды.

37

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

Объяснительно-иллюстративная

решение задач, работа у доски, фронтальный опрос

фронтальная, работа со сборником задач, алгоритмом

Должны уметь: рассчитывать скорость и длину волны звука в различных средах. Продуктивный уровень.

Опыт по рис. 76 в учебнике.

38

Отражение звука. Эхо.

Объяснительно-иллюстративная

беседа, создание проблемной ситуации, фронтальный эксперимент, решение задач.

фронтальная, групповая, решение упражнений, работа с опорными конспектами, алгоритмами

Должны знать понятия: эхо, дифракция механических волн и звука, эхолот. Должны уметь: приводить примеры эхолакации в природе и технике, рассчитывать расстояния до объектов приэхолакации. Продуктивный уровень.

демонстрация отражения звуковых волн

39

Контрольная работа №3.: «Механические колебания и волны».

репродуктивная

выполнение упражнений

индивидуальная.

 

контрольные и измерительные материалы

             Электромагнитное поле. 13 часов

40

Магнитное поле и его графическое изображение. Однородное и неоднородное магнитное поле.

Объяснительно-иллюстративная

лекция фронтальный эксперимент, убеждение.

фронтальная; составление конспекта-лекции

Должны знать понятия: магнитное поле, силовые линии магнитного поля, вихревое поле, однородное и неоднородное магнитное поле. Должны уметь: изображать магнитные силовые линии постоянных магнитов. Продуктивный уровень.

Демонстрация силовых линий магнитного поля постоянных магнитов и проводников с током. Действия магнитного поля на магн. стрелку.

41

Магнитные силовые линии электрического тока. Вектор магнитной индукции.

Объяснительно-иллюстративная

индивидуальный опрос, беседа, создание проблемной ситуации

индивидуальная, фронтальная; графическая работа, работа с опорными конспектами, работа с алгоритмом

Должны знать понятия: вектор магнитной индукции, правило буравчика, правило правой руки, тесла. Должны уметь: изображать вектор магнитной индукции, применять правило буравчика и правой руки для изображения вектора магн. индукции и силовых линий. Продуктивный уровень.

опорные конспекты учащихся, дифференцированные задания

42

Сила Ампера. Правило левой руки. Сила Лоренца.

Объяснительно-иллюстративная

демонстрационный эксперимент, создание проблемной ситуации, тестирование.

групповая, индивидуальная; работа с тестовыми материалами, работа со сборником задач, работа с векторами

Должны знать понятия: сила Ампера, правило левой руки, сила Лоренца. Должны уметь:  применять закон Ампера и Лоренца при решении типичных задач. Продуктивный уровень.

Действие магнитного поля на проводник с током.

43

Решение задач по теме «Сила Ампера. Сила Лоренца»

поисковая

работа у доски, фронтальный опрос.

фронтальная; групповое обсуждение и  решение задач, графическая работа

Должны знать: понятия силовых линий, вектор магнит. индукции, правила буравчика, правой и левой руки, Закон Ампера и Лоренца. Должны уметь: решать типичные задачи на нахождение силы Ампера и Лоренца. Продуктивный уровень.

Дидактические материалы.

44

Самостоятелльная работа: «Силовые линии магнитного поля. Закон Ампера».

репродуктивная

выполнение упражнений

индивидуальная.

Должны знать величины характеризующие магнитное поле, Должны уметь: строить магн. силовые лини токов различной конфигурации и простоянных магнитов, находить силы действующие на проводник с током и заряд в магнитном поле. Творческий уровень.

контрольные и измерительные материалы

45

Магнитный поток.

Объяснительно-иллюстративная

создание проблемной ситуации, мысленный эксперимент учащихся.

групповая; составление опорного конспекта по теме, решение задач

Должны знать понятия: вектор нормали, магнитный поток, единица магнитного потока в СИ – Вебер. Должны уметь: Рассчитывать магнитный поток в простейших случаях. Продуктивный уровень.

сборник задач

46

Явление электромагнитной индукции.

Объяснительно-иллюстративная

беседа, фронтальный эксперимент, убеждение

фронтальная; создание опорного конспекта по теме

Должны знать понятия: электромагнитная индукция. Должны уметь: объяснять опыт Фарадея. Продуктивный уровень.

1) Демонстрация опыта Фарадея, 2) прибор Ленца.

47

Лабораторная работа №4: «Изучение явления электромагнитной индукции».

исследовательская.

самостоятельный эксперимент учащихся

парная; работа с тетрадями для контрольных и лабораторных работ.

Должны уметь проводить простейшие эксперименты по изучению электромагнитной индукции Фарадея. Исследовательский уровень.

тетради для контрольных и лабораторных работ.

48

Получение переменного электрического тока.

Объяснительно-иллюстративная

беседа, фронтальный эксперимент, создание проблемной ситуации

фронтальная; составление плана-конспекта по теме, приведение примеров

Должны знать понятия: переменный эл. ток, генератор переменного тока. Должны уметь: объяснять принцип действия генератора переменного тока. Продуктивный уровень.

генератор переменного тока, магнитоэлектрическая машина

49

Электромагнитное поле.

Объяснительно-иллюстративная

лекция, убеждение, создание проблемной ситуации

 фронтальная; составление опорного конспекта лекции

Должны знать понятия: электромагнитное поле и его свойства. Продуктивный уровень.

опорные конспекты учащихся

50

Электромагнитные волны.

 

 

 

 

поисковая

самостоятельная работа

индивидуальная; работа с учебником и сборником задач

Должны знать понятия: вихревое электрическое поле, электромагнитная волна, электродинамическая постоянная. Должны уметь: изображать графически эл\магнит. волны, объяснять свойства электромагнитных волн. Продуктивный уровень.

опорные конспекты учащихся, учебник, сборник задач

51

Электромагнитная природа света.

Объяснительно-иллюстративная

беседа, фронтальный эксперимент, убеждение.

фронтальная, групповая; работа с дополнительными источниками информации.

Должны знать: различные представления о природе света, современные представления о природе света.  Продуктивный уровень.

Демонстрация интерференционных колец Ньютона.

52

Зачет по теме: «Электромагнитное поле».

репродуктивная

выполнение упражнений

индивидуальная.

 

контрольные и измерительные материалы

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер: 16 часов. 
Цель: а) дать представления о современной модели строения атома и радиоактивности, б) находить массовое и зарядовое числа используя закон сохранения последних, вычислять период полураспада атомных ядер и энергию связи ядра, в) практически применять физические знания для защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений; для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности. 

53

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома.

Объяснительно-иллюстративная

лекция, убеждение

фронтальная; оставление краткого конспекта лекции

Должны знать понятия: радиоактивность, опыт Резерфорда по док-ву сложного состава радиоактивного излучения радия. Должны уметь: объяснять опыт резерфорда по док-ву сложного состава радиоактивного излучения и атома. Продуктивный уровень.

иллюстрации опытов резерфорда на доске

54

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

Объяснительно-иллюстративная

фронтальный опрос, беседа.

групповая, фронтальная

Должны знать понятия: опыт Резерфорда по рассеянию a-частиц, модель атома Томсона, планетарная модель атома Резерфорда. Должны уметь: объяснять опыт резерфорда по рассеянию  a-частиц и сложности становления планетарной модели атома Резерфорда. Продуктивный уровень.

Мультимедийные ресурсы, опорные конспекты учащихся

55

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Объяснительно-иллюстративная

беседа, решение задач

фронтальная; работа со сборником задач

Должны знать понятия: массовое и зарядовое число, закон сохранения массового и зарядового числа, радиоактивные превращения, распады. Должны уметь: решать простейшие задачи на закон сохранения массового и зарядового чисел. Продуктивный уровень.

сборник задач, опорные конспекты учащихся

56

Экспериментальные методы исследования частиц.

исследовательская

групповое обсуждение, мозговой шторм

групповая; защита рефератов

Должны уметь: объясняять устройство и принцип работы камеры Вильсона, счетчика Гейгера. Должны знать понятия: трек частицы. Творческий уровень.

Демонстрация камеры Вильсона и счетчика Гейгера, рефераты и компьютерные презентации учащихся

57

Открытие протона. Открытие нейтрона.

Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома по фотографии треков»

Объяснительно-иллюстративная

поисковая

беседа, убеждение, постановка и решение проблемной ситуации

фронтальная;  работа с учебником

Должны знать понятия: протон, нейтрон. Должны уметь: объяснять опыты по обнаружению протона и нейтрона. Продуктивный уровень.

фотографии треков протонов и нейтронов в камере Вильсона.

58

Состав атомного ядра. Массовое и зарядовое числа. Ядерные силы.

поисковая

решение задач, фронтальный опрос, тестирование

фронтальная, индивидуальная; работа  с таблицами элементарных частиц, таблицей Менделеева, сборником задач

Должны знать понятия: массовое и зарядовое числа, ядерные силы. Должны уметь: объяснять строение атома на основе современных представлений. Продуктивный уровень.

Таблица Менделеева.

59

Энергия связи. Дефект масс.

Объяснительно-иллюстративная

решение задач, индивидуальный опрос, тестирование

групповая, индивидуальная; работа со сборником задач, таблицами элементарных частиц

Должны знать понятия: энергия связи, дефект масс, нуклон. Должны уметь: рассчитывать энергию  связи при решении типичных задач. Продуктивный уровень.

таблица элементарных частиц

60

Решение задач: «Энергия связи. Дефект масс».

поисковая

упражнения, фронтальный опрос

фронтальная; решение задач; работа с алгоритмами по механике, таблицами элементарных частиц

Должны уметь: решать задачи на закон сохранения массового и зарядового чисел, рассчитывать энергию связи  и дефект масс. Продуктивный уровень.

таблица элементарных частиц, таблица Менделеева.

61

Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция.

Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц»

Объяснительно-иллюстративная

поисковая

беседа, мысленный эксперимент учащихся, убеждение

фронтальная, групповая; составление конспекта, работа с таблицами критических масс.

Должны знать понятия: цепная ядерная реакция, критическая масса, капельная модель. Должны уметь: объяснять прохождение цепной ядерной реакции на основе капельной модели. Продуктивный уровень.

таблица критических масс, плакат деления ядра урана

62

Ядерный реактор.

Объяснительно-иллюстративная

беседа, индивидуальный опрос

фронтальная, групповая; работа с книгой, составление конспекта

Должны знать понятия: ядерный реактор, контролируемая ядерная реакция. Должны уметь: объяснять принцип работы ядерного реактора. Продуктивный уровень.

плакат, опорные конспекты учащихся

63

Атомная энергетика

исследовательская

мозговой штурм, групповое обсуждение

групповая; защита проектов

Должны знать понятия: АЭС. Продуктивный уровень.

проекты учащихся

64

Биологическое действие радиации.

 

Объяснительно-иллюстративная

лекция, убеждение, создание проблемной ситуации

фронтальная, работа с лекционным материалом

Должны знать понятия: ионизирующее излучение, облучение, доза радиации, единица дозы поглощенного излучения в СИ – грэй, меры предосторожности от радиации. Должны уметь: защищаться от радиоактивного излучения. Творческий уровень.

плакаты

65

Изотопы.

Объяснительно-иллюстративная

лекция, убеждение, создание проблемной ситуации

фронтальная, работа с лекционным материалом

Должны знать понятия: изотоп. Должны уметь: объяснять применение изотопов в науке, технике и медицине. Продуктивный уровень.

плакаты

66

Термоядерный синтез.

Объяснительно-иллюстративная

беседа, убеждение, индивидуальный опрос

фронтальная, индивидуальная, работа с опорными конспектами, дидактическими корточками

Должны знать понятия: термоядерный синтез, водородная бомба. Должны уметь: объяснять условия прохождения термоядерного синтеза. Продуктивный уровень.

раздаточные дидактические карточки

67

Контрольная работа №4: «Строение атома и атомного ядра».

репродуктивная

выполнение упражнений

индивидуальная.

 

контрольные и измерительные материалы

68

Итоговое повторение.

Объяснительно-иллюстративная

беседа

фронтальная; работа с опорными конспектами, работа с учебником

Должны знать понятия: основные понятия и законы ядерной физики. Должны уметь: применять закон сохранения зарядового и массового чисел при решении задач, рассчитывать энергию связи и дефект масс. Продуктивный уровень.

опорные конспекты учащихся, учебник.


Пояснительная записка.

Рабочая программа  разработана на основе авторской программе по физике для общеобразовательных школ 7-9 классы, А. В. Перышкин, 2004 г, рассчитана на 68 часов в год.

 Рабочая программа    ориентирована     на     использование учебника «Физика-8», А. В. Перышкин, 2006 г., а также дополнительных пособий:

  1. Л.В. Лукашик, Е.В. Иванова: «Сборник задач по физике 7 – 9 классы» - М., Просвещение, 2004г; [1]
  2. С.В. Боброва: «Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина. 9 класс» - Волгоград: «Учитель», 2007г.
  3. В.А. Шевцов «Дидактический материал по физике. 9 класс», Волгоград «Учитель», 2002 г.
  4. А.Е. Марон: «Дидактические материалы по физике 9 класс» - М., «Дрофа», 2004 г.
  5. В.А. Попова: «Сборник элективных курсов. Физика 8-9 классы» - Волгоград «Учитель», 2007 г.
  6. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» (электронная версия) 
  7. Журнал «Физика в школе»

Количество контрольных работ: 4+2 зачета

Количество лабораторных работ: 6

В авторскую программу внесены следующие изменения:

  1. За счет часов резервного времени увеличено количество часов по разделам «Механические колебания. Волны. Звук» (вместо 11 часов- 12); по разделу «Электромагнитное поле» (вместо 12 часов – 13); по разделу «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» (вместо 14 часов – 16), т.к. здесь имеются темы, трудные для усвоения учащимися.

Учебно-тематический план по физике, 9 класс

 (2 часа в неделю, всего 68 часов)

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

по прогр.

Всего часов

по РП

 Из них

Лабораторные работы

Контрольные работы

1.

Раздел 1. Законы взаимодействия и движения тел

27

27

№1: «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

№2: «Измерение ускорения свободного падения тел».

1.«Кинематика материальной точки»

Зачёт по теме: «Механика». 

2.

Раздел 2.

Механические колебания. Волны. Звук

11

12

№3: «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»

2.«Механические колебания».

3.«Механические колебания и волны»

4.

Раздел 3.

Электромагнитное поле

12

13

№4: «Изучение явления электромагнитной индукции»

Зачет по теме: «Электромагнитное поле»

5.

Раздел 4.

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

14

16

№5 «Изучение деления ядра атома по фотографии треков»

№6 «Изучение треков заряженных частиц»

4.«Строение атома и атомного ядра»

6.

Резервное время 

4

Итого:

68

68

График проведения лабораторных и контрольных работ.

Лабораторные работы

дата

Контрольные работы

дата

№1: «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1.«Кинематика материальной точки»

Зачёт по теме: «Механика». 

№2: «Измерение ускорения свободного падения тел».

№3: «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»

2.«Механические колебания».

3.«Механические колебания и волны»

№4: «Изучение явления электромагнитной индукции»

Зачет по теме: «Электромагнитное поле»

№5 «Изучение деления ядра атома по фотографии треков»

4.«Строение атома и атомного ядра»

№6 «Изучение треков заряженных частиц»

Обеспечение практической части рабочей программы 9 класс:

Лабораторные работы

Оборудование

№1: «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

желоб лабораторный металлический длиной 1,4 м,

шарик металлический диаметром 1,5-2 см, цилиндр металлический, часы с секундной стрелкой, лента измерительная, кусок мела

№2: «Измерение ускорения свободного падения тел».

прибор для изучения движения тел, полоски из миллиметровой и копировальной бумаги длиной 300 мм и шириной 20 мм, штатив с муфтой и лапкой

№3: «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»

штатив с муфтой и лапкой, шарик, прикрепленный к нему нитью 130 см, протянутой сквозь кусочек резины, часы с секундной стрелкой

№4: «Изучение явления электромагнитной индукции»

миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с железным сердечником от  разборного электромагнита, реостат, ключ, соединительные провода, модель генератора электрического тока

№5 «Изучение деления ядра атома по фотографии треков»

фотография треков заряженных частиц, образовавшихся при делении ядер урана

№6 «Изучение треков заряженных частиц»

фотография треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии

Требования к уровню подготовки учащихся 9  класса (базовый уровень):


              Должны знать смысл понятий: Механическое движение. Относительность движения.  Путь. Скорость. Ускорение. Движение по окружности. Инерция. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса. Плотность. Сила. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Сила тяжести. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Механические колебания и волны. Звук. Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.  Экологические проблемы работы атомных электростанций.
                Должны уметь: Объяснять механические явления на основе законов динамики Ньютона, законов сохранения импульса и энергии, закона всемирного тяготения. Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном и равноускоренном движении, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза.
                 Владеть компетенциями: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, коммуникативной, личного самосовершенствования.
                 Способны решать следующие жизненно-практические задачи: практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости; защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений; для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...