Рабочая программа по курсу "Физика" 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №7
имени генерал-лейтенанта Л.В. Козлова
города Петровска Саратовской области
«Согласовано» Руководитель МО ________ Е.М. Кузнецова Протокол № ___ от «__» ____________2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ ООШ №7 г. Петровска ________ О.А. Филянина «__»____________2014 г. | Утверждаю Директор МБОУ ООШ № 7 г. Петровска ______________________ Приказ от «__»___________2014 г. №_____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Герасимова Наталья Анатольевна
I квалификационная категория
по курсу «ФИЗИКА»
7 класс
на 2014-2015 учебный год
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______2014 г.
г. Петровск
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
- примерной программы по физике основного общего образования,
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015учебный год,
- с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса;
Рабочая программа конкретизирует содержание тем образовательного стандарта на ступени основного общего образования. В ней дается распределение учебных часов по разделам курса, рекомендуемая последовательность изучения разделов физики, с учетом логики автора УМК. Программа содержит набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ, выполняемых учащимися, в соответствии с примерной программой и ФК ГОСТа.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения физики на основной ступени общего образования. В том числе в 7-9 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В данной рабочей программе в 7 классе отводится 68 часов (2 урока в неделю), в соответствии с уставом школы и базисным учебным планом. Предусмотрено 3 часа резервного времени на повторение курса физики 7 класса.
В программе требования к уровню подготовки школьников включены в поурочное планирование и соотнесены с обязательным минимумом, изучаемым на уроке.
Рабочая программа по физике предполагает проведение лабораторных и контрольных уроков.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Из них | |
Лабораторные работы | Контрольные уроки | |||
1 | Физика и физические методы изучения природы | 6 | 1 ч | 1 ч |
Л/работа № 1 «Определение цены деления шкалы мензурки» | Контрольный урок по теме «Физические методы изучения природы» | |||
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 5 | 1 ч. |
|
Л/работа № 2 « Измерение размеров малых тел» |
| |||
3 | Взаимодействие тел | 21 | 4ч. | 1ч |
Л/работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» Л/работа №4 «Измерение объема тела» Л/работа №5 «Измерение плотности вещества твердого тела» Л/работа №6 «Градуирование пружины и измерение силы динамометром» | Контрольный урок по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» | |||
4. . | Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 18 | 2ч | 1ч. |
Л/работа №7 «Измерение архимедовой силы» Л/работа №8 «Выяснение условий плавания тел в жидкости» | Контрольный урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | |||
5. | Работа и мощность. Энергия. | 15 | 2ч. |
|
Л/работа №9 «Условие равновесия рычага» Л/работа №10 «Определение КПД наклонной плоскости» | ||||
Резерв | 3 | Итоговая контрольная работа | ||
Итого | 70 | 9 | 3 |
Поурочное планирование уроков физики в 7 классе
№ урока | Тема урока | Основное содержание | Практическая часть | Требования к уровню подготовки | Дом-ее задание | Дата проведения | ||||||
Демонстрации | Лабораторные работы и опыты | |||||||||||
ТЕМА 1. Физика и физические методы изучения природы ( 6 час) | ||||||||||||
1/1 | Что изучает физика. Наблюдения и опыты. Описание физических явлений. | Показать, что физика- наука о природе. | Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. |
| Знать / понимать смысл понятия физические явления. Приводить примеры практического использования знаний о механических и тепловых явлениях | § 1-3 |
| |||||
2/2 | Физические величины и единицы их измерения. | Измерение длины. | Измерение размеров бруска | Использовать физические приборы для измерения расстояния | §4 |
| ||||||
3/3 | Точность и погрешность измерений. Физические приборы. | Физические приборы | Физические приборы | Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин | §5, упр 1 | |||||||
4/4 | Лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы мензурки» | Определение цены деления шкалы мензурки | Повт. § 1 - 5 | |||||||||
5/5 | Физика и техника | Физика и техника | Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников | §6 | ||||||||
6/6 | Контрольный урок по теме «Физика и физические методы изучения природы» | |||||||||||
Тема 2 «Первоначальные сведения о строении вещества» (5 час) | ||||||||||||
1/7 | Строение вещества. Молекулы. | Строение вещества. Молекулы. | §7-8 Л/Р №2 «Измерение разме ров малых тел» | |||||||||
2/8 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. | Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. | Диффузия в газах и жидкостях. Модель хао- тического движения молекул. Модель броуновского движения. Сцепление свинцовых цилиндров. | §9 | ||||||||
3/9 | Взаимодействие молекул | Взаимодействие частиц вещества. | §10 | |||||||||
4/ 10 | Три состояния вещества | Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Объяснение свойств вещества на основе этих моделей. | Сжимаемость газов, сохранение объема жидкостей при изменении форм сосуда. | §11-12 | ||||||||
5/ 11 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | §7-12 | ||||||||||
Тема 3 «Взаимодействие тел» ( 21 час) | ||||||||||||
1/ 12 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. | Механическое движение. Равномерное движение. | Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения | Знать, уметь, описывать и объяснять физическое явление равномерное прямолинейное движение | §13-14 | |||||||
2/ 13 | Скорость равномерного прямолинейного движения. Единицы скорости. | Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения скорости, расстояния и времени. | «Измерение скорости равномерного движения» | Знать и понимать смысл физических величин: скорость, путь. Представлять результаты измерений с помощью таблиц. | §15, Упр. 4 | |||||||
3/ 14 | Решение задач на расчет пути и времени движения. | §13-15 | ||||||||||
4/ 15 | Графическое представление движения. | График зависимости пути от времени и скорости от времени. | «Изучение зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении» | Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирическую зависимость пути от времени. | §16, Упр. 5 | |||||||
5/ 16 | Явление инерции и решение задач | Явление инерции | Явление инерции | §17 | ||||||||
6/ 17 | Взаимодействие тел. | Взаимодействие тел. | § 18 | |||||||||
7/ 18 | Масса тела. Единицы измерения массы. | Методы измерения массы. | Знать и понимать смысл физической величины масса тела | §19-20 Упр. 6 (1) | ||||||||
8/ 19 | Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | «Измерение массы тела на рычажных весах» | Использовать физические приборы для измерения физической величины массы. | Упр 6 (2) | ||||||||
9/ 20 | Плотность вещества. | Плотность вещества. | Знать ,понимать смысл физической величины плотность вещества. | §21, Упр. 2 (1,2, 3) | ||||||||
10/ 21 | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела» | Методы измерения объема и плотности. Измерение объема и определение плотности жидкости» | «Измерение объема тела и плотности вещества твердого тела» | Упр. 6 (3) | ||||||||
11/ 22 | Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твёрдого тела»» | «Измерение объема и определение плотности жидкости» | Упр. 7 (4,5) | |||||||||
12/ 23 | Расчет массы и объема тела по его плотности. | § 22, упр. 8 | ||||||||||
13/ 24 | Контрольный урок по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества.» | - | ||||||||||
14/ 25 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | Сила. | Знать и понимать смысл физической величины сила. | §23-24 | ||||||||
15/ 26 | Сила упругости. | Методы измерения силы | Зависимость силы упругости от деформации. | «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины, измерение коэффициента жесткости» | Представлять результаты измерений в виде таблиц и выявлять на их основе зависимость силы упругости от деформации. | §25 | ||||||
16/ 27 | Вес тела. Невесомость. | Невесомость | §26 | |||||||||
17/ 28 | Единицы измерения силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | Решать задачи на применение изученных физических законов | §27, упр. 9 | |||||||||
18/ 29 | Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | Методы измерения силы | «Градуирование пружины и измерение сил динамо метром» | §28, упр. 10 | ||||||||
19/ 30 | Сложение двух сил. | Правило сложения сил. | Сложение сил. | «Сложение сил направ- ленных вдоль одной прямой и под углом друг к другу» | Представлять результаты измерений в виде таблиц и выявлять на их основе эмпирическую зависимость | §29, упр. 11 | ||||||
20/ 31 | Сила трения. | Методы измерения силы | «Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения» | § 30-31 | ||||||||
21/ 32 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Сила. Равнодействующая сил» | §23-31 | ||||||||||
Тема № 4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (25 часов) | ||||||||||||
1/ 33 | Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. | Давление. | Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. | §33,34 Упр 12. Зад.6 | ||||||||
2/ 34 | Давление газа. | «Зависимость давления от объема при постоянной температуре» | §35 | |||||||||
3/ 35 | Закон Паскаля. Обобщение темы «Давление. Закон Паскаля» | Закон Паскаля. | Закон Паскаля. | Знать и уметь объяснять физический смысл закона Паскаля | §33-37 Упр.14 | |||||||
4/ 36 | Давление в жидкости газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда .решение задач. | Давление. | Уметь описывать и объяснять физическое явление передачи давления в жидкостях и газах. | §38. упр. 15 (1) | ||||||||
5/ 37 | Сообщающиеся сосуды | §39 | ||||||||||
6/ 38 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Атмосферное давление на разных высотах. | Атмосферное давление. | §40-41 | |||||||||
7/ 39 | Опыт Торричелли. Манометры. | Методы измерения давления. | Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения давления | §42,45 |
| |||||||
8/ 40 | Барометр-анероид | §43,44, упр. 21(1) | ||||||||||
9/ 41 | Решение задач на расчет давления. | Уметь решать задачи на применение изученных законов. | §36-45 | |||||||||
10/ 42 | Гидравлические машины. | Гидравлические машины | Гидравлический пресс. | §46,47, упр. 23 | ||||||||
11/ 43 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. | Архимедова сила. | Закон Архимеда. | §48,49, упр. 24 (3,4) | ||||||||
12/ 44 | Лабораторная работа №7 «Измерение архимедовой силы» | Методы измерения силы. | «Измерение архимедовой силы» | Зад. 14 | ||||||||
13/ 45 | Плавание тел. Плавание судов. | §50,51, упр. 26 (2,3) | ||||||||||
14/ 46 | Решение задач на определение архимедовой силы. | Уметь решать задачи на применение изученных законов. | Упр. 25 (1,2) | |||||||||
15/ 47 | Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тел» | «Выяснение условий плавания тел» | Упр. 25 (3,4,5) | |||||||||
16/ 48 | Воздухоплавание. Решение задач. | Уметь решать задачи на применение изученных законов. | §52 | |||||||||
17/ 49 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | §33-52 | ||||||||||
18/ 50 | Контрольный урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
| ||||||||||
Тема № 5 «Работа и мощность. Энергия» (15 часов) | ||||||||||||
1/ 51 | Механическая работа. | Работа. | Знать/ понимать смысл физических величин: работа и мощность | §53 | ||||||||
2/ 52 | Мощность. | Мощность. | §54, упр. | |||||||||
3/ 53 | Простые механизмы. Рычаги в технике, быту, природе. | Простые механизмы | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов | §55,58 | ||||||||
4/ 54 | Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | Условие равновесия рычага. | Рычаг. | §56 | ||||||||
5/ 55. | Момент силы | Момент силы. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. | «Нахождение центра тяжести плоского тела» | §57 | ||||||||
6/ 56 | Лабораторная работа № 9 «Условие равновесия рычага» | «Условие равновесия рычага» | Упр. 30 (4,5) | |||||||||
7/ 57 | Применение законов рычага к блоку. | Блок | §59 | |||||||||
8/ 58 | «Золотое» правило механики. | §60, упр. 31 (1,2) | ||||||||||
9/ 59 | Коэффициент полезного действия. Решение задач | КПД | Уметь решать задачи на применение изученных физических законов. Знать и понимать смысл физических законов. Знать и понимать смысл физической величины КПД | §61 | ||||||||
10/ 60 | Лабораторная работа № 10 «Определение КПД наклонной плоскости» | «Определение КПД наклонной плоскости» |
|
| ||||||||
11/ 61 | Решение задач на расчет КПД | Уметь решать задачи на применение изученных физических законов. | Доп. материал Повт. §§ 53-61 | |||||||||
12/ 62 | Энергия потенциальная и кинетическая. | Энергия потенциальная и кинетическая. | «Измерение кинетической энергии и изменения потенциальной энергии». | Знать и понимать смысл физических величин кинетическая и потенциальная энергия. | § 62,63, упр.32 | |||||||
13/ 63 | Превращение энергии. Закон сохранения энергии | Закон сохранения энергии | Превращение механической энергии из одной формы в другую. | Знать /понимать смысл физического закона превращения и сохранения энергии. | §62-63, 64
| |||||||
14/ 64 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Работа и мощность. Энергия» | |||||||||||
15/ 65 | Роль математики в физике | Доп. материал | ||||||||||
6667 68 | Повторение курса физики 7 класса Итоговая контрольная работа Игра «Знатоки физики» |
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик должен знать/понимать:
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, инерция;
- смысл физических величин: путь, скорость, сила, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
- смысл физических законов: закона Паскаля;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, неравномерное прямолинейное движение, применять основные положения МКТ для объяснения диффузии, различия между агрегатными состояниями вещества;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, математических символов, рисунков);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники.
Учебно-методическая литература
- Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 14-е изд. - М: Дрофа, 2010.
- Астахова Т.В. Лабораторные работы и контрольные задания по физике: Тетрадь для учащихся 7-го класса. – Саратов: Лицей, 2010
Список литературы
- Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».
- Контрольные работы по физике: 7,8,9 классы, Марон А.Е., Марон Е.А., М.: «Просвещение» 2007
- Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7-9», - М., "Просвещение", 2003.
- Поурочные разработки по физике. 7 класс, Волков В.А., Полянский С.Е., М.: «ВАКО» 2007
-Сборник задач по физике для 7 – 9 классов, Лукашик В.И., Иванова Е.В., М.: «Просвещение» 2007
- Тесты по физике. 7 класс, Чеботарева А.В., М.: Экзамен, 2008
-Физика. 7 класс. Дидактические материалы, Марон А.Е., Марон Е.А., М.: «Дрофа» 2002
Цифровые образовательные ресурсы
- Физика 7 - 11 классы: Практикум Электронное учебное издание (ООО "Физикон") Содержит около 100 видеофрагментов, около 250 виртуальных лабораторий, вопросы и задачи для самоподготовки, справочные таблицы, звуковое сопровождение. | |
- Физика 7 - 11 классы Библиотека наглядных пособий (Дрофа, ЗАО «1С») Образовательный комплекс представляет собой библиотеку мультимедиа-объектов, снабженную системой поиска. Содержит: видеофрагменты, фотографии и рисунки, анимации, интерактивные модели, иллюстративные таблицы. | |
Физика 7 - 11 класс Библиотека электронных наглядных пособий (ГУРЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий») Издание ориентирована на преподавателей и учащихся.Содержит: конструктор информационных объектов, конструктор тестов, фотографии, рисунки, определения |
- Комплекты электронно-методических пособий 7-9 классы /мультимедийное учебное издание. ООО «Дрофа», 2007 г./
- Л.Я. Боревский: Курс физики 21 века базовый для школьников и абитуриентов. –МедиаХауз /СD/
- Открытая физика 1.1.; Под редакцией профессора МФТИ С.М. Козела: ООО «Физикон», 1996-2001/CD/;
- Живая физика. CD – Институт новых технологий образования.
- 1С: Репетитор. Физика (механика, молекулярная физика, электричество и магнетизм, электромагнитные волны и оптика, теория относительности и квантовая физика. /CD/
Интернет-ресурсы
http://mnatali2007.narod.ru/developments_lesson.html
pedsovet.su›Файлы для скачивания›73-1-0-984
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://fiz.1september.ru/ - электронная версия газеты "Физика"
http://www.fizika.ru/ - Физика.ru. Сайт для учащихся и преподавателей физики. На сайте размещены учебники физики для 7, 8 и 9 классов, сборники вопросов и задач, тесты, описания лабораторных работ.
http://fizzzika.narod.ru/ - Физика для всех. Сайт содержит задачи по общей физике с решениями
http://zbsusu.narod.ru/labor.html - лабораторные работы по физике
http://elkin52.narod.ru/ - Занимательная физика в вопросах и ответах. Сайт заслуженного учителя РФ Елькина Виктора
http://physics.nad.ru/ - Анимация физических процессов
http://physics03.narod.ru/ - Физика вокруг нас. Вы узнаете ответы на многие “почему”. Сможете прочитать о явлениях физики, описанных в литературе, а также найдете кроссворды, забавные рисунки, иллюстрирующие различные физические процессы, законы, явления, рассказы из истории развития физики и физических представлений
http://teachmen.csu.ru/index.php - Физикам - преподавателям и студентам. Виртуальная лаборатория, методические материалы, тесты.
http://class-fizika.narod.ru/ - Классная физика для любознательных. Сайт учителя физики г. Санкт-петербург Елены Балдиной. Необычные материалы к урокам: обобщение и иллюстрирование фактами материала при подготовке к урокам физики.
http://fn.bmstu.ru/phys/video/ - Видеозаписи по физике. Ссылки на видеоклипы в формате AVI, иллюстрирующих различные интересные физические явления.
http://pedsovet.org/ - Педсовет.org. Живое пространство образования. Интернет-ресурс содержит теоретические и практические материалы для проведения уроков, внеклассных мероприятий
http://www.uroki.net/ - UROKI.NET.
http://festival.1september.ru/subjects/2/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по физике
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000006 - Сетевое объединение методистов – это сайт, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...