Элективный курс «Применение законов Ньютона»
методическая разработка по физике (9 класс) на тему
Данный курс «Применение законов Ньютона» поддерживает изучение основного курса физики и способствует лучшему усвоению его базового курса. Материал данного курса уделяет большее внимание тем вопросам программы, которые вызывают особый интерес школьников, имеют наибольшую ценность в решении задач профориентации учащихся. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей расширения и углубления теоретического и практического изучения школьного курса физики данный курс позволяет ближе подвести учащихся к современному уровню развития науки, что обеспечит больший интерес к предмету. А уделение внимания практическим приложениям физики, связи физики с жизнью призвано ориентировать значительную часть учащихся на выбор профессии инженера, техника, рабочего.
Программа рассчитана на 17 часов в год, по 1 уроку в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_zakonov_nyutona.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная средняя школа №29
Утверждена
Педагогическим советом
от 02. 09. 2011
Программа элективного курса
Применение законов Ньютона
9 класс.
Образовательная область: Физика
Учебная дисциплина: Физика
Вид образовательной программы:
Общеобразовательная (предметная)
IIступень образования (основное (общее) образование)
Программа составлена
учителем физики
Громовой С.И.
Нижневартовск, 2011
Пояснительная записка
Данный курс «Применение законов Ньютона» поддерживает изучение основного курса физики и способствует лучшему усвоению его базового курса. Материал данного курса уделяет большее внимание тем вопросам программы, которые вызывают особый интерес школьников, имеют наибольшую ценность в решении задач профориентации учащихся. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей расширения и углубления теоретического и практического изучения школьного курса физики данный курс позволяет ближе подвести учащихся к современному уровню развития науки, что обеспечит больший интерес к предмету. А уделение внимания практическим приложениям физики, связи физики с жизнью призвано ориентировать значительную часть учащихся на выбор профессии инженера, техника, рабочего.
Программа рассчитана на 17 часов в год, по 1 уроку в неделю.
Цели курса :
-расширить некоторые вопросы в содержании основного курса, придающие ему необходимую целостность;
-углубить знания учащихся путём решения разнообразных задач, в которых показываются многочисленные применения законов Ньютона;
-помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;
-формировать качества мышления, характерные для физико-математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.
Задачи курса:
- показать учащимся, что различные конкретные случаи движения
рассматриваются не как отдельные, разрозненные вопросы, а как
примеры применений законов Ньютона, решаемые общим методом;
- научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным
уровнем сложности;
- показать роль естественных наук (в том числе и физики) для нравственного
воспитания, вооружающих учеников конкретными знаниями о природе.
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной
дисциплины.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- Понятия: Сила тяжести, сила упругости, вес, невесомость.
- Законы и принципы: Законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, зависимость силы трения скольжения от силы давления.
- Практическое применение: Движение искусственных спутников под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты, КПД машин и механизмов, подъёмная сила крыла самолёта.
Учащиеся должны уметь:
- Измерять и вычислять физические величины (тормозной путь, время торможения, коэффициент трения, жёсткость, ускорение свободного падения, ускорение при движении под действием нескольких сил,).
- Решать простейшие задачи на определения скорости, ускорения движения тела под действием нескольких сил.
- Изображать на чертеже при решении задач направление векторов силы, ускорения тела.
- Рассчитывать тормозной путь, силы, действующие на лётчика, выводящие самолёт из пикирования, и на движущийся автомобиль в верхней и нижней точки выпуклого моста.
Учебно-тематический план элективного курса
Применение законов Ньютона
№ | Темы занятий | Методы, формы | Содержание, основные понятия, идеи | Деятельность учащихся |
1 | Введение. Движение под действием постоянной силы-равноускоренное движение. | Репродуктивный метод: беседа, объяснение. | Повторение понятия «инерциальная система отсчёта». Сила. Её характеристика. Зависимость ускорения от силы. Инертность и масса. I, II и III законы Ньютона. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
2 | Движение тела под действием силы упругости | Самостоятельное изучение темы по учебнику: И.К. Кикоин и А.К. Кикоин «Физика. Механика». Конспект § 27. | Решение качественных задач на определение вида деформаций, испытываемых телами, применение закона Гука для решения задач по графику зависимости F=F (Х). | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
3-4 | Движение тела под действием силы тяжести. | Объяснение, практическая работа.(работа в парах). | Движение в вертикальном направлении, под углом к горизонту и с начальной горизонтальной скоростью. | Решение задач. Л/Р «Изучение движения тела, брошенного горизонтально». |
5 | Вес тела, движущегося с ускорением. | Объяснение. | Особенности веса тела: его зависимость от ускорения. Невесомость. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
6 | Движение тела под действием силы Трения. | Объяснение. | Силы трения между соприкасающимися поверхностями твёрдых тел: трение покоя, трение скольжения, трение качения. Жидкое трение. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. Самостоятельная работа. |
7 | Движение под действием нескольких сил. Движение в горизонтальном и вертикальном направлениях. | Объяснение. Разбор примеров задач. Работа в парах. | Решение задач на применение II закона Ньютона Σ F= ma. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
8 | Движение под действием нескольких сил. Движение по наклонной плоскости. | Объяснение. Разбор примеров задач. Работа в парах. | Решение задач на применение II закона Ньютона Σ F= ma. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
9 | Движение под действием нескольких сил. Движение по окружности. | Объяснение. Разбор примеров задач. | Решение задач на применение II закона Ньютона Σ F= ma. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
10 | Движение под действием нескольких сил. Движение связанных тел. | Объяснение. Разбор примеров задач. | Решение задач на применение II закона Ньютона Σ F= ma. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
11 | Лабораторная работа «Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и силы упругости». | Инструкция к Л/Р по учебнику: И.К. Кикоин и А.К. Кикоин «Физика. Механика».(работа в парах). | Определение центростремительного Ускорения шарика при его равномерном движении по окружности: использование законов кинематики (άц =4π2R/Т2) и динамики (άц =gR/h и άц=F/m, где F- сила, которая удерживает шарик на окружности). | Выполнение лабораторной работы. |
12 | Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость. | Объяснение. Подготовка сообщений | Вывод формулы для I космической скорости. II и III космические скорости. Жизнь и деятельность основоположников космонавтики. | Выступление с сообщениями. Решение задач. |
13 | Падение тела в газе или жидкости. | Объяснение. | Решение задач на применение II закона Ньютона Σ F= ma. | Решение задач. Самостоятельная рабоиа. |
14 | Движение на поворотах. | Объяснение. Разбор примеров задач. | Решение задач на применение II закона Ньютона Σ F= ma. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
15 | При каких условиях тела движутся поступательно? Центр масс и центр тяжести. | Понятие о статике как о части механики. Плечо силы. Момент силы. Два условия равновесия твёрдого тела. | Решение задач на применение условий равновесия твёрдого тела: Σ F=0 и Σ М=0. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
16 | Всегда ли верны законы механики Ньютона? | Обобщающая беседа | Границы применения законов Ньютона. | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. |
17 | Контрольная работа. | Контрольная работа по решению комплексных задач, требующих знаний по кинематике и динамике. | Самостоятельное решение задач. |
Литература.
1.А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. «Физика. 9 класс». М., 2007 г.
2 И.К. Кикоин, А.К. Кикоин. «Физика. Механика.10класс». М., 2004 г.
3.Г.Н. Степанова. «Сборник задач по физике». М., 2005 г.
4.А.И. Черноуцан. «Физика. Задачи с ответами и решениями». М.. 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по физике в 10 классе на тему " Решение задач на применение законов Ньютона"
Конспект урока по физике на применение законов Ньютона...
программа курса по выбору "Применение законов Ньютона"
Курс разработан с целью углубления знаний учащихся 9 классов по физике....
Тест по физике на тему: «II закон Ньютона. Применение законов Ньютона»
Одна из проблем профилизации старшей школы - недостаточное количество учащихся для комплектования профильных классов. Физика преподается в большинстве школ на базовом уровне. Данный тест позволяет гот...
Урок физики по теме "Применение законов Ньютона" в 9 классе
Аристотель рассуждал: камень под действием собственного веса падает с определенной скоростью. Если положить на него еще один такой же камень, то лежащий сверху будет подталкивать нижний, в результате ...
Презентация к уроку по физике 10 класс "Применение законов Ньютона"
Презентация к уроку по физике 10 класс "Применение законов Ньютона"...
Решение задач на применение законов Ньютона
Интегрирующая цель: после изучения темы ученики должны: понимать и знать:1. Понятие силы, единицы измерения силы;2. 2-ой закон Ньютона, его ...
Методическая разработка урока: Решение задач на применение законов Ньютона
Данный урок позволяет применить законы Ньютона для решения задач на примере снегохода. Методическая разработка сопровождается презентацией....