Урок физики по теме "Применение законов Ньютона" в 9 классе
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Решение задач по теме «Применение законов Ньютона»
Цели:
- закрепление у учащихся навыков решения задач на законы Ньютона: расчетных, качественных и экспериментальных;
- формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;
- научить учащихся применять знания в новой ситуации, развивать умение объяснять окружающие явления.
Оборудования: деревянная доска, брусок, динамометр, гиря с проволочной петлей, штатив, стержень диаметром 8-12 мм, вазелин, шарик, линейка, секундомер, нить.
Ход урока:
- Оргмомент.
- Проверка домашнего задания.
Изучив законы Ньютона, мы рассмотрели движение тел под действием различных сил. Сегодня на уроке мы закрепим наши знания, умения и навыки по решению задач с применением законов Ньютона.
- Повторение формулировок I, II, III законов Ньютона.
- Индивидуальная работа по карточкам (у доски)
№1.
Через сколько времени после начала аварийного торможения остановится автобус, движущийся со скоростью 12 м/с, если коэффициент трения 0,4?
Дано: v0=12м/с Решение: t=mv0/Fтр Fтр= µmg
µ=0.4 t= mv0/µmg= v0/µg=12/0,4·9,8≈3с.
v=0
t=?
№2.
Стрела, выпущенная из лука вертикально вверх, упала на землю через 6с. Какова начальная скорость стрелы и максимальная высота подъема?
Дано: t=6c Решение: tn=6:2=3c v= v0 – gt
v0 =? (h=gt²/2=9,8·3²/2=45м) v0=gt=9,8·3≈30м/с
h=? h= v0t – gt²/2=30·3 – 9,8·3²/2≈45м
№3.
Космическая ракета при старте с поверхности Земли движется вертикально с ускорением 20 м/с. Найдите вес летчика в кабине, если его масса 80 кг.
P=m(g+a)=80(9,8+20)≈2400H
- Фронтальный опрос (качественные задачи).
А) При каком подъеме кабины лифта – ускоренном, равномерном или равнозамедленном – сила натяжения троса больше?
Б) Груз помещен на платформу пружинных весов в кабине лифта. Что покажут весы во время свободного падения лифта? Что произойдет, если опрокинуть стакан с водой отверстием вниз во время свободного падения лифта?
В) На весах уравновешен человек, держащий в руке тяжелый груз. Что произойдет с весами, если человек быстро поднимет груз вверх? Присядет?
Дополнительные вопросы учащимся у доски:
- С какой силой надо действовать на тело, чтобы оно поднималось вверх с ускорением, равным по модулю ускорению свободного падения?
- Человек толкает ящик, но не может сдвинуть его с места. Нет ли здесь нарушения II закона Ньютона?
В каком случае сила натяжения нити между брусками больше? Почему?
- Решение задач.
- Экспериментальные задания (у доски 3 человека)
- Определить коэффициент трения дерева о дерево при помощи доски, бруска и динамометра. Предложить способ уменьшения коэффициента трения.
- Имеется гиря с проволочной петлей, динамометр, нить, штатив с укрепленным на нем стержнем диаметром 8-12 мм, вазелин. Определить силу трения нити о неподвижный стержень при равномерном подъеме гири, вес нити не учитывать. Показать на опыте роль смазки.
- Шарик, лежащий на столе, толкают; он скатывается и падает на пол. Используя линейку, определить время падения шарика. Результат проверить с помощью секундомера.
- Работа у доски.
Задача: С искусственной горки радиусом кривизны 10м съезжает тележка массой 20 кг со скоростью 10 м/с. В каком месте надо положить наиболее прочные доски? Почему? Подтвердить расчетами.
Дано: r=10м Решение: P=m(g+a) ma=mg+N
v=10м/с aу=v²/r; N=P
m=20 кг P= m(g+v²/r)= ma=- mg+N
P=? = 20(9,8+100/10)= P=N=ma+mg=
= 20·20=400H = m(a+g)
- Групповая работа учащихся (3 группы)
Каждой группе дается задание: а) обсудить и разрешить физические парадоксы; б) решить задачи из задачника Рымкевич.
1 группа. А) Прав ли был Аристотель?
Жившего в 4 веке до н.э. (384-322 гг) знаменитого греческого ученого Аристотеля недаром называют «отцом наук». Его вклад в развитие наук о природе огромен. Однако не всегда взгляды и умозаключения Аристотеля совпадали с принятыми в настоящее время.
Аристотель рассуждал: камень под действием собственного веса падает с определенной скоростью. Если положить на него еще один такой же камень, то лежащий сверху будет подталкивать нижний, в результате чего скорость нижнего возрастет.
Между тем сейчас твердо установлено, что все тела, независимо от их массы, падают с одним и тем же ускорением. В чем же заключается допущенная Аристотелем ошибка?
Б) №252-Р. ma=T+mg; ma=T – mg a=T – mg/m=20,2 (м/с²)
2 группа. А) Что покажет динамометр?
Известно, что сумма двух равных по модулю и противоположно направленных сил равна нулю. На основании третьего закона Ньютона можно заключить, что, с какой силой трактор тянет телегу, с такой же силой телега воздействует на трактор, причем направления этих сил противоположны. Казалось бы, что равнодействующая этих сил должна равняться нулю, а потому динамометр, включенный между трактором и телегой, не должен ничего показывать. Между тем силу тяги измеряют именно таким способом.
Б) №254 – Р ma=mg+Fc
ma=mg – Fc Fc=mg – ma=m(g – a)
h=v²/2a (v0=c) a= v²/2h Fc=m(g - v²/2h)=65(9,8 - 13²/2·10)=87,8H
3 группа. А) По примеру Мюнхаузена.
Мы от души смеемся, читая рассказ, как барон Мюнхаузен вытащил себя вместе с лошадью из болота за волосы. Но разве примерно не так поступает велосипедист, желая въехать на тротуар? Ведь в этот момент, когда переднее колесо велосипедиста подходит к кромке тротуара, он подтягивает руль к себе. При этом передняя часть велосипеда приподнимается, и он без толчка въезжает с проезжей части улицы на тротуар.
Почему же то, что не могло удастся Мюнхаузену, выполняет велосипедист?
Б) №247 – Р ma=N+mg+Fт+Fc
x: ma= Fт+Fc
у: 0=N – mg N=mg
Fc=µmg ma=Fт - µmg Fт=m(a+µg) S=at²/2; a=2s/t²
Fт=m(2s/t²+µg) Fт=20860H≈21кH
Представители от каждой группы выступают с решениями (задачи у доски, все записывают решения в тетрадях).
4. Аукцион формул. (отвечающим даются жетоны-карточки; у кого их больше – оценка выше).
Какие сведения о движении тела можно получить из формулы, описывающей это движение:
Х=2 – 5t+3t²?
- равноускоренное движение
- х0=2; 3) v0= - 5; 4) а=6; 5)тело приближается к началу отсчета;
6) при t=1 x=0, проходит через начало координат; 7) при t>1 удаляется от начала отсчета; 8) v= - 5+6t – скорость в момент времени; 9) s= -5t+3t² - перемещение в момент времени.
5. Аукцион графиков.
Какие величины можно определить из графика?
- тело 3 движется равнозамедленно со v0=3м/с
- тело 2 движется равноускоренно со скоростью v0=0
- тело 1 движется равноускоренно со скоростью v0=3м/с
- через 2с скорости тел 2 и 3 равны
- a1=5 – 3/5=0,4м/с²
- a3=0 – 3/6= - 0,5м/с²
- a2=5/5=1м/с²
- через 5с будут равны скорости тел 1 и 2
- s1=3t+0,2t²
10) s2=0,5t²
11) s3=3t – 0,25t²
12) через 6с тело 3 скорость=0
13) при t=0 тела находятся в 1 пункте
14) через t=10c тела 1 и 2 встретятся
15) тела 2 и 3 встретятся через 4с.
IV. Подведение итогов урока.
Итак, сегодня на уроке мы решали и расчетные, и качественные, и экспериментальные задачи с использованием законов Ньютона и убедились, что объяснять механические явления, вести какие-то расчеты без использования законов механики нельзя.
Выставление оценок.
V. Домашнее задание. «Самое важное в 5 главе».
Стр. 108-109 учебника (о силах природы и движении тел)
Упр. 30 (2, 4).
1. Прав ли был Аристотель?
Жившего в 4 веке до н.э. (384-322 гг) знаменитого греческого ученого Аристотеля недаром называют «отцом наук». Его вклад в развитие наук о природе огромен. Однако не всегда взгляды и умозаключения Аристотеля совпадали с принятыми в настоящее время.
Аристотель рассуждал: камень под действием собственного веса падает с определенной скоростью. Если положить на него еще один такой же камень, то лежащий сверху будет подталкивать нижний, в результате чего скорость нижнего возрастет.
Между тем сейчас твердо установлено, что все тела, независимо от их массы, падают с одним и тем же ускорением. В чем же заключается допущенная Аристотелем ошибка?
2) № 252-Р
1. Что покажет динамометр?
Известно, что сумма двух равных по модулю и противоположно направленных сил равна нулю. На основании третьего закона Ньютона можно заключить, что, с какой силой трактор тянет телегу, с такой же силой телега воздействует на трактор, причем направления этих сил противоположны. Казалось бы, что равнодействующая этих сил должна равняться нулю, а потому динамометр, включенный между трактором и телегой, не должен ничего показывать. Между тем силу тяги измеряют именно таким способом.
2) №254 – Р
1. По примеру Мюнхаузена.
Мы от души смеемся, читая рассказ, как барон Мюнхаузен вытащил себя вместе с лошадью из болота за волосы. Но разве примерно не так поступает велосипедист, желая въехать на тротуар? Ведь в этот момент, когда переднее колесо велосипедиста подходит к кромке тротуара, он подтягивает руль к себе. При этом передняя часть велосипеда приподнимается, и он без толчка въезжает с проезжей части улицы на тротуар.
Почему же то, что не могло удастся Мюнхаузену, выполняет велосипедист?
2) №247 – Р
№1. Определить коэффициент трения дерева о дерево при помощи доски, бруска и динамометра. Предложить способ уменьшения коэффициента трения.
№2. Имеется гиря с проволочной петлей, динамометр, нить, штатив с укрепленным на нем стержнем диаметром 8-12 мм, вазелин. Определить силу трения нити о неподвижный стержень при равномерном подъеме гири, вес нити не учитывать. Показать на опыте роль смазки.
№3. Шарик, лежащий на столе, толкают; он скатывается и падает на пол. Используя линейку, определить время падения шарика. Результат проверить с помощью секундомера.
№1.
Через сколько времени после начала аварийного торможения остановится автобус, движущийся со скоростью 12 м/с, если коэффициент трения 0,4?
№2.
Стрела, выпущенная из лука вертикально вверх, упала на землю через 6с. Какова начальная скорость стрелы и максимальная высота подъема?
№3.
Космическая ракета при старте с поверхности Земли движется вертикально с ускорением 20 м/с. Найдите вес летчика в кабине, если его масса 80 кг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по теме " Законы Ньютона".
Методическая разработка урока представлена в игровой форме, которая позволит обобщить, закрепить знания обучающихся по теме «Законы Ньютона».Научить видеть проявления изученных закон...
Урок-семинар по теме "Законы Ньютона в моей будущей профессии", 9 класс
Форма проведения: семинар с применением внутри и межпредметных связей...
Урок-зачет по теме "законы Ньютона. Силы в природе"
Цель урока: Повторение и закрепление знаний по теме «Законы Ньютона. Силы в природе».Задачи:Образовательная: создать условия для повторения и выявления пробелов по теме «Законы Ньютона. Силы в природе...
Презентация по физике на тему:"Законы Ньютона"
Презентация по физике на тему:"Законы Ньютона" для 9 класса. Обобщающий урок....
Дидактический материал по физике по теме:"Законы Ньютона"
Данный материал разработан для проведения урока решения задач по законам Ньютона...
физика 10 Первый закон Ньютона
Груз массой 200 г растягивает пружину жесткостью 40 Н/м на 5 см.Чему равна равнодействующая сил действующих на груз?https://vk.com/public75668177...
УРОК-ИГРА на тему «Законы Ньютона»
Цель игры: В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания; научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни; совершенствовать навыки решения качественных и расчетных ...