Внеклассное мероприятие "По волнам физики и математики"
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Крутикова Марина Геннадьевна

Интегрированный урок для 8-9 классов, цель которого показать значение математических знаний для усвоения физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2otkrytyy_urok_na_seminar.doc299.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  «По волнам математики и физики».

Тема урока: Повторение отдельных тем  физики и математики

Цель урока: В ходе повторения показать тесную связь между математикой и физикой, которая проявляется, в том числе, в материалах ГИА.

Задачи:                                                                                                                             Образовательные:                                                                                                                                     Расширение кругозора учащихся.                                                                                                       Развитие творческих и познавательных способностей.                                                                     Развитие интереса  учащихся к физике и математике.                                                                Обобщение и углубление изученного материала.

Воспитательные:                                                                                                                              Воспитание работоспособности, умение работать самостоятельно, веры в свои силы.  

Развивающие:

Развитие самостоятельности.                                                                                                                    Развитие речи, умения выражать и защищать свою точку зрения;

Развитие мышления, логики.

Тип урока: урок повторения.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, частично- поисковый, групповой.

Вид работы: самостоятельная работа, фронтальная работа

План урока

1. Организационный момент

2. Устный счет.  Ф+М  (Готовность корабля к путешествию)

3. Решение задачи. М  (расчет время для путешествия)

4. Решение задачи  Ф  (Нахождение расстояния в пути )

5. Остров «Угадай-ка»  М  (Отгадывание кроссворда)

6. Выступление учащихся об Архимеде.

7. Залив «Умники и умницы» 

7. Остров «Чудесных открытий»  (Опыты «Электричество в природе)

9. Рифы (Преобразование формул)

Ход урока.

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы вместе с вами проведем урок по математике и физике. На этом уроке, в ходе повторения, хотим показать вам тесную связь между математикой и физикой. Все разделы математики и физики на одном уроке не можем охватить, рассмотрим только отдельные темы. В наш урок мы включили лишь те задания, которые часто встречаются в ГИА, как по математике, так и по физике. Мы ещё раз увидим, как в реальной жизни современному человеку необходимы знания по различным предметам. И урок наш необычный. Мы с вами отправимся в путешествие по морю Знаний.

Сегодня, вас ждут, различные интересные задачи, которые вы должны решить индивидуально, а затем прийти к единому мнению, к правильному ответу. Постарайтесь работать дружно, экономьте время. Отвечайте сидя, не вставайте.

Правильный ответ будем оценивать жетоном:

За полный ответ-красный жетон,

За неполный ответ-зелёный жетон.

2. Устный счёт.

Прежде, чем отправиться в наше путешествие, проверим готовность нашего корабля и  устраним  все неполадки на корабле, для этого…..

ЗАДАНИЕ: Вспомним ряд понятий по математике и физике, которые нам будут необходимы при решении заданий.

МАТЕМАТИКА:

Слайды:

1). Выберите описание каждой математической модели…

2).Установить соответствие по графику функции.

3) Определить, какая прямая не имеет общих точек с параболой.

4) На рис изображена часть параболы. Через какую точку пройдет график, если его продолжить, имеются 4 ответа.

ФИЗИКА:

Так как мы должны устранить неполадки на корабле, предлагаю вам игру «Веришь, не веришь» Я зачитываю утверждения, а Вы либо соглашаетесь, либо не соглашаетесь. Если согласны. Поднимаете руку. Если не согласны, не поднимаете.

1. Вольтметр - прибор для измерения напряжения.(Да)

2. Миллиметр – сотая часть метра. (Нет)

3.300 секунд – это 5 минут. (Да)

4. Сила тока обратно пропорциональна напряжению при постоянном сопротивлении проводника. (Нет)

5. Сопротивление проводника 6 Ом (по графику на слайде) (Нет)

6. В 1 квадратном метре 200 квадратных сантиметров. (Нет)

7. Зависимость между силой тока и сопротивлением проводника при постоянном напряжении является обратной пропорциональностью. (Да)

8. Прибор для измерения силы тока – амперметр. (Да)

9. Сила тока- величина, указывающая, какой заряд проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени. (Да)

10. Единица измерения сопротивления – Вольт (Нет)

МАТЕМАТИКА:

Итак, неисправности устранены, корабль наш выходит с пристани. Наша следующая задача:

Рассчитать время, необходимое для нашего путешествия.

Для этого нужно решить следующую задачу (стр 64 №17 ГИА)

Два парохода вышли из порта, следуя один на север, другой на запад. Скорости их равны соответственно 12 км/ч и 16 км/ч.  Через сколько часов расстояние между ними будет 60 км.

Решение: Пусть через х часов расстояние между ними будет 60 км, тогда 12х км пройдёт 1 пароход, а 16х км 2 пароход. Зная, что1 идет на север, 2 идет на запад,  мы должны использовать теорему Пифагора и найти гипотенузу, при нахождении расстояния между ними: т.е.  (12х)2+ (16х)2 = 602

                                 Х = 3

                                Через 3 часа встретятся пароходы.

ФИЗИКА:

Время определили, а мы с вами определим путь, который мы сегодня преодолеем во время путешествия.

Определите по графику зависимости пути от времени путь за 3 часа.

S,км.

150  

100

50

        1   2    3           t,ч

А как найти путь по следующему графику?

v, км/ч

50

                t,ч

                                       3                

 С точки зрения математики, чем является путь ? ( площадью фигуры под графиком скорости)

Пользуясь геометрическим смыслом пути, определите путь, пройденным телом за 50с (задание из ГИА)C:\Users\Х\Pictures\Мои сканированные изображения\2014-02 (фев)\сканирование0001.jpg

МАТЕМАТИКА:

Чтобы произвести остановку на острове «Великих людей» и отдохнуть там, нам нужно посетить остров «Угадай-ка».

Разгадаем кроссворд, ключевое слово будет в столбике по вертикали.

Это Великий, древнегреческий математик и физик.

А

Р

И

Н

Е

Р

Ц

И

Я

Х

О

Р

Д

А

С

И

Л

А

М

И

Л

Я

М

Е

Д

И

А

Н

А

Д

Р

О

Б

Ь

Вопросы:

1). Единицы измерения площади.  (ар)

2). Свойство тел сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. (инерция)

3). Отрезок в окружности. (хорда)

4). Причина изменения скорости тела. (сила)

5). Старинная единица измерения длины. (миля)

6). Отрезок в треугольнике, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны. (медиана)

7). Величина, которая бывает правильной и неправильной. (дробь)

Мы видим зашифрованное слово   АРХИМЕД.

Вот мы и прибыли на остров «Великих людей», где немного отдохнём, послушав сообщения, которые приготовили ребята о древнегреческом учёном Архимед.

Слайд: Портрет Архимеда.

Доклад.

Величайший из математиков древности – Архимед родился в Сиракузах в 287 году до нашей эры. Сохранилось много легенд о его жизни. Так, царь Сиракуз Гиерон решил проверить честность своего ювелира при изготовлении золотой короны и поручил Архимеду открыть обман и доказать, что в корону примешано серебро. Для этого надо было знать вес и оббьем короны. Взвесить корону было легко, но как найти её объём, ведь корона была очень сложной формы? Решение Архимеду пришло случайно во время купания. Он открыл, что тело, погруженное в жидкость, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная жидкость. Зная вес воды в объёме короны, он определил объём короны и вычислил плотность вещества короны. Легенда гласит, что плотность вещества короны оказалась меньше плотности золота. Тем самым. Мастер был изобличён в обмане, а наука пополнилась замечательным  открытием.

Другая легенда рассказывает, что Архимед соорудил систему блоков, с помощью которой один человек смог спустить на воду огромный корабль. Крылатыми стали тогда произнесенные Архимедом слова: «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю».
Его  конструкторские способности использовались в военных целях при защите стен города.
Во время 2-й Пунической войны он спас родной город от римских войск с помощью созданных им камне метательных катапульт; разработал систему зеркал, которая сожгла корабли римского флота
Огромен вклад Архимеда и в развитие математики. Известны его замечательные линии: спираль Архимеда, циклоида. Ученый вычислил отношение длины окружности к диаметру.
Однако его родной город всё же был позже захвачен, и Архимед погиб от рук римского солдата, так как был слишком увлечён решением геометрической задачи.

О его открытиях вы узнаете при дальнейшем изучении геометрии и физики.

МАТЕМАТИКА:

Мы отдохнули и сейчас мы продолжим свой путь через залив «Умники и умницы», чтобы попасть на остров «Чудесных открытий».

У вас на столах лежат карточки с заданием, которые вы должны выполнить и обьяснить затем ход решения.

1). Решить уравнение (стр 18 №4 ГИА)

     2х2 + 3х – 3 = х2 – 3х + (-2 + х2)

                                                              Отв: 1/6

2). (х + 5)2 + (х – 10)2 = 2х2  (стр 24 №4 ГИА)

                                                                    Отв: 12,5

3). (х2 – 3х)2 – 2х2 + 6х – 8 = 0     (стр 49  № 21 ГИА)

                                                                 Отв: -1; +1; 2; 4.      

МАТЕМАТИКА:

Мы справились с заданием,  и сейчас у нас остановка на острове «Чудесных открытий».

ФИЗИКА:(опыты)Выступление девочек. На тему «Электричество в природе»

Эксперимент 1:

При трении многих тел о мех наблюдается электризация. Я задалась  целью выяснить, чей мех электризуется больше. Предварительно просушила шерсть котёнка и собаки (электризация существенно ослабляется при большой влажности). Затем натирала  расчёску по очереди о шерсть каждого животного одинаковое количество раз, подносила её к гильзе из фольги, подвешенной на нити, и измеряла угол отклонения от вертикали. Вывод:

Чем жестче шерсть, тем лучше способность электризовать другие тела. Возможно, и кошачья шерсть обладает хорошими свойствами электризовать. Однако для проверки этих утверждений требуется дальнейшее исследование с большим числом опытов.

Эксперимент 2:

       Электроэнергию можно получить из некоторых фруктов и овощей. Электрический ток можно получить из лимона, яблок и, самое интересное, из обычного картофеля. Мы провели опыты с этими плодами и действительно получили ток.

 С развитием современных нано технологий и энергосберегающих решений  наука может дойти до такого совершенства, когда например, миниатюрные системы можно будет годами питать, просто воткнув их в ствол. Начало уже положено, а будущее – за нашим молодым поколением, которому предстоит стать разработчиками новейших технологий и производств, направленных на развитие экономики страны.

МАТЕМАТИКА:

Итак, путешествие наше подходит к концу. Нужно найти спокойную бухту,  куда причалит наш корабль, на пути к берегу мы видим рифы, проведём наш корабль, чтобы не попасть на рифы, для этого выполним задание, решение которого необходимо как по физике, так и математике при сдаче экзаменов. Это преобразование формул.

где мы можем отдохнуть, расслабиться и поиграть в игру «Морской бой».(А мы вспомним как отдохнули на каникулах ваши товарищи, послушайте рассказ ребят, но он будет содержать ошибки, которые Вам нужно исправить.)

(Делимся по рядам, 3 команды)

ЗАДАНИЕ:

Выразить неизвестное из формулы:

V =    → S = ?                         ρ = →  V = ?                  P = ρ q h  →  h = ?

S =→  a = ?                       S → =    → F =?

S =   •h → a= ?           S = Vo• t +   → V0=?           a =  → V = ?

ИТОГ  УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ:

МАТЕМАТИКА:

Дорогие ребята! Наше путешествие подошло к концу. Благодаря дружной и слаженной работе нашей команды, мы снова на родной земле. Теперь вы сможете посмотреть на физику и математику совсем другими глазами . Физика без математики невозможна. Математика вооружает вас математическим аппаратом, который прошел через все этапы нашего урока. Мы с вами повторили математические и физические понятия и формулы, их применение при решении некоторых задач, которые рассматриваются в едином математическом экзамене.

И мне хочется узнать у вас:

Что нового вы узнали, путешествуя по морю Знаний?

Что больше всего запомнилось, понравилось?

Оцените свою работу на уроке:

  • Если вы полностью довольны уроком, считаете, что выложились и отлично поработали, то    ?????????
  • Если вы довольны своей работой на уроке, но можете работать и активнее, то  ????

  • Если вы ничего не поняли на уроке, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять обьяснил, какие то задания, то   ???????

Подсчитайте количество жетонов и получите оценки….

ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ:

   

Тесты ЕГЭ решить подобные задания, стр: 61 №5,  стр: 69 №15, стр:82 № 22. Найти в интернете другие виды задач с физическим содержанием в ОБЗ (открытый банк заданий)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Колебания и волны". Физика 8 класс.

Разаработка урока по физике 8 класса. Обобщающий урок по теме "Колебания и волны". Сопутствующая конспекту презентация, заинтересует ребят и настроит их на рабочий лад....

Физико-математический КВН. Внеклассное мероприятие по физике, математике, информатике 9-11 классы

На основе соревновательной игры активизировать эвристическую деятельность учащихся;  Развить познавательный интерес к учебному материалу, индивидуальные способности учащихся;   Поднять ...

Внеклассное мероприятие "Физика и математика вокруг нас"

Наше сегодняшнее мероприятие мы посвящаем физике и математике – древнейшим наукам, без которых немыслимо дальнейшее развитие человечества.Часто ли мы замечаем, какие физические явления происходя...

Внеклассное мероприятие по физике и математике "Крестики и нолики"

Внеклассное мероприятие для 7-х классов "крестики-нолики". В работе представлен конспект и презентация. Задания разнообразны: от устных ответов, до работы с компьютером....

Внеклассное мероприятие по физике и математике "Знатоки математики и физики".

В рамках  проведения недели математики и физики проводится внеклассное мероприятие для учащихся 5-11 классов "Знатоки математики и физики". мероприятие проводится в форме соревнования двух к...

Особенности организации внеклассной работы по физике при изучении темы « Механические волны. Звук»

Перед  учителем физики, как и перед учителями других предметов, стоит важнейшая задача: не только сообщить учащимся  определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, но, главное, нау...

Внеклассное мероприятие по физике и математике

Внеклассное мероприятие по физике и математике«Звезды физики и математики»Физико-Математический вечер в рамках предметной недели математики, физики и информатики14-18 марта 2016 года...