Обобщающий урок по теме "Колебания и волны". Физика 8 класс.
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Новикова Ольга Александровна

Разаработка урока по физике 8 класса. Обобщающий урок по теме "Колебания и волны". Сопутствующая конспекту презентация, заинтересует ребят и настроит их на рабочий лад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolebaniya_i_volny_obobshchenie.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная  карта.                        ОС

                                 

       Обобщающий урок-путешествие по станциям по теме

                            «Колебания и волны.»

                                     

                      

Задачи.

             Обучение.

               Развитие.

             Воспитание.

Обобщить и систематизировать знания по изученной теме.

Развивать произвольное внимание в условиях смены форм познавательной деятельности.

Воспитывать уверенность в своих силах и возможностях, в способности преодолевать возникающие трудности.

       Содержание.

         Методический    инструментарий.

           Результаты.

1. Орг. момент.

2. Основная часть.

3. Итог урока.

Методы:

         - словесно-наглядный;

         - частично-поисковый.

Средства:

          - сравнения;

          - обобщение;

          - наглядные (карточки с заданиями, тест, оборудование для опыта, слайды) .

Форма обучения:

           -  практикум.

Форма организации учебной работы учащихся:    

           - коллективная;

           - индивидуальная.

Показать свои знания по изученной теме: умение оперировать основными понятиями, формулами, законами.

               

        Обобщающий урок-путешествие по станциям

                   по теме «Колебания и волны».

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Основная часть урока.

  1. Станция теоретическая.

                             АБВГД-ка.

  Вставить пропущенные буквы, дать определение любым двум понятиям.

  К.л.бания            м.х.нические волны

 ч.ст.та                   пр.дольные волны

 р.з.нанс                п.п.речные волны

                       

                               Формулы.

                           Не зная формул, пропадёшь,

                            Когда в мир знаний тв войдёшь!

       

               Вставить в таблицу пропущенные величины.

 

Физическая величина.

Условное обозначение.

Единица измерения.

Формула.

Длина волны.

               Т

            Гц

   2π√l/g

Скорость волны.

                                              Найди ошибку.

  1. График колебаний – график зависимости координаты колеблющегося тела от частоты.
  2. Продольные волны распространяются только в твёрдых телах.
  3. Частота в диапазоне от 16 Гц до 20 Гц называется звуковой.
  4. Во время грозы мы сначала видим вспышку молнии и лишь через некоторое время слышим раскаты грома.
  5. Громкость звука определяется его частотой.
  6. Человеческое ухо воспринимает ультразвук.

    Подведение итогов.

  1. Станция графическая.

 

    Разноуровневые индивидуальные карточки с графиками на определение характеристик колебательного процесса.

  1. Станция экспериментальная.

   

     В Исаакиевском соборе в Питере висит маятник с длиной подвеса 98 м. (каждому на парту изображение собора)

  Мы создадим модель этого маятника в 100-кратном уменьшении и определим период его колебаний и сколько колебаний он совершает за 1 мин.

  (Мини лабораторная работа с использованием лабораторного комплекта по механике).

   4)Станция историческая.

 

     Слайд-комплект «Физика в машинах и приборах».

       Слайд №1 «Часовой механизм».

 

    Ученик у доски, с использованием слайда, делает сообщение на тему «Часы. От истории к современности». В заключении рассказывает и показывает самые современные часы (журнал «Физика в школе» №3, 2004).

  1. Станция практическая.

 

                          Совместное обсуждение и решение теста.

  1. Период свободных колебаний нитяного маятника зависит от ...

а) массы груза;

е) частоты колебаний;

о) длины его нити.

  1. Период свободных колебаний нитяного маятника 5 с. Чему равна его частота?

т) 0,2 Гц;

б) 20 Гц;

п) 5 Гц.

  1. Как изменится период колебаний нитяного маятника при увеличении амплитуды его колебаний в 2 раза?

н) увеличится в 2 раза;

м) уменьшится в 2 раза;

л) не изменится.

  1. Как относятся длины нитяных маятников, если за одно и тоже время первый из них совершает 20 колебаний, а второй – 10.

я) 2:1;

е) 4:1;

и) 1:4.

  1. Какие из приведённых ниже волн является упругими?

ч) звуковые;

ц) элекромагнитные;

щ) волны на поверхности жидкости.

  1. Упругие продольные волны могут распространяться ...

м) только в твёрдых телах;

н) в любых средах;

о) только в газах.

  1. Ультразвуковыми называются колебания, частота которых ...

м) менее 20 Гц;

н) от 20 до 20000 Гц;

о) превышает 20000 Гц.

 

   По окончанию решения теста из правильных ответов получаем слово «отлично».

  1. Станция сообразительная.

 

Отгадки загадок соответствуют нашей теме.

                 

                   В круглом домике, в окошке,

                   Ходят сёстры по дорожке,

                   Не торопиться меньшая,

                   Но зато спешит старшая.

                 На всякий даёт ответ,

                 А ни души, ни тела нет.

                 По морю идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт.

               

                Меня никто не видит,

                Но всякий слышит;

                А спутницу мою всяк может видеть,

                Но никто не слышит.

               Без крыльев, без тела

               За тысячу вёрст прилетела.

  1. Итог урока.

 

 По своей деятельности на уроке заполнить таблицу.

    «+» - делал (участвовал).

    «-» - не делал (не участвовал).

   «?» - в случае сомнения.

Проводил факты.

Обосновывал предложения

Проводил доказательства.

Применил теорию на практике.

Проводил эксперимент

Узнал что-то новое.

  1. Задание на дом.

   Подготовиться к контрольной работе:

      1) повторить теорию по учебнику;

      2) проанализировать урок;

  1. решить задачи на карточках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по теме "Звуковые волны" 9 класс

Данный проект урока содержит презентацию проверочного текста по теме "Механические волны", текстовый проект урока по теме "Звуковые волны", презентацию, звуковые файлы: взлёт самолёта, тиканье часов....

Повторительно-обобщающий урок по теме:"Электромагнитные волны"

Данная работа представлена в разделе «Электромагнитные колебания и волны». Урок в форме обобщения. Тема урока: «Электромагнитные волны». Рабочая программа, составлена автором, Программа учебной дисцип...

Повторительно-обобщающий урок «Механические колебания и волны. Звук».

Тема урока - Повторительно-обобщающий урок  «Механические колебания и волны. Звук».План урокаI. Организационный моментII. Повторение темы «Механические колебания»     1. Разми...

конспект урока по теме "Звуковые волны", физика 9 класс.

В данной разработке урока автор представляет проведения урока в нестандартной форме аукциона. На аукцион выставляются предметы по данной теме: камертон, рупор, гитара. Цена товара - знания учащихся....

11 класс обобщающий урок по теме "Световые волны"

Повторение, обобщение и систематизация знаний об основных понятиях, явлениях, моделях и законах по теме "Световые явления"....

Презентация к уроку по теме "Звуковые волны", физика 9 класс

Данная презентация посвящена теме "Звуковые волны", изучаемой на уроках физики в 9 классе. В презентации использованы материалы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов....

разработка обобщающего урока по теме "Тепловые явления " 8 класс физика

Предсталена разработка обобщающего урока по теме "Тепловые явление" для 8 класса по физике...