Методическая разработка урока в 9 классе по теме "Биологическое действие радиоактивных излучений"
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Боглачева Елена Викторовна

Урок связан с предыдущими занятиями. Учащиеся должны применить знания в новой ситуации (понятие радиоактивности, ее виды, радиоактивные распады).

Основные требования программы:

·         учащиеся должны знать, понимать смысл понятия ионизирующее излучение;

·         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды радиацией; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

Содержание программы: влияние ионизирующей радиации на живые организмы; проведение исследований радиоактивного распада и устройства дозиметра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Класс: 9

Тема: Биологическое действие радиоактивных излучений

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Общая дидактическая цель: способствовать пониманию зависимости между радиоактивным излучением и его биологическим действием.

ТДЦ (триединая дидактическая цель)

Образовательная: 

  • конкретизировать понятие ионизирующее излучение через характер воздействия, определение величин (доза поглощенного излучения, коэффициент биологической активности, эквивалентная доза поглощенного излучения) и их единиц;
  • развить представление о радиационном фоне Земли.

Развивающая:         

  • находить необходимые сведения в тексте , выделять главную мысль;
  • способствовать обучению школьников умению комментировать прочитанный текст учебной статьи;
  • активизировать мышление учащихся, повышать мотивацию учения, способствовать самовыражению, формированию критического мышления.

Воспитательная:

  • формировать понимание ответственности за последствия вмешательства человека в природу,
  • воспитание культуры умственного труда и общения, чувство ответственности за свою работу.

Словарь: радиация, радиоактивность, радиоактивное излучение, ионизирующая радиация, доза поглощенного излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза поглощенного излучения, грэй, зиверт, рентген, радиационный фон, дозиметр.

ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование:

для учеников:  адаптированные тексты, фломастеры, листы чистой бумаги, магниты, муляжи различных продуктов, целлофановые мешочки, дозиметр;

для учителя: видеоролик, рисунок (рычажные весы)

 

ТСО: Мультимедийная аппаратура, компьютерная презентация, персональный компьютер с доступом в Интернет, операционные средства POWER POINT.

Межпредметные связи: информатика, биология

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся

Организационный

момент.

(1 минута)9,55-9,56

Приветствие с учащимися.

Психологический настрой учащихся на урок

Приветствие с учителем. Настраиваются на урок.

Мотивация учебной деятельности, сообщение цели и задач урока. 

(5 минут)9,56-10,01

Учитель называет тему урока, показывает видеоролик, подводит к постановке учебных задач, поясняет порядок проведения урока

Учащиеся группами занимают места за столами. Определяют задачи урока.

Формирование новых знаний и способов действия.

(1 минута) 10,01-10,02

Учитель объясняет учащимся, что для каждой группы на столах выдан текст, задача первой группы создать кластер, второй группы – выступить, третьей группы – составить рекомендации по предложенной теме, четвертой группы – измерить радиационный фон в кабинете физики.

Каждая группа учащихся получает карточку – задание с вопросом по теме «Биологическое действие радиации», обсуждают содержание текста.

Практическая работа учащихся. (8 минут)10,02-10,10

Предъявление результатов коллективного труда10,10-10,35

(25 минут)

Учитель контролирует работу учащихся по созданию совместного «продукта»

Каждая группа создаёт «продукт» на заданную тему, используя свои знания,   материал предложенного текста.

Организует прослушивание выступлений

Учащиеся переносят в тетрадь кластер по теме, комментируют результаты своей работы, дополняют друг друга.

Закрепление и систематизация знаний.

 (2 минуты)10,35-10,37

Предлагает учащимся  ответить на вопросы «Да или нет».

Отвечают на вопросы, записывают ответы.

Анализ и самоанализ урока. Подведение итогов урока. Рефлексия. 10,37-10,39

(2 минут)

Подводит итог урока ( на уроке мы узнали о вредном и полезном воздействии радиоактивных излучений на живую клетку и организмы, научились оценивать это действие количественно)

, отмечает активное участие учащихся в работе, выставляет оценки.

Учащиеся оценивают  совместную работу, высказывают своё мнение о данном виде учебной деятельности. Отмечают полезность урока магнитами на весах

Организованный конец.(1 мин)10,39-10,40

Объясняет домашнее задание. Благодарит за урок.

Запись домашнего задания учащимися.

Текст методической разработки  урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке вы работаете в группах.

Приготовьтесь к работе, откройте рабочие тетради и запишите тему урока.

2. Мотивация учебной деятельности, сообщение цели и задач урока 

Цель нашего сегодняшнего урока рассмотреть вопрос о действии радиоактивных излучений на здоровье человека. Сделаем мы это с вами, изучив тексты по данной теме, и  «озвучиванием» результатов работы в группах. В качестве промежуточного контроля в конце урока  ответим на вопросы. Каждая  группа создаёт свой «продукт» работы. Темы и вопросы работы каждой группы указаны на карточке-задании. Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик и сформулировать задачи работы на уроке.

 

3. Формирование новых знаний и способов действия

Каждая группа получает текст по теме урока.

4. Практическая работа учащихся

Группа создаёт свой «продукт», используя знания, полученные на уроках, и материалы из текста и интернета.

Предъявление результатов коллективного труда

Активное повторение начинается с прослушивания результатов совместной работы. Таким образом, проговариваются все основные знания, которые должны быть усвоены учащимися по данной теме. В случае необходимости другие учащиеся могут внести дополнения.

5. Закрепление и систематизация знаний

Отвечая на вопросы, учащиеся демонстрируют знания, усвоенные на уроке.

6. Анализ и самоанализ урока. Подведение итогов урока. Рефлексия. 

Учащиеся дают оценку работы каждого участника группы. Высказывают своё мнение об использовании такого вида деятельности. Учитель оценивает лучших учащихся по рассказу по своему вопросу и объявляет, что итоговая оценка всем остальным учащимся за урок будет поставлена с учетом оценки группой работы каждого участника.

7. Организованный конец

Запись домашнего задания учащимися: §73, закончить кластер по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"

данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....

Методическая разработка урока 11 класса "Виды излучения, спектры и спектральный анализ"

Я создала урок, используя наработки и идеи коллег, учителей физики. На изучение темы по программе отводится один урок, а в него надо вместить очень важный и объемный материал, поэтому я использую през...

Методическая разработка урока по математике «Законы арифметических действий. Распределительный закон» для учащихся 5 классов

Пояснительная запискаТема урока «Законы арифметических действий. Распределительный закон».Тип урока – урок изучения новых знаний.Форма урока – урок-исследование.      Преподав...