Урок по физике в 7 классе "Плотность вещества"
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Разработка урока с технологической картой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plotnost.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по физике «Плотность вещества»

7 класс

Предмет: физика        

Класс: 7                  

Учебник (УМК): А.В. Перышкин Физика 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2012.

Тема урока: «Плотность вещества»                                          

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Цель урока: продолжить формирование представлений о физических величинах; познакомить учащихся с применением полученных знаний для определения и объяснения окружающих физических явлений, практическим использованием физических знаний.

Задачи урока:

- образовательные: выяснить от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл; охарактеризовать плотность вещества как физическую величину; определить различия плотности вещества, находящегося в разных агрегатных состояниях;

- развивающие: способствовать развитию универсальных учебных действий: познавательных (умения  экспериментировать, наблюдать,  анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы);  личностных (осознанию личностного значения изучения темы); регулятивных (целеполагания, рефлексии, контроля и оценки); коммуникативных (умения грамотно выражать свои мысли);

- воспитательные: способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к физике.

Оборудование: доска,  компьютер, проектор, карточки с текстовыми заданиями, таблицы плотности вещества, весы ученические, два тела из разных веществ равного объема, два тела из одного вещества разного объема, мензурка.

Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация игры «Цепочка».

Участвуют в работе по повторению.

3

Познавательные: умеют заменять термины определениями, устанавливают причинно- следственные связи.

Коммуникативные: учатся строить понятные для партнера высказывания, получают навыки конструктивного общения, взаимопонимания. 

Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

3. Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы

Работа с учебным оборудованием (определение массы и объема различных тел).

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

5

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации, анализируют объект.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы: плотность вещества

Ознакомление учащихся с новым понятием, введение нового обозначения, обучение работы с таблицами

Отвечают на поставленные вопросы, участвуют в обсуждении, делают записи в тетради.

18

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.

5. Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Выявляет уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

10

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

6. Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

3

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

7. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

3

8. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

2

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания

2. Актуализация знаний

Игра «Цепочка».

Дайте как можно больше сведений о массе и объеме.

Например:

- Обозначается буквой m (V).

- Масса- мера инертности тела.

- Единица измерения массы в СИ- кг.

- Методы измерения массы: метод взаимодействия, метод взвешивания.

И т.д.

Учащиеся устно выполняют предложенные задания.

Четыре  учащихся работают с оборудованием, определяют массы и объемы полученных тел.

(Два тела из разных веществ равного объема, два тела из одного вещества разного объема).

3. Целеполагание и мотивация

Заполним таблицу

№ п/п

Масса тела, г

Объем тела, см3

m/V,

 г/ см3

Записывают в тетради дату и заполняют таблицу.

Делают выводы с использованием результата эксперимента:

  1. тела, имеющие равные объемы, но изготовленные из разных веществ, имеют разные массы;
  2.  тела, имеющие разные объемы, но изготовленные из одинаковых веществ, имеют разные массы;
  3. Отношение массы тела к объему для одного и того же вещества остается практически величиной неизменной.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения

Итак, отношение m/V можно отметить как своеобразный параметр вещества, его характеристику. Этой характеристике вещества дали название «плотность вещества».

Тема урока- «Плотность вещества».

Плотность- это физическая величина, равная отношению массы тела к его объему. Плотность вещества численно равна массе вещества в единице объема.

Плотность является табличной величиной. Давайте поработаем с таблицами №6,7,8 (учебник стр. 218).

  1. Найдите в таблице № 6 вещество с наибольшей плотностью, что показывает плотность данного вещества? 

  1. Найдите в таблице № 6 вещество с наименьшей  плотностью, что показывает плотность данного вещества?
  2. Какова масса 1 м3 меди?
  3. Какова масса 3 м3 меди?
  4. Какова масса 0,5 м3 меди?
  5. Лед, вода, водяной пар – одно и тоже вещество, но в разных агрегатных состояниях. Одинаковы ли плотности льда, воды, водяного пара? (Ребята работают  с таблицей). Как вы думаете, почему плотности льда, воды и водяного пара различны?

Умение определять плотность вещества имеет большое практическое значение.

Например: Есть кусок проволоки, как определить из какого вещества она изготовлена? Есть неизвестное вещество (возможно ядовитое). Как его распознать?

Вывод: плотность является характеристикой признака вещества.

Инженер, создавая машину, может заранее по плотности и объему материалов, идущих на её изготовление, вычислить массу будущей машины. До постройки здания можно рассчитать его массу и на основе этого определить, сколько понадобится строительного материала и какой фундамент надо заложить. Зная, например, плотность бензина (710 кг/м3) и емкость цистерны, в которой перевозят бензин нетрудно подсчитать массу бензина в цистерне.

СИ:      1 кг/м3

(килограмм на кубический метр)

ВНЕ: 1 г/см3=1000 кг/м3

Записывают в тетради тему урока.

Делают записи в тетради.

Работа с учебником.

  1. Вещество, имеющее наибольшую плотность – осмий 22 600 кг/м3. Это значит, что 1м3 осмия имеет массу 22 600 кг.
  2. Вещество, имеющее наименьшую плотность – пробка 240 кг/м3.Это значит, что 1 м3 пробки имеет массу 240 кг.
  3. 3. Масса 1 м3  меди 8900 кг.
  4. 4. Масса 3 м3  меди 29700 кг.
  5. 5. Масса 0,5 м3  меди 4450 кг.
  6. 6. Лед и вода состоят из одинаковых молекул, однако в воде молекулы располагаются ближе друг к другу, нежели в куске льда. Поэтому в одинаковом объеме воды и льда содержится разное количество частиц.

Демонстрация фрагмента  «Уроки физики Кирилла и Мефодия» 7 класс.

Нужно вычислить плотность этого вещества, экспериментально измерив массу  и объем. Полученный результат сравнить с табличным значением.

Делают записи в тетради.

5. Организация первичного контроля

Проверим как вы поняли данный материал.

Вариант 1  

I. Плотностью называют…

  1. 1. физическую величину, равную отношению объема тела к его массе
  2. 2. физическую величину, равную отношению массы тела к его объему
  3. 3. физическое явление

II. Плотность бетона 2200 кг/м3 означает, что…

  1. 1. 2200 кг бетона имеют объем 1 м3
  2. 2. 2200 кг бетона имеют объем 2200 м3
  3. 3. 1 кг бетона имеет объем  2200 м3

III. Дубовый брусок объемом   0,002 м3  имеет массу 1,6 кг. Вычислите  плотность дуба.

1. 0,032 кг/м3     2. 0,8 кг/м3     3. 125 кг/м3   

 4. 800 кг/м3     5. 1,25 кг/м3   

 Вариант 2  

I. При записи формул плотность обозначают буквой…, массу - … и объем …      

     1. m,  ρ,  V        2. ρ,  V,  m              3. ρ,  m, V

          4. V,  m,  ρ

II. Плотность льда 900 кг/м3 . Это означает, что…

  1. 1. в объеме 1 м3 содержится лед массой 900 кг
  2. 2. лед массой 1 кг занимает объем 900 м3
  3. 3. лед массой 900 кг занимает объем 900 м3

III. В баллоне вместимостью 0,5 м3 содержится спирт массой 400 кг. Какова плотность спирта?

1. 200 кг/м3       2. 1250 кг/м3     3. 0,8 кг/м3   

4. 800 кг/м3      5. 20 кг/м3     

Вариант 3  

 I. Чтобы определить плотность вещества, надо…      

  1. 1. его массу разделить на объем        
  2. 2. его объем разделить на массу
  3. 3. его массу умножить на объем

II. Плотность керосина 800 кг/м3 . Это означает, что…

  1. 1. керосин массой 1 кг занимает объем 800м3
  2. 2. керосин массой 800 кг занимает объем 1 м3
  3. 3. керосин массой 800 кг занимает объем
  4. 800 м3

III.  В бочке вместимостью 0,2 м3 содержится нефть массой 160 кг.

      Какова плотность нефти?

1. 200 кг/м3       2. 10,5 кг/м3     3. 105 кг/м3 

 4. 800 кг/м3      5. 20 кг/м3     

Вариант 4  

I. Плотностью вещества называют … этого вещества.    

  1. 1. объем 1 кг      
  2. 2. массу 1 м3
  3. 3. массу в единице объема

II. Плотность воздуха 1,290 кг/м3. Это означает, что…

  1. 1. воздух объемом 1м3   имеет массу 1,290  кг
  2. 2. воздух объемом 1,290м3   имеет массу 1 кг
  3. 3. воздух объемом 1,290м3   имеет массу
  4. 1,290 кг

III. Цистерна вместимостью 50 м3 заполнена керосином,  масса которого 40 000 кг. Какова плотность керосина?

1. 200 кг/м3       2. 25 кг/м3     3. 1250 кг/м3 

4. 800 кг/м3      5. 2000 кг/м3     

Через 5-7 минут ответы на вопросы теста собираются. Вместе с учащимися проверяем по кодограмме.

Вариант 1

Вариант

ответа

I

2

II

1

III

4

Вариант 2

I

2

II

1

III

4

Вариант 3

I

1

II

2

III

4

Вариант 4

I

3

II

1

III

4

Учащиеся отвечают на предложенные вопросы. При необходимости могут использовать калькуляторы, имеющиеся на столах.

6. Подведение итогов урока

Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

7. Информация о домашнем задании

§32, упр. 12 (1,2,5)

Запись в дневник

8. Рефлексия

Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке. 

Учащиеся сдают карточки самооценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год)  1.Строение  вещества. Молекула. (Урок изучения...

Конспект урока по физике " Плотность вещества. Лабораторная работа"

Конспект урока-лабораторной работы в 7 классе составлен не в традиционной форме.Позволяет разнообразить деятельность учащихся на уроках , сделать лабораторную работу интересной и увлекательной. К...

Плотность вещества (урок по физики 7 класс)

- ввести новую характеристику тела (вещества)- плотность;                 - выяснить физический смысл плотности...

урок по физики "Изменение агрегатных состояний вещества"

Цели урока: образовательная: повторить, обобщить и систематизировать материал темы, совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач. развивающая: развитие коммуника...

урок по физике тема: Плотность вещества

В данной разработке урока предлагается изучение новой  темы, где основным направлением является самостоятельный поиск и добыча знаний непосредственно самим учеником. В процессе урока дети самосто...

окрытый урок по физике "Агрегатные сосотояния вещества"

открытый урок по теме Агригатное состояния вещества для 8 класса...

Методическая разработка урока по физике "Движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Силы взаимодействия молекул"

Методическая разработка урока по физике по теме: «Движение частиц вещества. Броуновское движение.Диффузия. Силы взаимодействия молекул».Цель урока: формирование знаний о характере движения частиц...