Разработка урока по обобщению темы "Электрические явления"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Соболева Алла Ивановна

Данный урок предлагается для учащихся 8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_po_teme_elektricheskie_yavleniya.docx106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока, реализующего системно-деятельный подход

ФИО

Соболева Алла Ивановна

Класс        

Тема урока

Обобщающий урок по теме: «Электрические явления»

Тип урока

Урок закрепления знаний.

Методы обучения

Словесно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский, коллективного творческого поиска, деятельный.

Средства обучения

(УМК)

Физика 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. А.В. Пёрышкин, мультимедийный проектор, презентация; экран,  карточки-задания (приложение 1); листы с гимнастикой для глаз (приложение 2); листы с многоуровневым заданием (приложение 3).

Цель урока

  • применить знания и навыки по теме «Электрические явления» при решении задач;
  • проверить применение изученных законов и формул;
  • правильное применение формул для решения задач;
  • умение правильно составлять электрические схемы
  • воспитывать культуру взаимодействия в группах.

Задачи урока

  1. Закрепить пройденный теоретический материал по теме;
  2. Повторить зависимость сопротивления проводника от его размеров и материала;
  3. Повторить законы последовательного и параллельного соединения проводников;
  4. Продолжить формирование умений рассчитывать силу тока, напряжение, работу и мощность в электрических цепях.

Планируемые результаты

Личностные: развитие способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения зада.

Метапредметные: овладение навыками самостоятельной организации учебной деятельности; формирование умений выбирать эффективные способы решения задач, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов.

Предметные: формирование целостной научной картины мира, развитие умений планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов Ома, Джоуля-Ленца, последовательного и параллельного соединения проводников.

Ход урока

Этап урока

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

1. Организационный момент.

(1 мин.)

Организовать работу класса, создав атмосферу непринужденности.

Создает условия для эмоционального настроения, настраивает учащихся на работу.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Целеполагание, прогнозирования развитие урока.

2.

Мотивация учебной деятельности учащихся Постановка цели и задач урока.

(3 мин)

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Предлагает принять участие в обсуждение понимания высказывания.

Задает вопросы, подводящие к изучению материала урока.

Помогает в постановке целей урока, составляют плана достижения данной цели.

Слушают и отвечают на вопросы учителя. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Структурировать фразу,  включая умения выделить главное и второстепенное, целеполагание, включая постановку новых целей; планировать пути достижения цели.

Вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Целеполагание, включая постановку новых целей; планировать пути достижения цели.

3.

Обобщения и систематизации знаний

(34 мин.)

Организовать учеников создание совместного продукта.

Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений.

Активная и продуктивная деятельность обучаемых, систематизация знаний, выявление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.

Развитие умения использовать знаково-символические средства (формулы) и схемы для решения задач.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Развитие умения адекватно использовать коммуникативные средства для решения коммуникативных задач в группе, контролировать действия партнёров по группе. Учатся формировать собственное мнение и позиции.

Развитие умения принимать и сохранять учебную задачу, учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения, адекватно воспринимать оценку товарищей .

Физкульминутка

(1 мин.)

Организует ее проведение.

Подведение итогов.

(3мин.)

Подвести итог проделанной работы на уроке.

Оценить вклад каждого ученика и групп в целом.

Вместе с учителем анализируют ход  урока. Делают выводы, оценивают свою деятельность.

Анализирует и контролирует свои результаты

Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

Самоконтроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Рефлексия

(1 мин.)

Инициировать рефлексию детей по поводу их психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с другими учащимися в группе.

Мобилизация детей на рефлексию своего поведения

Получают моральное удовлетворение от урока. Пытаются оценить свою работу на уроке.

Контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Рефлексия своих действий. Осознание качества и уровня усвоения.

Открытость обучаемых в осмыслении своих действий и самооценке.

Домашнее задание.

(2 мин.)

Организовать запись домашнего задания.

Определяет план выполнения домашнего задания, даёт необходимые пояснения и комментарии, инструктаж по его выполнению

Планирование сотрудничества с учителем



Ход урока

1. Организационный момент.

(1 мин.)

Здравствуйте! Садитесь. Мы начинаем обобщающий урок по теме «Электрические явления». На занятии вам понадобятся ручки; рабочие тетради; линейки; карандаши.  Карточки-задания, листы с экспериментальным заданием и Будьте внимательны во время урока. Итак, начнем. Доложите о готовности к уроку!

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку.

2.

Мотивация учебной деятельности учащихся Постановка цели и задач урока.

(3 мин)

«От живого созерцания к осмыслению и практическому действию» (на доске).

В этом небольшом выражении заключен большой смысл. А какой смысл вы увидели в этой фразе?

Скажите, а с какими основополагающими законами мы познакомились при изучении темы «Электрические явления»?

Сегодня вспомним все о токах –

Заряженных частиц потоках

И про источники, про схемы,

И нагревания проблемы,

Ученых, чьи умы и руки

Оставили свой след в науке,

Приборы и цепей законы,

Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.

Решим, расскажем, соберем,

Мы с пользой время проведем

Откройте тетради и, согласно правил оформления, запишите тему  нашего урока обобщение по теме «Электрические явления».  (показ на доске).

Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

Хорошо. Таким образом, на этом уроке наша цель – применить знания и навыки по теме «Электрические явления» при выполнении многоуровневого задания.

Схема нашего урока будет выглядеть следующим образом (показ на доске):

1. Повторение по теме.

2. Выполнение многоуровневого задания.

4. Подведение итогов.

Сначала мы наблюдаем, затем устанавливаем законы, а затем эти законы применяем.

Закон Ома и закон Джоуля-Ленца, законы последовательного и параллельного соединения проводников.

Записывают в тетрадь тему урока.

Высказывания учеников.

3.

Обобщения и систематизации знаний

(17 мин.)

Для того чтобы успешно справиться с предстоящей контрольной работой, нам необходимо повторить некоторые положения.

1) Фронтальный опрос

1.Что является источником электрического поля?

2. Для чего необходим источник тока в цепи?

3. Что представляет собой электрический ток в металлах?

4. Что берется за направление тока в проводнике?

5. Какие физические величины вы изучили по теме «Электрические явления»?

6. Как называется прибор для измерения силы тока? Как включают данный прибор  в цепь?

7. Как называется прибор для измерения напряжения? Как включается данный прибор в цепь?

8. Какая зависимость между силой тока и напряжением?

9. Какая зависимость между силой тока и сопротивлением?

1.Электрический заряд

2.Для создания электрического поля.

3.Направленное движение электронов.

4. Положительный полюс источника тока.

5. Заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, работа тока, мощность, количества теплоты.

6.Амперметр. Последовательно

7. Вольтметр.

Параллельно

8. Сила тока прямо пропорциональна напряжению.

9.Сила тока обратно пропорциональна сопротивлению.

2)  «Мозаика»

Выполните следующее задание. Заполните самостоятельно таблицу «Физические величины, обозначения и единицы измерения»

Физическая величина

Обозначение

Единица измерения

Заряд

I

В

Сопротивление

Ом·мм²/м

Вт

Работа тока на практике

Q

         

Проверим ваши ответы.

За каждый правильный ответ  вы получаете по 0,5 балла. Максимальный бал - 8.

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу в своих карточках-заданиях. (Приложение1)

Один учащийся выходит к доске. Остальные  проводят взаимопроверку с соседями, сидящими за одной партой.

Выставляют баллы.

3) А знаете ли вы…

Для того чтобы успешно справиться с предстоящей контрольной работой, что должны вы уметь? А для того чтобы правильно решать задачи что вам необходимо знать?

Хорошо. Сейчас предлагаю вам выполнить следующее задание.

 1 - математическое выражение закона Ома для участка цепи;

2 – формулу для расчета сопротивления проводника, если известны параметры проводника 

3 – формулу для расчета мощности;

4 – формулу для расчета работы тока;

5 - математическое выражение закона Джоуля – Ленца.

       Проверьте ваши ответы.

За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Максимальный балл – 5.

Уметь решать задачи.

Математические выражения и формулы.

Выполняют данное задание в своих карточках-заданиях.

(Приложение 1)

Один учащийся выходит к доске. Остальные  проводят взаимопроверку с соседями, сидящими за одной партой.

Выставляют баллы..

4)«По маршруту»

Схемы, каких соединений показаны на рисунках. Подписать соединения  проводников над схемами. Соединить стрелками законы последовательного и параллельного соединений проводников.

Проверьте ваши ответы.

За каждый правильный ответ вы получаете 0,5 балл. Максимальный балл – 4.

Один учащийся выходит к доске. Остальные  проводят взаимопроверку с соседями, сидящими за одной партой.

Выставляют баллы...

Физкульминутка

(1 мин.)

Организует проведение гимнастики для глаз.

Выполняют гимнастику для глаз

Обобщения и систематизации знаний

(продолжение)

  1. минут)

5) Эстафета

А теперь вам предстоит выполнить многоуровневое задание. Для этого разделитесь на 3 группы.

Для записи ответов к заданиям используйте бланк для ответов. (Приложение 3)

1. Составьте электрическую схему, состоящую из источника питания, двух последовательно соединенных лампочек сопротивлением R1=6 Ом, R2=9 Ом.

2.Покажите на схеме подключение приборов вольтметров V1=12B, V2=18 B.

3. Покажите на схеме подключение прибора амперметра.

4. Определите по схеме общее сопротивление в цепи.

5. Определите по схеме общее напряжение в цепи.

6. Чему равна сила тока на всем участке цепи

7. Определите мощность электрического тока лампочек 1 и 2

8. Определите работу тока в лампочках 1 и 2 в течении 10 минут.

9. Определите количество теплоты, выделяющиеся каждой лампочкой за каждые 10 минут.

Свои результаты поэтапно записывайте на доске каждой группой.

1-е – оформляют задания 1-2-3

2-е – оформляют результаты задания  4-5-6

3-е -  оформляют результаты задания 7

4-е – оформляют результаты задания 8

5-е – оформляют результаты задания 9.

Выполняют задания в группах.

Записывают результаты на доске.

Подведение итогов.

Делаются выводы о работах групп и рассматриваются пути усовершенствования взаимодействия.

Подсчитывается итоговое количество баллов и в соответствии с ними выставляется оценка в журнал

Озвучивает результаты индивидуальной работы учащихся:

«5» - за 16-17 баллов

«4» - за 15-13 баллов

«3» - за 12-9 баллов

«2» - меньше 8 баллов.

Ученики оценивают свою работу на уроке.

Работу в группах ученики оценивает только участников своей группы.

Рефлексия

Что вам интересного запомнилось на уроке?

Что оказалось для вас полезным?

Как вы оцениваете свою деятельность, активность на уроке?

Домашнее задание

Дома вам предстоит выбрать из предложенных заданий то, с каким, по вашему мнению, вы справитесь.

За успешное решение задания части А, вы получаете оценку «3», за задание части А и В  – «4», за задание части А,В,С – «5».

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Путешествие в страну явлений"

Разработка урока химии "Путешествие в страну явлений" с использованием игровой технологии и технологии критического мышления...

Разработка урока физики по теме "Явление фотоэффекта" (10 кл.)

Цели урока: изучение явления внешнего фотоэффекта, отработка навыков практического применения знаний. Тип урока -  комбинированный. Урок сопровождается мультимедийной презентацией, демонстрацией ...

Методическая разработка урока биологии « Обобщение знаний о строении и жизнедеятельности корней»

Цель урока: обобщение знаний  о строении и жизнедеятельности корней....

Разработка урока по физике "Тепловые явления"

Цели:Обучающая: закрепление умения решать расчетные, качественные, экспериментальные задачи; повторение и обобщение знаний по теме «Тепловые явления»Воспитательная:      форми...

методическая разработка урока по обобщению и проверке знаний

Методическая разработка применяется для проверки знаний, умений и навыков после прохождения темы: "Выталкивающая сила" для учащихся 7 классов...

Разработка урока "Акционерное общество: Электрические явления"

Повторение основных понятий, опытных фактов, физических величин, по теме "Постоянный ток"...

Разработка урока "Хлестаковщина как социальное явление" в 8 классе

Личностно-ориентированный урок творческого, философского обобщения с воспитательной направленностью через исследовательскую работу в малых группах. Целью урока является отработка навыков в интерп...