Разработка урока "Хлестаковщина как социальное явление" в 8 классе
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Москалева Екатерина Юрьевна

Личностно-ориентированный урок творческого, философского обобщения с воспитательной направленностью через исследовательскую работу в малых группах. 

Целью урока является отработка навыков в интерпретировании прочитанного, умений осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления, сворачивании или разворачивании, обрабатывании информации, формулировании главного и второстепенного,  умений находить аналогии, выстраивать понятийный аппарат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hlestakovshchina_kak_sotsialnoe_yavlenie.docx316.16 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Улан-Баторский филиал

Хлестаковщина как социальное явление

Урок литературы в 8 классе Москалевой Екатерины Юрьевны, учителя русского языка и литературы Улан-Баторского филиала РЭУ          им. Г.В. Плеханова

Улан-Батор, 2023

Хлестаковщина как социальное явление

Тип и вид урока: личностно-ориентированный урок творческого, философского обобщения с воспитательной направленностью через исследовательскую работу в малых группах.

Цели:

1) обобщение изученного по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (образовательная цель);

2) определение понятия «хлестаковщина» как социального явления (воспитательная цель);

3) формирование УУД и УУУ – универсальных учебных действий и умений, связанных с развитием речи (развивающая цель).

Задачи:

1) дать характеристику образа Хлестакова, выявить связь с понятием «хлестаковщина»;

3) работать над умением интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления, сворачивать или разворачивать, обрабатывать информацию, формулировать главное и второстепенное, находить аналогии, выстраивать понятийный аппарат.

Формируемые компетенции:

Коммуникативная компетенция:

- прочное овладение русским языком, эффективное его применение в различных сферах общения;

-  умение четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, умение в соответствии с темой правильно ставить вопросы и отвечать на ни        

-  способность к социальной адаптации, соблюдение норм речевого этикета, умение работать в сотрудничестве;

-  умение отстаивать собственную позицию, уважая мнение собеседника, умение убеждать его;

-  умение в противоречивых ситуациях сохранять самообладание, принимать конструктивные решения проблем или разногласий.

Информационная компетенция:

-  умение работать с различной документацией в повседневной жизни (поиск дополнительной справочной информации)

Компетенция личностного самосовершенствования.

-  стремиться в течение жизни обучаться, постоянно работать над повышением уровня своих знаний, опыта;

-  умение адекватно оценивать свои действия, контролировать себя, быть честным, правдивым.

Оборудование: мультимедиа проектор для демонстрации иллюстраций, видеофрагмента, презентации; листы бумаги.

Пояснение: Работа проводится в группах постоянного состава и рассчитана на учащихся, обученных подобной деятельности (умеют распределять роли, слаженно выполнять задачи).

Урок сопровождается презентацией.

Межпредметные связи: МХК, изобразительное искусство (создание образа театральными и кинохудожниками, иллюстраторами).

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный этап

Объявление темы, целей, задач урока, а также планирование деятельности через проблемный диалог (5 минут).

Добрый день, дорогие ребята. Сегодня я приглашаю всех вас в необычный кинотеатр, кинотеатр, где можно разговаривать. Получите свой билет и занимайте места в соответствии с номером: четные – первый ряд, нечетные –второй ряд.

Звучит музыка тихонько («Розовая патера», детективная)

Внимание, ребята, к нам обратилось одно детективное агентство.

Они оставили приметы разыскиваемого: «молодой человек 23-24 лет, одет по моде: чёрный фрак, узенькие белые брючки, шикарный бант украшает его шею, цилиндр и тросточка в руках. На лице постоянная тоска, скука, в голодных глазах — огромное желание есть». Угадали, чей это портрет? (Хлестакова) Но самое главное он заражает окружающих социальной болезнью. Невероятно опасен.

А для определения болезни посмотрим видеосюжет «Перед приездом ревизора» Приложение 1.

Учитель: Как думаете, поможем? Выясним имя социальной болезни, узнаем причины, попытаемся обезвредить? Разносчиком какой социальной болезни стал Хлестаков?

На экране эпиграф к уроку:

«Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нем видят…»

Г.А Гуковский “Реализм Гоголя”

Учитель: Да, у страха глаза велики!.. Сегодня в центре нашего внимания Хлестаков – центральный образ комедии. Автор считал его роль  труднейшей, считал, что для нее нужен решительный талант: «...Всех труднее роль того, который принят испуганным городом за ревизора» (из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть,  как следует «Ревизора»).

Как вы думаете, ребята, каков образ героя, однозначный, то есть раскрываться в одном направлении или нет? Конечно, нет. Что значит слово «неоднозначный»? Подберите синонимы.

Учащиеся: Разноплановый, разнообразный, сочетающий различные качества…

Учитель: Верно. Разные качества. И отрицательные, и… положительные. Да, в Хлестакове есть и такие черты. Сегодня на уроке мы посмотрим с необычной стороны не только на главного героя комедии, но и на целое явление, получившее его имя. Это хлестаковщина. Итак, о чём мы будем говорить?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель демонстрирует следующий слайд: Хлестаков и хлестаковщина.

Учитель: Посмотрите на тему ещё раз. Хлестаков хлестаковщина?

Для того чтобы прийти к конечному пункту, необходимо проделать определенный путь. Каковы его этапы?

Учащиеся высказывают свои предположения, составляется план работы:

1) дать полную характеристику Хлестакову,

2) определить, какие черты легли в основу хлестаковщины.

2.Этап актуализации опорных знаний

Практическая деятельность учащихся. 

Сегодня мы будем работать в группах.

Прием «Морфологический ящик»

- Соберите «характеристику» героя по предложенным критериям

«Персонажи комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1

2

3

4

5

6

Характеристика героя в «Замеча-ниях для господ актёров» Н.В.Гоголя

А

Молодой человек лет 23, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове… слова вылетают из уст его совершенно неожиданно.

Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.

Человек, прочитав-ший 5 или 6 книг, и потому несколько вольнодумен. Го-ворит басом, с … хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом бьют.

Простодушный до наивности человек.

Говорит серьёзно, смотрит несколько вниз, резонёр … Голос его всегда почти ровен.. не любит много говорить…

.. очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно… говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало.

Положение персонажа

Б

почтмейстер

слуга Хлестакова

городничий

чиновник из Петербурга

судья

попечитель богоугодных заведений

Информация о героя из текста

В

Благоустройством города не зани-мается, государст-венные деньги им расхищаются. По-пустительствует во взяточничестве чи-новникам.

Больные, как мухи, выздоравливают, кормит их вместо положенной пищи прокисшей капус-той, а лекарств дорогих не употребляет.

Занимается больше охотой, нежели своими прямыми обязанностями, бе-рёт взятки борзыми щенками.

Вскрывает и читает чужие письма.

Житьё в Питере, по его мнению, лучше всего.

Любит приврать, берёт якобы в долг, но отдавать не собирается. Не прочь поволо-читься и за до-черью, и за ма-терью.

Реплики героя

Г

«Я всякий день на балах». «Меня сам государственный совет боится». «А мне нравится здешний городок. Конечно, не так многолюдно – ну что ж! Ведь это не столица».

«… как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда, а что неправда».

«Сегодня мне всю ночь снились две какие-то необыкновенные крысы». «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!..»

«Чёрт побери, есть так хочется, и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы».

«Человек простой: если умрёт, он и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

«.. это преинте-ресное чтение: иное письмо с наслаждением про-чтёшь: так описываются раз-ные пассажи – а назидательность какая.. Лучше, чем в «Московских ведомостях»!»

Используя «морфологический ящик», составьте характеристики  Сквозник - Дмухановского, Осипа, Хлестакова, Ляпкина – Тяпкина, Земляники, Шпекина. Характеристика каждого героя раскрашивается определенным цветом.

Ответы:

Сквозник – Дмухановский  - А6, Б3, В1, Г3

Осип – А5, Б2, В5, Г4

Хлестаков – А1, Б4, В6, Г1

Ляпкин – Тяпкин – А3, Б5, В3, Г2

Земляника – А2, Б6, В2, Г5

Шпекин – А4, Б1, В4, Г6

3. Операционно-деятельный этап

Характеристика образа Хлестакова.

1.        Кого и чего боятся чиновники?

2.        Кто такой ревизор? (должностное лицо, производящее ревизию, т.е. обследование чьей-либо деятельности с целью установления ее правильности и законности)

3.        Кого принимают за ревизора?

Страх  чиновников перед ревизором является основой развития действия комедии. Ревизора они боятся, так как у каждого есть «грешки». За ревизора принимают приезжего чиновника из Петербурга.

1)        Первое знакомство.

-  Итак, кто же он такой, Иван Александрович Хлестаков?  

-  Какие положительные и отрицательные качества мы видим при первом знакомстве с ним?

Хлестаков, молодой человек 23-24 лет, одетый по моде: чёрный фрак, узенькие белые брючки, шикарный бант украшает его шею, цилиндр и тросточка в руках. Характеристика Хлестакова словами его слуги Осипа  

- Какие “+” и “ - ” Хлестакова можно отметить?

“+”: молодой человек лет 23-24, одет по моде;

“-”: труслив, высокомерен, нагл

2)        Хлестаков в доме Городничего.

- Какую сцену вы считаете кульминационным моментом в раскрытии образа Хлестакова? (Речь и действия в доме городничего, Действие III, явл.6)

Интересное прочтение образа Хлестакова предложил режиссёр Н. Михалков в фильме “Ревизор”. Предлагаю вашему вниманию фрагмент из этого фильма “Хлестаков в доме городничего”.  Приложение 2.

- Внимательно посмотрите отрывок фильма. Определите достоинства и недостатки Хлестакова в данной ситуации.

“+”: знаком с русской и зарубежной литературой, умеет увлечь слушателей;

“-”: преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице; придумывает небылицы.

Учитель: Какие качества Хлестакова в ней заострены?

Ответы учащихся: легкомыслие, безудержность, завышенная самооценка…

Учитель: Да, актеру удалось подчеркнуть именно эти качества разнопланового характера героя

Учитель: Вот такой наш герой. Но вернемся к началу урока… Хлестаков разнообразен. В нем должно быть и положительное!

Обсуждение:

•        молодой человек лет 23-24 (молодость – явно положительное качество, молодость многое прощает…);

•        одет по моде;

•        знаком с русской и зарубежной литературой;

•        умеет увлечь слушателей;

•        нравится женщинам;

•        разбирается в людях;

•        наивен и простодушен.

Работа в группах

Положительное +

Отрицательное   -

“каждый день доставай билеты в кеятр”;

молодой человек лет 23-24;

не наказывает слугу;

разговаривает с Осипом, уговаривая его;

одет по моде;

знаком с русской и зарубежной литературой;

умеет увлечь слушателей;

нравится женщинам;

разбирается в людях.

“профинтил денежки”;

“сидит и хвост подвернул, не горячится”;

“кутит на батюшкины деньги”;

“продаёт всё до последней рубашки”;

“делом не занимается”;

“гуляет по прешпекту”;

не платит в трактире;

труслив; ленив;

высокомерен, нагл;

преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и   службе в столице;

придумывает небылицы;

берёт взятки;

волочится за Анной Андреевной и Марьей Антоновной, несерьёзно относится к женщинам.

Учитель: Сопоставим положительное и отрицательное. Что преобладает?  Так какой наш герой? И какие качества легли в основу хлестаковщины?

Кто же такой Хлестаков? Что такое «хлестаковщина?»

Хвастун, фантазёр Хвастовство, бахвальство, тщеславие

Глупец Безответственность, потребительство

глупость Ложь, обман, трусость

бездельник, лентяй

Лжец, обманщик, трус

Посмотрите, как объясняется понятие «хлестаковщина» в словаре Д. Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка

хлест

ХЛЁСТ, хлёста, мн. нет, •муж. (•прост.). Действие по гл. хлестать в 1 •знач. Слышался хлёст кнутов.

II. ХЛЁСТ, в знач. сказуемого (•прост.). см. хлесть

III. ХЛЁСТ, хлёста, •муж. (•прост. •пренебр.). Хвастливый нахал и сплетник.

хлестаковщины, мн. (пренебр.). Наглое, лживо-легкомысленное ушел. в глупую, сметную рисовку, в хлестаковщину самого последнего сорта. Боборыкин. (По Хлестакова, героя комедии Гоголя "Ревизор".)

Учитель: А как эти понятия и связанные с ним  даются в других словарях (отвечают учащиеся по группам

Ожегов С.И. «Хлестаковщина – это беззастенчивое, безудержное хвастовство [по имени Хлестакова, героя комедии Гоголя «Ревизор»].

В.И. Даль «Хлестать кого-то- в значении «врать пустословить».

Учитель: Что объединяет эти значения? (хвастать и врать)

- Для чего врет Хлестаков? Как это он сам объясняет? (Хлестаков не сознательно обманывает. Он лжет без цели, из-за простого легкомыслия. Когда он лжет, то даже верит своим словам, хотя и сразу забывает о них. Он не отдает отчет в своих действиях, не думает о последствиях)

Учитель: как говорил Блез Паскаль, «существуют люди, которые лгут просто, чтобы лгать.» Можно ли так сказать о Хлестакове?

Учитель: А есть ли такие качества в других героях? Назовите их, пользуясь таблицей, с которой работали в самом начале урока. Для чего они это делают? (скрыть свои «грешки»)

Вывод: да, Хлестаков, несомненно, лжец, но его враньё настолько нелепо, что не идёт ни в какое сравнение с лицемерием и враньём городничего, судьи и других чиновников. Его враньё вызывает смех и не более того. А вот враньё управленцев уездного города очень дорого обходится простым жителям города. Ведь за их враньём стоят поступки и деяния, а за байками Хлестакова стоит просто желание придать себе значимости.

Ребята, а в наше время встречаются люди, подобные Хлестакову? Знаете ли вы подобных людей? 

«Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться…» Гоголь Н.В.

Да, безусловно, Хлестаков не одинок…А теперь самый сложный вопрос…Есть ли в вас частичка Хлестакова? Значит, хлестаковщина – не исключение, а социальное (общественное) явление? 

4. Рефлексия:

Подводя итог всему выше сказанному, прошу вас заполнить схему-рыбу. Голова –это главное понятие урока (хлестаковщина), хвост – это вывод, к которому мы пришли в конце урока (социальное явление), нижние ребра – это качества, присущие хлестаковщине, а верхние – у кого есть эти качества (Хлестаков, чиновники, женщины, слуги, Я).

Вывод (учитель): Был ли полезен сегодняшний урок? Что нового вы узнали, и с каким багажом покинете этот кабинет?

Ответы учащихся: узнали, что в каждом из нас «сидит» Хлестаков.

Учитель: Желаю вам от него избавиться, чтобы не выглядеть так же глупо!

 Ребята, сейчас на этой же схеме я прошу вас выставить себе оценки (самооценка) Поднимите, руку, кто поставил себе «5», (говорит согласна или нет)

Выставление оценок.

Учитель: Домашнее задание у вас тоже будет необычным. Возьмите в руки ваши входные билеты  в кинотеатр, оторвите ту часть билета, где написано контроль, разверните билет и прочитайте, что там написано.

  1. Всем написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое хлестаковщина?»
  2. По желанию составить кроссворд по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»

 

Спасибо за работу на уроке!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иждивенчество как социальное явление

Познакомство детей с понятиями иждивенчество, иждивение, иждивенец, самостоятельность.  формировать чувство поддержки, сопереживания к окружающим; ...

Иждивенчество как социальное явление

Познакомить детей с понятиями иждивенец, иждивенчество, иждивение и самостоятельность. Воспитывать чувство взаимопомощи, сопереживания....

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему "Коррупция как социальное явление" 10-11 классы

В работе рассматривается история возникновения такого явления как "коррупция" с допетровских времен до наших дней....

Социальное явление спорта

Решение проблем и вопрос спорта в обществе, жизни...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)

Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих в...

исследовательская работа "Бедность как социальное явление"

Меня заинтересовало несоответствие между положительной динамикой экономического развития и сохраняющемся количеством граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Изучение проблемы социальной бе...

«Коррупция как социальное явление»

Цели:üСпособствовать формированию знаний о корнях, причинах коррупции, основных направлениях борьбы с ней;  выработке у учащихся негативного отношения к данному явлению....