Рабочая программа по физике 9 класс.
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

Повх Елена Ивановна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, литературу, используемые презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_fizike_9_klass.doc247 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Пояснительная записка.

 

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования  МО РФ» (Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М.: Дрофа, 2001).

Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин.

Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: А.В.Перышкин Физика – 9, М.: Дрофа, 2008 г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.Всего- 68ч.

В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного  минимума  содержания  физического образования.

  В курс физики 9 класса входят следующие разделы:

1.     Законы взаимодействия и движения тел

2.     Механические колебания и волны. Звук.

3.     Электромагнитные явления.

4.     Строение атома и атомного ядра.

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Таким основным материалом являются: идеи относительного движения, основные понятия кинематики, законы Ньютона, колебание, электромагнитное поле, модель атома.

В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Галилея, И.Ньютона, Д.Максвелла, К.Э.Циолковского, Э.Резерфорда, Н.Бора.

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются:

        Классноурочная система

       Лабораторные и практические занятия.

       Применение мультимедийного материала.

       Решение экспериментальных задач.

Проверка знаний учащихся

                                             

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

 Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и

недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей

работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для

оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

 

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.

Содержание учебного курса 9класса  

1. Законы взаимодействия и движения тел-27ч.

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.

2. Механические колебания и волны. Звук.-12ч.

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.

3. Электромагнитные явления-12ч.

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

4. Строение атома и атомного ядра -17ч

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Лабораторные работы:

1.     Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

2.     Измерение ускорения свободного падения.

3.     Изучение явления электромагнитной индукции.

4.     Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

     5.     Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

                                  Требования к уровню подготовки учащихся.

 

         Учащиеся должны знать:

         Понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, вес, импульс, энергия, амплитуда, период, частота, длина волны, звук, резонанс, магнитное поле, магнитный поток, свет, атом, элементарные частицы.

         Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения импульса и энергии, правило левой руки, модель атома Резерфорда, гипотеза Ампера.

         Практическое применение: движение ИС под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты, КПД машин, использование звуковых волн в технике, использование атомной энергии.

         Учащиеся должны уметь: 

· Пользоваться секундомером.

·  Измерять и вычислять физические величины.

·  Читать и строить графики.

·  Решать простейшие задачи.

·  Изображать и работать с векторами.

·  Определять направление тока.

             

 Физика 9 класс.А.В.Перышкин, Е.М.Гутник (2ч в неделю- всего68ч)

Тема урока

Дата

К.р

Лаб.р

ИКТ

Повторение

Проект.-иссл. деятельность

I.

Законы взаимодействия и движения тел (27 ч.)

По плану

Факти-

чески

2

2

1/1

Физика-наука о природе.Наблюдение и описание физических явлений.Физические величины.СИ.Измерение физических величин.Погрешности.

Измерение физических

величин. Физ.приборы.7кл

  2/2

Физический эксперимент и физическая теория.Физическая модель.Роль математики в развитии физики.Физика и развитие представлений о материальном мире.

Механическое движение.

Виды движений. 7кл

3/3

Механические движения.Материальная точка. Перемещение. Система отсчета .Определение координаты движущегося тела.

Скорость. 7кл

4/4

Прямолинейное равномерное движение.Скорость.Графическое представление движения.

5/5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

6/6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

7/7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

8/8

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Презенация

9/9

Лабораторная работа № 1 “Исследование равноускоренного движения без начальной скорости”.

10/10

Решение задач. Обобщающее повторение темы”Основы кинематики”.

11/11

Контрольная работа № 1 "Основы кинематики".

12/12

Относительность движения.

Презенация

Сила. 7кл

13/13

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Презенация

14/14

Второй закон Ньютона.

Презенация

15/15

Третий закон Ньютона.

Презенация

16/16

Свободное падение тел.

Презенация

17/17

Лабораторная работа № 2 "Измерение ускорения свободного падения”.

18/18

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

19/19

Закон всемирного тяготения.Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Презенация

20/20

Усорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

Презенация

21/21

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Презенация

22/22

Искусственные спутники Земли.

Презенация

23/23

Импульс тела.

Презенация

24/24

Закон сохранения импульса.

Презенация

25/25

Реактивное движение. Ракеты.

Презенация

26/26

Решение задач.Обобщающее повторение темы”Основы динамики”.

27/27

Контрольная работа № 2 "Основы динамики".

II.

Механические колебания и волны. Звук (12 ч.)

                    1

  1

 

1/28

Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

Презенация

2/29

Величины, характеризующие колебательное движение.

3/30

Превращение энергии при колебательном движении.Закон сохранения и превращения механической энергии. Затухающие колебания.

4/31

Вынужденные колебания.

5/32

Лабораторная работа № 3 “Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины”.

6/33

Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.

7/34

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

Презенация

8/35

Длина волны. Скорость распространения волн.

9/36

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука

Презенация

10/37

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

Презенация

11/38

Отражение звука. Эхо.

12/39

Контрольная работа № 3 "Механические колебания и волны. Звук".

Электромагнитные

явления. 8кл.

III.

Электромагнитное поле (12 ч.)

                      1

  1

1/40

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

Диск №4

Исследоват.

деятельность

2/41

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

3/42

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

4/43

Индукция магнитного поля.

Презенация

5/44

Магнитный поток.

Презенация

6/45

Явление электромагнитной индукции.Опыты Фарадея.

Диск №5

7/46

Лабораторная работа № 4 "Изучение явления электромагнитной индукции".Правило Ленца.

8/47

Переменный ток.Получение переменного электрического тока. Электрогенератор.Трансформатор.Передача электроэнергии.

Диск №9

9/48

Электромагнитное поле.Колебательный контур.Электромагнитные колебания.

Презенация

10/49

Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения.

Диск №14

Проектно-

исслед. деят.

11/50

Электромагнитная природа света.Дисперсия. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

12/51

Контрольная работа № 4 "Электромагнитное поле".

IV.

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (17 ч.)

                   

                     2

   1

1/52

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.Альфа,бета,гамма-излучения.Период полураспада.

Презенация

2/53

Модели атомов. Опыт Резерфорда.Планетарная модель атома.

3/54

Радиоактивные превращения атомных ядер.

4/55

Экспериментальные методы исследования частиц. Лабораторная работа № 5 "Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков".

Диск №17

Презенация

5/56

Поглощение и испускание света атомами.Линейчатые оптические спектры..

6/57

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое и массовое число. Ядерные силы. Открытие протона и нейтрона.

Презенация

7/58

Энергия связи. Дефект масс.

8/59

Ядерные реакции.Деление ядер урана. Цепная реакция.

Презенация

9/60

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию.

Презенация

10/61

Атомная энергетика. Экологические проблемы работы АЭС.

11/62

Биологическое действие радиации.Дозиметрия.

Презенация

12/63

Термоядерная реакция.Источники энергии Солнца и звезд.

13/64

Обобщающий урок по теме "Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер". Решение задач.

14/65

Контрольная работа № 5 "Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер".

15/66

Обобщающее повторение. Решение задач за курс 9класса.

16/67

Годовая контрольная работа № 6.

17/68

Обобщающий урок.

                                              Литература

1. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9класс. О.И.Громцева.

                                             М.: «Экзамен», 2010г-159с.

2. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике. 7-9кл.

    А.Е.Марон,  М: «Просвещение» 2003г.-127с.

3. Поурочные планы по физике 9класс.И.И.Мокрова, Волгоград:

                  «Учитель-АСТ»2003г.-96с.

4. Сборник задач по физике ,А.П. Рымкевич. М: «Просвещение»

       

5.  Уроки физики с применением информационных технологий.

    З.В.Александрова и др. 7-11кл.,М: «Глобус» 2009г.-313с.

6. Физика. Поурочные планы. 9класс.С.В.Боброва.- Волгоград, «Учитель»,2004г

        -175с.

7. Физика-9, М.: Дрофа, 2008г. А.В.Перышкин,Е.М.Гутник

8. Физика.9класс.Тесты.- Саратов: Лицей, 2012г-80с

9. . Учебные диски по предмету

  Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты

                                 Презентации по физике  для 9 класса

         

К уроку №

                                 Название презентации

1

8

Перемещение при прямолинейном движении

2

12

Относительность движения

3

13

Первый закон Ньютона

4

14

Второй закон Ньютона

5

15

Третий закон Ньютона

6

16

Свободное падение тел

7

19

Закон всемирного тяготения

8

20

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

9

21

Движение по окружности

10

22

ИСЗ

11

23

Импульс тела

12

24

Закон сохранения импульса

13

25

Реактивное движение

14

28

Колебательное движение

15

34

Механические волны

16

36

Звук

17

37

Звуковые волны

18

43

Индукция магнитного поля

19

44

Магнитный поток

20

48

Колебательный контур

21

52

Радиоактивность

22

57

Состав атомного ядра

23

59

Ядерные реакции

24

60

Ядерный реактор

25

62

Биологическое действие радиации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...