Презентация по физике для 10 класса на тему "Изучение законов последовательного и параллельного соединения проводников"
презентация к уроку по физике (10 класс) на тему
Презентация к уроку по теме "Изучение законов последовательного и параллельного соединения проводников"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛИ УРОКА: экспериментально определить соотношение между величинами силы тока (напряжения) на отдельных участках цепи при параллельном и последовательном соединениях проводников; экспериментально определить общее сопротивление цепи при последовательном и параллельном соединении проводников; продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром).
Тренировочные вопросы 1. Что такое электрический ток? 2. Назовите физические величины, характеризующие протекание электрического тока в цепи. 3. Что характеризуют сила тока, напряжение, сопротивление( обозначение, единица измерения, прибор для определения, физический смысл )? 4. Каким законом связаны сила тока, напряжение и сопротивление?
Тренировочные вопросы Какие способы соединения проводников в электрическую цепь вы знаете? Последовательное соединение Параллельное соединение
ТЕМА УРОКА ИЗУЧЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО И ПАРАЛЛЕЛЬНОГО СОЕДИНЕНИЯ ПРОВОДНИКОВ. Цель урока: теоретически и экспериментально изучить параллельное и последовательное соединения проводников в электрической цепи.
Последовательное соединение проводников В неразветвленной электрической цепи сила тока в различных ее участках одинакова (узлы отсутствуют и заряд при данном соединении нигде не накапливается). I = I 1 = I 2 Узлом называется точка разветвленной цепи, в которой сходятся более двух проводников.
Последовательное соединение проводников R = R 1 + R 2 R = R 1· n Если имеем n – проводников с одинаковым сопротивлением, т.е. R 1 = R 2 = R 3 , то Общее сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных проводников (или отдельных участков цепи):
Последовательное соединение проводников Пользуясь законом Ома, определим сопротивление каждого резистора и сопротивления участка цепи, состоящего из двух резисторов: Подставим полученные выражения в формулу общего сопротивления цепи: получим R = R 1 + R 2, так как I 1 = I 2 = I → U = U 1 + U 2 . Значит, полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи.
Последовательное соединение проводников I = I 1 = I 2 R = R 1 + R 2 R = R 1· n U = U 1 + U 2 Если имеем n – проводников с одинаковым сопротивлением, т.е. R 1 = R 2 = R 3 , то Последовательная цепь сопротивлений называется делителем напряжений.
Параллельное соединение проводников U = U 1 = U 2 I 1 Δ t + I 2 Δ t . Напряжение на концах параллельно соединённых проводников одно и то же.
Параллельное соединение проводников I = I 1 + I 2 I 1 Δ t + I 2 Δ t . I Δ t = I 1 Δ t + I 2 Δ t Цепь параллельно соединённых сопротивлений называется делителем электрического тока Сила тока в неразветвлённой части цепи равна сумме сил токов в отдельно параллельно соединённых проводниках.
Параллельное соединение проводников I 1 Δ t + I 2 Δ t . На основании закона Ома: Учитывая,что: Получим: При параллельном соединении проводников величина, обратная общему сопротивлению цепи, равна сумме величин, обратных сопротивлениям параллельно включенных проводников.
Параллельное соединение проводников Если имеем n – проводников с одинаковым сопротивлением, т.е. R 1 = R 2 = R 3 , то
«ИЗУЧЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО И ПАРАЛЛЕЛЬНОГО СОЕДИНЕНИЯ ПРОВОДНИКОВ» Лабораторная работа № 6 Цель работы: экспериментально изучить параллельное и последовательное соединения проводников в электрической цепи.
Задачи: Экспериментально определить соотношение между величинами силы тока (напряжения) на отдельных участках цепи при параллельном и последовательном соединениях проводников; Экспериментально определить общее сопротивление цепи при последовательном и параллельном соединении проводников; На основании полученных в ходе исследования результатов сделать соответствующие выводы.
Оборудование: Источник тока; Два резистора; Соединительные провода; Амперметр; Вольтметр; Ключ.
Порядок выполнения работы: - Выбираем способ соединения проводников в электрической цепи, к изучению которого собираемся приступить. - Решаем, каким образом можно определить, например, силу тока на различных участках цепи. Рисуем соответствующую схему электрической цепи и показываем схему учителю. - Определяем, какие приборы нам нужны и в каком количестве. Берём необходимые приборы на демонстрационном столе. - Собираем электрическую цепь и показываем её учителю. - Замыкаем электрическую цепь. Показания приборов записываем в таблицу . Вычисляем сопротивления. Делаем соответствующие выводы.
Ход работы: Соберите электрическую цепь по схеме (рис.1) 2. Измерьте силу тока в различных участках цепи, убедитесь , что сила тока не изменяется: I = Рис. 2 Рис. 1 3. Измерьте вольтметром напряжение на резисторе R 1 - U 1 ( Рис . 2) 4 . Измерьте вольтметром напряжение на резисторе R 2 - U 2 ( Рис . 2) 5. Измерьте вольтметром напряжение на резисторе R 1 и R 2 - U ( Рис . 2) 6 . Рассчитайте по закону Ома для участка цепи величины сопротивлений R 1 , R 2 , R . Проверка законов последовательного соединения проводников:
Таблица измерений: Соединение Измерить Вычислить U U 1 U 2 I I 1 I 2 R R 1 R 2 Последовательное Параллельное
7. Проверьте справедливость формул: А) I = I 1 = I 2 Б) U=U 1 +U 2 В) R =R 1 + R 2 Проверка законов последовательного соединения проводников:
Порядок выполнения работы: - Выбираем способ соединения проводников в электрической цепи, к изучению которого собираемся приступить. - Решаем, каким образом можно определить, например, силу тока на различных участках цепи. Рисуем соответствующую схему электрической цепи и показываем схему учителю. - Определяем, какие приборы нам нужны и в каком количестве. Берём необходимые приборы на демонстрационном столе. - Собираем электрическую цепь и показываем её учителю. - Замыкаем электрическую цепь. Показания приборов записываем в таблицу. Вычисляем сопротивление. Делаем соответствующие выводы.
8. C оберите электрическую цепь по схеме (рис. 3). 9. Измерьте вольтметром напряжение участка цепи. U = 10 . Измерьте амперметром силу тока в первой ветви I 1 = 11 .Измерьте амперметром силу тока во второй ветви: I 2 = 12. Измерьте амперметром силу тока в неразветвленной части цепи: I = Проверка законов параллельного соединения проводников Рис. 3 13. Рассчитайте по закону Ома для участка цепи величины сопротивлений: R 1 = R 2 = R =
Таблица измерений: Соединение Измерить Вычислить U U 1 U 2 I I 1 I 2 R R 1 R 2 Последовательное Параллельное
II 4 . Проверьте справедливость формул: Проверка законов параллельного соединения проводников А) U 1 = U 2 = U Б) I = I 1 + I 2 В) 1/ R = 1/ R 1 + 1 /R 2 Вывод: Контрольные вопросы: Как соединены потребители электроэнергии в квартирах? Почему? Как соединены лампочки в елочной гирлянде? Почему? Домашнее задание: § 107
Итоги выполнения задач урока: Научились ли вы соединять резисторы последовательно и параллельно, проверять законы этих соединений? Измерять и вычислять сопротивление резисторов при последовательном и параллельном соединении.
Вывод: При последовательном соединении проводников напряжение на концах рассматриваемого участка цепи складывается из напряжений на первом и втором проводниках; сила тока одинакова; полное сопротивление всего участка цепи равно сумме на отдельных его участках. При параллельном соединении проводников напряжение на концах одно и то же; сила тока складывается; а величина, обратная полному сопротивлению участка, равна сумме величин, обратных сопротивлениям отдельных проводников.
Аналогии между э лектрическим током и током воды в водопроводе и реке: Аналогия 1 — сколько воды втекает в водопроводную трубу, столько и вытекает из неё, вода нигде не накапливается. Аналогично, при последовательном соединении проводников сила тока во всех участках цепи одинакова. Аналогия 2 — поток воды в реке, встречая на своём пути препятствие, распределяется по двум направлениям, которые затем сходятся вместе. Аналогично сила тока в неразветвлённой части цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединённых проводниках.
Общее сопротивление проводников, включенных в цепь последовательно: R = R1 + R2 Электрический ток в металлах обусловлен движением электронов Чем длиннее цепь, тем боль- ший путь приходится преодо - левать электронам при своём движении Тем большее сопротивление оказывается движению свободных электронов со стороны ионов, расположенных в узлах кристаллической решётки Тем больше общее сопротивление электрической цепи при последовательном соединении проводников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закон Ома при последовательном и параллельном соединении проводников
Урок обобщения и закрепления знаний. Цель урока - продолжить работу по формированию умений сопоставлять, анализировать, делать выводы из виртуального эксперимента по "проверке" закона Ома для разных в...
Конспект урока по физике "Последовательное и параллельное соединение проводников" 10 класс
Урок - исследование с выполнением лабораторной работы....
урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков обучающихся по теме "Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников", 9 класс
форма проведения: урок решения задач в 9 классе (расчетных, качетсвенных, экспериментальных)...
Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»
Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»...
Разработка урока по физике для 10 класса по теме "Изучение последовательного и параллельного соединения проводников"
Разработка урока по теме "Изучение последовательного и параллельного соединения проводников"...
Презентация к интегрированному уроку физики и информатики в 10 классе: "Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников"
Презентация к интегрированный урока в 10 классе по "Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников"...