Организация внеурочной деятельности с обучающимися в соответствии с ФГОС
план-конспект по физике на тему
Приведена разработка занятия по внеурочной деятельности, "Занимательная физика", с обучающимися 2 класса. Рассматриваются физические явления на примере темы "Плавание. Трение. Давление".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие по внеурочной деятельности "Занимательная физика" для 2 класса. | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Зорин Альберт Валерьевич
учитель физики и технологии
МОУ «СОШ № 4 им. Ю.А.Гагарина»
«Организация внеурочной деятельности с обучающимися в соответствии с ФГОС»
В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
Основной идеей ФГОС является системно - деятельностный подход, который я, как учитель физики, реализую во внеурочной деятельности «Занимательная физика».
Таким образом, в основе педагогических приемов и техник, используемых на уроке, должны лежать следующие основные принципы: принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип открытости, принцип свободы, принцип творчества.
Всё началось со «Школы раннего развития».
На базе нашей школы проводились занятия с дошкольниками – будущими первоклассниками – 5 – 7 лет. Одним из направлений «Школы раннего развития» были занятия по физике «Следопыт».
Впоследствии для обучающихся начальной школы были организованы занятия «Занимательная физика».
Цель – формирование элементарного представления об окружающем мире, знакомство с физическими явлениями.
Особенности курса:
- развивает мышление;
- совершенствует экспериментальные умения;
- формирует умения изображать увиденные явления с помощью рисунков.
Основной метод – исследовательский.
При выполнении некоторых экспериментов применяется пластилин, бумага.
Лепка из пластилина, складывание бумаги развивает мелкую моторику и пространственное воображение.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 4 года.
Учитывая физиологические особенности возраста детей, занятия проводятся в виде игры. В ходе проведения урока обучающиеся знакомятся с физическими явлениями.
Давайте представим, что вы учащиеся начальной школы и пришли на занятие по занимательной физике.
Организация и проведение занятия внеурочной деятельности по занимательной физике.
Тема «Плавание. Трение. Давление».
Оборудование: мандарины, ёмкость с водой, бумажные трубки, пластиковые трубочки, верёвка, заточенные с двух сторон деревянные палочки, два деревянных бруска с просверленными углублениями, листы писчей бумаги, полоски плотного картона, цветные карандаши.
Добрый день.
Вы знаете, что физика необходима при конструировании техники, телефонов, самолётов. А может ли она помочь в спасении людей? Ответы: Да.
Сегодня нам предстоит спасти человека. Будем считать, что один из нас (Никита) попал на необитаемый остров. На этом острове растут деревья со съедобными плодами, но достать их очень трудно. Свисают лианы. Орудий труда тоже нет, да и спички промокли.
Как Никита может сообщить о том, что попал на остров и не может выбраться с него? Ответ: позвонить, написать письмо, бросить бутылку с запиской.
Никита знает, что записка может попасть к пиратам и решил скрыть своё послание. Но как это сделать? Сухая и сырая бумага ведут себя по-разному. Если написать на сухом листе, то послание будет видно. При письме на сырой поверхности карандаш раздвигает волокна бумаги, и текст получается видимым наполовину. На высушенном листе надпись пропадает. Так как волокна остались деформированными, то при смачивании листа информация становится доступна.
Никита написал своим друзьям послание о спасении, вложил в бутылку и бросил в реку. Бутылка доплыла по течению до дома и попала в руки верных друзей.
Смочив лист водой, они узнали о беде, приключившейся с Никитой.
Группа отважных и бесстрашных спасателей решила помочь своему другу. Не откладывая, они собрались и отправились в путь. Но на своём пути им пришлось преодолевать препятствия, применяя знания по физике.
На пути героев оказалась водная преграда. Лодки нет, но на берегу рассыпаны мандарины, очищенные и в кожуре. И вот путешественники встали перед выбором, на каких мандаринах плыть: очищенных или нет. Какие мандарины выбираете вы? Ответ: очищенные, плавают они. В кожуре, можно доплыть на них.
Мандарины погружаем в воду и видим, что плавает неочищенный фрукт.
Команда спасателей на очищенных мандаринах потерпела крушение, но успела выбраться на берег.
Почему мандарин в кожуре плавает? Ответ: Кожура помогает держаться. Неочищенный мандарин больше. Между кожурой и поверхностью находится воздух, который и поддерживает мандарин на плаву.
Ну, вот, наконец-то мы на острове.
Наш друг замёрз, проголодался и хочет пить. Но спичек нет. Как мы будем добывать огонь? Ответ: зажигалкой, постучать камнем о камень, потереть по деревяшке.
Огонь можно добыть трением. Возьмём деревянные дощечки и круглую палочку. Попробуем потереть. Не получается. Чтобы крутить быстрее, нужна верёвка.
Спасатели вспомнили, что на острове растут лианы и сплели верёвку.
Добываем огонь трением. Увеличивается скорость движения деревянной палочки и при трении возникает огонь.
Ура, появился дым. Наш друг согрелся и готов приступить к трапезе.
Но перед героями новая задача, чем накормить своего товарища. На деревьях растут какие-то вкусные плоды. Но их так просто не достать. Как же нам добыть эти фрукты? Ответ: потрясти дерево, кидать камни, подождать, когда сами упадут.
В древности люди охотились с помощью духовой трубки. Охотник набирает в лёгкие воздух и резко выдувает его. Давление увеличивается, и стрела летит в цель. Чем сильнее выдох, тем дальше и точнее лети стрела.
Друзья из растений сделали трубки и стрелы. Будем сбивать плоды с деревьев.
Духовым оружием является трубка, склеенная из бумаги. Стрелы представляют собой пластиковые трубочки. Плоды имитируют спичечные коробки с нарисованными фруктами.
Одними фруктами не наешься. На костре можно пожарить рыбу, которая водится в реке. Вот только нет крючка. Будем ловить рыбу руками. Поймать её может только человек, имеющий хорошую реакцию. Проверим, какой реакцией обладают наши спасатели. В качестве «рыбы» используем полоску картона, разделённую на три части. Нижнюю часто закрасим зелёным, среднюю синим и верхнюю часть красным цветом. Выбираем самого ловкого. Для этого разбиваемся на пары. Один держит «рыбу» за верхний край головы. Второй готовится к ловле. При счёте три «рыба» падает вниз и рыбак её «ловит». Если он поймал рыбу в пределах зелёной или синей полоски, то обладает хорошей реакцией. Если полоска поймана в зоне красного цвета, то тренировки продолжаются.
Все устали и сели вокруг костра. Решили неразлучные друзья подвести итог.
Что у нас получилось. До острова мы доплыли. Огонь развели, друга обогрели. Накормили. Что ещё не сделали? Не напоили. Пошла команда на поиски источника. Шли они, шли, и увидели, что из земли бьет маленький фонтан. Но пить неудобно, слишком низко. И тут спасатели заметили маленькую трубочку рядом с фонтаном. Трубочка уходила в недра земли. Вспомнили они, что вода поднимается под давлением вверх.
Если увеличить давление воздуха, то вода будет подниматься по трубке вверх и высота фонтана будет больше.
Возьмём бутылку с двумя трубочками. Одна трубка более длинная и погружена в воду. Вторая короткая и не доходит до поверхности. Будем дуть в короткую трубку, тем самым увеличивая давление воздуха. Воздух передаёт давление на воду, и она поднимается вверх.
Посмотрим, кто из спасателей сможет напоить друга.
Миссия выполнена. И вся команда возвращается домой.
Какой мандарин плавает: очищенный или нет? Ответ: в кожуре, воздух между кожурой и дольками не даёт мандарину утонуть.
Можно ли добыть огонь трением? Ответ: да, вращать деревянную палочку с помощью верёвки.
Как поднять воду с помощью воздуха? Ответ: увеличить давление.
Рефлексия.
Что сегодня узнали?
Что понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование положительной мотивации через развитие познавательной активности во внеурочной деятельности по географии в соответствии с ФГОС ООО
Статья поможет формированию положительной мотивации обучающихся деятельностными методами и новейшими технологическими приемами во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО,...
Организация внеурочной деятельности в ОУ в соответствии с требованиями ФГОС
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы об...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Организация внеурочной деятельности по физике в соответствии с требованиями ФГОС ООО»
Внеурочная деятельность по физике...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Организация внеурочной деятельности по физике в соответствии с требованиями ФГОС ООО»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Организация внеурочной деятельности по физике в соответствии с требованиями ФГОС ООО» ...
Организация внеурочной деятельности по биологии в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта ...
Использование игровых и проектных технологий при организации внеурочной деятельности по математике в соответствии с ФГОС основного общего образования
В данной статье описывается значение и роль использования игровых технологий во внеурочной деятельности по математике в соответствии с ФГОС. Предложена программа проведения внеурочных занятий....
Организация внеурочной деятельности по математике в соответствий с требованиями ФГОС.
Нормативные и методические основы ВД.Основные задачи ВД.Формы ВД.Общие правила разработкипрограммы ВД,...