Разработка урока по теме "Механическая работа"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.
Вид урока: урок - исследование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mehanicheskaya_rabota.zip | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
«Механическая работа»
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.
Вид урока: урок - исследование
Оборудование: интерактивная доска, физическое оборудование по теме, портреты ученых.
Формы работы: беседа-диспут, проблемно-поисковая, исследовательская, групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи: физика – математика (использование математических расчётов), физика – история (исторические сведения), физика - физическая культура, физика - литература.
Цели урока:
- Сформировать понятие механической работы как новой физической величины и выяснить ее физический смысл
- Ввести формулу для расчета работы и единицу измерения ее
- Формирование умения экспериментально определять значение работы указанной силы
Задачи урока:
образовательные
- Знать определение механической работы, единицы измерения механической работы
- Знать когда совершается положительная, отрицательная работы, и когда равна нулю
- Продолжать отрабатывать навыки работы с физическими приборами
развивающие
- Продолжать формирование умения анализировать наблюдаемое явление и делать выводы
- Развивать интерес обучающихся к физике, используя экспериментальные задания и жизненный опыт обучающихся
- Развивать речевые навыки
воспитательные
- Воспитывать умения и навыки коллективной работы
- воспитание культуры речи
- Организация начала урока
- Здравствуйте ребята. Этот урок физики у вас проведу я. Приятно видеть столько любознательных глаз. Надеюсь, мы с вами сегодня хорошо поработаем.
- Изучение нового материала.
- Работали как-то три человека, которые что-то строили. Занимались то все одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы были разные. Один сказал: «Я дроблю камни», другой сказал: «Я зарабатываю себе на жизнь», третий ответил: «Я строю храм».
- Мы с вами также будем работать и строить храм знаний.
- Позвольте мне пригласить к себе на помощь учащихся вашего класса. Я дам им всем по заданию. (задание на листочках – сложить книги в стопку, вытереть доску, )
- Чем сейчас занимаются ребята? (работают)
- Как одним словом определить, чем занимаются ребята?
- Правильно, работают.
- Кто сделал большую работу? (невозможно определить)
- Что вы понимаете под словом работа? (процесс получения какого-либо продукта)
- А вот что подразумевал В.Даль:
- Работа - «труд, занятие, дело, упражненье, деланье.
- Египетская работа - тяжкая и долгая.
- Черная работа - работа, где не нужно знанье и уменье.
- Срочная работа - работа, которую нужно окончить в срок.
- Работа мастера боится
- Есть работа, есть и хлеб»
- В обыденной жизни под работой понимают различные виды трудовой деятельности (физическая, умственная, творческая)
для обозначения профессии (Иван Иванович работает учителем);
для обозначения характера деятельности (работа спасателя опасная);
для характеристики состояния (телевизор работает);
для оценки результатов труда (они выполнили большую работу);
для характеристики сложности труда (нам поручили несложную работу)
- А я утверждаю, что с точки зрения физики один из учеников не совершал работу. Как вы думаете, кто это?
- На этот вопрос мы точно найдем сегодня ответ.
- Итак, о чем мы сегодня будем говорить? (о работе)
- В физике существует понятие «работа», но его смысл отличается от привычного. Тема урока «Механическая работа». Запишем.
- Так как физика наука экспериментальная продолжим работу.
- Приглашаю двух учеников. Задание: поднимите 2 раза гири 1кг и 0,5кг.
- Кто из учащихся выполнил большую работу? (первый)
- Почему? (затрачивается больше усилий)
- От чего зависит работа? (от силы)
- Как зависит? (прямо пропорционально)
Спасибо, садитесь.
- Приглашаю еще двух учеников. Задание: поднимите гири по 1кг на высоту согнутой и вытянутой руки.
- Кто из учащихся выполнил большую работу? (второй)
- Почему? (преодолевает большее расстояние)
- В данном случае от чего зависит работа? (от пути)
- Как зависит? (прямо пропорционально)
- Какая цель урока? (изучить понятие механическая работа и установить зависимость от некоторых величин)
- Термин «механическая работа» был введен в физику в 1826 г. французским ученым Ж. Понселе: «Механическая работа — это постоянное преодоление сопротивлений силой, действующей вдоль пути»
- Механическая работа обозначается латинской буквой – А
Еще раз повторим, от чего зависит работа?
А ~F A~s
- Эти зависимости можно объединить в формулу А=Fs. Запишем.
- Что такое механическая работа? (Это процесс перемещения тела под действием приложенной к нему силы)
- Например, какая сила действует на шары (архимедова сила), что происходит с телом? (оно движется)
- Работа измеряется в Дж в честь английского ученого Джеймса Джоуля.
- Чему же равен 1 Дж?
1Дж= 1Н 1м
1 Дж – это маленькая или большая величина? Под действием силы в 1Н тело перемещается на 1м. Мало. Поэтому чаще всего используют килоджоули, мегаджоули.
1кДж=1000Дж
1МДж=1000000Дж
1мДж=0,001Дж
- Как сказал М.В.Ломоносов: Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением. Продолжим исследование.
3. Исследовательская работа
- Какие силы вы знаете? (сила тяжести, упругости, тяги, архимедова, трения). Сейчас вы исследователи, работая в группах, выясните работу этих сил. У каждой группы свое задание.(приложение 1) По итогам работы сделайте вывод.
- Выводы:
А
F↑↑ s A>0 F↑↓ s A<0 F┴ s A=0
S=0 F=0
4.Физическая пауза
5. Закрепление. С помощью пультов проверим усвоение нового материала. Будьте внимательны.
- Тест
- Механическая работа совершается, когда
- На тело действует сила и оно движется
- Всегда
- Тело движется
- Действует сила
- механическая работа обозначается
- Дж
- s
- A
- F
- единицей работы является
- Дж
- м/с
- Н
- М
- механическая работа определяется по формуле
- A=s/F
- A=Fs
- A=F/s
- F=As
- переведите в Дж 0,5кДж
- 50Дж
- 500Дж
- 5Дж
- 5000Дж
- механическая работа будет положительной
- если сила перпендикулярна направлению движения
- во всех случаях
- если направления движения и силы совпадают
- если направления движения и силы противоположны
- Работа силы равна нулю, когда
- если направления движения и силы противоположны
- если направления движения и силы совпадают
- во всех случаях
- если сила перпендикулярна направлению движения
- в каком случае совершается работа
- девочка играет на пианино
- вода давит на стенку сосуда
- вода падает с плотины
- человек пытается поднять тяжелый груз
- какая сила совершает работу в случае подъема воздушного шара?
- Сила тяжести
- Сила тяги
- Архимедова сила
- Сила трения
- на какое расстояние переместилось тело, если была совершена работа 48 Дж и тело перемещалось под действием силы 12Н
- 0,25м
- 4м
- 2,5м
- 0,4м
Дополнительно Задача.
- Ученик масса которого 35кг поднялся на 3 этаж, высота которого 7м. какую механическую работу выполнил ученик.
6. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Как узнали?
- Какой ученик в начале урока не совершал механической работы?
7. Домашнее задание
1) 53 упр 28(1,3,4)
2) Определить работу силы тяжести при подъеме портфеля.
Рефлексия
- Удалось ли нам построить храм знаний? Проанализируйте ощущения, которые возникли в течение урока.
- В заключении хочу сказать. Физик как и все видит предметы и явления. Восхищается красотой, но ему открывается еще одна красота закономерностей.
Приложение 1.
1 группа
Исследование работы силы тяги
- Возьмите брусок и утяжелите его грузом.
- Переместите брусок (с грузом) на расстояние 20см с помощью динамометра. Запишите показание динамометра. Куда направлена сила тяги? Изобразите на рисунке Fтяги
- Куда движется брусок? Изобразите на рисунке ʋ.
- Что можно сказать о направлении движения бруска и силы тяги?
Сила тяги, Fтяги, Н | Расстояние, s,м | А=Fs |
Вывод сделайте по пунктам:
- что исследовали,
- чему равна работа,
- направление движения бруска и силы тяги?
2 группа
Исследование работы силы трения
- Возьмите брусок и утяжелите его грузом.
- Переместите брусок (с грузом) на расстояние 20см с помощью динамометра. Чему равна сила трения, если тело движется равномерно? Запишите показание динамометра. Куда направлена сила трения? Изобразите на рисунке Fтр.
- Куда движется брусок? Изобразите на рисунке ʋ.
- Что можно сказать о направлении движения бруска и силы трения?
Сила трения, Fтр, Н | Расстояние, s,м | А=Fs |
Вывод сделайте по пунктам:
- что исследовали,
- чему равна работа,
- направление движения бруска и силы тяги?
3 группа
Исследование работы силы тяжести
- Подвесьте груз на динамометр и измерьте силу тяжести. Запишите показание динамометра. Куда направлена сила тяжести? Изобразите на рисунке Fт.
- Перемещайте брусок горизонтально на расстояние 20см. Куда движется брусок? Изобразите на рисунке ʋ.
- Что можно сказать о направлении движения бруска и силы тяги?
Сила тяжести, Fт, Н | Расстояние, s,м |
Вывод сделайте по пунктам:
- что исследовали,
- направление движения бруска и силы тяги
- совершается ли работа по направлению силы тяжести?
4 группа
Исследование работы по перемещению парты и ракеты.
1 задание.
- Приложите небольшую силу к парте. Куда направлена сила? Изобразите на рисунке F.
- Движется ли парта? Чему равен путь?
- Совершается ли работа в данном случае?
Вывод: исходя из формулы А=Fs, сделайте вывод совершается ли работа?
2 задание.
1. После выключения двигателя, ракета летящая в открытом космосе, продолжает движение по инерции. Действует ли на тело сила?
2. Проходит ли ракета путь?
3. Совершается ли работа в данном случае?
Вывод: исходя из формулы А=Fs, сделайте вывод совершается ли работа?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по информатике "Работа со списками" в 8 классе
Урок по информатике в 8 классе "Работа со списками" по учебнику Семакина. Урок состоит из практической и практической части....
Методическая разработка урока физики (лабораторная работа) по теме: Последовательное и параллельное соединение резисторов
Лаблораторная работа используется для проведения на уроках физики в учреждениях НПО по профессии автомеханик с использованием ИКТ-технологий...
Разработка урока по физике "Работа и мощность электрического тока" с компетентностными заданиями.
В разработку входит полный конспект урока, презентация в Power point, компетентностные задания по данной теме....
Методическая разработка урока "Начальный этап работы над произведением"
Методическая разработка урока по специальности гитара в 4 классе ДШИ. Начальный этап работы над формой "Вариации"....
разработка урока по теме: "Работа с природным материалом"
разработка урока по теме: "Объёмная аппликация Дары Осени"...
Разработка урока по теме "Работа в растровом графическом редакторе"
Отработка навыков работы с инструментами рисования стандартных фигур, кривая Безье, командами копировать/вставить, отразитоь,повернуть, наклонить....
Разработки уроков и кружковой работы
Разные разработки и по технологии и по дополнительному бразованию....