ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
методическая разработка по физике на тему

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnostnyy_podhod.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ   КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

ПРИ ОБУЧЕНИИ  ФИЗИКЕ.

Камышанская Е.В.

МАОУСОШ №2

Успенский район

         

             В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам.

               В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения и воспитания является подготовка учащихся к повседневной жизни. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

         В ФГОС красной нитью проходит переход от  простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику  к развитию способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.  Одним из условий решения современных задач образования является формирование  универсальных учебных действий, ключевых образовательных компетенций  учащихся на основе компетентностного подхода. Большая роль при этом отводится естественнонаучным дисциплинам. К настоящему времени разработаны и используются в образовательной практике такие  педагогические технологии  как исследовательские, проектные, информационные, ТРИЗ, коллективно-групповые и другие, которые позволяют учителю перейти на качественно новый уровень работы, направленный на достижение основных результатов обучения и воспитания.  При  компетентностном  подходе к обучению у детей формируются навыки самообразования, процесс обучения строится на основе осознанного целеполагания, а уровневая организация учебной деятельности создаёт ситуацию выбора для ученика. Обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.

Современные психолого-педагогические исследования показали, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Эти данные показывают целесообразность использования интерактивных методов обучения. Интерактивные методы обучения формируют у обучаемых не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений. 

Особенностью предмета физика является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни. В процессе обучения физики, основное внимание, согласно новым требованиям ФГОС,  уделяю  не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

              Особенности предмета физика позволяют широко применять в учебном процессе такие методы обучения как исследовательский и проектный, такие технологии как ТРИЗ (технология решения изобретательских задач),  и кооперативно-групповая. В своей работе я применяю такие методы обучения как «Карусель» (при изучении нового материала), «Символический микрофон» (при закреплении темы,  рефлексии), «Мозговой штурм» (при решении задач), «Дерево решений» (при поиске оптимальных вариантов решения проблемы), «Найди ошибку!» (поиск и исправление ошибок в решении), «Эстафета», «Физико-математический экспресс», а также методы проектной технологии. Все эти активные методы обучения развивают у учащихся личностные, предметные и метапредметные универсальные учебные действия.

     Физика – наука экспериментальная. Каждый урок физики сопровождается проведением опыта, с последующим обсуждением увиденного и выводом.  Во время проведения лабораторной работы учащиеся работают в паре. В этом случае идёт отработка умений ставить физический опыт, проводить наблюдение, организовывать анализ, делать вывод о проделанной работе. Для более подготовленных учеников у меня есть всегда дополнительные творческие задания.  Работа в паре и  в группах позволяет развивать  коммуникативные качества личности.

             Мои ученики составляют кроссворды, сообщения, пишут сочинения к изученной теме, что позволяет им проявить свои творческие способности.

Создание электронных презентаций формирует умение использовать информационные технологии в процессе обучения. Создание действующих моделей для изучения физических явлений и законов развивает изобретательские способности учащихся. Такой подход к изучению физики делает её наиболее приближенной к реальной жизни, а  значит более интересной и понятной для детей.

Один из способов реализации компетентностного подхода в обучении физике  — внеурочная работа, в частности предметные недели. При проведении данных мероприятий возникает ряд как организационных, так методических проблем: внесение изменений в расписание уроков; наличие необходимых физических приборов; заинтересовать самих учащихся к участию; да и сам учитель должен обладать соответствующим опытом работы и методическими наработками. Но с данными вопросами и многими-многими другими успешно можно справиться, применяя педагогическое мастерство и творчество. Задача проведения недели физики — развитие интереса учащихся к предмету, предоставление учащимся возможности проявить свои творческие способности, а также профессиональная ориентация школьников.

Эта неделя, как и другие предметные недели, проводится каждый год. В начале учебного года составляется план проведения предметных недель, определяются сроки.  Особенность предметной недели состоит в том, что в ее подготовке принимают участие учащиеся всех классов школы. За неделю до начала предметной недели вывешивается план, объявляются конкурсы, в которых учащиеся могут принять участие. Мероприятия, которые проходят в дни недели физики, необходимо делать максимально яркими, запоминающимися, они должны пропагандировать физические знания среди учащихся и выявлять наиболее способных ребят.

План недели выстроен следующим образом: каждый день проходит по несколько мероприятий. Они подготовлены в двух направлениях: для каждого класса в отдельности (1-11 классы), объединенные мероприятия       (1-4, 5-6, 7-8 классы, 9-10 классы, 10-11 классы) и представлены в виде различных конкурсов, игр, выставок и экскурсий.  Учтены возрастные особенности школьников; уровень их знаний, умений, навыков; особенности школы.

      Обучение может быть очень интересным и захватывающим, если проводить его в форме разнообразных внеклассных мероприятий. А если ряд этих мероприятий объединен в целый комплекс, то наступает настоящий праздник физики. Такой праздник можно создать совместно со своими учениками во время проведения предметной недели.

Предметные недели помогают:

-  в увлекательной форме расширить и углубить знания учащихся по физике, которые получены на уроках,  показать их применение в жизни;

- выработать у них умение быстро мыслить, а затем свои мысли быстро излагать;

- проявлять находчивость в трудных ситуациях;

- приобретать опыт публичных выступлений.

-  формировать интерес учащихся к физике как науке о природе;

- пробудить учащихся к самостоятельному изучению физических явлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компетентностного подхода на уроках информатики

Статья отнесена к разделу:Преподавание информатики, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии...

Исследовательская работа: Мониторинг применения компетентностно-ориентированных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения в ГБОУ СПО ПО ПМПК ОКХ и УЗР

В данной исследовательской работе был проведен мониторинг применения компетентностно-ориентированных технологий педагогами в процессе внедрения ФГОС третьего поколения....

« Применение компетентностного подхода в обучении английскому языку».

Изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – всё более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, ко...

Применение компетентностного подхода через решение компетентностно-ориентированных задач на уроках математики в условиях перехода на стандарты второго поколения.

В представленном проекте изложены теоретические аспекты по теме и примеры компетентнстно-ориентированных заданий...

Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики как переход на более качественный уровень усвоения знаний.

   Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математике является решение задач. Анализ многих действующих в основной школе учебников показывает, что подавляющ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: "Применение компетентностного подхода к решению задач стереометрии"

Данный проект направлен на поиск ответов на вопросы:1.Какие ключевые компетенции  можно формировать  в ходе решения стереометрических задач2.Какие подходы к организации решения стереометриче...

Применение компетентностного подхода в процессе формирования УУД.

Предлагаю ознакомиться с таблицей, в которой представлены 3 группы УУД, на мой взгляд, самые распространенные и реализуемые на разных этапах урока. Так как формирование данных действий – довольно долг...