Конспект урока по теме "Механическая работа", физика 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Тип урока - открытие новых знаний, технология - технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон, ИКТ технологии. Формы работы учащихся - групповая, самостоятельная работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 54.44 КБ |
Приложение - задания к первичному закреплению | 11.83 КБ |
Презентация к конспекту | 487 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Механическая работа»
- ФИО учителя: Дианова Ольга Вениаминовна
- Место работы: МОУ «СОШ» пст.Визиндор
- Должность: учитель физики и математики
- Предмет: физика
- Класс: 7 класс
- Тема и номер урока в теме: «Работа и мощность. Энергия», 1 урок
- Базовый учебник: Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа.
- Цель урока: выяснить что такое «механическая работа» с физической точки зрения
- Задачи:
Обучающие:
- Выяснить физический смысл понятия «механическая работа»;
- Познакомиться с ней как с новой физической величиной: обозначение, единицы измерения, формула для расчета;
- Вывести условия совершения работы и научиться распознавать примеры совершения работы
- Определять в каком случае совершается работа положительная, отрицательная или нулевая работа;
Развивающие:
- развить у учеников умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
- способствовать развитию у учащихся речи, мышления, внимания;
- развивать умение работать с учебником, текстом, схемами, рисунками, дополнительной литературой;
Воспитательные:
- способствовать формированию навыков поисково-исследовательской работы;
- способствовать повышению интереса к предмету через практическую значимость изучаемого материала;
- Технология: технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон, ИКТ технологии
- Тип урока: урок открытия новых знаний
- Формы работы учащихся: групповая, самостоятельная работа
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, мультимедийная презентация, ПК (по количеству учащихся в классе).
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Время |
1 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке | Презентация учителя | Приветствует учащихся, проверяет их готовность. (Приложение 1, слайд 1) - Есть русская пословица «Птицу узнают в полете, а человека – в работе», как вы ее понимаете? - Сегодня на уроке нам надо также работать, чтобы о нас говорили, что мы «виртуозные птицы». Это как же мы должны работать? | Приветствуют учителя Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос | Личностные: самоопределение Коммуникативные: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении; | 3 |
2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организация фиксирования каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - Что может изменить скорость тела? - Посмотрите на рисунки и определите, какие силы приложены к телу в каждом случае. (Приложение 1, слайд 2) - Что мы можем сказать о силе, если тело стоит? - А если движется равномерно прямолинейно?
(Рисунок) - В каких случаях мы применяем это слово? - Мама идет домой с тяжелыми сумками и та же мама с теми же сумками стоит и разговаривает со знакомой. - В каком случае мы можем говорить о том, что мама совершает работу? | Сила Отвечают на вопросы = 0 = 0 Работа Отвечают на вопрос Самостоятельно пробуют решить задание. Отвечают на вопрос | Познавательные: знаково-символические Коммуникативные: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении; управление поведением партнера точностью выражать свои мысли Познавательные: анализ с целью выделения признаков; постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование познавательной цели. | 3 | |
3 | Выявление места и причины затруднений Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, помочь осознать в чем именно состоит недостаточность их знаний и умений. | - Чего мы не знаем, чтобы однозначно ответить на вопрос? | Мы не знаем что такое «Работа». | Познавательные: анализ с целью выделения признаков; постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование познавательной цели. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные умение выражать свои мысли | 1 | |
4 | Построение проекта выхода из затруднения Цель: постановка задач урока, выбор способов и средств для их реализации. | - Какова же тема сегодняшнего урока? | Работа | Познавательные: анализ с целью выделения признаков; постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; поиск и выделение необходимой информации; формулирование познавательной цели. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные умение выражать свои мысли, доказывать. | 3 | |
- Мы с вами какой раздел физики изучаем? | Механика | |||||
- Значит, какую работу сегодня будем изучать? | Механическую работу | |||||
| Записывают число и тему урока | |||||
- Работа – это что? | Величина | |||||
- Что же нам необходимо узнать о работе, характеризуя ее как физическую величину? | Определение, обозначение, единицу измерения, формулу, прибор для измерения, где встречаемся в жизни. | |||||
5 | Реализация построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование способности к его выполнению. | №1 Слайд-шоу "Когда работа не совершается" (N 186984) |
(Приложение 1, слайд 3) | Смотрят на слайд и находят общее для всех картинок К телам в каждом случае приложена сила и тела движутся под действием этой силы | Познавательные: анализ с целью выделения признаков; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; поиск и выделение информации; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепочки рассуждений; моделирование; доказательство. Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске информации; управление поведением партнера точностью выражать свои мысли. | 10 |
- Давайте четко определим условия для совершения работы? (Приложение 1, слайд 4) |
| |||||
- Какая сила совершит большую работу: маленькая или большая? | Большая | |||||
- Продолжите мое предложение: «чем больше сила, тем работа…» | Больше | |||||
- Значит, работа и сила прямо пропорциональны или обратно пропорциональны? | Прямо пропорциональны | |||||
- Зависит ли работа от пути? | Отвечают на вопрос | |||||
Опять тот же вопрос: работа и путь прямо пропорциональны или обратно? | Прямо пропорциональны | |||||
Получается, что работа прямо пропорциональна и силе, и пути. Значит, каким математическим действием надо связать силу и путь, чтобы сохранить озвученную зависимость? | Умножением | |||||
- Что нужно сделать, чтобы найти работу, зная силу и путь? | F l | |||||
| Работа – это физическая величина, равная произведению силы, действующей на тело, и пройденного под действием этой силы пути. | |||||
- Какой буквой обозначается работа? - Какова единица измерения работы? (Приложение 1, слайд 5) + Сообщение ученика о Д.П.Джоуле | Отвечают на вопрос Слушают одноклассника. | |||||
| А = F l A
F l F = l = | |||||
Работа с учебником
- О чем говорит автор учебника в этом кусочке текста? - Когда совершенная работа положительна? - А когда отрицательна? - Когда равна 0?
| Читают параграф, отвечают на вопросы Смотрят видеоролик | |||||
- Что надо знать, чтобы определить работу? - Каков алгоритм решения задачи на определение работы? Алгоритм нахождения механической работы
| Силу и путь Придумывают алгоритм решения задачи на определение работы | |||||
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: усвоение нового способа действий. | Фронтальная работа
- Кто может его воспроизвести по памяти?
- Кто может сформулировать определение механической работы?
Групповая работа (см. Приложение №2 к конспекту)
| Ребята проговаривают вслух алгоритм и определение
Смотря о какой силе идет речь: если о силе тяжести, то в обоих случаях работа =0; если о мышечной силе, то когда мама идет, то работа совершается, когда стоит – работа = 0, так как нет пути. | Регулятивные: - планирование; - прогнозирование, - контроль, - коррекция; - оценка; - волевая саморегуляция. Коммуникативные: - учебное сотрудничество; - умение выражать свои мысли. - планирование; - управление поведением партнера точностью выражать свои мысли. Личностные: смыслообразование; - нравственно-этического оценивания. | 10 | |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: овладение умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий, создание ситуации успеха | №2 Тест к уроку "Механическая работа. Единицы работы" (N 205870) №3 Интерактивная задача "Вычисление механической работы" (N 187095) | Индивидуальная работа Теперь пересаживаемся за компьютеры. Нас ожидает самостоятельная индивидуальная работа, состоящая из двух частей:
| Делают тест, фиксируют количество верно решенных заданий. | Регулятивные: - планирование - контроль; -самооценка результатов деятельности; - коррекция; - волевая саморегуляция. Личностные: смыслообразование Познавательные: знаково-символические; построение логической цепочки рассуждений; | 5 |
8 | Включение нового знания в систему знаний Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Фронтальная работа Задача: с 5 этажа 12 этажного дома на балкон 2 этажа падает тело массой 42. Какую работу совершила сила тяжести, если высота одного этажа 3 метра? - Чем отличается эта задача от предыдущих? - Как определить силу? - Как узнать пройденный путь? - Теперь можем определить работу? - Какое данное в этой задаче лишнее? - Это о чем говорит? - Оформите эту задачу, только до пункта «Физическое решение» включительно, а раздел «Математическое решение» выполните дома. | Отвечают на вопросы Нет величины силы и величины пути. По формуле F = m · g (5-2) · 4 = 12 (м) Да, все известно Дом 12 этажный. Надо знать, что иногда не все данные надо использовать | Познавательные: знаково-символические; поиск и выделение информации; моделирование; анализ с целью выделения признаков; построение логической цепочки рассуждений; Регулятивные: планирование; прогнозирование, контроль, коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные учебное сотрудничество; умение выражать свои мысли. планирование; управление поведением партнера точностью выражать свои мысли. Личностные: смыслообразование; нравственно-этического оценивания | 5 | |
9 | Рефлексия учебной деятельности на урока Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания. | - Что мы сегодня планировали узнать на уроке? - Что мы знаем о работе? - Где было сложно вам? - На что надо будет обратить внимание дома? - Как оценим работу на уроке каждого из вас? Обсуждают оценки и озвучивают окончательный вариант. | Отвечают на поставленные вопросы | Познавательные: умение структурировать знания. Коммуникативные аргументировать свои высказывания. Регулятивные: контроль и самооценка результатов деятельности. | 3 | |
10 | Домашнее задания | №4 Механическая работа. Единицы работы (N 205932) | Озвучивает и объясняет домашнее задание
в заключение урока у меня к вам небольшая просьба: когда будете уходить захватите на столе один магнитик и расположите его около того знака, значение которого продолжило бы предложение «Я сегодня…» ! – все понял и справлюсь с домашним заданием; * - для выполнения задания нужно будет обратить внимание на некоторые вопросы; ? – мне будет трудно выполнить домашнее задание. Это мне нужно для того, чтобы продумать следующий урок. Спасибо за внимание! До свидания. | Записывают | 2 |
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
Слайд-шоу "Когда работа не совершается" (N 186984) | Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/59b11a0d-7bf6-482d-b767-89649b68782f/7_109.swf | ||
Тест к уроку "Механическая работа. Единицы работы" (N 205870) | Тест, Интерактивное задание | |||
Интерактивная задача "Вычисление механической работы" (N 187095) | Интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/172203a3-f7bf-4670-85cd-a4c37739528a/7_108.swf | ||
Механическая работа. Единицы работы (N 205932) | Интерактивное задание, Мультимедиа | Работа с ЭУМ | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b525f-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_1.swf |
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Совершается ли механическая работа в случаях:
- Девочка играет на пианино
- Мальчик влезает на дерево
- Ученик отвечает у доски
- Штангист поднял и держит на плечах тяжелую штангу
- Перышко падает на землю
- Автомобиль останавливается после выключения двигателя
- Воздушный шар поднимается вверх
- Вода в стакане давит на стенки стакана.
- Акробат взмывает вверх при прыжке на батуте.
- Заяц убегает от волка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условия для совершения работы Тело К телу приложена сила Под действием силы тело движется
Джоуль Джеймс Прескотт А 1 Дж
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока на тему "Работа в графическом редакторе "Paint" 5 класс
Применение графического редактора «Paint» на уроке технология в 5 классе...
Конспект урока русского языка в 7 классе ( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )
Тема урока: «Осень». Цель урока: продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н»...
Из опыта работы.Конспект урока по литературе в 6 классе "Уроки французского" В.Г. Распутин.
о трудной, голодной послевоенной жизни...
Конспект урока "Швейные ручные работы" 5 класс
Развернутый конспект урока для 5 класса по уч. Симоненко "Швейные ручные работы". В конспекте присутствует прием технологии "Критическое мышление" - ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)....
План-конспект урока по информатике в 8 классе Урок 8. Работа с таблицами. Редактор формул.
План-конспект урока по информатике в 8 классеУрок 8. Работа с таблицами. Редактор формул....
Конспект урока с презентацией по физике 7 класс "Диффузия"
МОУ «Школа № 1 имени адмирала Алексея Михайловича Калинина» Конспект урока в 7 классе по теме «Диффузия». Подготовила и провела: Учитель физики...
Конспект урока "Применение производной в физике и технике"
Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и направлены на обучение правильно применять формулы д...