Конспект урока по теме "Механическая работа", физика 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Тип урока - открытие новых знаний, технология - технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон, ИКТ технологии. Формы работы учащихся - групповая, самостоятельная работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Механическая работа»

  1. ФИО  учителя:   Дианова Ольга Вениаминовна
  2. Место работы:   МОУ «СОШ» пст.Визиндор
  3. Должность:         учитель физики и математики
  4. Предмет:              физика
  5. Класс:                  7 класс
  6. Тема и номер урока в теме: «Работа и мощность. Энергия», 1 урок 
  7. Базовый учебник:   Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа.
  8. Цель  урока:  выяснить что такое «механическая работа» с физической точки зрения
  9.  Задачи:

Обучающие:

  • Выяснить физический смысл понятия «механическая работа»;
  • Познакомиться с ней как с новой физической величиной: обозначение, единицы измерения, формула для расчета;
  • Вывести условия совершения работы и научиться распознавать примеры совершения работы
  • Определять в каком случае совершается работа положительная, отрицательная или нулевая работа;

Развивающие:

  • развить у учеников умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
  • способствовать развитию у учащихся речи, мышления, внимания;
  • развивать умение работать с учебником, текстом, схемами, рисунками, дополнительной литературой;

Воспитательные:

  • способствовать формированию навыков поисково-исследовательской работы;
  • способствовать повышению интереса к предмету через практическую значимость изучаемого материала;
  1. Технология:  технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон, ИКТ технологии
  2. Тип урока:  урок открытия новых знаний
  3. Формы работы учащихся: групповая, самостоятельная работа
  4. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, мультимедийная презентация, ПК (по количеству учащихся в классе).

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Время

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке

Презентация учителя

Приветствует учащихся, проверяет их готовность.

(Приложение 1, слайд 1)

- Есть русская пословица «Птицу узнают в полете, а человека – в работе», как вы ее понимаете?

- Сегодня на уроке нам надо также работать, чтобы о нас говорили, что мы «виртуозные птицы». Это как же мы должны работать?

Приветствуют учителя

Отвечают на вопрос  

Отвечают на вопрос

Личностные:

самоопределение

Коммуникативные:

умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении;

3

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организация фиксирования каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- Что может изменить скорость тела?

- Посмотрите на рисунки и определите, какие силы приложены к телу в каждом случае.

(Приложение 1, слайд 2)

- Что мы можем сказать о силе, если тело стоит?

- А если движется равномерно прямолинейно?

  • Отгадайте ребус

(Рисунок)

- В каких случаях мы применяем это слово?

- Мама идет домой с тяжелыми сумками и та же мама с теми же сумками стоит и разговаривает со знакомой.

- В каком случае мы можем говорить о том, что мама совершает работу?

Сила

Отвечают на вопросы

= 0

= 0

Работа

Отвечают на вопрос

Самостоятельно пробуют решить задание.

Отвечают на вопрос

Познавательные: 

знаково-символические

Коммуникативные:

умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении;

управление поведением партнера точностью выражать свои мысли

Познавательные:

анализ с целью выделения признаков;

постановка и формулирование проблемы,

выдвижение гипотез и их обоснование;

формулирование познавательной цели.

3

3

Выявление места и причины затруднений

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, помочь осознать в чем именно состоит недостаточность их знаний и умений.

- Чего мы не знаем, чтобы однозначно ответить на вопрос?

Мы не знаем что такое   «Работа».

Познавательные:

анализ с целью выделения признаков;

постановка и формулирование проблемы,

выдвижение гипотез и их обоснование;

формулирование познавательной цели.

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные

умение выражать свои мысли

1

4

Построение проекта выхода из затруднения

Цель: постановка задач урока, выбор способов и средств для их реализации.

- Какова же тема сегодняшнего урока?

Работа

Познавательные:

анализ с целью выделения признаков;

постановка и формулирование проблемы,

выдвижение гипотез и их обоснование;

поиск и выделение необходимой информации;

формулирование познавательной цели.

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные

умение выражать свои мысли, доказывать.

3

- Мы с вами какой раздел физики изучаем?

Механика

- Значит,  какую работу сегодня будем изучать?

Механическую работу

  • Откройте тетради и запишите тему урока «Механическая работа»

Записывают число и тему урока

- Работа – это что?

Величина

- Что же нам необходимо узнать о работе, характеризуя ее как  физическую величину?

Определение, обозначение, единицу измерения, формулу, прибор для измерения, где встречаемся в жизни.

5

Реализация построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа  действий и формирование  способности к его выполнению.

№1 Слайд-шоу "Когда работа не совершается"

 (N 186984)

  • Внимательно посмотрите на примеры и попробуйте определить условия, необходимые для совершения работы

(Приложение 1, слайд 3)

Смотрят на слайд и находят общее для всех картинок

К телам в каждом случае приложена сила и тела движутся под действием этой силы

Познавательные:

анализ с целью выделения признаков;

самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

поиск и выделение информации;

подведение под понятие, выведение следствий;

построение логической цепочки рассуждений;

моделирование;

доказательство.

Коммуникативные

инициативное сотрудничество в поиске информации;

управление поведением партнера точностью выражать свои мысли.

10

- Давайте четко определим условия для совершения работы?

(Приложение 1, слайд 4)

  1. Тело
  2. На тело действует сила
  3. Под действием этой силы тело движется

- Какая сила совершит большую работу: маленькая или большая?

Большая

- Продолжите мое предложение: «чем больше сила, тем работа…»

Больше

- Значит, работа и сила  прямо пропорциональны или обратно пропорциональны?

Прямо пропорциональны

- Зависит ли работа от пути?

Отвечают на вопрос

Опять тот же вопрос: работа и путь прямо пропорциональны или обратно?

Прямо пропорциональны

Получается, что работа прямо пропорциональна и силе, и пути. Значит, каким математическим действием надо связать силу и путь, чтобы сохранить озвученную зависимость?

Умножением

- Что нужно сделать, чтобы найти работу, зная силу и путь?

F l

  • Попробуйте дать определение работы.

Работа – это физическая величина, равная произведению силы, действующей на тело, и пройденного под действием этой силы пути.

- Какой буквой обозначается работа?

- Какова единица измерения работы?

(Приложение 1, слайд 5) + Сообщение ученика о Д.П.Джоуле

Отвечают на вопрос

Слушают одноклассника.

  • Озвучьте мне формулу работы.
  • Нарисуйте мнемонический треугольник,  разместите по местам буквы.

  • Назовите мне формулу для определения силы по известным работе и пути?
  • Какова формула для определения пути?

А = F l

A

          

    F         l

F =

l =

Работа с учебником

  • Откройте учебник на стр 130. прочитайте§, начиная с 7 абзаца: «Если направление силы…» и до примера.

- О чем говорит автор учебника в этом кусочке текста?

- Когда совершенная работа положительна?

- А когда  отрицательна?

- Когда равна 0?

  • Давайте просмотрим видеоролик.

Читают параграф, отвечают на вопросы

Смотрят  видеоролик

- Что надо знать, чтобы определить работу?

- Каков алгоритм решения задачи на определение работы?

Алгоритм нахождения механической работы

  1. Определить, чему равна сила.
  2. Если сила равна нулю, то работа = 0.
  3. Если сила не равна нулю, то определить путь.
  4. Если путь = 0, то работа = 0.
  5. Если путь не равен 0, то надо силу умножить на путь – это и будет работа. 

Силу и путь

Придумывают алгоритм решения задачи на определение работы

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:  усвоение нового способа действий.

Фронтальная работа

  1. Прочитайте еще раз алгоритм.

- Кто может его воспроизвести по памяти?

  • I  колонка шепчет на ушко II колонке алгоритм,
  • II колонка шепчет на ушко  I колонке то же самое.

- Кто может сформулировать определение механической работы?

  • I  колонка шепчет на ушко II колонке определение,
  • II колонка шепчет на ушко  I колонке это же определение механической работы.

Групповая работа

(см. Приложение №2 к конспекту)

  1. Дальше нас ожидает парная работа. Каждой паре даю листочки с примерами, вы должны их разделить на 2 группы: в одну – случаи, в которых совершается работа, а в другую – случаи, в которой нельзя говорить о совершении работы. Примеры каждой группы вы вклейте на отдельный лист А4. Каждая пара озвучивает свое решение (примеры называют по очереди)
  2. Работа в паре продолжается. На доске даются две задачи: первую задачу один из группы рассказывает решение второму, одновременно записывая в тетради, затем вторую задачу оформляет второй ученик, рассказывая решение первому.
  3. Давайте вернемся к началу нашего урока: когда же мама совершает работу: когда стоит и разговаривает или когда идет с тяжелыми сумками?

Ребята проговаривают вслух алгоритм и определение

  • Работа в парах: пример вклеивают на один из листов «совершается работа» или «не совершается работа»

  • Каждая группа по очереди озвучивает свое решение и аргументирует свой выбор

Смотря о какой силе идет речь: если о силе тяжести, то в обоих случаях работа =0; если о мышечной силе, то когда мама идет, то работа совершается, когда стоит – работа = 0, так как нет пути.

Регулятивные:

- планирование;

- прогнозирование,

- контроль,

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

- учебное сотрудничество;

- умение выражать свои мысли.

- планирование;

- управление поведением партнера точностью выражать свои мысли.

Личностные:

 смыслообразование;

- нравственно-этического оценивания.

10

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: овладение умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять            самоконтроль, корректировку действий, создание ситуации успеха

№2 Тест к уроку "Механическая работа. Единицы работы"

 (N 205870)

№3 Интерактивная задача "Вычисление механической работы"

 (N 187095)

Индивидуальная работа

Теперь пересаживаемся за компьютеры. Нас ожидает самостоятельная индивидуальная работа, состоящая из двух частей:

  1. Открываем ресурс 1  и делаем тестовую работу. (Ресурс 1)
  2. Выполняем работу 2. Здесь надо обратить внимание на то, куда направлена сила и куда движется тело. (Ресурс 2)

Делают тест, фиксируют количество верно решенных заданий.

Регулятивные:

- планирование

- контроль;

 -самооценка результатов деятельности;

- коррекция;

- волевая саморегуляция.

Личностные:

смыслообразование

Познавательные:

знаково-символические;

построение логической цепочки рассуждений;

5

8

Включение нового знания в систему знаний

Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного.

Фронтальная работа

Задача: с 5 этажа 12 этажного дома на балкон 2 этажа падает тело массой 42. Какую работу совершила сила тяжести, если высота одного этажа 3 метра?

- Чем отличается эта задача от предыдущих?

- Как определить силу?

- Как узнать пройденный путь?

- Теперь можем определить работу?

- Какое данное в этой задаче  лишнее?

- Это о чем говорит?

- Оформите эту задачу, только до пункта «Физическое решение» включительно, а раздел «Математическое решение» выполните дома.

Отвечают на вопросы

Нет величины силы и величины пути.

По формуле

F = m · g

(5-2) · 4 = 12 (м)

Да, все известно

Дом 12 этажный.

Надо знать, что иногда не все данные надо использовать

Познавательные:

знаково-символические;

поиск и выделение информации;

моделирование;

анализ с целью выделения признаков;

построение логической цепочки рассуждений;

Регулятивные:

планирование;

прогнозирование,

контроль,

коррекция;

оценка;

волевая саморегуляция.

Коммуникативные

учебное сотрудничество;

умение выражать свои мысли.

планирование;

управление поведением партнера точностью выражать свои мысли.

Личностные:

 смыслообразование;

нравственно-этического оценивания

5

9

Рефлексия учебной деятельности на урока

Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения  нового знания.

- Что мы сегодня планировали узнать на уроке?

- Что мы знаем о работе?

- Где было сложно вам?

- На что  надо будет обратить внимание дома?

- Как оценим работу на уроке каждого из вас?

Обсуждают оценки и озвучивают окончательный вариант.

Отвечают на поставленные вопросы

Познавательные:

умение структурировать знания.

Коммуникативные

аргументировать свои высказывания.

Регулятивные:

контроль и самооценка результатов деятельности.

3

10

Домашнее задания

№4 Механическая работа. Единицы работы (N 205932)

Озвучивает и объясняет  домашнее задание

  • §53 – читать, уметь рассказывать о «механической работе»  по плану,
  • посмотреть видеоролик
  • сделать тест, вложенный в видеоролик,
  • зафиксировать в тетради количество верно выполненных заданий,
  • выполнить из упр. 28 задание 4
  • творческое задание 

в заключение урока у меня к вам небольшая просьба:

когда будете уходить захватите на столе один магнитик и расположите его около того знака, значение которого продолжило бы предложение «Я сегодня…»

! – все понял и справлюсь с домашним заданием;

* - для выполнения задания нужно будет обратить внимание на некоторые вопросы;

? – мне будет трудно выполнить домашнее задание.

Это мне нужно для того, чтобы продумать следующий урок.

Спасибо за внимание! До свидания.

Записывают

2


  Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса        

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Слайд-шоу "Когда работа не совершается" (N 186984)

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/59b11a0d-7bf6-482d-b767-89649b68782f/7_109.swf 

Тест к уроку "Механическая работа. Единицы работы" (N 205870)

Тест,

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b3a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html 

Интерактивная задача "Вычисление механической работы" (N 187095)

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/172203a3-f7bf-4670-85cd-a4c37739528a/7_108.swf

Механическая работа. Единицы работы (N 205932)

Интерактивное задание,

Мультимедиа

Работа с ЭУМ

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b525f-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_1.swf 



Предварительный просмотр:

Приложение №2

Совершается ли механическая работа в случаях:

  1. Девочка играет на пианино
  2. Мальчик влезает на дерево
  3. Ученик отвечает у доски
  4. Штангист поднял и держит на плечах тяжелую штангу
  5. Перышко падает на землю
  6. Автомобиль останавливается после выключения двигателя
  7. Воздушный шар поднимается вверх
  8. Вода в стакане давит на стенки стакана.
  9. Акробат взмывает вверх при прыжке на батуте.
  10. Заяц убегает от волка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Птицу узнают в полете, а человека – в работе

Слайд 4

Условия для совершения работы Тело К телу приложена сила Под действием силы тело движется

Слайд 5

Джоуль Джеймс Прескотт А 1 Дж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока на тему "Работа в графическом редакторе "Paint" 5 класс

Применение  графического редактора «Paint» на уроке технология в 5 классе...

Конспект урока русского языка в 7 классе ( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )

Тема урока: «Осень». Цель урока:  продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н»...

Конспект урока "Швейные ручные работы" 5 класс

Развернутый конспект урока для 5 класса по уч. Симоненко "Швейные ручные работы". В конспекте присутствует прием технологии "Критическое мышление" - ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)....

План-конспект урока по информатике в 8 классе Урок 8. Работа с таблицами. Редактор формул.

План-конспект урока по информатике в 8 классеУрок 8. Работа с таблицами. Редактор формул....

Конспект урока с презентацией по физике 7 класс "Диффузия"

МОУ «Школа № 1 имени адмирала Алексея Михайловича Калинина» Конспект урока в 7 классе по теме «Диффузия». Подготовила и провела: Учитель физики...

Конспект урока "Применение производной в физике и технике"

Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и   направлены на обучение правильно применять формулы д...