Урок по теме: Испарение и конденсация. (Физика 10 кл)
методическая разработка по физике (10 класс) на тему
Урок по теме: Испарение и конденсация. (Физика 10 кл)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok_v_10_kl._isparenie.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Испарение и конденсация.
(Физика 10 кл)
Цели урока:
образовательные: - познакомить учащихся с понятиями парообразование, испарение, насыщенный пар, ненасыщенный пар, конденсация;
- экспериментальным путем установить зависимость скорости испарения жидкости от рода жидкости, движения воздуха, температуры, площади поверхности испарения;
- рассмотреть процессы испарения и конденсации с точки зрения молекулярного строения этих веществ;
воспитательные: - воспитывать интерес у учащихся к практическому
познанию явлений окружающего мира;
- воспитывать умение работать в группе;
развивающие: - развивать мышление, память, внимание;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
I. Актуализация опорных знаний
|
II. Изучение нового материала.
- Вступительное слово учителя . /слайд №1/
2. Задача урока /слайд №2/
3. Формирование новых понятий.
В жидкостях и газах молекулы непрерывно движутся с разными скоростями. Со
скоростью движения молекул связана температура тела и кинетическая энергия
молекул, значит молекулы обладают разной энергией. Если наиболее «быстрые» молекулы оказываются у поверхности жидкости, они имеют достаточную энергию, чтобы покинуть жидкость, преодолеть притяжение других молекул. Такие вылетевшие, молекулы образуют над жидкостью пар. Молекулы, оставшиеся в жидкости продолжают своё движение и взаимодействие, в результате, приобретают достаточную энергию, чтобы также покинуть жидкость. Процесс испарения протекает постепенно, и лишь те молекулы, которые находятся у поверхности жидкости, покидают её. /слайд №3/
*Парообразование происходящее с поверхности жидкости называют испарением./слайд №4/
4.Фронтальная экспериментальная работа. (работа в группах)
Наблюдение зависимости скорости испарения жидкости от рода жидкости, площади ее свободной поверхности, температуры и скорости удаления паров.
Приборы и материалы: 1) стакан с водой, 2) пузырек со спиртом, с подсолнечным маслом, 3) пипетка, 4) листы бумаги – 2 шт., 5) веер бумажный.
- Нанесите пипеткой на лист бумаги по капле воды, спирта, подсолнечного масла и наблюдайте за их испарением. Какая жидкость испаряется быстрее?
- Нанесите пипеткой по капле спирта на разные листы бумаги и сразу же увеличьте свободную поверхность одной из капель. Для этого расположите один лист бумаги вертикально, чтобы капля растеклась по нему. Наблюдайте за испарением капель. Какая капля испарилась быстрее?
- Нанесите пипеткой по капле спирта на ладонь и лист бумаги. Какая капля испарилась быстрее? С чем это связано?
- Нанесите пипеткой по капле спирта на два листа бумаги. Один лист отложите в сторону, а возле второго помашите бумажным веером до полного высыхания капли. Какая капля испарилась быстрее? Почему?
- Сформулируйте вывод: от чего зависит скорость испарения жидкости.
Вывод (записать в тетрадь): скорость испарения жидкости зависит: /слайд №5/
1)от рода жидкости,
2) площади ее свободной поверхности,
3)температуры
4)скорости удаления паров. /слайд №6, 7, 8, 9/
*Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией.
Конденсация пара сопровождается выделением энергии.
Где в природе мы можем наблюдать явление превращения пара в жидкость?
В природе мы наблюдаем это явление при образовании тумана и росы. Вспомним это явление, рассмотрев демонстрацию. Откроем банку, которую использовали для демонстрации испарения воды и видим, что на крышке образовались капли воды.
В этом случае могут наблюдаться два явления:
1. Количество молекул, покинувших жидкость, равно количеству молекул, вернувшихся в неё, наступает динамическое равновесие.
2. Количество молекул, покидающих жидкость, больше количества молекул, возвращающихся в неё.
В первом случае пар над жидкостью называют насыщенным, во втором – ненасыщенным.
*Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называют насыщенным. /слайд №10/
*Пар, не находящийся в состоянии равновесия со своей жидкостью, называют ненасыщенным.
Испарение жидкости и конденсация играют важную роль в природе и жизни человека.
(слайды 11-20)
Вопрос Альбины к слайдам
Послушайте стихотворение:
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше пока
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.
Как весь процесс называют в народе?
Верно, круговорот воды в природе.
Вспомним формулу, которая применяется при процессе испарения и конденсации
Ỏ= rm- кол-во теплоты необходимое для испарения жидкости
Ỏ= -rm- кол-во теплоты выделяемое при конденсации
r- удельная теплота парообразования (Таблица №2)
5. Первичное закрепление
1. Одинакова ли внутренняя энергия 1 кг воды и1 кг пара при 100 ◦С?
2. Задание А11 из ЕГЭ
В сосуде находится жидкость и ее пар. В процессе конденсации пара выделяется некоторое количество теплоты. При этом внутренняя энергия вещества
1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется
4) превращается в механическую энергию
3. Решение задач: 1)Какое количество теплоты необходимо для испарения воды массой 5 кг взятой при 100 С?
2)Какое количество теплоты необходимо для испарения воды массой 5 кг взятой при 20 С?
3)Задача №2 стр 294 (Касьянов)
Q= rm,; А=Nt; rm= Nt; m=Nt/r
Ответ: 119,6г
4) задача №3 стр 294 Касьянов)
Q1=cmΔt; Q2=rm; Q1=I²Rt1; Q2=I²Rt2
Q1 = t1 ; t1 = cΔt ; r = cΔt t2
Q2 t2 t2 r t1
Ответ: r=2,25 * 106 (Дж/кг)
5. Задачи на логическое мышление
- Почему температура воды в открытом стакане всегда бывает немного ниже температуры воздуха в комнате?
- Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду, чем в тихую?
- Мокрое белье, вывешенное зимой во дворе, замерзает. Но через некоторое время оно становится сухим даже при сильных морозах. Чем это можно объяснить?
- В двух одинаковых тарелках поровну налиты жирные и постные щи. Какие щи быстрее остынут? Почему?
- Зачем вспотевшую после езды лошадь покрывают на морозе попоной?
- Сырые дрова горят хуже, чем сухие. Почему?
6. Итоги урока:
В чем заключаются процессы испарения и конденсации жидкостей?
Почему испарение происходит постепенно, а не мгновенно?
Как изменяется внутренняя энергия при испарении и конденсации?
7. На дом. П60, 61 Задачи № 1, 4, 5
Презентация : http://narod.ru/disk/21808096000/isparKondens.ppt.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Испарение и конденсация" 8 класс
Представлен конспект урока, его презентация и задания для исследовательской деятельности в группах по теме "Испарение и конденсация" (8 класс).Урок проводится с использованием метода исследовате...
Урок по теме "Испарение и конденсация"
Тема урока: «Испарение и конденсация» Цель: сформировать понятия «испарение» и «конденсация»; раскрыть причины, от которых зависят скорость испарения; выяснить роль...
План конспект урока по теме "Испарение и конденсация" 8 класс
План конспект урока по теме "Испарение и конденсация" 8 класс...
Урок на тему"Испарение,конденсация,влажность воздуха"
Урок по физике для 8 класса на тему"Испарение,конденсация,влажность воздуха"...
Открытый урок по теме " Испарение и конденсация " 8 класс (А.В.Перышкин)
Тема урока: Испарение и конденсация.Цели урока: дидактические - создать условия для усвоения нового материала по данной теме, используя элементы проблемного обучения. ...
разработка урока на тему: "Испарение и конденсация"
конспект урока с приложением в виде презентации...
Урок по теме "Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар."
dash; познакомить учащихся с понятиями парообразование, испарение, насыщенный пар, ненасыщенный пар, конденсация; – формировать представление о процессе научного познания;– прививать кул...