Рабочая программа по физике 10 класса
календарно-тематическое планирование по физике (10 класс) на тему
Рабочая программа по физике 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_10_kl.docx | 33.44 КБ |
tematicheskoe_soderzhanie_10_kl.docx | 15.71 КБ |
razvernutoe_planirovanie_10_kl.docx | 37.65 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_10_kl.docx | 15.84 КБ |
ktp_-10_klass_novyy.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
рабочей программы по физике для 10 класса.
Рабочая программа по физике для 10 класса составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта среднего общего образования на основе Примерной программы по физике для основного общего образования и авторской программы В.С.Данюшенкова, О.В.Коршунова (Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10 -11 кл. – М.: Просвещение, 2010). Авторская программа В.С.Данюшенкова, О.В.Коршунова составлена на основе авторской программы Г.Я.Мякишева (Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 -11 кл. – М.: Просвещение, 2010), обеспечивается учебниками Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., что в целом составляет единый УМК по физике.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
- учебниками (включенными в Федеральный перечень):
- Базисным учебным планом вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений РФ (очная и заочная формы обучения) – приказ МОН РФ № 322 от 09. 02. 1998 года.
- Учебным планом школы, утвержденным директором школы от 1сентября 2014года.
Учебник: «ФИЗИКА-10», авторы: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Изд-во «Просвещение», 2010 г.
- сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2006. – 192с.
Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 79с.
Всего часов в учебный год - 35
Количество часов в неделю - 1
Количество плановых зачётов - 5
Количество лабораторных работ – 3
Количество контрольных работ – 3
Цели изучения курса – выработка компетенций:
- общеобразовательных:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
- предметно-ориентированных:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Курс физики в примерной программе среднего общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в средней школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Организационные формы обучения физики, используемые на уроках:
- лекция, беседа,
- практическая и лабораторная работа,
- самостоятельная и контрольная работа,
- внеаудиторная и "домашняя" работа,
Содержание курса физики в 10 классе
и планируемые результаты освоения учащимися:
Физика и методы научного познания (1час)
Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории.
Механика (22 часа).
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянном ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.
Демонстрации:
- Относительность движения.
- Прямолинейное и криволинейное движение.
- Запись равномерного и равноускоренного движения.
- Падение тел в воздухе и безвоздушном пространстве (трубки Ньютона)
- Направление скорости при движении тела по окружности.
Знать: понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, мгновенная скорость, ускорение, амплитуда, период, частота колебаний.
Уметь: пользоваться секундомером. Измерять и вычислять физические величины (время, расстояние, скорость, ускорение). Читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени, при равномерном и равноускоренном движениях. Решать простейшие задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении, скорости и ускорения при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Изображать на чертеже при решении задач направления векторов скорости, ускорения. Рассчитывать тормозной путь. Оценивать и анализировать информацию по теме «Кинематика» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Рука. Силы трения.
Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и упругости». Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии»
Демонстрации:
- Проявление инерции.
- Сравнение массы тел.
- Второй закон Ньютона
- Третий закон Ньютона
- Вес тела при ускоренном подъеме и падении тела.
- Невесомость.
- Зависимость силы упругости от величины деформации.
- Силы трения покоя, скольжения и качения.
- Закон сохранения импульса.
- Реактивное движение.
- Изменение энергии тела при совершении работы.
- Переход потенциальной энергии тела в кинетическую.
Знать: понятия: масса, сила (сила тяжести, сила трения, сила упругости), вес, невесомость, импульс, инерциальная система отсчета, работа силы, Законы и принципы: Законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, зависимость силы трения скольжения от силы давления, закон сохранения импульса, закон сохранения и превращения энергии.
Уметь: измерять и вычислять физические величины (массу, силу, жесткость, коэффициент трения, импульс, работу, мощность, КПД механизмов,). Читать и строить графики, выражающие зависимость силы упругости от деформации. Решать простейшие задачи на определение массы, силы, импульса, работы, мощности, энергии, КПД. Изображать на чертеже при решении задач направления векторов ускорения, силы, импульса тела. Рассчитывать силы, действующие на летчика, выводящего самолет из пикирования, и на движущийся автомобиль в верхней точке выпуклого моста; определять скорость ракеты, вагона при автосцепке с использованием закона сохранения импульса, а также скорость тела при свободном падении с использованием закона сохранения механической энергии. Оценивать и анализировать информацию по теме «Динамика» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Практическое применение: движение искусственных спутников под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты, КПД машин и механизмов.
Молекулярная физика (10 часов).
Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Экспериментальное доказательство основных положений теории.
Броуновское движение. Масса молекул. Количество вещества. Строение газообразных, жидких и твердых тел.
Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Среднее значение квадрата скорости молекул.
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Температура и тепловое равновесие. Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии. Измерение скорости молекул. Основные макропараметры газа.
Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха и ее измерение. Кристаллические и аморфные тела.
Демонстрации:
- Опыты, доказывающие основные положения МКТ.
- Механическую модель броуновского движения.
- Взаимосвязь между температурой, давлением и объемом для данной массы газа.
- Изотермический процесс.
- Изобарный процесс.
- Изохорный процесс.
- Свойства насыщенных паров.
- Кипение воды при пониженном давлении.
- Устройство принцип действия психрометра.
- Конденсационный гигрометр, волосной гигрометр.
- Модели кристаллических решеток.
- Рост кристаллов.
Лабораторная работа №3: «Экспериментальная проверка закона Гей- Люссака».
Знать: понятия: тепловое движение частиц; массы и размеры молекул; идеальный газ; изотермический, изохорный, изобарный и адиабатный процессы; броуновское движение; температура (мера средней кинетической энергии молекул); насыщенные и ненасыщенные пары; влажность воздуха; анизотропии монокристаллов, кристаллические и аморфные тела; упругие и пластические деформации. внутренняя энергия, работа в термодинамике, количество теплоты. удельная теплоемкость необратимость тепловых процессов, тепловые двигатели.
Законы и формулы: основное уравнение молекулярно-кинетической теории, уравнение Менделеева — Клапейрона, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах, первый закон термодинамики.
Уметь: решать задачи на расчет количества вещества, молярной массы, с использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов, уравнения Менделеева – Клайперона, связи средней кинетической энергии хаотического движения молекул и температуры. Читать и строить графики зависимости между основными параметрами состояния газа. Пользоваться психрометром; определять экспериментально параметры состояния газа. Оценивать и анализировать информацию по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Система оценивания.
1. Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
2. Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
3. Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
4. Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4.Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты.
- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
- Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
- Учебно-методический комплект:
1. Мякишев Г.Я. «Физика» 10 кл, Москва «Просвещение», 2010г.
2. Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. «Сборник задач по физике», Москва «Дрофа»
Дополнительная литература:
1. Поурочные разработки по физике 10 кл, В.А.Волков, Москва, Вако, М.2006.
2.Поурочные разработки к учебнику Г.Я Мякишева, Б.Б.Буховцева, Н.Н.Сотского ФИЗИКА, 10 класс, В.Н.Комиссаров, Москва «Образование», 2006.
3. Поурочные планы ФИЗИКА 10 класс, И.И.Мокрова, О.А.Маловик, Волгоград
4. Задачник по физике, Н.И.Гольдфарб, Москва, Дрофа,2008.
5. Физика. Задачи с ответами и решениями, А.И.Черноуцан. Москва, «КДУ», 2008.
6.Сборник задач по физике, В.Г.Зубов, В.П.Шальнов,Москва «Альянс – В», 2005
7. Физика. Весь школьный курс в таблицах, В.В.Тульев, Минск «Современная школа», 2009.
8. Физика в таблицах и схемах, О.В.Янчевская, Санкт- Петербург, 2006.
9. Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях. Н. А. Янушевская, Волгоград «Панорама», 2009.
10. Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты и презентации.
Предварительный просмотр:
Основное тематическое содержание физики
(10 класс – 1 час в неделю - 35 часов в год)
Тема | Количество часов | Контр работы | Лабораторные работы |
| 1 | ||
| 8 | 1 | 1 |
| 7 | 1 | |
| 6 | 1 | |
| 1 | ||
| 10 | 1 | 1 |
| 1 | ||
| 1 | ||
ИТОГО | 35 | 3 | 3 |
Зачёты | Лабораторные работы | |||
№ | Тема | № | Тема | |
1 | кинематика | 1 | Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести | |
2 | динамика | 2 | Изучение закона сохранения механической энергии. | |
3 | законы сохранения в механике | 3 | Опытная проверка закона Гей - Люссака | |
4 | молекулярная физика(1часть) | |||
5 | молекулярная физика(2 часть) |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по физике в 10 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятий | Элементы содержания | Требования к базовому уровню подготовки | Домашнее задание | Дата проведения занятия | ||||||
Планируемая | Фактическая | |||||||||||
1 | Введение в механику: Что такое механика. Классическая механика Ньютона и границы ее применимости. Техника безопасности на уроках физики | Лекция | Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Основные элементы физической картины мира. | Понимать смысл понятия «механика», «физическое явление». Основные положения. Знать роль эксперимента и теории в процессе создания природы. | § 1, 2 | |||||||
Кинематика (8 часов) | ||||||||||||
2 | Движение точки и тела. Положение тела в пространстве.Способы описание движения. Система отсчета. Перемещение | Комбинированный урок | Кинематика. Движение точки и тела. Положение тела в пространстве. Механическое движение, его виды и относительность. Принцип относительности Галилея. | Координаты тела в пространстве, радиус –вектор, проекция вектора Знать основный понятия: закон, теория, вещество, взаимодействие. Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса | § 3-6 | |||||||
3 | Скорость прямолинейного равномерного движения Уравнение прямолинейного равномерного движения. | Урок комплексного применения знаний | Экспериментальное определение скорости Вывод уравнения прямолинейного равномерного движения. | Определить по рисунку пройденный путь. Читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени. Умение применять уравнения прямолинейного равномерного движения. | § 7-8 Упр1(1,2) | |||||||
4 | Мгновенная скорость. Сложение скоростей | Комбинированный урок | Физическое понятие «мгновенная скорость» и сложение скоростей. | Определением мгновенной скорости, умение сложить скоростей | § 9, 10 Упр2(1,2) | |||||||
5 | Ускорение. Единица ускорения. Скорость при движении с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением. | Комбинированный урок | Физическое понятие: Ускорение. Вывод формул при движении тел с постоянным ускорением | Умение определить ускорения движущего тела. Уметь применять формулы при равноускоренном движении тел. | § 11- 14 Упр3(1-3) | |||||||
6 | Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорением свободного падения | Комбинированный урок | Физические понятия: свободное падение тел и ускорение свободного падения тел Вывод формул при движении тел с постоянным ускорением свободного падения | Знать и понимать смысл о свободном падении тел Уметь применять формулы при постоянном ускорении свободного падения | § 15-16 Упр4(1-3) | |||||||
7 | Равномерное движение точки по окружности | Комбинированный урок | Физический смысл равноускоренного движения. Расчет погрешностей. Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости | Уметь применять формулы. Уметь пользоваться приборами и применять формулы периодического движения | § 17 | |||||||
8 | Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела по окружности » | Урок - практикум | Знать и понимать смысл понятия центробежная сила, уметь привести примеры действия и применения центробежных сил в природе и технике | Определение центростремительного ускорения шарика при его равномерном движении по окружности. | Итоги главы | |||||||
9 | Контрольная работа №1 по теме «Кинематика» | Контроль знаний | Индивидуальная работа | Уметь применять полученные знания на практике | ||||||||
Динамика (7 часов) | ||||||||||||
10 | Материальная точка. Первый закон Ньютона. Сила. | Комбинированный урок | Физические понятия: динамика, взаимодействие тел, система отсчета, мат.точка. Первый закон Н | Понимать смысл основного утверждения механики и материальной точки, первого закона Н. | § 21- 22 | |||||||
11 | Второй закон Ньютона. Масса. | Комбинированный урок | Механическое движение и его относительность. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Инерция, инертность. Поступательное движение. Взаимодействие, масса, сила | Понимать смысл понятий: механическое движение, относительность, инерция, инертность. Приводить примеры инерциальной системы и неинерциальной, объяснить движение небесных тел и искусственных спутников Земли. Смысл законов Ньютона, уметь применять их для объяснения мех. явлений и процессов | § 23, 25 | |||||||
12 | Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц | Комбинированный урок | § 26, 27 Упр 6 | |||||||||
13 | Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения | Комбинированный урок | Всемирное тяготение. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики. | Знать и уметь объяснить, что такое гравитационная сила | § 29 – 31 | |||||||
14 | Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес тела. Невесомость | Изучение нового материала Комбинированный урок | Вывод формулы первой космической скорости. Сила тяжести, сила тяготения. взаимодействия, ускорение свободного падения. | Знать и уметь объяснить, что такое первая космическая скорость. Знать, понимать смысл прямой и обратной задач механики. знать историю открытия закона всемирного тяготения понятие « постоянная всемирного тяготения, ускорения свободного падения. | § 32-33 | |||||||
15 | Деформации и сила упругости. Закон Гука. Роль сил трения. Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел. | Комбинирован урок | Деформация, жесткость, смысл закона Гука. Физические понятия: трение, сила трения, трение покоя, сила трения покоя, трение скольжения | Знать формулу для определения жесткости системы пружин в случае их последовательного и паралельного соединения. Знать, понимать смысл о трении. | § 34-38 Упр 7(1-3) | |||||||
16 | Контрольная работа №2 по теме «Динамика» | Контроль знаний | Индивидуальная работа. | Уметь применять знания на практике | ||||||||
Законы сохранения в механике (9 часов) | ||||||||||||
17 | Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. | Комбинированный урок | Импульс тела, импульс силы. Уметь вычислять изменение импульса тела в случае прямолинейного движения. | Уметь вычислять изменение импульса тела при ударе о поверхность, в случае когда скорость тела направлена под углом к поверхности | § 39-40 | |||||||
18 | Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства | Изучение нового материала | Физические понятия: реактивное движение, первую и вторую космическую скорость. | Знать и понимать первую и вторую космическую скорость. | § 41, 42 Упр 8(1-4) | |||||||
19 | Работа силы. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия и ее изменения. | Комбинированный урок | Знать/понимать смысл физических величин: «работа», «механическая энергия», уметь вычислять работу, потенциальную и кинетическую энергию тела | Уметь выводить формулы для вычисления потенциальной энергии упругодеформированного тела и тела, находящегося в поле тяготения | § 43-46 | |||||||
20 | Работа силы тяжести. Работа силы упругости Потенциальная энергия | Комбинированный урок | Вывод формул работы силы тяжести и работы силы упругости Вывод формулу потенциальной энергии | Уметь выводить формулы работы силы тяжести и работы силы упругости Уметь выводить формулы потенциальной энергии | § 47-49 | |||||||
21 | Закон сохранения энергии в механике. Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения | Комбинированный урок | Знать/понимать смысл законов сохранения импульса и энергии | Уметь записывать законы сохранения импульса и энергии для различных случаев, в том числе для переходов механической энергии во внутреннюю (при движении с трением, неупругих ударах и т. д.) | § 50, 51 Упр 9(1-3) | |||||||
22 | Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии» | Урок - практикум | Лабораторная поисковая работа | Уметь описывать и объяснять процесс изменения кин. энергии тела при совершении работы. Уметь делать выводы на основе экспер-ых данных. Знать формулировку теоремы об изменении кин. энергии | ||||||||
Статика (1 час) | ||||||||||||
23 | Равновесие тел. Первое и второе условия равновесия твердого тела | Комбин урок | Физические понятия: статика, равновесие твердых тел., условие равновесия мат. точки, геометрическая сумма внешних сил, плечо силы, момент силы, второе условия равновесия | Знать и понимать о статистике, равновесия твердых тел., условия равновесия мат. точки, геометрической суммы внешних сил, плечо силы и момент силы, второе условия равновесия | § 52-54 упр 10 | |||||||
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА (10 часов) | ||||||||||||
24 | Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул. Масса молекул. Количество вещества | Комбинированный урок | Знать/понимать основные положения МКТ, уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества | Уметь описывать и объяснять эксперименты, лежащие в основе МКТ | § 56 – 57 | |||||||
25 | Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел | Комбинированный урок | Знать/понимать смысл понятий: «вещество», «атом», «молекула». Знать/понимать смысл величин «молярная масса», «количество вещества», «постоянная Авогадро» | Знать/понимать методы оценки размеров молекул | § 58 – 60 | |||||||
26 | Идеальный газ в МКТ. Среднее значение квадрата скорости молекул. Основное уравнение МКТ газа | Комбинирован урок | Уметь описывать основные черты модели «идеальный газ»; уметь объяснять давление, создаваемое газом. Знать основное уравнение МКТ, уметь объяснять давление, создаваемое газом. | Уметь объяснять зависимость давления газа от массы, концентрации и скорости движения молекул. Уметь записывать основное уравнение МКТ в различных формах | § 61-63 упр 11 | |||||||
27 | Температура и тепловое равновесие. Определение температуры | Комбинированный урок | Знать/понимать смысл понятия: «температура»; смысл теплового равновесия. Уметь определить температуру | Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия газового термометра | § 64-65 | |||||||
28 | Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей молекул газа | Комбинированный урок | Знать/понимать смысл понятия: «абсолютная температура»; смысл постоянной Больцмана. Уметь вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре | Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия газового термометра | § 66-67 Упр 12 | |||||||
29 | Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. | Изучения нового материала | Знать уравнение состояния идеального газа | Уметь выводить уравнение состояния идеального газа в форме, полученной Менделеевым, и в форме, полученной Клапейроном | § 68-69 упр 13 | |||||||
30 | Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака» | Урок – практикум | Лабораторная поисковая работа | Уметь проверить закона Гей-Люссака | ||||||||
31 | Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха. | Комбинированный урок | Знать/понимать смысл понятий: «кипение», «испарение», «парообразование»; «относительная влажность», «парциальное давление» | Уметь описывать и объяснять свойства насыщенного и ненасыщенного пара. Уметь вычислять влажность воздуха. | § 70- 72 упр 14 | |||||||
32 | Строение и свойства кристаллических и аморфных тел. | Комбинированный урок | Знать/понимать различие строения и свойств кристаллических и аморфных тел | Знать/понимать закон Гука в интегральной и дифференциальной форме, знать зависимость жесткости тела от размеров и рода вещества | ||||||||
33 | Контрольная работа №3 «Молекулярная физика». | Контроль знаний | Контрольно-измери-тельные материалы по теме: «Основы молекулярно-кинетической теории | Уметь применять полученные знания и умения при решении задач | ||||||||
34 | Итоговый урок по курсу физики в 10 классе. | |||||||||||
35 | Резерв | |||||||||||
Термодинамика (7 часов) | ||||||||||||
61 | Внутренняя энергия. | Комбинированный урок | Знать/понимать смысл величины: «внутренняя» энергия. Знать формулу для вычисления внутренней энергии | Знать/понимать смысл понятий: «термодинамическая система», «термодинамический метод», равновесные и неравновесные состояния» | ||||||||
62 | Работа в термодинамике. Количество теплоты. | Комбинированный урок | ||||||||||
63 | Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. | Комбинированный урок | Знать/понимать формулировку первого закона термодинамики для изопроцессов | Уметь формулировать и обосновывать формулировку первого закона термодинамики для изопроцессов | ||||||||
64 | Второй закон термодинамики. | Комбинированный урок | Знать/понимать смысл второго закона термодинамики | Знать/понимать смысл понятий «обратимые и необратимые процессы», уметь приводить примеры действия второго закона термодинамики | ||||||||
65 | Решение задач на определение термодинамических величин. | Знать/понимать смысл изотермических процессов | Уметь решать задачи на определение работы, количества теплоты и изменения внутренней энергии газа в изопроцессах, в циклических процессах | |||||||||
66 | Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. | Знать/понимать устройство и принцип действия теплового двигателя, формулу для вычисления КПД | Уметь описывать и объяснять протекание процессов в цикле Карно | |||||||||
67 | Контрольная работа №4 «Термодинамика». | Знать/понимать первый и второй законы термодинамики; уметь вычислять работу газа, количество теплоты, изменение внутренней энергии, КПД тепловых двигателей, силу поверхностного натяжения, относительную влажность воздуха. Знать/понимать строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел, уметь объяснять физические явления и процессы с применением основных положений МКТ | ||||||||||
68 | Резервный урок |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование физики в 10 классе:
№ | Наименование разделов и тем | Макс нагрузка учащегося, часов | В том числе | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | ||||
Уроки Уроки | Лабораторные работы | Контрольные работы | ||||||
1 | Введение в механику | 1 | 1 | 0 | 0 | Понятия: механика, разделы механики: кинематика и динамика. | Механика –наука об общих законах движения тел | Граница применимости механики Ньютона |
2 | Кинематика | 8 | 6 | 1 | 1 | Понятия: закон, теория, вещество, взаимодействие, скорость ускорение, масса, равномерное и равноускоренное движение Формулы: скорости, перемещения, ускорения, координаты для всех видов движения | Строить и читать графики движения, решать расчетные задачи по кинематике | Пользоваться секундомером, спидометром, определять вид движение, рассчитывать: путь, перемещение, скорость и ускорение тел |
3 | Динамика | 7 | 6 | 0 | 1 | Понятия: механическое движение, относительность, инерция, инертность, система отчета, гравитационная сила Формулы: трех законов Ньютона, сил- тяжести, всемирного тяготения, трения, упругости, Архимеда | Иллюстрировать точки приложения сил, их направления, решать расчетные задачи по динамике, пользоваться динамометром | Учитывать в повседневной жизни действие сил |
4 | Законы сохранения в механике | 6 | 5 | 1 | 0 | Понятия: импульс, закон сохранения импульса, реактивное движение, работа, энергия, кинетическая энергия, потенциальная энергия, | Решать расчетные задачи на законы сохранения в механике | Учитывать закон сохранения импульса, движение по инерции |
5 | статика | 1 | 1 | 0 | 0 | Понятия: равновесие тел, первое и второе условия равновесия твёрдого тела. | Решать расчетные задачи на равновесие тел. | Учитывать в повседневной жизни равновесия тел. |
6 | Молекулярная физика | 10 | 8 | 1 | 1 | Понятия: атом, молекула, тепловое движение, внутренняя энергия, температура, объем, изопроцессы, давление Формулы: количества вещества, количества теплоты, внутренней энергии, уравнения Менделеева-Клайперона, давления | Делать выводы на основе экспер-ых данных, приводить примеры, показывающие, что: наблюдение и эксперимент являются основой для теории, позволяют проверить истинность теоретических выводов, описывать свойства газов, жидкостей и твердых тел, решать расчетные задачи по МКТ | Объяснять явления природы на основе МКТ, учитывать свойства агрегатных состояний вещества |
7 | Итог курса физики в 10 кл. | 1 | 1 | |||||
Резерв | 1 | 1 | ||||||
Итого | 35 | 29 | 3 | 3 |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование уроков физики в 10 классе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...