Свойства поверхностей жидкости. Капилярные явления.
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме
В ходе урока учащиеся знакомятся со свойствами поверхностного слоя жидкости, капиллярными явлениями, совершенствуют навыки проводить эксперименты, наблюдать явления природы и делать выводы. На уроке используется групповая деятельность учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_poverhnostey_zhidkosti.kapillyarnye_yavleniya.docx | 28.66 КБ |
prilozhenie_1.ppt | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Свойства поверхности жидкостей. Капиллярные явления
Цели:
Познавательная:
- познакомить учащихся со свойствами поверхностного слоя жидкости;
- сформировать понятие о коэффициенте поверхностного натяжения;
- познакомить учащихся с капиллярными явлениями;
- совершенствовать навыки учащихся проводить эксперименты;
- наблюдать явления и делать выводы.
Воспитательная:
- воспитывать умение логически мыслить;
- прислушиваться к мнению одноклассников;
- умение работать в коллективе.
Развивающая:
- развитие познавательного интереса.
Оборудование: компьютер, медиапроектор.
Наглядность: презентация. (Приложение1)
Ход урока.
Вступительное слово учителя: ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомиться со свойствами жидкостей. Мы рассмотрим свойства поверхностного слоя жидкостей и капиллярные явления. Работать будем группами по 4 человека. Вы получите задания, в ходе выполнениях которых, познакомитесь с новыми явлениями, выполните эксперименты, сделаете выводы.
Разминка.
Учитель: Прежде чем начать работу проведем разминку (проводится фронтальный опрос):
- Как называется процесс перехода из газообразного состояния вещества в жидкое?
- Какое название носит обратный процесс?
- От каких факторов зависит скорость испарения жидкости?
- Какой пар называют насыщенным?
- Почему давление насыщенного пара не зависит от объема?
- Какой пар называется ненасыщенным?
- Какую температуру называют критической?
- Какой процесс называется кипением.
- Почему температура остается постоянной в процессе кипения?
- Как температура кипения зависит от давления воздуха над жидкостью?
Учащиеся отвечают на вопросы, учитель подтверждает правильные ответы, демонстрируя презентацию. Слайды 4-13
Учитель: Молодцы! Переходим к следующему этапу нашей работы. Перечислите известные вам свойства жидкостей. Как можно объяснить эти свойства с точки зрения молекулярного строения жидкости?
Ученики: Жидкости состоят из молекул, расстояния между которыми сравнимы с размерами самих молекул. Молекулы колеблются относительно положений равновесия и перескакивают с одного места на другое, время "оседлой жизни" составляет примерно 10-8 с. Жидкости текучи, практически несжимаемы. Они сохраняю объем, но меняют форму.
Учитель: Наверно многие из вас задумывались, почему водомерка может свободно перемещаться по поверхности воды, почему росинки, мыльные пузыри, капля в свободном полете, планеты и звезды имеют шарообразную форму, почему одни твердые тела хорошо смачиваются жидкостью, другие плохо, как происходит всасывание питательных элементов, влаги из почвы корневой системой растительности, как происходит кровообращение в живых организмах и т. д. Разгадка этих явлений и многих других привела к открытию удивительного свойства жидкостей – поверхностного натяжения и капиллярных явлений.
Дальше мы будем работать в группах. Каждая группа получит задание, выполняя которое вы познакомимтесь с новыми свойствами жидкостей. Результаты вашей работы вы представите в виде отчета по образцу, который я вам раздам. Затем каждая группа отчитается за проделанную работу. (Количество групп зависит от наполняемости классов, соответственно 2-3 группы выполняют задание1и 2-3 –задание 2)
Задание 1
1.Познакомиться со статьей «Поверхностное натяжение». Приложение 2
2.Ответить на вопросы:
- Какое явление называется поверхностным натяжением?
- Где можно наблюдать явление поверхностное натяжение?
- Какими величинами характеризуется поверхностное натяжение?
3.Выполнить эксперимент:
«Изучение формы жидкости в естественных условиях».
Приборы и материалы: алюминиевая, медная, стеклянная, парафиновая пластинки; масло подсолнечное или оливковое; раствор спирта в воде, проволока, шприц или стеклянная трубка.
Ход работы
1. Поместите капли масла и воды на алюминиевую, медную, стеклянную, парафиновую пластинки.
2. Рассмотрите и зарисуйте формы капель.
3. Сделайте вывод о взаимодействии молекул жидкости и твёрдого тела.
4. Результаты занесите в таблицу.
5. Введите с помощью стеклянной трубки или шприца в смесь спирта и воды немного оливкового масла.
6. Рассмотрите поверхность масляной капли.
7. Пропустите через центр масляного шара проволоку и вращайте её.
8. Рассмотрите, как изменяется форма капли.
9. Сделайте вывод о форме поверхности жидкости.
10.Оформите отчет о проделанной работе по образцу:
Дать определение явления, описать величины его характеризующие | ||||
Название работы | ||||
Цель | ||||
Оборудование | ||||
Таблица | 1 | |||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
Вывод |
Задание 2
1.Познакомиться со статьей «Капиллярные явления». Приложение 2
2.Ответить на вопросы:
- Что такое капиллярные явления?
- Где можно наблюдать капиллярные явления?
- Какими величинами характеризуются капиллярные явления?
3. Выполнить эксперимент: «Изучение зависимости высоты подъема жидкости от диаметра капилляра, от рода жидкости ».
Цель работы: изучить зависимость подъема жидкости от диаметра капилляра»
Приборы и материалы: стеклянные трубки разного диаметра , вода, линейка, прозрачный сосуд прямоугольной формы.
Ход работы
1.Замерьте диаметр стеклянных трубок и занесите в таблицу.
2. Опустите стеклянные трубки разного диаметра в сосуд с водой.
3. Замерьте высоту поднятия воды в каждой трубке.
4.Результат занесите в таблицу.
3. Сделайте вывод о зависимости высоты поднятия жидкости в трубке от диаметра.
4. Возьмите стеклянные трубки одно диаметра опустите их одновременно в сосуд с водой, с растительным маслом, с спиртом .
5. Замерьте высоту поднятия воды в каждой трубке.
6.Результат занесите в таблицу.
7. Сделайте вывод о зависимости высоты поднятия жидкости в трубке от рода жидкости.
10.Оформите отчет о проделанной работе по образцу.(См.1 задание)
После выполнения работы по одному представителю от группы выходят к доске и объясняют ход выполнения работы, делают выводы. Класс делает соответствующие записи в тетради.
Сообщения учащихся:
- «Смачивание в природе»;
- «Капиллярные явления в растительном мире»;
- «Кровеносные сосуды».
Подведение итогов урока.
Учитель: При изучении природных явлений, поведения животных и человека можно найти много практических и интересных явлений. На сегодняшнем уроке мы с вами узнали о свойствах поверхности жидкости, познакомились с капиллярными явлениями и теперь с позиций полученных знаний, вы можете объяснить широкий круг явлений.
Литература:
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика (базовый и профильный уровни) 10 класс.- М.: Просвещение, 2010 г.;
- Касьянов В.А., 10 класс, М.: Дрофа, 2003 г.
Интернет источники:
- http://tims.ucoz.ru/svoistva/smachivanie.html
- http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/
- http://www.physicexperts.ru/pexps-1085-1.html
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%C6%E8%E4%EA%EE%F1%F2%FC
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели : Познавательная: познакомить учащихся со свойствами поверхностного слоя жидкости; сформировать понятие о коэффициенте поверхностного натяжения; познакомить учащихся с капиллярными явлениями; совершенствовать навыки учащихся проводить эксперименты; наблюдать явления и делать выводы. Воспитательная: воспитывать умение логически мыслить; прислушиваться к мнению одноклассников; умение работать в коллективе. Развивающая: развитие познавательного интереса.
Поверхностное натяжение Капиллярные явления
Как называется процесс перехода из газообразного состояния вещества в жидкое? Конденсация
Какое название носит обратный процесс? Парообразование
От каких факторов зависит скорость испарения жидкости? От температуры; площади поверхности; наличия ветра; рода вещества
Какой пар называют насыщенным? Пар, находящийся в термодинамическом равновесии со свой жидкостью называется насыщенным
Почему давление насыщенного пара не зависит от объема? Давление газа -следствие ударов движущихся молекул. Согласно определению насыщенного пара, его концентрация остается постоянной, поэтому давление насыщенного пара не зависит от объема.
Какой пар называется ненасыщенным? Пар, не находящийся в термодинамическом равновесии со свой жидкостью называется ненасыщенным.
Какую температуру называют критической? Критическая температура- максимальная температура, при которой пар превращается в жидкость.
Какой процесс называется кипением? Процесс парообразования, происходящий во всем объеме жидкости при определенной температуре.
Почему температура остается постоянной в процессе кипения? Во время кипения температура остается постоянной, так как вся поступающая энергия расходуется на увеличение внутренней энергии образующегося пара.
Как температура кипения зависит от давления воздуха над жидкостью? Чем выше давление, тем выше температура кипения жидкости.
Молекулярное строение жидкости
Поверхностное натяжение в природе
Поверхностное натяжение — явление молекулярного давления на жидкость, вызванное, притяжением молекул поверхностного слоя к молекулам внутри жидкости.
Капиллярные явления- это физические явления, обусловленные действием поверхностного натяжения на границе раздела несмешивающихся сред.
Капиллярные явления в природе
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающее повторение по теме "Свойство газов, жидкостей и твердых тел"
Семинарское занятие для учащихся 10 класса по повторению по темы "Свойство газов, жидкостей и твердых тел"...
урок 10 класс "Основные свойства паров ,жидкостей и твердых тел"
В данном материале представлен план конспект урока -игры на повторение по теме "Основные совйства паров,жидкостей и твердых тел "В данном уроке используються разные виды деятельночти учащихся ,которые...
Открытый урок по физике в 10а классе по теме: «Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости».
Цели урока:Обучающая: Ознакомить обучающихся с практическим применением поверхностного натяжения жидкостиВоспитательная. Способствовать развитию любознательности, инициативности, уме...
"Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел". Физика, 7 класс.
Материал предназначен для изучения новой темы "Агрегатные состояния вещества. Свойства твердых тел, жидкостей и газов"."...
Кратковременная контрольная работа №5 по теме «Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел».
Кратковременная контрольная работа №5 по теме «Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел»....
Разработка урока по теме: "Свойства паров, жидкостей и твердых тел"
Цели урока: проверить уровень усвоения основных вопросов об агрегатных состояниях вещества; проверить умение применять теоретические знания к кач...
Технологическая карта урока урока № 9 7 класс "Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел"
поэтапная структура урока: "Агрегатные сосотояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел"...