урок 10 класс "Основные свойства паров ,жидкостей и твердых тел"
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме
В данном материале представлен план конспект урока -игры на повторение по теме "Основные совйства паров,жидкостей и твердых тел "
В данном уроке используються разные виды деятельночти учащихся ,которые направленные на творческую активность учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока "Основные свойства паров,жидкостей и твердых тел" | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока 10 класс
Тема «Свойства паров, жидкостей и твердых тел».
Цели :
Познавательные: Проверить уровень усвоения основных вопросов об агрегатных состояниях вещества, проверить умение применять теоритические знания к качественным и количественным задачам.
Развивающие: развивать мышление, воображение ,умение находить сходство и различие в физических яалениях.
Воспитательные: Способствовать развитию взаимопомощи и сотрудничества учащихся.
Оборудование: комплект лабораторного оборудования для проведения практических работ :поверхностное натяжение, расчет модуля Юнга , для расчета скорости молекул (согласно инструкции),компьютер ,мультимедийная установка, тексты стихов ,плакаты.
Тип урока :урок повторения
Метод урока: частично-поисковый
Метод обучения :групповой познавательной деятельности.
За неделю класс делится на три группы. учащимся выдаются вопросы для повторения по 3-м направлениям.
Первое направление «Газы»
- Объяснить утверждение «Без газообразного состояня вещества нет жизни на Земле»
- Процессы парообразования и конденсации.
- Состояния динамического равновесия. Насыщенный пар. Критическое состояние вещества.
- Сжижение газов.
- Влажность воздуха .Значение влажности.
- Тепловое расширение газов.
Второе направление «Жидкости»
- Объяснить утверждение «Без жидкого состояния нет жизни на Земле»
- Поверхностный слой жидкости.
- Явление, возникающее на границе жидкости с твердым телом»
- Капиллярные явления. Использование в природе и технике.
- Внутреннее трение в жидкости.
- Тепловое расширение жидкости
Третье направление « Твердые тела»
- Объяснить утверждение « Без твердого состояния вещества нет жизни на Земле»
- Свойства кристаллов. Монокристаллы и поликристаллы.
- Жидкие кристаллы и их свойства.
- Упругие свойства твердых тел.
- Тепловое расширение твердых тел.
- Аморфные тела и их свойства.
План урока.
1.Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя.
3.Обсуждение теоритических вопросов.
4.Обсуждение практических вопросов.
5.Подвидение итогов.
На доске надпись:
….Пора чудес пришла, и нам
Подыскивать приходится
причины
Всему, что совершается на свете.
Ульям Шекспир
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Необъятен мир физики! В окружающей природе и даже внутри нас-повсюду происходит процессы. Природа многолика ,но на первый взгляд понятна и привычно. Несмотря на удивительное многообразие материалов и веществ., окружающих нас не только в лаборатории , но и в повседневной жизни ,любые вещества могут находиться всего в трех состояниях :твердом, жидком и газообразном. Кроме того, происходят и знакомые переходы веществ из одного состояния в другое : замерзая, вода становится твердым льдом ,при нагревании она испаряется в водяной пар.
На последних уроках мы старались ответить на вопрос : почему все это происходит ?
Сегодня мы проверим ,как вы понимаете основные вопросы об агрегатных состояниях
вещества и как вы умеете применять полученные знания при решении нестандартных задач .
Урок –игра состоит из пяти туров ,на каждом туре можно заработать от 5 до 10 баллов.
Каждый тур имеет свое название и назначение
(информация на экране через мультимедийную установку)
- Философский тур: 1-5 баллов.
- Физический тур : 1-10 баллов.
- Литературный тур : 1-5 баллов
- Математический тур :1-5 баллов
- Экспериментальный тур : 1-5 баллов.
С учетом общего количества баллов учащиеся могут получить:
- от 27 до30 баллов это оценка «отлично»
- от 23 до 26 баллов это оценка «хорошо»
- от 20 до 22 балла это оценка « удовлетворительно»
В каждой группе выбирается капитан и консультант из числа хорошо успевающих.
Выбирается жюри из консультантов. Если команда консультируется ,то она должна заплатить 5 баллов за консультацию.
По жребию команды выбирают направление и задания командам.
И так начинается игра:
Первый тур-философский.
Учитель :Каждая команда получила задание аргументировано объяснить или попытаться доказать утверждение: «Без ……….. состояний вещества нет жизни на Земле». Для начала игры необходимо капитанам команд вытянуть жребий ,где будет указал порядок выступлений и направление которое достанется командам.
Каждая команда доказывает, что «Без ……состояний вещества нет жизни на Земле».
Выступление должно быть полетом мысли, плодом логических рассуждений ,фантазии учащихся.
Второй тур-физический.
Учитель :Второй тур позволит выяснить, какова глубина ваших знаний основных вопросов об агрегатных состояниях вещества ,о сути процессов ,протекающих при переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое ,а также выявить понимание природы свойств различных агрегатных состояний и значение этих процессов в природе и технике .Ответы должны быть краткими и лаконичными. И так группа, которой досталось газообразное состояние вещества отвечает на вопросы по плану:.
- Процессы парообразования и конденсации.
- Состояния динамического равновесия. Насыщенный пар. Критическое состояние вещества.
- Сжижение газов.
- Влажность воздуха .Значение влажности.
- Тепловое расширение газов.
Выступления учащихся.
Учитель :Следующая группа отвечает на вопросы ,связанные с жидким состоянием вещества.
- Поверхностный слой жидкости.
- Явление, возникающее на границе жидкости с твердым телом»
- Капиллярные явления. Использование в природе и технике.
- Внутреннее трение в жидкости.
- Тепловое расширение жидкости
Выступления учащихся.
Учитель : И наконец слово команде, которая отвечает на вопросы ,связанные с твердым состоянием тел.
- 1.Свойства кристаллов. Монокристаллы и поликристаллы.
- Жидкие кристаллы и их свойства.
- Упругие свойства твердых тел.
- Тепловое расширение твердых тел.
- Аморфные тела и их свойства.
Выступления учащихся.
Третий тур –литературный.
Учитель :Каждая группа получит отрывок из литературного произведения и должна с научной точки зрения провести анализ литературного отрывка ,прокомментировав физическое явление соответствующее теме стихотворение.
Задание первой группе .
Все –точно в полусне. Над серою водой
Сползает с гор туман, холодный и густой,
Под ним гудит прибой,
зловеще разрастаясь,
А темных голых скал прибрежная стена,
В дымящийся туман погружена,
Лениво курится, во мгле теряясь.
И.А. Бунин. «Сумерки.»
(Возможное объяснение : Над нагретой водой находится теплые слои воздуха ,обогащенные влагой ,которые легче холодных. По действием архимедовой силы ,они поднимаются вверх в горы и попадают в область холодного воздуха. И уже там водяной пар охлаждается ниже точки росы и конденсируется в виде тумана – явление выпадения росы не на поверхность земли, а в объеме воздуха. И он по склону горы опускается обратно вниз к воде. Таким образом ,теплые слои воздуха ,обогатившись влагой, поднимаются вверх и сильно охлаждаются. Водяные пары конденсируются ,образуя капли или туман.)
Задание второй группе.
А я все гладил снег рукой,
А он все звездами отсвечивал….
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не излечивал.
Он весь как музыка .Он –весть.
Его безудержность бескрайна.
Ах, этот снег….Не зря в нем есть.
Всегда какая-нибудь тайна
С.Г .Островой.
(Возможное объяснение :Снег состоит из снежинок, растущих из мелких ледяных шестигранных кристалликов. Потоки воздуха поднимают снежинку ,кружат ее, относят в сторону. .Отражательная способность чистого снега свыше90%.Кроме того снежный запас –это огромный запас влаги, необходимый полям ,и своеобразное гигантское одеяло
защищающее поверхность земли от холодных ветров ,а весной-это талые воды, насыщенные кислородом. количество азотных соединений в почве летом прямо пропорционально высоте снежного покрова.
Таким образом, снег – скопление кристаллов льда ,служащие теплоизоляционным покровом зимой, запасом влаги весной, способствует накоплению питательных веществ летом. И действительно, белый снег обладает большой отражательной способностью)
Задание третьей группы
Слышу я природы голос,
Порывающийся крикнуть,
Как и с кем она боролась, чтоб из хаоса возникнуть,
Может быть ,и не во время
Обязательно нам с вами,
Но чтоб стали мы живыми,
Мыслящими существами.
И твердит природы голос:
В вашей власти ,в вашей власти,
Чтобы все на раскололось
На бессмысленные части!
Л.М Мартынов
(Объяснение: Физика – наука о природе. Постигая законы природы и используя их в свой практической деятельности ,ускоряя научно-технический прогресс ,человек становится все более могущественным. Но возрастает и ущерб, наносимый человеком природе:
загрязняется атмосфера ,на поверхности морей появляется нефтяная пленка, меньше остается лесов. Поэтому особую важность приобретает нравственная сторона отношений человека и природы. Сегодня как никогда актуален призыв беречь нашу землю,не направлять на свое собственное уничтожение те силы природы, которые мы смогли открыть и покорить.
Таким образом мы , должны беречь природу так же, как мы бережем саму жизнь человека.)
Четвертый тур – математический.
Учитель: Каждая группа должна решить правильно задачу ,объяснив решение :
Задача 1 группе.: Вечером на берегу озера при температуре 180 С, относительная влажность воздуха 75%.При какой температуре к утру можно ожидать появление тумана?
Задача 2 группе: Под каким давлением находится воздух в воздушном пузырьке радиусом 2 мм на глубине 50см ,если атмосферное давление 10 5 Па?
Задача 3 группе : Каково должно быть наименьшее сечение стальной проволки длиной 4,2 м, чтобы при действии силы в 10кН,ее абсолютное удлинение не превышало 0,6 см? Модуль Юнга стали 220ГПА?
Консультанты оценивают решение задач.
Пятый тур – Экспериментальный
Учитель: Каждой команде предлагается выполнить практическую работу.
По жребию определяется тема работы.
Практическая работа №1
Определение средней квадратичной скорости молекул.
Практическая работа №2
Определение поверхностного натяжения воды
Практическая работа №3
Определение модуля Юнга резины
Учащиеся заранее знают порядок выполнения работы ,поэтому производят измерения и оглашают результаты.
Консультанты подводят итог выполнения практических работ.
Подводятся итоги.
Учитель: Наша работа подошла к завершению. Итогом работы каждого ученика является итог работы группы ,т.е набранные баллы ,а по баллам вы получите оценки.
Оглашаются результаты.
А завершаю урок словами Конфуция:(слова на слайде на экране )
«Три пути ведут к знанию: путь размышления –это путь самый благородный ,путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта –это путь самый горький»
И не важно, каким путем человек получает истинные знания ,важен результат. И я надеюсь ,что на этом уроке вы получили именно тот результат ,которого вы ожидали.
Спасибо за работу. Всем удачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающее повторение по теме "Свойство газов, жидкостей и твердых тел"
Семинарское занятие для учащихся 10 класса по повторению по темы "Свойство газов, жидкостей и твердых тел"...
Открытый урок по физике в 10а классе по теме: «Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости».
Цели урока:Обучающая: Ознакомить обучающихся с практическим применением поверхностного натяжения жидкостиВоспитательная. Способствовать развитию любознательности, инициативности, уме...
Разработка урока по теме: "Свойства паров, жидкостей и твердых тел"
Цели урока: проверить уровень усвоения основных вопросов об агрегатных состояниях вещества; проверить умение применять теоретические знания к кач...
Технологическая карта урока урока № 9 7 класс "Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел"
поэтапная структура урока: "Агрегатные сосотояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел"...
презентация 7 класс Урок № 9 "Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел"
поэтапная структура урока 7класс урок №9 "Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел"...
Интерактивный плакат "Свойства паров"
Интерактивный плакат по теме "Свойства паров" предназначен для студентов 1 курса БСК всех специальностей...
Урок физики в 7 классе ТЕМА: Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел
Раскрыть сущность понятия «Агрегатные состояния вещества», расширить знания о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества...