Программа кружка в 7 классе "Физика в задачах"
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
Программа кружка предусматривает проведение занятий по решению задач как особую форму самостоятельной работы учащихся.
При решении задач главным образом используются ситуации, отличные от тех, которые были рассмотрены при первоначальном изучении того или иного явления.
Во время занятий рассматриваются ключевые задачи по курсу физики основной школы, а также задачи повышенной трудности, необходимые для подготовки к олимпиадам.
На занятиях кружка учащиеся знакомятся с анализом условия задачи, планом ее решения, эффективными способами расчетов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок в 7 классе | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №3 Центрального района г. Волгограда
Физика в задачах
Программа физического кружка для учащихся 7 классов
Срок реализации – 1 год
Разработчик:
Димитренко Марина Леонидовна,
учитель физики высшей квалификационной категории
Волгоград – 2014
Пояснительная записка
Направленность программы. Программа кружка «Физика в задачах» для учащихся 7 классов по содержанию является научно-технической; по функциональному предназначению – научно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени реализации – годичной.
Программа кружка составлена на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е. М. Гутника, А. В. Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2004.
Новизна программы состоит в том, что программа кружка предусматривает проведение занятий по решению задач как особую форму самостоятельной работы учащихся. При решении задач главным образом используются ситуации, отличные от тех, которые были рассмотрены при первоначальном изучении того или иного явления. Во время занятий рассматриваются ключевые задачи по курсу физики основной школы, а также задачи повышенной трудности, необходимые для подготовки к олимпиадам. На занятиях кружка учащиеся знакомятся с анализом условия задачи, планом ее решения, эффективными способами расчетов.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в обществе необходимо умение определять адекватные способы решения поставленной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что решение задач по физике – это поле познавательной деятельности, которая ориентирует человека на анализ явлений природы, техники, жизненных проблем.
Цели программы: развивать у учащихся интерес к физике, к решению задач;
создавать условия для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
Задачи: обучить учащихся обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач; углубить и систематизировать знания учащихся; развивать логическое мышление учащихся, вычислительные навыки; оказать помощь в подготовке к олимпиадам, профессиональной ориентации.
Отличительной особенностью данной программы является включение задач на моделирование физических процессов или явлений, расчет погрешности измерений. Успешному усвоению программного материала способствуют задачи-исследования: они дают возможность глубже проанализировать физические закономерности, понять сущность физических явлений или процессов.
Особенности реализации программы. Решение задачи учащиеся начинают с внимательного чтения и изучения её условия. Учитель просит одного из учеников повторить его своими словами, что побуждает остальных внимательно слушать и вдумываться в содержание задачи. При этом выясняют значение новых терминов, непонятных выражений и т.п. Записывается краткое условие, выполняется чертеж. Пользуясь чертежом, анализируют условие задачи, обращая особое внимание на различного рода допущения, которые упрощают решение. Учащиеся приучаются начинать решение
с анализа выражений, в которые входит искомая величина; стараются решать задачу в общем виде, а уже затем производить числовые расчеты. Вычисления выполняются на калькуляторе. Для проверки и анализа ответа в ряде случаев решают задачу несколькими способами, а также используется эксперимент.
Форму занятий можно определить как фронтальную работу педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами.
Режим занятий: 1 час в неделю.
Ожидаемые результаты освоения программы: ученик будет знать основные приемы решения задач; уметь моделировать физические явления; сможет планировать свою деятельность по решению задачи, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Способы проверки освоения программы: увеличение числа учащихся, желающих участвовать в олимпиадах, заниматься учебно-исследовательской деятельностью, обучаться в ЗФТШ.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания |
Физика и физические методы изучения природы | 2 | Определение числа частиц, цены деления приборов. | |
Строение вещества | 3 | Экспериментальное доказательство основных положений МКТ. | |
Равномерное прямолинейное движение | 3 | Определение скорости, времени, пути движения. | |
Средняя скорость | 2 | Расчет средней скорости движения. | |
Инерция. Понятие о взаимодействии. Масса | 3 | Проявление инерции, взаимодействие тел, определение массы. | |
Плотность | 2 | Расчет плотности твердых тел, жидкостей и газов. | |
Сила тяжести. Вес тела. | 2 | Определение силы тяжести, веса тела на Земле и других планетах. | |
Сила упругости. Сила трения. | 2 | Расчет и графическое изображение, виды сил упругости и трения. | |
Давление твердых тел. | 2 | Расчет давления различных твердых тел. | |
Давление жидкостей и газов | 2 | Применение закона Паскаля, гидростатический парадокс, расчет давл. | |
Сообщающиеся сосуды. | 2 | Определение высоты столба различных жидкостей. | |
Атмосферное давление | 3 | Расчет атмосферного давления, его зависимость от высоты. | |
Гидравлический пресс | 2 | Определение силы, приложенной к поршню, веса груза. | |
Архимедова сила. Плавание тел. | 3 | Расчет подъемной силы, веса груза в жидкостях и газах. | |
Механическая работа. Мощность. Энергия. | 3 | Работа сил тяжести, трения, упругости, превращение энергии. | |
Рычаги. Блоки. «Золотое правило механики». Коэффициент полезного действия механизмов. | 2 | Применение рычагов, блоков, расчет КПД. | |
Подведение итогов. | 1 | ||
Итого | 39 |
Литература
- Сборник задач по физике: 7 – 9 й кл.: К учебникам А. В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс»/ А. В. Перышкин; Сост. Н. В. Филонович. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
- Сборник вопросов и задач по физике: для 7 – 9 кл. общеобразоват. Учреждений./ А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон. – М.: Просвещение, 2011.
- Генденштейн Л. Э., Кирик Л. А., Гельфгат И. М. Решение ключевых задач по физике для основной школы. 7 – 9 классы. – М.: Илекса, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка для 10-11 класса "Физика в задачах"
Рабочая программа кружка для 10-11 класса " Физика в зададачах"...
Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности"
Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности" составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта п...
Программа кружка по математике для профильной подготовки учащихся 10-11 классов «Решение задач повышенной сложности»
В данной статье представлена программа кружка по математике для профильной подготовки учащихся 10-11 классов...
Задачи бывают разные (программа кружка для учащихся, интересующихся химией)
Программа данного кружка, разработана, таким образом, что заниматься могут учащиеся 9 –11 классов.На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла потребность в нестандартно мыслящих...
Программа математического кружка в 5 классах. "Задачи- сказки"
Данный материал можно использовать на математическом кружке или как дополнительный материал по математике....
Программа кружка "Физика в задачах"
Программа кружка предназначена для 10 класса...
Рабочая программа кружка "Решение практико-ориентированных задач"
Новизна данного курса состоит в том, что заданияпредназначены для формирования и оценки всех аспектов математической грамотности, которые изучаются в международном сравнительном исследовании PISA...