Программа кружка "Физика в задачах"
рабочая программа по физике (10 класс) на тему

Пчелина Ирина Валентиновна

Программа кружка предназначена для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr._kruzhka_v_10_klasse._pchelina_i.v.docx44.29 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1.1.Нормативно-правовая  база

Дополнительная общеобразовательная   программа естественнонаучной  направленности  «Физика в задачах» для  обучающихся 10  класса разработана  на основании требований нормативно-правовых документов:

1.  Федеральный  Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 

2.  Приказ  Минобразования   России от 28.12.2010г. № 2106 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

3.  Санитарно-эпидемиологические  правила  и  нормативы,  утвержденные  постановлением  Главного  государственного  санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010  г. №189  (зарегистрированного в Минюсте России 03.03.2011  г., регистрационный номер 19993)  «Об  утверждении СанПиН  2.4.2.2821-10  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  условиям  и  организации  обучения  в общеобразовательных учреждениях», для общеобразовательных учреждений, работающих по базисному учебному плану 2004 года»;

Санитарно-эпидемиологические  требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утвержденные  Постановлением  Главного  государственного  санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014  г. №41 «Об  утверждении СанПиН  2.4.4.3172-14,   зарегистрированного в Минюсте РФ 20.08.2014  г., регистрационный номер 33660)

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г № 1008

« Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

5.  Устав МБОУ «СОШ №6»;

6 Локальные акты МБОУ «СОШ№6»;

7. Правила внутреннего распорядка обучающихся МБОУ «СОШ №6»

1.2. Направленность дополнительной общеобразовательной  программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Физика в задачах»

имеет естественнонаучную  направленность, так как предусматривает воспитание у юного поколения чувство патриотизма, сохранение традиций своей страны, формирование чувства национального самосознания.

Программа способствует развитию коммуникативных, интеллектуальных, а также лидерских способностей обучающихся. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется через разные виды деятельности (прикладную, исследовательскую, проектную и др.).

1.3. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

 Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития.

Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В период ускорения научно – технического процесса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому целью физического образования является формирования умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы.

Воспитание творческой активности обучающихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.

Цели:

  1. Создание условий для развития личности ребенка.
  2. Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.
  3. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при решении задач
  4. Развитие мотивации личности к  познанию и творчеству.
  5. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.

Задачи:

  1. Углубить интерес обучающихся к предмету за счет применения  деятельностного подхода в изучении курса и подборки познавательных нестандартных задач .
  2. Формировать умение работать с различными  источниками информации.
  3. Обучать новым приемам  и методам решения  физических задач, представлять результаты в виде таблиц и графиков.
  4. Выработать исследовательские умения.

1.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы

Дополнительная общеобразовательная   программа естественнонаучной  направленности  «Физика в задачах»  рассчитана для  обучающихся  10-11 классов (15-17 лет), обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса обучающихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности  обучающихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.

1.5. Сроки реализации, формы и режим  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Физика в задачах» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю): Занятия проводятся в соответствии  с приказом с 1 сентября по 31 мая текущего учебного года, в том числе и в каникулярное время.

Форма проведения занятий кружка:

  • Беседа
  • Практикум
  • Семинар
  • Круглый стол
  • Выпуск стенгазет
  • Проектная работа
  • Школьная олимпиада

Виды деятельности:

  • Решение разных типов  задач.
  • Занимательные опыты по разным разделам физики
  • Применение ИКТ
  • Экскурсии.
  • Применение физики в практической жизни

                                           

    Учебно-тематический план

  №       п/п

                   Тема

Количество часов

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

        1

 Основы  кинематики.

       10

Решение олимпиадных задач по физике

        3

 Основы динамики.

        6

Решение задач по теме «Законы сохранения в механике»

         4

Решение задач по теме «Молекулярная физика и термодинамика».

         5

Итоговые занятия: беседы, презентации, экскурсии.

         5

  Краткое содержание.

Содержание курса основано на имеющихся  знаниях  обучающихся по физике.

1.Вводное занятие. Ознакомление с планом, целями и задачами  кружка.

2.Основы кинематики.

 Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Баллистическое движение. Чтение и построение графиков. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.  Решение задач повышенной сложности.                                      

 3.Основы динамики.

Законы Ньютона. Принцип относительности Галилея. Силы в природе. Решение задач повышенной сложности: качественных, расчетных, экспериментальных.

4.Законы сохранения в механике.

Закон сохранения импульса и  механической  энергии. Решение задач повышенной сложности на применение законов сохранения   в механике.  Решение комбинированнх задач по механике. Использование КИМов  для подготовки к ЕГЭ.

5.Молекулярная физика и термодинамика.                                  

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. Уравнение Менделеева— Клапейрона. Газовые законы. Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели. Решение задач повышенной сложности: качественных, расчетных, графических.

6.Итоги работы кружка.

Создание мультимедийных презентаций. Экскурсии.

Планируемые результаты обучения:        о

Обучающийся должен знать и понимать:

  • вклад выдающихся ученых в развитие науки;
  • физические и химические явления,
  • примеры практического использования изучаемых физических явлений и законов.

Уметь: объяснять:

  1. роль физики в формировании научного мировоззрения;
  2. вклад теории в формирование современной естественнонаучной картины мира;
  3. решать задачи;
  4. находить информацию в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.

Владеть универсальными способами деятельности:

  1. умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность,
  2. использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
  3. определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
  4. оценивать и корректировать своё поведение в окружающем мире;
  5. овладение обучающимися способами интеллектуальной и практической деятельности,
  6. овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

        Ожидаемый результат:

  • Навыки к выполнению работ исследовательского характера
  • Навыки решения разных типов задач
  • Навыки постановки эксперимента
  • Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет
  • Профессиональное самоопределение.

Учебно-методическое обеспечение программы.

Информационное обеспечение реализации программы

  • Интернет-ресурсы:

http://www.it-n.ru/http/communities.aspx?cat_no=168497&tmpl=com  - страница творческой группы «Юные физики»

http://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-uchaschihsya-sredstvami-shkolnogo-muzeya -

-Компьютер, экран, медиа-проектор.

-Комплект оборудования кабинета физики

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н Физика 10. М.: Просвещение, 2013.
  2. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10 – 11 класс. – М..: Дрофа, 2010.
  3. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы. 10 -11класс. – М.: Дрофа, 2004.
  4. Журнал «Физика в школе»
  5. Степанова Г.Н. «Сборник задач по физике 9-11 классы» М., Просвещение, 2010г.
  6. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. «Задачник 10-11 классы», М. Дрофа 2007г.
  7. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., «решение ключевых задач по физике для профильной школы» М. Илекса, 2008г.
  8. Вишнякова Е.А., Макаров В.А. «Отличник ЕГЭ. Решение сложных задач». М. Интелект-центр, 2010г.
  9. Н.А.Парфентьева. Сборник задач по физике.  10 – 11 класс. М., Просвещение, 2010.
  10. Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999
  11. Компьютерные программы и энциклопедии на CD-ROM: Физика 7-11

 Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество

 часов

Дата

По плану

Фактическая

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты.

1

2

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения.

1

3

Работа с текстовыми задачами по теме: «Уравнение равномерного прямолинейного движения точки.»

1

4

Работа с текстовыми задачами по теме: «Уравнение движения тела с постоянным ускорением»

1

5

Работа с текстовыми задачами по теме: «Криволинейное движение. Движение по окружности»

1

6

Графическое решение кинематических задач. Чтение и построение графиков.

1

7

Построение графиков кинематических величин с использованием компьютерных программ

1

8

Аналитическое решение задач по теме «Свободное падение»

1

9

Исследование параметров баллистического движения ( дальность полета, высота подъема, поражение цели).

1

10

Экспериментальная проверка параметров баллистического движения.

1

11

Люди науки, внесшие вклад в становление и развитии баллистики. Создание мултимедийных презентаций и проектов

1

12

Решение и анализ олимпиадных задач по физике ( подготовительный этап к школьной и районной олимпиаде по физике)

3

13

Решение качественных задач по теме: «Законы Ньютона»

1

14

Решение расчетных задач по теме: «Законы Ньютона»

1

16

Экспериментальные задачи по теме: «Применение законов Ньютона»

3

17

Круглый стол по теме: «Законы Ньютона». Подведение итогов и рассмотрение результатов практической деятельности по данной теме.

1

18

Расчетные задачи по теме: «Законы сохранения»

-работа и мощность;

-закон сохранения импульса;

-закон сохранения энергии.

3

19

Решение экспериментальных задач на законы сохранения.

1

20

Работа с текстовыми задачами по теме: «Молекулярная физика и термодинамика»

-решение качественных задач;

-решение расчетных задач;

-графическое решение задач.

3

21

Решение задач по теме: «Молекулярная физика и термодинамика» с использование компьютерных программ»

2

22

Беседы о физиках. Нобелевские лауреаты по физике. Создание мультимедийных презентаций.

1

23

Экскурсии по теме: «Интересные явления в природе». Использование местного материала для создания задач с физическим материалом».

3

24

Подведение итогов за год. Выпуск стенгазеты о работе кружка за год. Создание мультимедийных презентаций.

1

Общее количество

34

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса « Решение задач повышенного уровня сложности» для учащихся 9 класса. Подготовка к ЕГЭ» (68 часов)

Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т.к это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение м...

Учебно-методическое пособие. Дополнительная образовательная программа "Решение математических задач повышенной сложности".

Учебно-методическое пособие. Дополнительная образовательная программа "Решение математических задач повышенной сложности". (9 класс)....

рабочая Программа элективного курса "Задачи с модулями и параметрами"

Рабочая программа рассчитана на 11 класс при подготовке к ЕГЭ, но может быть использована для 9-11 классов с разной степенью подготовки....

Программа элективного курса "Задачи с модулем и параметром"

Программа элективного курса "Задачи с модулем и параметром" для 9 класса...

Авторская программа "Решение орфографических задач"

Программа "Решение орфографических задач" направлена н  эффективную подготовку  учащихся 10 класса к ЕГЭ....

ПРОГРАММА Элективного курса «Задачи с параметрами» (10-11 классы)

Пояснительная запискаЭлективный курс профильной подготовки учащихся 10, 11 классов посвящён одной из тем курса алгебры – задачам с параметрами. К сожалению, в средней школе при изучении алгебры практи...

Рабочая программа "Решение нестандартных задач по алгебре и началам анализа" (профильный курс 3 часа в неделю) 11 класс

Для тех, кто предполагает получить в дальнейшем высшее образование, связанное с естественными науками, техникой и социально-экономическими дисциплинами, математическая подготовка носит более фундамент...