Программа кружка "Физика в задачах"
рабочая программа по физике (10 класс) на тему
Программа кружка предназначена для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._kruzhka_v_10_klasse._pchelina_i.v.docx | 44.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1.1.Нормативно-правовая база
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Физика в задачах» для обучающихся 10 класса разработана на основании требований нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минобразования России от 28.12.2010г. № 2106 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 (зарегистрированного в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», для общеобразовательных учреждений, работающих по базисному учебному плану 2004 года»;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14, зарегистрированного в Минюсте РФ 20.08.2014 г., регистрационный номер 33660)
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г № 1008
« Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
5. Устав МБОУ «СОШ №6»;
6 Локальные акты МБОУ «СОШ№6»;
7. Правила внутреннего распорядка обучающихся МБОУ «СОШ №6»
1.2. Направленность дополнительной общеобразовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Физика в задачах»
имеет естественнонаучную направленность, так как предусматривает воспитание у юного поколения чувство патриотизма, сохранение традиций своей страны, формирование чувства национального самосознания.
Программа способствует развитию коммуникативных, интеллектуальных, а также лидерских способностей обучающихся. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется через разные виды деятельности (прикладную, исследовательскую, проектную и др.).
1.3. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития.
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В период ускорения научно – технического процесса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому целью физического образования является формирования умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы.
Воспитание творческой активности обучающихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Цели:
- Создание условий для развития личности ребенка.
- Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.
- Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при решении задач
- Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
- Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
Задачи:
- Углубить интерес обучающихся к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса и подборки познавательных нестандартных задач .
- Формировать умение работать с различными источниками информации.
- Обучать новым приемам и методам решения физических задач, представлять результаты в виде таблиц и графиков.
- Выработать исследовательские умения.
1.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Физика в задачах» рассчитана для обучающихся 10-11 классов (15-17 лет), обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса обучающихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности обучающихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.
1.5. Сроки реализации, формы и режим дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Физика в задачах» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю): Занятия проводятся в соответствии с приказом с 1 сентября по 31 мая текущего учебного года, в том числе и в каникулярное время.
Форма проведения занятий кружка:
- Беседа
- Практикум
- Семинар
- Круглый стол
- Выпуск стенгазет
- Проектная работа
- Школьная олимпиада
Виды деятельности:
- Решение разных типов задач.
- Занимательные опыты по разным разделам физики
- Применение ИКТ
- Экскурсии.
- Применение физики в практической жизни
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. | 1 | |
Основы кинематики. | 10 | |
Решение олимпиадных задач по физике | 3 | |
Основы динамики. | 6 | |
Решение задач по теме «Законы сохранения в механике» | 4 | |
Решение задач по теме «Молекулярная физика и термодинамика». | 5 | |
Итоговые занятия: беседы, презентации, экскурсии. | 5 |
Краткое содержание.
Содержание курса основано на имеющихся знаниях обучающихся по физике.
1.Вводное занятие. Ознакомление с планом, целями и задачами кружка.
2.Основы кинематики.
Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Баллистическое движение. Чтение и построение графиков. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение. Решение задач повышенной сложности.
3.Основы динамики.
Законы Ньютона. Принцип относительности Галилея. Силы в природе. Решение задач повышенной сложности: качественных, расчетных, экспериментальных.
4.Законы сохранения в механике.
Закон сохранения импульса и механической энергии. Решение задач повышенной сложности на применение законов сохранения в механике. Решение комбинированнх задач по механике. Использование КИМов для подготовки к ЕГЭ.
5.Молекулярная физика и термодинамика.
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. Уравнение Менделеева— Клапейрона. Газовые законы. Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели. Решение задач повышенной сложности: качественных, расчетных, графических.
6.Итоги работы кружка.
Создание мультимедийных презентаций. Экскурсии.
Планируемые результаты обучения: о
Обучающийся должен знать и понимать:
- вклад выдающихся ученых в развитие науки;
- физические и химические явления,
- примеры практического использования изучаемых физических явлений и законов.
Уметь: объяснять:
- роль физики в формировании научного мировоззрения;
- вклад теории в формирование современной естественнонаучной картины мира;
- решать задачи;
- находить информацию в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.
Владеть универсальными способами деятельности:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность,
- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
- оценивать и корректировать своё поведение в окружающем мире;
- овладение обучающимися способами интеллектуальной и практической деятельности,
- овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Ожидаемый результат:
- Навыки к выполнению работ исследовательского характера
- Навыки решения разных типов задач
- Навыки постановки эксперимента
- Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет
- Профессиональное самоопределение.
Учебно-методическое обеспечение программы.
Информационное обеспечение реализации программы
- Интернет-ресурсы:
http://www.it-n.ru/http/communities.aspx?cat_no=168497&tmpl=com - страница творческой группы «Юные физики»
http://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-uchaschihsya-sredstvami-shkolnogo-muzeya -
-Компьютер, экран, медиа-проектор.
-Комплект оборудования кабинета физики
ЛИТЕРАТУРА:
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н Физика 10. М.: Просвещение, 2013.
- Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10 – 11 класс. – М..: Дрофа, 2010.
- Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы. 10 -11класс. – М.: Дрофа, 2004.
- Журнал «Физика в школе»
- Степанова Г.Н. «Сборник задач по физике 9-11 классы» М., Просвещение, 2010г.
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А. «Задачник 10-11 классы», М. Дрофа 2007г.
- Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., «решение ключевых задач по физике для профильной школы» М. Илекса, 2008г.
- Вишнякова Е.А., Макаров В.А. «Отличник ЕГЭ. Решение сложных задач». М. Интелект-центр, 2010г.
- Н.А.Парфентьева. Сборник задач по физике. 10 – 11 класс. М., Просвещение, 2010.
- Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999
- Компьютерные программы и энциклопедии на CD-ROM: Физика 7-11
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | |
По плану | Фактическая | |||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты. | 1 | ||
2 | Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. | 1 | ||
3 | Работа с текстовыми задачами по теме: «Уравнение равномерного прямолинейного движения точки.» | 1 | ||
4 | Работа с текстовыми задачами по теме: «Уравнение движения тела с постоянным ускорением» | 1 | ||
5 | Работа с текстовыми задачами по теме: «Криволинейное движение. Движение по окружности» | 1 | ||
6 | Графическое решение кинематических задач. Чтение и построение графиков. | 1 | ||
7 | Построение графиков кинематических величин с использованием компьютерных программ | 1 | ||
8 | Аналитическое решение задач по теме «Свободное падение» | 1 | ||
9 | Исследование параметров баллистического движения ( дальность полета, высота подъема, поражение цели). | 1 | ||
10 | Экспериментальная проверка параметров баллистического движения. | 1 | ||
11 | Люди науки, внесшие вклад в становление и развитии баллистики. Создание мултимедийных презентаций и проектов | 1 | ||
12 | Решение и анализ олимпиадных задач по физике ( подготовительный этап к школьной и районной олимпиаде по физике) | 3 | ||
13 | Решение качественных задач по теме: «Законы Ньютона» | 1 | ||
14 | Решение расчетных задач по теме: «Законы Ньютона» | 1 | ||
16 | Экспериментальные задачи по теме: «Применение законов Ньютона» | 3 | ||
17 | Круглый стол по теме: «Законы Ньютона». Подведение итогов и рассмотрение результатов практической деятельности по данной теме. | 1 | ||
18 | Расчетные задачи по теме: «Законы сохранения» -работа и мощность; -закон сохранения импульса; -закон сохранения энергии. | 3 | ||
19 | Решение экспериментальных задач на законы сохранения. | 1 | ||
20 | Работа с текстовыми задачами по теме: «Молекулярная физика и термодинамика» -решение качественных задач; -решение расчетных задач; -графическое решение задач. | 3 | ||
21 | Решение задач по теме: «Молекулярная физика и термодинамика» с использование компьютерных программ» | 2 | ||
22 | Беседы о физиках. Нобелевские лауреаты по физике. Создание мультимедийных презентаций. | 1 | ||
23 | Экскурсии по теме: «Интересные явления в природе». Использование местного материала для создания задач с физическим материалом». | 3 | ||
24 | Подведение итогов за год. Выпуск стенгазеты о работе кружка за год. Создание мультимедийных презентаций. | 1 | ||
Общее количество | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа спецкурса « Решение задач повышенного уровня сложности» для учащихся 9 класса. Подготовка к ЕГЭ» (68 часов)
Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т.к это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение м...
Учебно-методическое пособие. Дополнительная образовательная программа "Решение математических задач повышенной сложности".
Учебно-методическое пособие. Дополнительная образовательная программа "Решение математических задач повышенной сложности". (9 класс)....
рабочая Программа элективного курса "Задачи с модулями и параметрами"
Рабочая программа рассчитана на 11 класс при подготовке к ЕГЭ, но может быть использована для 9-11 классов с разной степенью подготовки....
Программа элективного курса "Задачи с модулем и параметром"
Программа элективного курса "Задачи с модулем и параметром" для 9 класса...
Авторская программа "Решение орфографических задач"
Программа "Решение орфографических задач" направлена н эффективную подготовку учащихся 10 класса к ЕГЭ....
ПРОГРАММА Элективного курса «Задачи с параметрами» (10-11 классы)
Пояснительная запискаЭлективный курс профильной подготовки учащихся 10, 11 классов посвящён одной из тем курса алгебры – задачам с параметрами. К сожалению, в средней школе при изучении алгебры практи...
Рабочая программа "Решение нестандартных задач по алгебре и началам анализа" (профильный курс 3 часа в неделю) 11 класс
Для тех, кто предполагает получить в дальнейшем высшее образование, связанное с естественными науками, техникой и социально-экономическими дисциплинами, математическая подготовка носит более фундамент...