Авторская программа "Решение орфографических задач"
элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему

Нигматуллина (Габдуллина) Альбина Сабаховна

Программа "Решение орфографических задач" направлена н  эффективную подготовку  учащихся 10 класса к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 им. Ю.А.Гагарина»

Бавлинского района РТ

                                                                                             

Элективный курс

«Решение орфографических задач.

 Подготовка к  ЕГЭ по русскому языку в 10 классе»

(34 часа)

                                                                      Учитель русского языка и литературы      

                                                               МБОУ СОШ №3 имени Ю.А.Гагарина

                                                                                 Бавлинского района РТ  

                                                                                    Нигматуллина А.С.

                                                 2012 – 2013 учебный год

                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Актуальность введения в школе курса "Решения орфографических задач" по выбору определяется,  в первую очередь,  для подготовки к ЕГЭ,  далее,  необходимостью решать  проблемы повышения грамотности учеников,  недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 10  класса и рассчитан на 34 часа.

Занятия могут быть организованы по одному часу в неделю.

Цель обучения орфографии в школе – формирование сознательного усвоения  орфографической грамотности  учащихся,  и применение   орфографических правил при подготовке и сдаче ЕГЭ в части А.

Дидактические принципы отбора содержания материала: 

  1. научность;
  2. доступность;
  3. последовательность и системность изложения материала;
  4. преемственность и перспективность;
  5. связь теории с практикой;
  6. наглядность;
  7. целостность.

Курс "Решение орфографических задач" имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:

  1. закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
  2. продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
  3. развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
  4. использовать эти  знания, приемы и навыки при сдаче ЕГЭ

В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала и решения тестов в ЕГЭ в части А (13,14,15,16,17).

Методы обучения: 

  1. эвристическая беседа;
  2. исследование;
  3. проблемно-поисковые задания;
  4. наблюдение;
  5. лингвистические игры;
  6. индивидуальные задания.
  7. решение тестов

Ожидаемые результаты

В результате изучения дисциплины обучаемый должен знать и уметь:

  1. правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
  2. условия, от которых зависит написание;
  3. норму, действующую при данных условиях;
  4. последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
  5. приёмы разграничения схожих написаний;
  6. умение использовать основные приёмы информационной обработки текста;
  7. умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформление;
  8. умение соблюдать в речевой практике основные орфографические  нормы русского литературного языка;
  9. умение адекватно понимать информацию сообщения;
  10. умение понимать интерпретировать решение орфографических задач;
  11. умение создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по прочитанному тексту;
  12. умение излагать последовательно собственные мысли, приводя аргументы, делая вывод.

                                               

                                  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Краткое содержание

Знания, умения, навыки

1.

Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе.

1

Закрепить навык написания безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Сформировать умение правильно подбирать однокоренные слова.

Уметь опознавать проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, владеть способом определения правильного написания путём подбора однокоренных слов.

2.

Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова, в приставке. Правописание непроизносимых согласных корня.

1

Научить различать согласные в корнях слов: проверяемые произношением и не проверяемые произношением, а также непроизносимые и удвоенные согласные. Сформировать умение безошибочно писать гласные в корнях слов.

Уметь определять написание согласного и безошибочно писать их.

3.

Правописание о/ё после шипящих в корне слова.

1

Закрепить правописание о-ё после шипящих в корнях слов. Формировать умение выбирать и объяснять буквы о или ё.

Уметь объяснять выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов.


4.


Правописание приставок на -з / -с.


1


Повторить сведения о правописании неизменяемых приставок. Изучить правописание приставок на з-с.


Знать три группы приставок в зависимости от их правописания.

5.

Написание ы в начале корня после приставок на согласный.

1

Учить опознавать данную группу слов и понимать, при каких условиях после приставок в корне сохраняется буква и, а при каких - вместо и пишется буква ы.

Знать условия выбора букв и и ы после приставок на согласный. Уметь правильно применять правило.

6.

Написание о под ударением после шипящих в окончаниях и суффиксах имён существительных, имён прилагательных.

1

Закрепить умение опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определённой частью речи.

Знать способ определения написания окончаний слов. Уметь свободно им пользоваться.

7.

Правописание непроверяемых гласных и согласных корня.

1

Закрепить написание не проверяемых ударением гласных корня. Сформировать умение в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю.

Знать написание слов с непроверяемой гласной в корне слова.

8.

Правописание чередующихся гласных в корне слова с условием влияния  последующих букв  

1

Чередование а/о: в корнях –зар-/-зор-, -гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон-, -плав-/-плов-, -кас-/-кос-, -лаг-/-лож-, -раст- (-ращ-)/ -рос-, -скак-/-скоч-, -мак-/-мок, -равн-/-ровн- 

Чередования е/и в корнях: -бер-/ -бир-, -блест-/-блист-, -дер-/ -дир-, -жег-/-жиг-, -мир-/-мер- -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-, -чет-/-чит-. Чередование им/ а(я), ин/ а(я).

Уметь правильно писать слова с чередующимися гласными. Знать условия выбора гласной в корнях с чередованием.

9.

Правописание чередующихся гласных в корне слова с  условием  по значению

1

Чередование о/а в корнях: равн-/ровн-, плав-,плов-, клан-/клон-, скак-/скоч-, мак-/мок-

Уметь правильно писать слова с чередующимися гласными. Знать условия выбора гласной в корнях с чередованием


10.


Разделительный Ъ.


1


Правописание Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх-.


Знать и безошибочно употреблять Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух- трёх-, четырёх-.

11.

Правописание Ь как разделительного знака, как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы.

2

Употребление Ь как знака обозначения мягкости в конце слова и в середине перед твёрдыми согласными, в середине слова перед мягкими согласными, если при изменении слова или в родственных словах первый сохраняет свою мягкость и когда второй становится твёрдым: в письме (ср. письма). Употребление мягкого знака как показателя грамматической формы в именах существительных, в глагольных формах, на конце наречий после шипящих, частиц.

Знать основные случаи употребления Ь как разделительного и для обозначения мягкости.

Знать основные случаи употребления Ь как показателя грамматической формы.

12.

Употребление приставок пре- и при-.

2

Познакомить с правописанием гласных в приставках пре- и при-. Учить определять лексическое значение приставок и правильно писать их.

Понимать, что употребление приставок пре- и при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания).

13.

Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.

3

Сформировать представление о правописании букв н и нн в суффиксах полных прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.

Знать условия выбора одной и двух н в суффиксах полных прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.

14.

Правописание суффиксов имён существительных: -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).

2

Повторить правописание суффиксов имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).

Уметь правильно писать суффиксы имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).

15.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

1

Закрепить правописание суффиксов имён прилагательных  -к- (-ск-).

Знать вызывающие трудности при письме частотные суффиксы прилагательных.

16.

Правописание суффиксов глаголов.

2

Правописание суффиксов глаголов ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.

Знать правила написания суффиксов и способы действия по их применению.

17.

Правописание суффиксов причастий.

2

Правописание суффиксов причастий: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -ом- (-ем-), -им-, гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.

Знать суффиксы причастий и условия их употребления.

18.

Написание не с именами существительными, именами прилагательными.

1

Систематизировать сведения о правописании не с именами существительными, именами прилагательными.

Знать правила употребления не с существительными и прилагательными. Уметь приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы.

19.

Слитное и раздельное написание не с глаголами, деепричастиями.

1

Вспомнить правила написания не с глаголами и деепричастиями. Развивать навыки и умения написания данных частей речи с не.

Знать правила употребления не с личными формами глагола, деепричастиями. Уметь грамотно употреблять данные словоформы в собственных письменных работах.

20.

Написание не с причастиями.

2

Формировать навык употребления н и нн в причастиях.

Уметь определять зависимые от причастия слова, полную и краткую форму причастия. Знать, как пишется не с причастиями.

21.

Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.

2

Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного и слов с начальной частью пол-.

Знать условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных. Уметь применять данные правила при написании.

22.

Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний.

2

Познакомить с условиями правописания сложных имён прилагательных.

Знать правила употребления дефиса в сложных прилагательных. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис на письме.

23.

Употребление прописных букв.

1

Повторить орфограммы, связанные с употреблением прописных букв.

Знать основные случаи употребления прописных букв; уметь объяснять в тексте и самостоятельно подбирать примеры употребления прописных букв.

24.

Правила переноса.

1

Закрепить правила переноса слов.

Знать правила переноса слов, уметь применять их на письме.

Итого:   24 темы,  34 часа

К данному курсу разработан сборник упражнений. Фрагмент из этого сборника можно посмотреть в приложении.

Приложение

Список используемой литературы 

  1. Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 1987.
  2. Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. - Киев, 1987.
  3. Безруков А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном падеже единственного числа// Русский язык в школе. 1990. № 5.
  4. Бельчанский К.А. Графические схемы по языку// РЯиЛ в СУЗах УССР, 1989. № 5.
  5. Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2001.
  6. Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.
  7. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.
  8. Гетман Л.И. Морфемно-орфографические упражнения//РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №12.
  9. Граник Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Психологические механизмы грамотного письма// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1991. №3.
  10. Донченко Т.К. Шаг:Ещё шаг: Алгоритмы на уроках русского языка// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1990. №6.
  11. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 1977.
  12. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М., 1982.
  13. Козлов Л.И. Графическое комментирование орфограмм// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №11.
  14. Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов// РЯШ. 1990. №1.
  15. Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. РЯШ. 2000. № 3.
  16. Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку// РЯШ. 1998. №2.
  17. Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.
  18. Селезнёва Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. - М., 1980.
  19. Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов// РЯШ. 2000. №1.
  20. Степанченко И.И. НЕ - приставка или частица?// Русская речь. 1990. №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный тест по русскому языку "Орфографические задачи"

Материал представляет собой ряд орфографических задач, предлагаемых ученику для верного решения. Может быть применен в рамках подготовк к ГИА учащихся 9 класса....

Орфографическое списывание – источник орфографической грамотности учащихся.

В этой статье говорится о роли орфографического чтения и списывния, его важности при обучении школьников и пополнения их словарного запаса....

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Авторская работа по теме: "Пути формирования орфографической грамотности учащихся"

План.       Введение. ……………………………………………………………………3Глава 1.  Проблема «Формирования орфографической грамотности» в педагогической и в методической науке. …………………...

обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"

Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу,  что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...

Решаем главные орфографические задачи письма на примере русских пословиц о молитве и Боге)

Тип урока:  Урок закрепления полученного знанияЦели:  Предметные: формирование умения обозначать безударные гласные в корне слова; развитие орфографической зоркости;Метапредметные: развитие ...