Авторская программа "Решение орфографических задач"
элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему
Программа "Решение орфографических задач" направлена н эффективную подготовку учащихся 10 класса к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 им. Ю.А.Гагарина»
Бавлинского района РТ
Элективный курс
«Решение орфографических задач.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 10 классе»
(34 часа)
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3 имени Ю.А.Гагарина
Бавлинского района РТ
Нигматуллина А.С.
2012 – 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность введения в школе курса "Решения орфографических задач" по выбору определяется, в первую очередь, для подготовки к ЕГЭ, далее, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 10 класса и рассчитан на 34 часа.
Занятия могут быть организованы по одному часу в неделю.
Цель обучения орфографии в школе – формирование сознательного усвоения орфографической грамотности учащихся, и применение орфографических правил при подготовке и сдаче ЕГЭ в части А.
Дидактические принципы отбора содержания материала:
- научность;
- доступность;
- последовательность и системность изложения материала;
- преемственность и перспективность;
- связь теории с практикой;
- наглядность;
- целостность.
Курс "Решение орфографических задач" имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
- закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
- продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
- развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
- использовать эти знания, приемы и навыки при сдаче ЕГЭ
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала и решения тестов в ЕГЭ в части А (13,14,15,16,17).
Методы обучения:
- эвристическая беседа;
- исследование;
- проблемно-поисковые задания;
- наблюдение;
- лингвистические игры;
- индивидуальные задания.
- решение тестов
Ожидаемые результаты
В результате изучения дисциплины обучаемый должен знать и уметь:
- правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
- приёмы разграничения схожих написаний;
- умение использовать основные приёмы информационной обработки текста;
- умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформление;
- умение соблюдать в речевой практике основные орфографические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию сообщения;
- умение понимать интерпретировать решение орфографических задач;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение излагать последовательно собственные мысли, приводя аргументы, делая вывод.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Краткое содержание | Знания, умения, навыки |
1. | Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. | 1 | Закрепить навык написания безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Сформировать умение правильно подбирать однокоренные слова. | Уметь опознавать проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, владеть способом определения правильного написания путём подбора однокоренных слов. |
2. | Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова, в приставке. Правописание непроизносимых согласных корня. | 1 | Научить различать согласные в корнях слов: проверяемые произношением и не проверяемые произношением, а также непроизносимые и удвоенные согласные. Сформировать умение безошибочно писать гласные в корнях слов. | Уметь определять написание согласного и безошибочно писать их. |
3. | Правописание о/ё после шипящих в корне слова. | 1 | Закрепить правописание о-ё после шипящих в корнях слов. Формировать умение выбирать и объяснять буквы о или ё. | Уметь объяснять выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов. |
4. | Правописание приставок на -з / -с. | 1 | Повторить сведения о правописании неизменяемых приставок. Изучить правописание приставок на з-с. | Знать три группы приставок в зависимости от их правописания. |
5. | Написание ы в начале корня после приставок на согласный. | 1 | Учить опознавать данную группу слов и понимать, при каких условиях после приставок в корне сохраняется буква и, а при каких - вместо и пишется буква ы. | Знать условия выбора букв и и ы после приставок на согласный. Уметь правильно применять правило. |
6. | Написание о под ударением после шипящих в окончаниях и суффиксах имён существительных, имён прилагательных. | 1 | Закрепить умение опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определённой частью речи. | Знать способ определения написания окончаний слов. Уметь свободно им пользоваться. |
7. | Правописание непроверяемых гласных и согласных корня. | 1 | Закрепить написание не проверяемых ударением гласных корня. Сформировать умение в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю. | Знать написание слов с непроверяемой гласной в корне слова. |
8. | Правописание чередующихся гласных в корне слова с условием влияния последующих букв | 1 | Чередование а/о: в корнях –зар-/-зор-, -гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон-, -плав-/-плов-, -кас-/-кос-, -лаг-/-лож-, -раст- (-ращ-)/ -рос-, -скак-/-скоч-, -мак-/-мок, -равн-/-ровн- Чередования е/и в корнях: -бер-/ -бир-, -блест-/-блист-, -дер-/ -дир-, -жег-/-жиг-, -мир-/-мер- -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-, -чет-/-чит-. Чередование им/ а(я), ин/ а(я). | Уметь правильно писать слова с чередующимися гласными. Знать условия выбора гласной в корнях с чередованием. |
9. | Правописание чередующихся гласных в корне слова с условием по значению | 1 | Чередование о/а в корнях: равн-/ровн-, плав-,плов-, клан-/клон-, скак-/скоч-, мак-/мок- | Уметь правильно писать слова с чередующимися гласными. Знать условия выбора гласной в корнях с чередованием |
10. | Разделительный Ъ. | 1 | Правописание Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх-. | Знать и безошибочно употреблять Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух- трёх-, четырёх-. |
11. | Правописание Ь как разделительного знака, как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы. | 2 | Употребление Ь как знака обозначения мягкости в конце слова и в середине перед твёрдыми согласными, в середине слова перед мягкими согласными, если при изменении слова или в родственных словах первый сохраняет свою мягкость и когда второй становится твёрдым: в письме (ср. письма). Употребление мягкого знака как показателя грамматической формы в именах существительных, в глагольных формах, на конце наречий после шипящих, частиц. | Знать основные случаи употребления Ь как разделительного и для обозначения мягкости. Знать основные случаи употребления Ь как показателя грамматической формы. |
12. | Употребление приставок пре- и при-. | 2 | Познакомить с правописанием гласных в приставках пре- и при-. Учить определять лексическое значение приставок и правильно писать их. | Понимать, что употребление приставок пре- и при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания). |
13. | Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных. | 3 | Сформировать представление о правописании букв н и нн в суффиксах полных прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных. | Знать условия выбора одной и двух н в суффиксах полных прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных. |
14. | Правописание суффиксов имён существительных: -ек-, -ик-, -чик- (-щик-). | 2 | Повторить правописание суффиксов имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-). | Уметь правильно писать суффиксы имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-). |
15. | Правописание суффиксов имён прилагательных. | 1 | Закрепить правописание суффиксов имён прилагательных -к- (-ск-). | Знать вызывающие трудности при письме частотные суффиксы прилагательных. |
16. | Правописание суффиксов глаголов. | 2 | Правописание суффиксов глаголов ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-. | Знать правила написания суффиксов и способы действия по их применению. |
17. | Правописание суффиксов причастий. | 2 | Правописание суффиксов причастий: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -ом- (-ем-), -им-, гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-. | Знать суффиксы причастий и условия их употребления. |
18. | Написание не с именами существительными, именами прилагательными. | 1 | Систематизировать сведения о правописании не с именами существительными, именами прилагательными. | Знать правила употребления не с существительными и прилагательными. Уметь приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы. |
19. | Слитное и раздельное написание не с глаголами, деепричастиями. | 1 | Вспомнить правила написания не с глаголами и деепричастиями. Развивать навыки и умения написания данных частей речи с не. | Знать правила употребления не с личными формами глагола, деепричастиями. Уметь грамотно употреблять данные словоформы в собственных письменных работах. |
20. | Написание не с причастиями. | 2 | Формировать навык употребления н и нн в причастиях. | Уметь определять зависимые от причастия слова, полную и краткую форму причастия. Знать, как пишется не с причастиями. |
21. | Слитные и дефисные написания сложных имён существительных. | 2 | Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного и слов с начальной частью пол-. | Знать условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных. Уметь применять данные правила при написании. |
22. | Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний. | 2 | Познакомить с условиями правописания сложных имён прилагательных. | Знать правила употребления дефиса в сложных прилагательных. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис на письме. |
23. | Употребление прописных букв. | 1 | Повторить орфограммы, связанные с употреблением прописных букв. | Знать основные случаи употребления прописных букв; уметь объяснять в тексте и самостоятельно подбирать примеры употребления прописных букв. |
24. | Правила переноса. | 1 | Закрепить правила переноса слов. | Знать правила переноса слов, уметь применять их на письме. |
Итого: 24 темы, 34 часа |
К данному курсу разработан сборник упражнений. Фрагмент из этого сборника можно посмотреть в приложении.
Список используемой литературы
- Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 1987.
- Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. - Киев, 1987.
- Безруков А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном падеже единственного числа// Русский язык в школе. 1990. № 5.
- Бельчанский К.А. Графические схемы по языку// РЯиЛ в СУЗах УССР, 1989. № 5.
- Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2001.
- Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.
- Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.
- Гетман Л.И. Морфемно-орфографические упражнения//РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №12.
- Граник Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Психологические механизмы грамотного письма// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1991. №3.
- Донченко Т.К. Шаг:Ещё шаг: Алгоритмы на уроках русского языка// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1990. №6.
- Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 1977.
- Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М., 1982.
- Козлов Л.И. Графическое комментирование орфограмм// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №11.
- Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов// РЯШ. 1990. №1.
- Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. РЯШ. 2000. № 3.
- Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку// РЯШ. 1998. №2.
- Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.
- Селезнёва Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. - М., 1980.
- Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов// РЯШ. 2000. №1.
- Степанченко И.И. НЕ - приставка или частица?// Русская речь. 1990. №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольный тест по русскому языку "Орфографические задачи"
Материал представляет собой ряд орфографических задач, предлагаемых ученику для верного решения. Может быть применен в рамках подготовк к ГИА учащихся 9 класса....
Орфографическое списывание – источник орфографической грамотности учащихся.
В этой статье говорится о роли орфографического чтения и списывния, его важности при обучении школьников и пополнения их словарного запаса....
Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...
Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...
Авторская работа по теме: "Пути формирования орфографической грамотности учащихся"
План. Введение. ……………………………………………………………………3Глава 1. Проблема «Формирования орфографической грамотности» в педагогической и в методической науке. …………………...
обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"
Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу, что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...
Решаем главные орфографические задачи письма на примере русских пословиц о молитве и Боге)
Тип урока: Урок закрепления полученного знанияЦели: Предметные: формирование умения обозначать безударные гласные в корне слова; развитие орфографической зоркости;Метапредметные: развитие ...