Урок игра.Физика в сказке.
план-конспект занятия по физике (7 класс) на тему

Учитель. Ребята! Мы завершили изучение разделов физики, посвященных строению вещества и механическому движению. Начав изучать  новый предмет,  мы обнаружили, что физические явления окружают нас повсюду: на улице, в лесу, дома на кухне. Сегодня у нас обобщающий урок по теме Строение вещества, механическое движение. 

Цель нашего урока: повторить молекулярное строение вещества, агрегатное состояния вещества,  взаимодействие тел, виды механического движения.

 

И вот наш урок мы проводим необычно. Творческое название урока вы узнаем из теста – задания. У вас на столе лежат тесты, на этих листах начинаем выполнять тест, предварительно подписав листок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_igra_fizika.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель. Ребята! Мы завершили изучение разделов физики, посвященных строению вещества и механическому движению. Начав изучать  новый предмет,  мы обнаружили, что физические явления окружают нас повсюду: на улице, в лесу, дома на кухне. Сегодня у нас обобщающий урок по теме Строение вещества, механическое движение.  

Цель нашего урока: повторить молекулярное строение вещества, агрегатное состояния вещества,  взаимодействие тел, виды механического движения.

 

И вот наш урок мы проводим необычно. Творческое название урока вы узнаем из теста – задания. У вас на столе лежат тесты, на этих листах начинаем выполнять тест, предварительно подписав листок.

1 вариант

1.Физика это слово а)русское г) латинское, и) греческое, с) английское.

2.72 км/ч.- это н)720 м/с, ф)20 м/с, к) 15 м/с,

л)2 м/с.

3.Какая физическая величина численно равна отношению массы к плотности?

а)путь, г) скорость, к) объем, з)время.

4.Из перечисленных единиц измерения выберите единицу плотности. к)1 м3, з) 1 кг, а)1кг/ м3, т) 1 м/с, с) 1 м.

5. По какому из приведенных выражений вычисляют путь при равномерном движении? н)m / V , л) S / t , в) p  t , и) v t

6.Какая траектория лыжника, прыгающего с трамплина? а) прямая линия, ф)ломаная линия, з) кривая линия, д)окружность.

2 вариант

1.Слово Физика впервые появилось в сочинениях одного из мыслителей древности это л) Ломоносов М.В., с) Г. Галлилей, к) Аристотель, г) И. Ньютон.

2 54 км/ - это р)20 м/с в) 2 м/с, с)15 м/с, м)150м/с

3. Какая физическая величина численно равна отношению пройденного пути ко времени движения? з)путь, п)плотность, а) скорость, в)масса.

 4.Из перечисленных единиц измерения выберите единицу измерения скорости? а)1 м3, з) 1 кг, с)1кг/ м3, а) 1 м/с, д) 1 м.

5.В каком направлении будет двигаться мяч, спокойно лежавший на столе при равномерном движении поезда, если поезд резко затормозит?

з) вперед по направлению поезда, б)назад против направления движения поезда, к)вправо, г)влево.

6. По какому из приведенных выражений вычисляют плотность тела. к)m / V , а) S / t , л) p  t , о) v t

У вас получилось Физика в сказке.

1  Учитель. Вам предстоит вспомнить ваши любимые сказки и попытаться объяснить события с физической точки зрения

Ребята обратите внимание, что у меня находится на столе?

Учащиеся. Молекулы.

Учитель. Что такое молекула?

 Учащиеся. Молекула вещества – это мельчайшая частица данного вещества.

Учитель. Ребята, к нам в гости пришел фокусник Джин. Он пришел с фокусами. И вы можете разгадать фокусы, зная физику!

(На столе находятся физические тела: колба с подкрашенной водой)

Учитель. Что это такое ребята?

Учащиеся. Колба, штатив…

Учитель. Так мы называем эти предметы в жизни, а как их называют в физике?

Учащиеся. Физические тела

Учитель. А то из чего состоят физические тела, называется…

Учащиеся. Веществом

Учитель.  Ребята, кто знает, каковы размеры молекул и как их можно определить?

Учащиеся.  Любое вещество состоит из молекул. Они очень маленькие, их не видно вооруженным взглядом. При помощи электронного микроскопа можно сфотографировать наиболее крупные молекулы. Диаметр молекулы кислорода около 3  10-10 м. Даже небольшие тела состоят из огромного числа молекул.

Учитель.  А как вы думаете, молекулы все одинаковы или нет?

Учащиеся.  Молекулы одного вещества одинаковы.

Учитель.  А молекулы льда, воды и пара тоже одинаковы?

Учащиеся.  Молекулы одного вещества одинаковы и не зависят от агрегатного состояния  вещества. Они определяются только родом вещества.

Учитель.  1 фокус –изменение объема при нагревании тела.(колба). Почему происходит подъем жидкости?

2 опыт -  подтверждение, что частицы вещества малы.(3 колбы).

Учитель. Ребята, кто может объяснить этот процесс?

Учащиеся. Поскольку  в воде растворили очень маленькую крупинку перманганата калия, то только часть ее попала в третий сосуд, можно предположить, что крупинка состояла из большого числа молекул.

Учитель.  А сейчас ребята, мы проведем небольшую игру, которую предлагает нам Джин

1 ряд под музыку продемонстрируйте нам танго «Твердое состояние вещества» Как надо двигаться в этом танце? ( Молекулы медленно раскачиваются)

Учитель Ребята, почему молекулы не расходятся на большие расстояния?

Ответ. В твердых телах притяжение между молекулами очень сильное. Поэтому в обычных условиях тв. тело сохраняет свою форму и объем.

2 ряд   вальс «Жидкое состояние вещества» (Молекулы движутся быстрее, вращаются, и некоторые совершают переходы.) Садятся.

Учитель.  Ребята, вы понимаете, что  это за  переход в вальсе?

Учащиеся. В  жидком состоянии молекулы не расходятся на большие расстояния, и жидкость сохраняет свой объем, молекулы могут перейти от одной ячейки к другой. Этим объясняется текучесть жидкостей.

Учитель.   Ну а теперь 3 ряд покажет нам быстрый фокстрот. (Ученики  быстро расходятся на большие расстояния) А это, что за состояние вещества?

Учащиеся. В газообразном состоянии молекулы движутся беспорядочно, хаотично почти не притягиваются друг к другу. Газ принимает форму и объем сосуда, в котором он находится.

Учитель.   Молодцы, ребята! Задания выполнили на отлично.

2  Учитель.   Ребята что – то у нас прохладно. К нам в гости пришла какая –то королева, и вся в белом. Кто она?  Вставить                                                                            Это Снежная королева.

Учитель Ребята ответьте, а где живет снежная королева.

Учащиеся. Она живет среди вечных снегов и нетающих льдов.

Учитель. Скажите, а почему они не тают?

Учащиеся. Они не тают потому, что при низкой температуре (ниже 0 С) вода превращается в твердое тело, в лед.

Учитель. Вы правы.                                                                                              Метели возвели стены чертогов, буйные ветра пробили в них окна и двери. Громадные белоснежные залы тянутся, один за другим на сотни миль – громадные, высокие. До самого неба. Эти залы освещает разноцветными огнями            

северное сияние. Вьюги разостлали в них  пушистые, блестящие серебром ковры. Ребята, скажите, чем отличается лед от пушистого снега. И что у них общего?

Учащиеся. Снег и лед – это одно и то же вещество (вода) в твердом состоянии. Но лед – это сплошное тело, а снег – сыпучее (мука). Плотность снега меньше, чем плотность льда.

Учитель. Вы правы. Ребята у вас на столе лежат карточки, покажите физическую величину плотность, объем, массу, единицу плотности, объема, массы, формулу по которой измеряют плотность, объем. Показываю вместе с ребятами карточки. Молодцы!

Ребята, в ослепительно сверкающих залах королевства холодно и пустынно. Там всегда мертво и пусто!

Показать

 Посередине самого большого снежного  зала – круглое замерзшее озеро. Оно даже поднялось выше уровня бывшей в нем воды. Посреди озера стоит ледяной трон из переливающихся кристаллов.  Почему же это произошло?

Учащиеся. Плотность льда меньше плотности воды.

Одна и та же масса льда занимает, согласно формуле m = p V  (или V = m / p), больший объем, чем такая же масса воды. Вот почему поверхность льда выпятилась.

Учитель.  А какие явления природы, встречались в моем рассказе?

Учащиеся. В рассказе упоминалось о северном сиянии - это физическое явление. Сверкание кусочков льда похоже на сверкание капель росы – все это физические явления.

Учитель.  И с  заданиями Снежной королевы мы справились.           25 минут по времени

3 Учитель.  Ребята! А вы знаете, что сегодня у малыша день рожденья!                

Показать

Он не смог нас всех пригласить к себе в гости. В гости  к малышу прилетел Карлсон,  который почувствовал очень приятный запах. Как вы думаете почему?

Учащиеся. Мама испекла на день рожденья малышу торт.

Учитель.  Почему Карлсон почувствовал приятный запах?

Учащиеся. Видимо в торте находится ванилин. Это такой вкусно – пахнущий порошок. Молекулы ванилина приникли между молекулами воздуха, произошло явление диффузии, вот и вкусно пахнет.

Учитель. По сценарию мультфильма, вам известно, что малыш предложил чаю с вареньем Карлсону?   Вставить                                                                                             Почему чай изменил окраску?

Учащиеся. Произошла диффузия чая и варенья. Молекулы из варенья проникли между молекулами чая – и вода изменила окраску. Чай стал сладким. Произошла сладкая диффузия.

Учитель. Какой вкусный, сладкий эпизод был у нас на уроке!

4 Учитель. Ребята, отгадайте загадку. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, то слезы проливает? Лук.  Вставить                                                   Ребята, а что за мелодия звучит, давайте послушаем.…  Вставить     1 раз щелкнуть

(Вставить мелодию) Появляется на экране - чиполлино. Кто знает этого сказочного героя? Автора книги? Вставить      

Учащиеся. Это Чиполлино        , по -  русски лук. Джани Родари рассказал всему свету  о приключениях Чиполлино.

Учитель. Помните, как синьор помидор лил слезы? К нам со страниц книги пришел на урок физики Чиполлино. Он не только сказочный герой, но он имеет прямое отношение  к физике. Почему льют слезы?

Учащиеся. Происходит явление диффузии. Не сразу чувствуется запах лука, лишь через некоторое время. Молекулы лука смешиваются с молекулами воздуха.

Вставить      

Учитель. А если положить лук в холодную воду или окунуть нож в воду. Которым режут лук к столу, то действие «плачущих» молекул ослабевает или вовсе прекратится, Как объяснить это явление?

Учащиеся. Вода задерживает в себе «плачущие» молекулы, они диффундируют между молекулами воды и меньше испаряются, их действие уже не опасно окружающим и мы смеемся.

Учитель. Все правильно.

5 Учитель.  А теперь перенесемся на страницы другой сказки.    

Вставить    

Жили – были старик со старухой. Испекла старуха колобок, а он укатился в лес.

И вот прикатился к нам ребята. Катился он ребята с некоторой скоростью, не всегда движение его было равномерным: на кочках поднимался вверх и скорость его движения уменьшалась, а с кочки скатывался быстрее, т.е скорость увеличивалась. Ребята, а что такое скорость?

Учащиеся. Скорость тела – векторная физическая величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден.

Учитель. Проверим! На одну кочку длиной 60 см. колобок равномерно поднимался полминуты. Какая была скорость? (60 см = 0.6м, v = S /t=0,6м/30с=0,02м/с). Правильно!

По лесу колобок петлял между деревьями, скрываясь от волка, лисицы, других животных. А как называется линия, которую он описывал при своем движении?

Учащиеся. Траектория.

Учитель. А что такое траектория? 

Учащиеся. Траектория – это и есть линия, которое описывает тело при своем движении.

Учитель. Ребята, а есть что – нибудь еще из моего рассказа,  что мы изучали на уроках физики? Учащиеся. Пройденный путь, неравномерное движение, равномерное движение

Учитель  А что это такое?

6 Учитель. Ребята, сегодня у нас урок сказочный. Внимание на экран.

Вставить    

Кто из героев пришел к нам в гости?

 Учитель. Чтобы удачно добраться до бабушки,  ей надо выполнить 2 задания задание.

1 задание. Чтобы добраться до домика бабушки красная шапочка, должна будет измерить расстояние шагами. А что значит измерить  физическую величину?

Учащиеся. Измерить какую либо величину это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу.

Учитель. Правильно. Для того чтобы выполнить второе задание- физическое лото. У вас на столе лежит большая карта, с верными вариантами ответов и 4 карточки с заданиями. На листах решаем и выбираем правильный ответ  на большой карте, и вы должны положить карточку  ответом вверх. Проведем работу в группах. Приступаем. Решив их, вы найдете дорогу к домику бабушки.

Кто верно выполнил задания физ. У кого верно? У того должна получиться картинка как на экране.

Вставить    

Мы помогли красной шапочке найти дорогу к бабушке,

Итог урока, ребята мы побывали с вами в сказке, где повторили строение вещества, механическое движение. И можем сделать вывод. Физика не только точная наука, но и с помощью физических законов мы можем описать любые явления происходящие в жизни.

Оценки. Многие ребята активно работали на уроке. Оценку 5за задачу, за тест нескольким учащимся, за ответы с места, за последнее задание.

Домашнее задание. Повторить тему, задача в тетради.

Задача на дом Баба Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в течение 5 минут, затем полчаса бежала 2км по лесу, затем переплывала пруд шириной 1000м со скоростью 0,5 м/с. С какой средней скорость гналась Баба Яга за  бедным Иванушкой?

Вот, закончился урок,

Знания пошли вам в прок.

Я хочу совет вам дать:

Надо физику читать,

И формулы запоминать

Чтоб задачи все решались

И ответы получались,

И тогда Оценки «пять»

Будете на уроках получать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 7 классе. Игра "Физика в быту"

Представленное игровое занятие по физике  позволяет в интересной форме обощить и закрепить знания, полученные при изучении физики 7-го класса, а также научить  видеть проявления изученных ра...

Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс

Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...

Обобщающий урок-игра «Физика 9 класс»

Обобщающий урок-игра «Физика 9 класс»Цели урока:Повторение материала по курсу физики 9 класса; расширение кругозора учащихся.Эпиграф к уроку: «Я мыслю, следовательно, я существую» (Декарт)Ход ур...

Урок -игра физика 7 класс

Урок-игра физика 7 класс...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-ЫХ КЛАССОВ Игра «Физика вокруг нас».

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕДЛЯ  УЧАЩИХСЯ  7-ЫХ  КЛАССОВИгра «Физика вокруг нас»....

Урок-игра «Физика – подружка» 7 класс

Цели урока: повторение в игровой форме понятия , которые являются базой   для начала изучения  курса физики; расширение кругозора учащихся, обучение тому, как применять знания в новой с...

Своя игра (Физико-математический игровой урок в 9 классе)

Предлагается разработка игрового урока ,которую  можно использовать и на  внеклассном  мероприятии для итогового повторения материала , повышения интереса учащихся к обучению....