Рабочая программа по физике 10 класса
календарно-тематическое планирование по физике (10 класс) на тему

Монгуш Лиана Март-ооловна

Рабочая программа по физике 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н.Сотский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya.docx27.95 КБ
Файл planirovanie.docx53.25 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развернутое тематическое планирование изучения физики
в 10–11 классах

Настоящий развернутый календарно-тематический план разработан применительно к примерной программе среднего (полного) общего образования по физике для 1011 классов общеобразовательных учреждений.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования, в том числе в 10 и 11 классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Изучение физики в средних (полных) общеобразовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации, необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач; воспитание уважительного отношения к мнению оппонента, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Изучение курса физики в 10–11 классах структурировано на основе физических теорий следующим образом: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика и элементы астрофизики. Ознакомление учащихся со специальным разделом «Физика и методы научного познания» предполагается проводить при изучении всех разделов курса.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (136 часов)

Физика и методы научного познания

Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации:

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона.

Измерение сил.

Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Условия равновесия тел.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы:

Измерение ускорения свободного падения.

Исследование движения тела под действием постоянной силы.

Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.

Исследование упругого и неупругого  столкновений тел.

Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.

Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.

Молекулярная физика

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Демонстрации:

Механическая модель броуновского движения.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

Изменение объема газа с изменением давления  при постоянной температуре.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра.

Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов.

Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы:

Измерение влажности воздуха.

Измерение удельной теплоты плавления льда.

Измерение поверхностного натяжения жидкости.

Электродинамика

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.

Законы распространения света. Оптические приборы.

Демонстрации:

Электрометр.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Энергия заряженного конденсатора.

Электроизмерительные приборы.

Магнитное взаимодействие токов.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Магнитная запись звука.

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Генератор переменного тока.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Отражение и преломление электромагнитных волн.

Интерференция света.

Дифракция света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

Поляризация света.

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.

Оптические приборы

Лабораторные работы:

Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Измерение элементарного заряда.

Измерение магнитной индукции.

Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.

Измерение показателя преломления стекла.

Квантовая физика и элементы астрофизики

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

Планетарная модель атома.  Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Демонстрации:

Фотоэффект.

Линейчатые спектры излучения.

Лазер.

Счетчик ионизирующих частиц.

Лабораторные работы:

Наблюдение линейчатых спектров.

Резерв свободного учебного времени – 10 часов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ФИЗИКЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Распределение учебного времени, отведенного на изучение
отдельных разделов курса

Основное содержание

Количество часов, отведенных на изучение

10 класс

11 класс

Всего по факту

Механика

36

36

Молекулярная физика

32

32

Электродинамика

38

38

Квантовая физика и элементы астрофизики

27

27

Физика и методы научного познания

3

3

Резерв

2

2

4

Всего

70

70

140

Литература:

      1. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей / В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.; под ред. А. А. Покровского. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1979. — 287 с.

      2. Кабардин О. Ф. Экспериментальные задания по физике. 9—11 кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. — М.: Вербум-М, 2001. — 208 с.

      3. Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: колебания и волны. Квантовая физика / Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов, В. И. Тыщук. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.

      4. Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: механика. Молекулярная физика. Электродинамика / Н. М. Шахмаев, В. Ф. Шилов. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с.

      5. Сауров Ю. А. Молекулярная физика. Электродинамика / Ю. А. Сауров, Г. А. Бутырский. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с.

      6. Мякишев Г. Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. — 14-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 366 с.

      7. Мякишев Г. Я. Физика: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. — 14-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 382 с.

      8. Сауров Ю. А. Физика в 10 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю. А. Сауров. — М.: Просвещение, 2005. — 256 с.

      9. Сауров Ю. А. Физика в 11 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю. А. Сауров. — М.: Просвещение, 2005. — 271 с.

      10. Левитан Е. П. Астрономия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Е. П. Левитан. — 10-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 224 с.

      11. Порфирьев В. В. Астрономия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / В. В. Порфирьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2003. — 174 с.

      12. Рымкевич А.П. Задачник 10 -11кл.:пособие для общеобразовательных учреждений.-10-е изд., стереотип.-М.: Дрофа,2006.  - 188с.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование базового изучения учебного материала по физике в 10 классе

(2 учебных часа в неделю, всего 68 ч)

п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к базовому уровню подготовки

Домашнее задание

Дата проведения по плану

Фактически проведено

1

2

3

4

5

6

7

I. Механика (  )

1

1

Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания

Лекция

Физическое явление, гипотеза, закон, научная  теория

Знать/понимать смысл понятий: «физическое явление», «гипотеза», «закон», «теория»; уметь отличать гипотезы от научных теорий

2

2

Механическое движение и его виды. Основные понятия и уравнения кинематики. Основная задача кинематики

Эвристическая беседа

Механическое движение, координата, скорость, ускорение

Знать различные виды механического движения, знать/понимать смысл физических величин: «координата», «скорость», «ускорение»

3

3

Прямолинейное равнопеременное движение. Графики зависимости ускорения, скорости и координаты от времени при прямолинейном равнопеременном движении

Эвристическая беседа

Уравнение прямолинейного, равномерного движения

Знать уравнения зависимости скорости и координаты от времени при прямолинейном равнопеременном движении


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

4

4

Решение задач на определение параметров прямолинейного равноускоренного движения

Фронтальная работа, КМД

Скорость, перемещение, путь, проекции перемещения, начальные и конечные координаты

Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой  момент времени по заданным начальным условиям

5

5

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью

Эвристическая беседа

Частота, период обращения, центростремительное ускорение, равномерное движение по окружности

Знать/понимать смысл понятий: «частота и период обращения», «центростремительное ускорение»

6

6

Решение задач на движение по окружности с постоянной по модулю скоростью

Фронтальная работа, КМД

Частота, период обращения, центростремительное ускорение, равномерное движение по окружности

Уметь решать задачи на определение скорости и центростремительного ускорения точки при равномерном движении по окружности

7

7

Произвольное криволинейное движение. Нормальное и касательное ускорения. Координатный метод решения задач в случае криволинейного движения

Эвристическая беседа

Вектор скорости, проекции на ось х, у, уравнение движения, дальность полета, высота полета.

Уметь находить проекции векторов скорости и ускорения на координатные оси, составлять уравнения движения в проекциях

8

8

Решение задач

Фронтальная работа, КМД

Вектор скорости, проекции на ось х, у, уравнение движения, дальность полета, высота полета.

Уметь решать задачи на определение места и времени встречи двух тел, брошенных под углом к горизонту при разных начальных условиях


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

9

9

Гармоническое колебательное движение

Эвристическая беседа

Знать/понимать смысл понятий: «амплитуда», «период», «частота гармонических колебаний», знать формулу для  периода колебаний математического маятника

Знать уравнение гармонических колебаний, уметь по уравнению колебаний определять амплитуду, период и частоту колебаний

10

10

Инвариантные и относительные величины в кинематике. Относительность механического движения

Лекция

Знать/понимать смысл понятий: «система отсчета», «абсолютное, переносное и относительное движение». Уметь определять, какие величины являются инвариантными, а какие – относительными

Уметь использовать при решении задач правило сложения скоростей и ускорений

11

11

Решение задач на расчет параметров механического движения в различных системах отсчета

Фронтальная работа, индивидуальная работа на тренажерах

Уметь решать задачи для случаев, когда переносное и относительное движения прямолинейны

Уметь решать задачи для случаев, когда переносное движение – вращательное, или когда переносное – прямолинейно, а относительное – криволинейно

12

12

Повторительно-обоб-щающий урок по теме «Кинематика. Классификация  видов механического движения»

Фронтальная работа, КМД, вариативные упражнения

Уметь определить в каждом конкретном случае вид движения, составить уравнение движения и определить его параметры

Уметь определить вид движения, составить уравнение движения и определить его параметры в случае криволинейного и сложного движений


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

13

13

Контрольная работа по разделу «Кинематика»

Индивидуальная работа

Уметь применять полученные знания при решении задач

14

14

Законы динамики

Эвристическая беседа, составление опорного конспекта

Инерция, взаимодействие, масса, сила

Знать/понимать смысл величин: «масса», «сила». Знать/понимать смысл законов Ньютона, уметь применять их для объяснения механических явлений и процессов

15

15

Л/р «Исследование движения тела под действием постоянной силы». Решение задач

Выполнение лабораторной работы по инструкции

Уметь решать задачи на определение ускорения тела, на которое действует одна или несколько сил, направленных вдоль одной прямой

16

16

Прямая и обратная задачи механики. Открытие закона всемирного тяготения. Сила всемирного тяготения и сила тяжести

Эвристическая беседа

Сила тяжести, сила тяготения, взаимодействие, ускорение свободного падения,

Знать/понимать смысл прямой и обратной задач механики; знать историю открытия закона всемирного тяготения. Знать/понимать смысл понятий: «всемирное тяготение», «сила тяжести»; смысл величин: «постоянная всемирного тяготения», «ускорение свободного падения»


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

17

17

Л/р «Измерение ускорения свободного падения»

Выполнение лабораторной работы по инструкции

Знать все факторы, влияющие на величину ускорения свободного падения, и уметь приводить примеры практического применения этой зависимости

18

18

Сила упругости. Закон Гука

Эвристическая беседа

 «деформация», «жесткость»; смысл закона Гука

Знать формулу для определения жесткости системы пружин в случае их последовательного и параллельного соединения

19

19

Л/р «Изучение движения тел по окружности под действием сил тяжести и упругости»

Лабораторная поисковая работа

Знать/понимать смысл понятия «центробежная сила»; уметь привести примеры действия и применения центробежных сил в природе и технике

20

20

Принцип относительности Галилея. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета

Лекция

 «инерциальная и неинерциальная система отсчета», принципа относительности Галилея

Уметь объяснять явления, возникающие вследствие неинерциальности систем отсчета

21

21

Решение задач на движение и равновесие тел под действием нескольких сил

Фронтальная работа, КМД

Параметры движения тела, находящегося под действием нескольких сил, в инерциальной системе отсчета

Уметь решать задачи на определение параметров движения тела, находящегося под действием нескольких сил, в неинерциальной системе отсчета


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

22

22

Импульс тела. Импульс силы. Изменение импульса тела при действии на него сил

Эвристическая беседа

Знать/понимать смысл величин «импульс тела», «импульс силы»; уметь вычислять изменение импульса тела в случае прямолинейного движения

Уметь вычислять изменение импульса тела при ударе о поверхность; в случае, когда скорость тела направлена под углом к поверхности

23

23

Л/р «Исследование упругого и неупругого столкновений тел»

Лабораторная поисковая работа

Уметь описывать и объяснять упругий и неупругий удары

Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных

24

24

Закон сохранения импульса

Эвристическая беседа

Знать/понимать смысл закона сохранения импульса

Уметь различать замкнутые и незамкнутые системы тел, объяснять изменение суммарного импульса незамкнутой системы тел

25

25

Решение задач на применение закона сохранения импульса при упругих и неупругих столкновениях

Фронтальная и групповая работа

Уметь применять закон сохранения импульса при решении задач в случае упругих и неупругих столкновений

Уметь применять закон сохранения импульса при решении задач в случае, когда до/после взаимодействия тел их скорости направлены под углом друг к другу

26

26

Работа. Механическая энергия. Потенциальная и кинетическая энергия

Эвристическая беседа, составление опорного конспекта

Знать/понимать смысл физических величин: «работа», «механическая энергия», уметь вычислять работу, потенциальную и кинетическую энергию тела

Уметь выводить формулы для вычисления потенциальной энергии упругодеформированного тела и тела, находящегося в поле тяготения


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

27

27

Л/р «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии». Теорема об изменении кинетической энергии

Лабораторная поисковая работа

Уметь описывать и объяснять процесс изменения кинетической энергии тела при совершении работы. Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных. Знать формулировку теоремы об изменении кинетической энергии

28

28

Решение задач

КМД

Уметь решать задачи на вычисление работы, изменение потенциальной и кинетической энергии системы тел

29

29

Л/р «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости»

Лабораторная поисковая работа

Уметь описывать и объяснять процессы изменения кинетической и потенциальной энергии тела при совершении работы. Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных. Знать формулировку закона сохранения механической энергии

30

30

Законы сохранения в механике

Эвристическая беседа, составление опорного конспекта

Знать/понимать смысл законов сохранения импульса и энергии

Уметь записывать законы сохранения импульса и энергии для различных случаев, в том числе для переходов механической энергии во внутреннюю (при движении с трением, неупругих ударах и т. д.)

31

31

Решение задач

Самостоятельная работа с обучающими тестами

Уметь применять законы сохранения при решении задач тестовых заданий

32

32

Предсказательная сила законов классической механики. Границы применимости классической механики

Самостоятельная работа с литературой

Уметь воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию. Уметь отличать гипотезы от научных теорий, приводить примеры, показывающие, что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления. Знать границы применимости законов классической механики, уметь приводить примеры явлений, когда эти законы неприменимы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

33

33

Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований

Самостоятельная работа с литературой и с информационными базами данных

34

34

Механика и техника

Организационно-деловая игра

Уметь приводить примеры практического использования законов механики, знать основные типы простых механизмов и области их применения. Уметь предлагать (проектировать) схемы простых механизмов при решении экспериментальных задач

35

35

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Динамика»

Аукцион знаний

Знать/понимать смысл законов динамики, всемирного тяготения, законов сохранения. Знать вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие механики, уметь описывать и объяснять движение небесных тел и ИСЗ

36

36

Контрольная работа по разделу «Динамика»

Индивидуальная работа

Уметь применять полученные знания и умения при  решении задач

II. Молекулярная физика (32 ч)

37

1

Атомы и молекулы. Масса и размеры молекул

Объяснение, самостоятельная работа с литературой

Знать/понимать смысл понятий: «вещество», «атом», «молекула». Знать/понимать смысл величин «молярная масса», «количество вещества», «постоянная Авогадро»

Знать/понимать методы оценки размеров молекул


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

38

2

Основные положения молекулярно-кинетичес-кой теории

Эвристическая беседа, составление опорного конспекта

Знать/понимать основные положения МКТ, уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества

Уметь описывать и объяснять эксперименты, лежащие в основе МКТ

39

3

Решение задач

КМД, работа с обучающими программами

Уметь решать задачи на определение числа молекул, количества вещества, массы вещества и массы одной молекулы

Уметь выводить формулу, связывающую плотность вещества с концентрацией и массой молекул

40

4

Идеальный газ. Давление идеального газа. Основное уравнение МКТ

Эвристическая беседа, составление опорного конспекта

Уметь описывать основные черты модели «идеальный газ»; уметь объяснять давление, создаваемое газом. Знать основное уравнение МКТ

Уметь объяснять зависимость давления газа от массы,  концентрации и скорости движения молекул. Уметь записывать основное уравнение МКТ в различных формах

41

5

Температура и способы ее измерения. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии молекул

Лекция, самостоятельная работа с учебными пособиями, составление конспекта

Знать/понимать смысл понятия: «абсолютная температура»; смысл постоянной Больцмана. Уметь вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре

Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия газового термометра

42

6

Уравнение состояния идеального газа

Эвристическая беседа, КМД

Знать уравнение состояния идеального газа

Уметь выводить уравнение состояния идеального газа в форме, полученной Менделеевым, и в форме, полученной Клапейроном


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

43

7

Решение задач

КМД, работа с обучающими программами

Уметь решать задачи с применением уравнения Менделеева – Клапейрона

Уметь применять уравнение состояния идеального газа в различных формах записи

44

8

Изопроцессы в газах

Эвристическая беседа, КМД, составление опорного конспекта

Знать/понимать смысл законов Бойля – Мариотта, Гей-Люссака и Шарля

Уметь описывать и объяснять процессы, происходящие в газах, при помощи основных положений МКТ

45

9

Решение задач

Фронтальная работа

Уметь определять параметры газа в изопроцессах, уметь определять вид процесса по графику

Уметь рассчитывать параметры газа для циклических процессов, решать экспериментальные и графические задачи

46

10

Строение и свойства жидкостей. Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность воздуха

Лекция, самостоятельная работа со справочной литературой, составление конспекта

Знать/понимать смысл понятий: «кипение», «испарение», «парообразование»; смысл величин: «относительная влажность», «парциальное давление

Уметь описывать и объяснять свойства насыщенного и ненасыщенного пара

47

11

Л/р «Измерение влажности воздуха». Решение задач

Выполнение лабораторной работы по инструкции, КМД

Уметь измерять относительную влажность воздуха

Уметь решать экспериментальные и творческие задачи, связанные с относительной влажностью воздуха


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

48

12

Кипение жидкостей. Удельная теплота парообразования

Лекция

Знать/понимать смысл величины: «удельная теплота парообразования

Уметь объяснять зависимость температуры кипения жидкости от давления

49

13

Свойства поверхности жидкостей. Капиллярные явления

Эвристическая беседа

Знать/понимать смысл понятия: «поверхностное натяжение», уметь приводить примеры проявления капиллярных явлений и их практического применения

Уметь рассчитывать высоту подъема жидкости в капиллярах, силу поверхностного натяжения и поверхностную энергию

50

14

Л/р «Измерение поверхностного натяжения жидкости». Решение задач

Лабораторная поисковая работа

Уметь измерять коэффициент поверхностного натяжения жидкости

Знать способы измерения коэффициента поверхностного натяжения, способы уменьшения и увеличения поверхностного натяжения

51

15

Кристаллические и аморфные тела. Механические свойства твердых тел

Самостоятельная работа с информационными базами данных

Знать/понимать различие строения и свойств кристаллических и аморфных тел

Знать/понимать закон Гука в интегральной и дифференциальной форме, знать зависимость жесткости тела от размеров и рода вещества

52

16

Удельная теплота плавления. Л/р «Измерение удельной теплоты плавления льда»

Лабораторная поисковая работа

Уметь измерять удельную теплоту плавления

Уметь сравнивать и объяснять различное значение удельной теплоты плавления у разных веществ

53

17

Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

КМД, выполнение вариативных упражнений

Уметь решать задачи на составление уравнения теплового баланса

Уметь решать графические, экспериментальные и расчетные задачи по теме

54

18

Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»

Организационно-деловая игра

Знать/понимать основные положения МКТ, уметь объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе представлений о строении вещества. Знать и уметь использовать при решении задач: законы Бойля – Мариотта, Гей-Люссака, Шарля, уравнение состояния идеального газа


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

55

19

Контрольная работа по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»

Индивидуальная работа

Контрольно-измери-тельные материалы по теме: «Основы молекулярно-кинетической теории

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач

56

20

Внутренняя энергия

Эвристическая беседа

Знать/понимать смысл величины: «внутренняя» энергия. Знать формулу для вычисления внутренней энергии

Знать/понимать смысл понятий: «термодинамическая система», «термодинамический метод», равновесные и неравновесные состояния»

57

21

Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Работа при изменении объема газа

Эвристическая беседа, составление опорного конспекта

Знать/понимать смысл понятий: «количество теплоты», «работа». Уметь вычислять работу газа при изобарном расширении/сжатии

Знать графический способ вычисления работы газа, уметь вычислять работу газа в циклических процессах

58

22

Первый закон термодинамики

Лекция

 Знать/понимать смысл первого закона термодинамики. Уметь решать задачи с вычислением количества теплоты, работы и изменения внутренней энергии газа

59

23

Применение первого закона термодинамики к изопроцессам

Эвристическая беседа

Знать/понимать формулировку первого закона термодинамики для изопроцессов

Уметь формулировать и обосновывать формулировку первого закона термодинамики для изопроцессов

60

24

Решение задач

КМД, фронтальное решение экспериментальных задач

Уметь решать задачи на определение работы, количества теплоты и изменения внутренней энергии газа в изопроцессах, в циклических процессах


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

61

25

Адиабатный процесс

Эвристическая беседа

Знать/понимать смысл понятия «адиабатный процесс»; знать формулировку первого закона термодинамики для адиабатного процесса

Уметь приводить примеры адиабатных процессов в природе и технике, уметь объяснять причины повышения/понижения температуры газа при адиабатном сжатии/расширении

62

26

Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики

Лекция, самостоятельная работа с учебными пособиями, составление конспекта

Знать/понимать смысл второго закона термодинамики

Знать/понимать смысл понятий «обратимые и необратимые процессы», уметь приводить примеры действия второго закона термодинамики

63

27

Устройство и принцип действия тепловых машин. Цикл Карно

Эвристическая беседа

Знать/понимать устройство и принцип действия теплового двигателя, формулу для вычисления КПД

Уметь описывать и объяснять протекание процессов в цикле Карно

64

28

Устройство и принцип действия тепловых машин

Самостоятельная работа с различными источниками информации, подготовка к семинару

Знать/понимать основные виды тепловых двигателей: ДВС, паровая и газовая турбины, реактивный двигатель

Знать/понимать преимущества, недостатки и сферу применения каждого вида тепловых двигателей

65–66

29–30

Технический прогресс и охрана окружающей среды

Семинар

Знать/понимать роль тепловых двигателей в техническом прогрессе, значение тепловых двигателей для экономических процессов, влияние экономических и экологических требований на совершенствование тепловых машин, основные направления НТП в этой сфере. Знать имена российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на создание и совершенствование тепловых машин. Уметь использовать различные источники информации для подготовки докладов и рефератов по данной теме


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

67

31

Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы термодинамики»

Организационно-деловая игра

Знать/понимать первый и второй законы термодинамики; уметь вычислять работу газа, количество теплоты, изменение внутренней энергии, КПД тепловых двигателей, силу поверхностного натяжения, относительную влажность воздуха. Знать/понимать строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел, уметь объяснять физические явления и процессы с применением основных положений МКТ

68

32

Контрольная работа по теме «Основы термодинамики»

Индивидуальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...