Поурочный план урока на тему "Плавание тел".
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Поурочный план урока на тему "Плавание тел".(ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_.plavanie_tel.docx49.98 КБ

Предварительный просмотр:

 План-конспект урока

«Плавание тел» (ФГОС)

                                                                     

Предмет: Физика        

Класс: 7

Тема раздела: Давление твердых тел, жидкостей и газов    

  1. Базовый учебник: Учебник: Перышкин А.В., Физика. 7 кл. - учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. – 12 –е изд., доработ. -  М.: «Дрофа»,2008г.- 192 с.: ил. (Рекомендован Министерством  образования Российской Федерации).

Цель урока: выяснить экспериментальным путем условия, при которых тело в жидкости плавает, всплывает и  тонет; сформулировать вывод в том, что поведение тел в жидкости зависит от соотношения выталкивающей силы Архимеда и силы тяжести, плотностей жидкости и тела, погруженного в жидкость.

Задачи урока:

– образовательные (формирование познавательных УУД, в том числе специально-предметных действий): 

Систематизировать  знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела; выяснить и сформулировать условия плавания тел.

– воспитательные (формирование личностных и коммуникативных УУД):

действие смыслообразования (установление связей между целями и мотивами), формирование умений слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, воспитывать ответственность и аккуратность;

развивающие (формирование регулятивных УУД):

постановка учебных задач, формировать умения обрабатывать информацию и систематизировать ее по указанным основаниям;; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока:  урок-исследование

Формы работы учащихся: фронтальная работа, парная и индивидуальная работа,  ИКТ.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (интерактивная доска), доска, экран, технологическая карта урока для каждого учащегося, электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

                                                                                          Структура и ход урока «Плавание тел»

Этап урока

Исполь-зуемые ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин)

Формируемые УУД

Познавательные / специально-предметные

Личностные

Регуля-

тивные

Коммуника-тивные

1

2

3

4

                5

6

7

8

9

10

1

Организационный момент

Элект-ронная презентация.

Слайд 1

Перед объяснением нового материала учащимся раздается Технологическая карта урока и даются пояснения по работе с ней, а также Лист контроля.

Знакомятся с технологической картой урока, уточняют критериев оценки

2

Планирование.

Прогнозирова-ние своей деятельности. Сопоставление плана и действий.

Умение слушать и вступать в диалог.

Планирова-ние сотруд-ничества.

2

Вводная беседа. Актуализа-ция знаний

Слайд 2

На предыдущих уроках мы рассмотрели действие жидкости и газа на погруженное в них тело, изучили закон Архимеда, условия плавания тел. Тему сегодняшнего урока мы узнаем, решив кроссворд. 

 Проводит фронтальный опрос:

1.Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?        

2. Что вы может сказать о направлении и точке приложения выталкивающей силы- силы Архимеда?

3. От чего зависит архимедова сила?

4. Как можно найти величину архимедовой силы?

5. А если тело не полностью погружено в жидкость, то как определяется архимедова сила?

6. Какими способами можно на опыте определить архимедову силу?

Формулируют закон Архимеда.

Решают кроссворд, согласно инструкциям учителя.

«Существует сила, дей-ствующая на тело в воде, которая  называется вы-талкивающей».

«Направлена противо-положно силе тяжести, приложена к телу»

Архимедова сила зависит от объёма тела и от плотности жидкости.

Тогда для подсчета Архимедовой силы надо использовать формулу FA = ρжgV, где V – объем той части тела, которая погружена в жидкость.

Можно взвесить жид-кость ,вытесненную те-лом, её вес и будет равен архимедовой силе.

Можно найти разность показаний динамометра при взвешивании тела в воздухе и в жидкости,

эта разность тоже равна архимедовой силе.

Можно определитьобъем тела с помощью линейки или мензурки. Зная плот-ность жидкости, объем тела, можно вычислить архимедову силу

5

Поиск и выделение необходимой информации. Анализ. Выдвижение гипотез.

Систематизи-ровать  знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела; выяснить и сформулировать условия плавания тел.

Смыслооб-разование.

Постановка цели учебной задачи. Прогнозиро-вание.

Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли. Владение речью.

3

Изучение нового материала

Слайды 4-5

Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.

Сегодня над морем 
Большая жара; 
А в море плывёт 
Ледяная гора. 
Плывёт и, наверно, 
Считает: 
Она и в жару не растает.

А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?

Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у вас уже появляются идеи, гипотезы. Давайте сегодня на уроке вместе решим проблему: Выясним: Каковы условия плавания тел в жидкости.

Чтобы проверить все гипотезы перейдем к решению исследова-тельских задач. Для этого нам понадобиться оборудование, находящиеся на ваших столах. Не забываем правила техники безопасности. Соблюдайте осторожность при работе со стеклянной посудой!

Выполните необходимые измере-ния и вычисления, занесите их в таблицу.

По ходу обсуждений записываем выводы.

«Итак, ребята, решение исследо-вательских задач  закончили, подведем итоги.

Озвучьте, пожалуйста…

Показать выводы на слайде. Значит, условия тел можно сформулировать двумя спосо-бами: сравнивая архимедову силу и силу тяжести или срав-нивая плотности жидкости и находящегося в ней вещества. 

Зафиксируйте себе в тетради

Айсберг

Выдвигают гипотезы.

Выполняют 5 заданий. Заполняют таблицу.

 Сравнивают значения силы Архимеда и силы тяжести.

 

Делают вывод: если

Fарх = Fтяж,

то тело плавает,

если Fтяж < Fарх,

то тело всплывает;  

если Fарх < Fтяж,

то тело тонет.

Записывают вывод в тетрадь

18

Выделение необходимой информации. Выделение существенных характеристик объекта. Выбор способов решения. Рефлексия способов действия.

Определение личностной ценности изучаемых понятий.

Контроль и коррекция отклонений от собственного понимания. Оценка осознания усвоенного.

Постановка вопросов.

4

Закрепление нового материала

Слайд

№ 6

А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы все усвоили.

Контрольный тест.

Комментарий: задание состоит из 5 вопросов с вариантами ответов, 1 из которых верный. Обведите его.

Обменяйтесь, пожалуйста, своими работами с соседом по парте. Давайте проверим.

Слайд с ответами.

Сообщить критерии оценки.

Выполняют тест

Осуществляют взаимоконтроль.

15

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез. Осуществлять самоконтроль.

Жизненное

личностное, профессиональное само-определение

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Умение слушать и вступать в диалог. Коллектив-ное обсужд-ение проб-лем.

5

Физкульт-минутка

2

6

Подведение итогов  урока

Итак, подведем итог нашего урока. Что нового вы сегодня узнали?

Как вы думаете, где в технике учитываются эти условия?

А учитывается ли как-нибудь связь условий плавания тел с изменением плотности жидкости?

Подробнее о плавание судов мы поговорим на следующем уроке.

Задает Д/з:.п. 50 (ответить на вопросы), упр 25 (3,4) или  вместо упр. задания из сборника №646,648 (расчетные задачи). ,Выберите задание по вашим силам

Выставление оценок за работу на уроке.

Озвучивают выводы.

При постройке кораблей. В  судостроении исполь-зуется тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу.

Да, при переходе из моря в реку меняется глубина осадки судов

Записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы.

Проставляют в лист контроля баллы,

набранные на  уроке.

2

Оценка проме-жуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

7

Рефлекция: выявление уровня

осознания изучения содержания изученного

материала.

В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас, и понравилось ли вам.

Вы видите  рисунок, на котором изображен сосуд с водой. При выходе из кабинета поместите, пожалуйста, шарик на той глубине, которая соответство-вала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок.

1

Всего

45

                                                              Технологическая карта урока «Плавание тел»

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

1

2

3

УЭ–0

Цель урока: : выяснить экспериментальным путем условия, при которых тело в жидкости плавает, всплывает и  тонет; сформулировать вывод в том, что поведение тел в жидкости зависит от соотношения выталкивающей силы Архимеда и силы тяжести, плотностей жидкости и тела, погруженного в жидкость.

– образовательные задачи:

Систематизировать  знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела; выяснить и сформулировать условия плавания тел

– воспитательные задачи:

формирование умений слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;

развивающие задачи:

формирование умений обрабатывать информацию и систематизировать ее по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Внимательно прочитайте цель и задачи урока. Получите представление о работе с технологической картой.

УЭ-1

Подготовка к работе.

Тему сегодняшнего урока мы узнаем, решив кроссворд.  Решите кроссворд.

Обсудите в парах и подготовьте ответы на следующие вопросы:

1.Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?        

2. Что вы может сказать о направлении и точке приложения  выталкивающей силы-силы Архимеда?

3. От чего  зависит архимедова сила?

4. Как можно найти величину архимедовой силы?

5. А если тело не полностью погружено в жидкость, то как определяется архимедова сила?

6. Какими способами можно на опыте определить архимедову силу?

Работайте в парах.

1 балл за каждый правильный ответ

УЭ-2

Цель: исследовать условия плавания тел.

 Получают карточки с заданиями и оборудование для их выполнения  5 заданий. Варианты заданий не одинаковы по уровню трудности: первые – наиболее простые, 6 – сложнее. Они даются соответственно уровню подготовки.). После выполнения заданий  сделать выводы.

3адание1.

Цель:  Пронаблюдать, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде.        

1. Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде.

2. Найдите в таблице учебника плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды.

3. Результаты оформите в виде таблицы.

Плотность жидкости

Плотность вещества

Тонет или нет

Оборудование: сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, фарфоровый ролик, кусочки свинца, сосновый брусок.

Оборудование: сосуд с водой и набор тел: кусочки алюминия, органического стекла, пенопласта, пробки, парафина

3адание2.  

Цель:  Сравнить глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров.

1. Сравните глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров.

2. Выясните, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке.

Оборудование: два сосуда (с водой и с маслом), деревянный и пенопластовый кубики.

3адание 3  

Цель: Сравнить архимедову силу с силой тяжести

1. Сравните архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки.

2. Сделайте выводы на основании результатов опытов.

Оборудование: мензурка, динамометр, две пробирки с песком (пробирки с песком должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину).

3адание 4.

Цель: Выяснить, можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях тонут в воде, например картофелину или пластилин или фольгу.

1.  «Можно ли «заставить» картофелину плавать в воде? Заставьте картофелину плавать в воде.

2. Объясните результаты опыта. Оформите их в виде рисунков.

Оборудование: сосуд с водой, пробирка с поваренной солью, ложка, картофелина средней величины.

3адание 5.

       1. Добейтесь, чтобы кусок пластилина плавал в воде.

 2. Добейтесь, чтобы кусок фольги плавал в воде.

 3. Поясните результаты опыта.

Оборудование: сосуд с водой; кусок пластилина и кусочек фольги.

        3адание 6.  

Цель: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.

Оборудование: сосуды с маслом, водой, пипетка.

Последовательность проведения опыта:

1. Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла.

2. Опустите пипетку на глубину 3 – 4 см в стакан с водой.

3. Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного пятна на поверхности воды.

4. На основе проделанного опыта сделайте вывод.

За каждое правильно выполненое задание 2 балла.

УЭ-3

Контрольный тест по теме «Плавание тел».

1.На какой шар, находящийся в жидкости, действует наибольшая Архимедова сила?

1) силы одинаковы

2)на 3

3)на 2

4)на 1

2. Один и тот же шарик поместили сначала в воду, а потом в керосин. В какой из жидкостей  на  шарик  будет действовать меньшая выталкивающая сила?

1) в керосине вообще не действует выталкивающая сила!

2) силы одинаковые

3) в воде

4)в керосине

3. Предположим, что в сосуд налили  воду и спирт. Какая из жидкостей расположится сверху?

1)вода

2)спирт

4. Какие силы действуют на погруженное в жидкость тело?

1) сила трения и сила упругости

2) сила тяжести и сила трения

3) сила упругости и выталкивающая сила

4) сила тяжести и выталкивающая сила

5. Три жидкости налиты в сосуд, как показано на рисунке. Как поведёт себя стеклянный шарик в этих жидкостях?

1)утонет в керосине, воде и ртути и окажется на самом дне

2) плавает на поверхности керосина

3) тонет в керосине, но плавает на поверхности воды

4) тонет в керосине, воде, но плавает на поверхности  ртути

За каждое правильно решенное задание 1 балл.

УЭ-4

Подведение итогов урока.

1. Прочитайте цели урока.

2. Достигли ли Вы цели урока? В какой степени?

3. Оцените свою работу на уроке.

Подсчитайте количество баллов, которое Вы набрали при выполнении заданий.

Поставьте себе оценку.

Заполнить лист контроля.

Лист контроля урока №1

Этапы работы

Количество баллов по заданиям

Всего

УЭ

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№5

№6

УЭ - 1

1

1

1

1

1

1

6

УЭ - 2

2

2

2

2

2

2

10

УЭ - 3

1

1

1

1

1

5

ИТОГО:

21

Критерии оценки

Если Вы набрали: 18-21 баллов, то оценка за урок «5»; 14-17 баллов, то оценка за урок «4»; 6-13 баллов, то оценка за урок «3»;

менее 6 баллов, то оценка за урок «2». Не огорчайтесь, у Вас еще будет возможность исправить положение.

Домашнее задание: п. 50 (ответить на вопросы), упр 25 (3,4)  или  вместо упражнения  задания  из сборника  №646,648 (расчетные задачи).    Выберите задание по вашим силам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочный план урока по теме "Атмосферное давление" 7 класс

Представлен полный поурочный план по теме "Атмосферное давление" на татарском языке. Урок этот интересен тем,что ученики сами делают опыты, объясняют физичесие явления опираясь на свои знания, проходи...

поурочный план урока изо 5 класс

Тема: «Внутренний мир русской избы»Цель: познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома; сформировать понятия духовное и материальное.ЗадачиОбразовательная: формир...

поурочный план урока 8 кл. ТЕМА: «От чего зависит климат нашей страны. Типы климатов России и Республики Алтай»

Поурочный план 8 класса. Тема "От чего зависит климат нашей страны. Типы климатов России и Республики Алтай" Это урок новых знаний, где изучают климатообразующие факторы и от чего зависит климат Россс...

Поурочный план урока алгебры в 11м классе по теме: "Логарифмические неравенства с переменным основанием"

Расматривается решение логарифмических неравенств с переменным основанием двумя способами...

Поурочный план урока по английскому языку в 5 классе. Урок повторения.

Поуроный план урока в 5 классе по английскому языку...