Поурочный план урока алгебры в 11м классе по теме: "Логарифмические неравенства с переменным основанием"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Расматривается решение логарифмических неравенств с переменным основанием двумя способами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рациональные приёмы решения логарифмических неравенств | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Поурочный план
урока алгебры в 11м классе 04.02.15
Тема урока: Логарифмические неравенства ( Л.Н. ) с переменным основанием ( 7 ой урок из 12 ).
Цель урока: Изучить алгоритм решения Л.Н. с переменным основанием.
Задачи урока: 1. Формировать умения применять рациональные приемы решения Л.Н. с переменным
основанием.
2. Развивать мыслительные операции : анализ, синтез, обобщение.
3. Воспитывать интерес к математике, трудолюбие.
Литература: 1. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа профильный уровень 11 класс в 2 – ух
частях. М. Мнемозина. 2010
2. Галицкий М.Л. и др. Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа .
М. Просвещение 1990
3. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике решение задач. М. Просвещение 1991
Этапы урока: 1. Организационный момент 1 м.
2. Проверка домашней работы ( диктант ) и ознакомление с ответами диктанта. 7 м.
3. и 4. Работа у доски и с учебником. 6 м.
5. Решение примера № 5 из 1 части учебника вторым способом и вывод новой формулы. 10 м.
6. Совместное решение примера из 2 части учебника п.18 № 31 (б) у доски и вывод 2 –ой
Формулы. 6 м.
7. Разминка и физкультминутка. 2 м.
8. Самостоятельное решение примеров с предварительным разбором: у доски № 33(а), № 35(г) и
на местах в парах № 33(в) и № 35(б). 10 м.
9. Домашнее задание. 1 м.
10. Подведение итогов. 2 м.
1. Организационный момент и постановка задачи урока.
Уважаемые старшеклассники! На уроке предстоит большая работа по решению Л.Н. с переменным основанием, нахождению рациональных приемов решения.
« Если поручить двум людям, один из которых - математик, выполнение любой незнакомой работы, то результат всегда будит следующим: математик сделает ее лучше». Штейнгауз Г.
Отсюда девиз урока: « Математик – сделай лучше». Прежде чем приступать к решению примера подумайте, а как лучше ( проще ) его решить.
2. Проверка домашней работы.
Математический диктант на 2 варианта. Выполняем в тетрадях для диктантов. ( за 3 диктанта отметка выставляется в журнал ).
Ершова А.И. Алгебра и начала анализа 10 – 11. Самостоятельные и контрольные работы. Стр. 72 С -32 Логарифмические неравенства. А1, А2 № 1 ( а,б,в) по 1 баллу; Б1, Б2 № 2 2 балла. Дополнительное задание . построить графики функций.
Сдача работ и ознакомление с ответами, которые заготовлены на обороте доски. Ответы на вопросы, если такие возникнут.
3. и 4. Работа у доски и с учебником.
У доски работают Анисимов Никита. Найти ОДЗ неравенства 1 – ая часть учебника стр. 131 пример № 5. Ответ: (2;3) и (3;4). Жиляев Анатолий Пример № 1 Дано логарифмическое неравенство >= 1. Сравнить основание логарифма с 1 и перейти от логарифмического неравенства к квадратному. Аналогичное задание для Глуховой Екатерины. Дано неравенство
Работа с 1 – ой частью учебника стр. 131. Знакомимся с решением примера № 5.
Вопросы: а) Почему неравенство сводится к решению двух систем? Б) Каков смысл 2 и 3 неравенств в каждой системе? В) В чем недостаток приведенной последовательности решения? ( Начать надо с нахождения ОДЗ, возможно не придется рассматривать две системы) Г) Почему четвертые неравенства в системах разных знаков?
В ходе ответов на вопросы обращаемся к ответам, выполняющих задания у доски. Устно. Найти решение примера № 1 ( ответ О). Записать в рабочих тетрадях решение примера № 2. Ответ: ( -3;-2) и [ 2;3).
5. Решение примера № 5 вторым способом и вывод новой формулы.
Приведем правую часть к нулю. Докажем, что на ОДЗ неравенство вида равносильно неравенству ( g – 1 )( f – 1 ) > 0. Искомое неравенство решается традиционно, сведением к двум системам. В новом неравенстве: произведение положительно, когда множители одинаковых знаков, получаем те же системы. Записываем в рукописный справочник новую формулу
Неравенство примера № 5 с помощью новой формулы легко сводится к квадратному неравенству
( х – 2 – 1)( - 1 ) > 0. На ОДЗ получаем тот же ответ.
6. Совместное решение у доски с привлечением учащихся.
Вторая часть п.18 № 31(б) стр.116. Решить неравенство > 1. ОДЗ: х > 1. Для случая, когда в правой части Л.Н. с переменным основанием не 0, а число, как изменится новая формула?
Вторая новая формула: < = > ( g – 1)( f - ) > 0 на ОДЗ. Используя ее легко приходим к квадратному неравенству ( х – 1 )( - х ) > 0. С учетом ОДЗ получаем ответ ( 1; 3).
7. Разминка и физкультминутка.
В десятичном числе 2946835107 зачеркнуть пять цифр так, чтобы осталось наибольшее число. Ответ 98517.
Физкультминутка. « Массируем мозговую мышцу»*
8. Самостоятельное решение примеров с предварительным разбором:
у доски № 33(а), 35(г) Корозевцев Павел и Протасов Иван; на местах в парах № 33(в), № 35(б). Ответы сверяем по учебнику.
№ 33 (а) Решить неравенство >= 1. Этапы решения: а) сравниваем основание логарифма с 1.
Б) решаем традиционно по обычному алгоритму: находим ОДЗ, переходим к тригонометрическому неравенству, с учетом ОДЗ записываем ответ. Повторяем формулы тригонометрии ( см. рукописный лист с тр. формулами и числовой окружностью).
Второй способ решения. Основание логарифма и меняем местами. Стараемся, если есть возможность ,избавиться от переменной в основании логарифма. При этом решение сводится к применению традиционного алгоритма.
9. Домашнее задание:
1 часть п. 18 примеры № 5, 6 1 балл; 2 часть п. 18 № 31(а), 33(б) по 3 балла, повторить стр. 6 № 11(а,б) по 1 баллу, стр. 220 № 11.79 (а), № 18.48(а) по 3 балла. Всего 15 баллов, в зачет 10 баллов.
10. Подведение итогов.
Повторить цитату Штейнгауза и задать вопросы классу:
- Что значит сделать лучше при решении Л.Н. с переменным основанием? Возможные варианты ответов.
А) если согласно ОДЗ необходимо решать две системы, то лучше применить новые формулы,
Б) начинать решать Л.Н. с переменным основанием надо с ОДЗ, это поможет выбрать способ его решения,
В) стараться, где это возможно, избавляться от переменной в основании логарифма. Например, 2 –ой способ примера № 33
2. Какие формулы, связанные с логарифмами, вы знаете? ( логарифмические тождества в т.ч. основное логарифмическое тождество, формула перехода; 3 свойства логарифмов ).
3. Как бы вы назвали новые формулы? ( формулы равносильного перехода).
Спасибо за работу, до следующего занятия!
*Поташник М.М. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Педагогическое общество России М. 2014 стр.126
Составил учитель математики: В.П.Коневцев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока алгебры для 9 класса по теме "Системы неравенств с двумя переменными в задачах линейного программирования"
Данная разработка может применяться как обобщающий урок по теме "Системы неравенств с двумя переменными" в 9 классе (алгебра 9 под ред. Теляковского) и как урок повторения по данной теме в 10 классе. ...
Урок алгебры в 9 классе по теме: «Решение неравенств второй степени с одной переменной»
Урок изучения нового материала по теме «Решение неравенств второй степени с одной переменной». Цели урока: ввести понятие неравенства второй степени с одной переменной, познакомить с алгор...
Урок алгебры в 9 классе по теме "Решение неравенств второй степени с одной переменной"
Урок закрепления знаний и способов учебных действий....
Урок алгебры в 11 классе по теме: "Логарифмические уравнения"
Задачи урока: Воспитательные: создать условия для: формирования чувства гордости за свою Родину, чувства ответственности за свои решения; воспитания информационной культуры, патриотизма; организовать ...
Тест по алгебре для 11 класса по теме "Логарифмические неравенства"
Тест для учащихся 11 класса по теме "Логарифмические неравенства" в двух вариантах с ответами...
Конспект урока алгебры в 10 классе по теме "Логарифмические уравнения"
Разработка открытого урока по алгебре в 10 классе. Тема "Логарифмические уравнения"...
Методическая разработка к уроку алгебры в 10 классе по теме "Логарифмическая функция. Повторение"
Методическая разработка включает в себя конспект урока, презентацию, дополнительные материалы....