поурочный план урока изо 5 класс
план-конспект урока (изобразительное искусство, 5 класс) по теме

Тема: «Внутренний мир русской избы»

Цель: познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома; сформировать понятия духовное и материальное.

Задачи

Образовательная: формировать практические навыки работы с художественными материалами; 
Развивающая: развивать творческую и познавательную активность;
Воспитательная: воспитывать любовь к Родине и народной культуре.

Оборудование для учащихся: альбом, карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, иллюстративный материал по теме: «Интерьер русской избы».

Зрительный ряд: примеры интерьеров крестьянского жилища.

Музыкальный ряд: русская народная песня «В низенькой светелке».

Структура урока

1.      Организационная часть.

2.      Актуализация опорных знаний.

3.      Формирование новых знаний.

4.      Практическая работа.

5.      Закрепление знаний.

6.      Итог урока.

7.      Домашнее задание, завершение урока.

Ход урока.

1. Организационная часть.

2. Актуализация опорных знаний.

Напомните, ребята, пожалуйста, о чем шла речь на прошлом уроке? (Ответы учащихся. Тема «Декор русской избы».)

Сегодня мы с вами должны ответить на следующие вопросы:

- по каким принципам украшался интерьер крестьянского дома?
- зачем люди украшали свои жилища?

3. Формирование новых знаний.

А сейчас отгадайте загадку: 
Всем, кто придет, всем, кто уйдет, руку подает. (Дверь)

- Итак, мы входим в избу, пахнущую хлебом, деревом, травами. А теперь посмотрим по сторонам, что мы там можем увидеть? В этом нам поможет следующая загадка:

Два брата всегда видятся, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок)

Внутренний мир крестьянского дома тоже был наполнен символами, а все его пространство отражало принцип устройства мира. Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Скажите, ребята, а как могли украшаться потолок и стены? (Потолок часто украшался символами солнца, стены – растительным орнаментом.)

Внутреннее обустройство дома было различным, но археологи находят общие черты планировки избы. Что является одним из основных предметов внутреннего убранства крестьянского жилища? Вы ответите, отгадав загадку:

Под одной шляпой четыре брата стоят. (Стол)

К столу относились с уважением и называли «Божьей ладонью», именно поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям. Непременным элементом всех крестьянских праздников и торжеств являлось застолье (за столом). Семья собиралась вокруг стола, как бы показывая этим свое единство. Вдоль стен были расположены широкие лавки. На них и сидели, и спали. А знаете, чем они отличались от скамьи? (Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.) 
Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Что вы понимаете под словом материальный? (Это мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья и благосостояния)

Что это за материальный центр дома? Об этом следующая загадка:

Что из угла в угол не переставишь? (Печь)

Как вы, ребята, думаете, почему печь – материальный центр дома? (Печь – кормилица, защитница от голода, лекарь от болезни)

С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считадось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.
В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки.(«По щучьему велению», «Илья Муромец», «Гуси – лебеди», и т.д.)
Печь в доме располагалась по диагонали от духовного центра дома.

Что вы понимаете под словом духовный? (Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями.)

Духовный – от слова «душа». Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Угол, в котором располагались иконы, называли «красным».
Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами «красный угол», снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением, а уже потом только здоровался с хозяевами.
«Красный угол» указывал на полдень, на свет, на восход, на красную или божью силу.
Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, посудные полки, сундуки. В сундуках крестьяне хранили одежду. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами.
Итак, мы с вами побывали в крестьянской избе.

4. Практическая работа.

А теперь давайте посмотрим, какие иллюстрации вы принесли.
Выполняю рисунок – схему на доске с объяснением. Используя мой рисунок и ваши иллюстрации, придумайте свою композицию интерьера избы.
Объяснение последовательности выполнения работы.
Самостоятельная работа учащихся.

5. Закрепление знаний.

Ребята, ответьте на вопросы:

- по каким принципам украшался интерьер крестьянского дома?
- зачем люди украшали свои жилища?
Скажите, можно ли обставить современную квартиру так, как обставляли избу? Ответ обоснуйте.

6. Итог урока.

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?      7. Домашнее задание:

- подобрать иллюстрации по теме: «Предметы народного быта»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_russkaya_izba.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Внутренний мир русской избы»

Цель: познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома; сформировать понятия духовное и материальное.

Задачи

Образовательная: формировать практические навыки работы с художественными материалами; 
Развивающая: развивать творческую и познавательную активность;
Воспитательная: воспитывать любовь к Родине и народной культуре.

Оборудование для учащихся: альбом, карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, иллюстративный материал по теме: «Интерьер русской избы».

Зрительный ряд: примеры интерьеров крестьянского жилища.

Музыкальный ряд: русская народная песня «В низенькой светелке».

Структура урока

  1. Организационная часть.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Формирование новых знаний.
  4. Практическая работа.
  5. Закрепление знаний.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание, завершение урока.

Ход урока.

1. Организационная часть.

2. Актуализация опорных знаний.

Напомните, ребята, пожалуйста, о чем шла речь на прошлом уроке? (Ответы учащихся. Тема «Декор русской избы».)

Сегодня мы с вами должны ответить на следующие вопросы:

- по каким принципам украшался интерьер крестьянского дома?
- зачем люди украшали свои жилища?

3. Формирование новых знаний.

А сейчас отгадайте загадку: 
Всем, кто придет, всем, кто уйдет, руку подает. (Дверь)

- Итак, мы входим в избу, пахнущую хлебом, деревом, травами. А теперь посмотрим по сторонам, что мы там можем увидеть? В этом нам поможет следующая загадка:

Два брата всегда видятся, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок)

Внутренний мир крестьянского дома тоже был наполнен символами, а все его пространство отражало принцип устройства мира. Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Скажите, ребята, а как могли украшаться потолок и стены? (Потолок часто украшался символами солнца, стены – растительным орнаментом.)

Внутреннее обустройство дома было различным, но археологи находят общие черты планировки избы. Что является одним из основных предметов внутреннего убранства крестьянского жилища? Вы ответите, отгадав загадку:

Под одной шляпой четыре брата стоят. (Стол)

К столу относились с уважением и называли «Божьей ладонью», именно поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям. Непременным элементом всех крестьянских праздников и торжеств являлось застолье (за столом). Семья собиралась вокруг стола, как бы показывая этим свое единство. Вдоль стен были расположены широкие лавки. На них и сидели, и спали. А знаете, чем они отличались от скамьи? (Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.) 
Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Что вы понимаете под словом материальный? (Это мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья и благосостояния)

Что это за материальный центр дома? Об этом следующая загадка:

Что из угла в угол не переставишь? (Печь)

Как вы, ребята, думаете, почему печь – материальный центр дома? (Печь – кормилица, защитница от голода, лекарь от болезни)

С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считадось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.
В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки.
(«По щучьему велению», «Илья Муромец», «Гуси – лебеди», и т.д.)
Печь в доме располагалась по диагонали от духовного центра дома.

Что вы понимаете под словом духовный? (Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями.)

Духовный – от слова «душа». Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Угол, в котором располагались иконы, называли «красным».
Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами «красный угол», снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением, а уже потом только здоровался с хозяевами.
«Красный угол» указывал на полдень, на свет, на восход, на красную или божью силу.
Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, посудные полки, сундуки. В сундуках крестьяне хранили одежду. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами.
Итак, мы с вами побывали в крестьянской избе.

4. Практическая работа.

А теперь давайте посмотрим, какие иллюстрации вы принесли.
Выполняю рисунок – схему на доске с объяснением. (см. 
Приложение). Используя мой рисунок и ваши иллюстрации, придумайте свою композицию интерьера избы.
Объяснение последовательности выполнения работы.
Самостоятельная работа учащихся.

5. Закрепление знаний.

Ребята, ответьте на вопросы:

- по каким принципам украшался интерьер крестьянского дома?
- зачем люди украшали свои жилища?
Скажите, можно ли обставить современную квартиру так, как обставляли избу? Ответ обоснуйте.

6. Итог урока.

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?      7. Домашнее задание:

- подобрать иллюстрации по теме: «Предметы народного быта»

Внутренний мир русской  избы
Цель: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы.

Зрительный ряд: Рисунки интерьера крестьянского жилища; репродукции; ИКТ-презентация

Литературный ряд: Л.Мей “В низенькой светелке…”, В.Белов – высказывание о русской печи, детские книжки с иллюстрациями русской избы.

Организационный момент

Подготовка к уроку. Настрой на урок.

Актуализация опорных знаний

- По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.

- Зачем люди украшали свои жилища?

Формирование новых знаний

Презентация

(На экране изображение избы, кадр №5) Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.

В.Федотов

Но давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище (на экране появляется изображение интерьера избы, кадр №6)

В низенькой светелке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным 
И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, - гармонично и совершенно.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

(Кадр №7) Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.

(Кадр №8) Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

(Кадр №9) Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.

(Кадр №10) Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

(Кадр №11) Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Подпол символизировал нижний, подземный мир.

(Кадр №12) Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

- Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.

(“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди” )

(Кадр №13) “Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол? Угольки и головешки, что ли? Такой вопрос может задать только человек, никогда не видевший русской печи – отопительного сооружения, популярного на русской земле с начала 15 века. Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.

(Кадр №14) Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

(Кадр №15) Послушайте, ребята, как сильно, мудро, по-русски глубоко написал о печи знаток крестьянского быта писатель В.Белов: “Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу”.

В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный - от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

(Кадр №16) Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

(Кадр№17) Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Давайте рассмотрим изображение деревенской избы по фотографиям и картинам художников.

Практическая работа

Задание:

Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.

Последовательность изображения крестьянского интерьера:

1. Варианты композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. (Кадр №18)

2. вписать в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п.

3. выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта)

Итог урока

Анализ работ учащихся.

Домашнее задание: Подобрать иллюстрации предметов крестьянского быта.

Дополнение

Презентация по теме урока “Внутренний мир русской избы” - Приложение1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочный план урока по теме "Атмосферное давление" 7 класс

Представлен полный поурочный план по теме "Атмосферное давление" на татарском языке. Урок этот интересен тем,что ученики сами делают опыты, объясняют физичесие явления опираясь на свои знания, проходи...

Поурочный план урока алгебры в 11м классе по теме: "Логарифмические неравенства с переменным основанием"

Расматривается решение логарифмических неравенств с переменным основанием двумя способами...

Поурочный план урока по английскому языку в 5 классе. Согласные и гласные.

Представлен поуроный план урока по английскому языку в 5 классе....

Поурочный план урока по английскому языку в 5 классе. Урок повторения.

Поуроный план урока в 5 классе по английскому языку...