Физика и экология
рабочая программа по физике (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Физика и экология (элективный курс) 10 класс
Пояснительная записка
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса на 34 учебных часа (2 часа резерв), с учетом методологических особенностей, утвержденной Министерством образования РФ программы профильного обучения по физике.
Физика является ядром научно – технического прогресса, ее достижения лежат в основе современных технологий. Это позволяет показать все возрастающие масштабы воздействия человека на природу ее последствия и решения этих проблем.
Проблемы охраны окружающей среды, нерационального использования природных ресурсов, энергетического кризиса стали особенно актуальны в наше время. Запросы общества превышают возможности природы, при котором можно сохранить биосферу. Воздействие человека на природу носит глобальный характер и продолжает расти: наблюдается опасное потепление климата , изменение состава атмосферы, воздушных течений, исчезновение отдельных видов растений и животных, расширение пустынь, высыхание морей и водоемов, возникновение озоновой дыры… Около 20% территории России испытывают очень сложные экологические ситуации и если не повлиять на них сейчас, они
могут привести человечество к гибели. В этих условиях экологическое воспитание, формирование нового мышления единой физической картины мира, которая сочетает единство и многообразие живой и неживой природы, ориентированное на изменение путей и методов развития цивилизации, стало необходимым фактором выживания.
При составлении программы учитывалась возможность связи экологического материала с программой основного курса физики, ее расширение и углубление, возможность помочь ориентации учащихся в специальностях, требующих знаний по природоохранительным вопросам и развитие у них экологической культуры.
Главным и необходимым звеном данного курса являются исследовательские и практические работы, основанные на применении жизненного опыта, научные и экологические проекты с обсуждение основных идей и результатов.
Цель элективного курса: углубление содержания основного курса физики; развитие положительной мотивации к учению; формирование основ естественно – научной картины мира и показать место человека в ней.
Задачи курса:
- раскрыть главные природные закономерности и добиться усвоения учениками основ экологии;
- развивать способность и умение наблюдать природные явления и процессы, формировать исследовательские навыки по экологии;
- анализировать перспективы дальнейшего развития цивилизации, использования природных ресурсов;
- предоставить учащимся возможность развить определенные природоохранительные умения и навыки.
Данный курс может иметь образовательное значение для учащихся многих профилей. Его особенность заключается в том, что он способствует реализации углубленного содержания для выбранного профиля, а также несет культурологическую направленность для формирования экологической культуры будущих специалистов, чтобы они вошли в производственную сферу экологически грамотными личностями.
Название тем курса | Всего часов | Содержание темы | Форма занятия | Дата |
Введение. Экологическая ситуация в мире и РТ | 1 | Знакомство с целями и задачами курса, обсуждение формы контроля и зачета. | Беседа | |
Механика и явления природы | 2 | Временные масштабы природных явлений: движение метео рита и глобальные экологические катастрофы; движение цунами, смерчей, торнадо и человеческие жертвы; перелеты птиц и сеть авиалиний; дороги-серпантины; деят. человека и речной сток; экол-ие изменения ландшафта и магистрали. | Лекция. Сообщения учащихся. | |
Характер движения живых организмов в различных средах | 1 | Итоги наблюдения за живыми организмами в воде, в воздухе, на земле. | Практическая работа | |
Законы динамики и окружающая среда. | 2 | Устойчивость почвы на горном склоне и оползни; высотные плотины и землетрясения; движение небес. тел, полет птиц и рост деревьев; строительство каналов и динамика природ ных явлений; приливные электростанции - источник эколог. чистой энергии; реактивная авиация и набл за загрязнением природы; сила Кориолиса; экологические роторные двигатели Р.Ванкеля; инерционные фильтры. | Лекция. Сообщения учащихся. | |
Изучение строения и свойств кости | 1 | Сочетание твердости неорганических соединений с упругостью органических соединений, прочность костей | Практическая работа | |
Изучение связи формы, размеров некоторых живых организмов, плодов и семян растений с сопротивлением воздуха. | 1 | Выводы наблюдений полета плодов и семян растений , птиц и рыб. | Практическая работа | |
Механические колебания в окружающей среде | 2 | Цунами. Береговой рельеф. Колебания поездов, вагонов, автомобилей и амортизация. | Лекция. Сообщения учащихся. | |
Оценка микроклимата в классе | 1 | Изучение температурного режима, измерение относительной влажности воздуха в классе | Практическая работа | |
В мире волн | 2 | Изменение стока рек, загрязнение поверхности и картина волн. Шум и его источники. Акустический фон. Просадка грунта. Оползни. Загадка Эль-Ниньо. | Лекция. Сообщения учащихся. | |
Тепловые явления и их влияние на процессы в окружающей среде | 2 | Колебания нефте – и газопроводов; парниковый эффект; осцилляторы. | Лекция. Сообщения учащихся. | |
Изучение явления диффузии в природе | 1 | Явление диффузии жидкостей сквозь пористые перегородки в жизни животных и растений | Практическая работа | |
Изучение теплоизоляционных свойств снега | 1 | Условия выживаемости живых организмов и растений в зимний период | Практическая работа | |
Изучение капиллярных явлений | 1 | Свойства капиллярных явлений различных почв. | Практическая работа | |
Моделирование механизма парникового эффекта | 1 | Причины возникновения и свойства парникового эффекта | Практическая работа | |
Наблюдение осмоса | 1 | Один из важных способов диффузии в живых клетках | Практическая работа | |
Электромагнетизм и новые технологии | 2 | Автом-ль с индуктивным приводом. Поезда с линейными двигателями. Передача информ-ии и энергии без проводов. | Лекция. Сообщения учащихся. | |
Определение направления вектора напряженности электрического поля вблизи водопада, берега водоема | 1 | Изготовление и изучение действия индикаторов электрического поля | Практическая работа | |
Определение электрического сопротивления тела человека | 1 | Изучение зависимости сопротивления от состояния кожного покрова. | Практическая работа | |
Световые явления в земном пространстве | 2 | Видимая, УФ и ИК часть излучения. Озоновый слой. Фотосинтез. Солнечное излучение: его влияние на климат и состояние здоровья. цвет неба и чистота воздуха. | Лекция. Сообщения учащихся. | |
Загрязнение воздуха. Оценка степени загрязненности | 1 | Указать некоторые типичные загрязнители. Установить уровень загрязненности в местности. | Практическая работа | |
Исследование процессов получения биогаза. | 1 | Теоретические и практические основы получения топлива из биомассы. Изучение основ биоэнергетики. | Практическая работа | |
Проблемы ядерной энергетики | 2 | Действие ядерного излучения на вещество. Радиоактивный распад и земное тепло. Ядерное оружие. «Ядерная зима». | Лекция. Сообщения учащихся. | |
Экологическая ситуация в мире и РТ | 2 | Экзогенные и эндогенные геологические процессы в РТ. Экологические особенности развития энергетического комплекса, влияние предприятий нефтяной промышленности в республике | Лекция. Сообщения учащихся. | |
Итоговая обобщающая конференция | 2 | Выступления учащихся. | ||
Итого | 34 |
Литература
1. Меркин Б.А. Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11 классов. М.: АО МДС, Юнисом, 2002.
2. Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11классов. С.-Пб,: СМИО Пресс, 2002.
3. Рыженков А.П. – Физика в школе, №1, 1996.
4. Рыженков А.П. Физика и экология. М.: МГПИ им. Ленина, 1989.
5. Уразалиев А.П. Экологическая конференция. – Физика в школе, 1998.
6. КриксуновЕ.А. Пасечник В.В. Сидорин А.П. Экология – 9. Дрофа, 1995.
7. Кабардин О.Ф. Факультативный курс физики. М.: Просвещение, 1997.
8. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. М.: Просвещение, 1998.
9. Галеева Р.М. Каюмова Р.М. Национально – региональный компонент в курсе физики средней школы. Казань, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар. Физика и экология. 10 класс.
Семинар. Защита проектов. Исследовательская работа о вдиянии радиации, продуктов сгорания топлива автотранспорта, электромагнитных волн на здоровье человека....
Физика и экология
Содержит информацию о физических загрязнениях...
Курсовая работа "Физика и экология"
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учашихся 9 класса....
Образовательная программа "Физика и экология"
Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования эколого - биологической направленности. Тесно связана с физикой....
КТП к образовательной программе "Физика и экология"
Данное календарно - тематическое планирование составлено на основе образовательной программы "Физика и экология"....
«ЭНЕРГЕТИКА ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» Интегрированный урок физики и экологии.
Бурно развивающаяся экономика на рубеже XXI векатребует всё больших энергетических затрат. Когда-то казавшиесянеистощимыми, такие источники, как нефть, газ иссякаютбуквально на наших глазах. Осв...
Элективный курс "Физика и экология"
Курс знакомит школьников с достижениями научно-технического прогресса и его экологическими последствиями....