Мастер-класс
материал по физике (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Лабораторные работы по физике. 8 класс»
Перед учителями физики, как и перед учителями других предметов, стоит важнейшая задача: не только сообщать учащимся определённую сумму знаний, развивать ключевые компетенции обучающихся, но и воспитывать у школьников интерес к предмету.
Стремление школьников к знаниям сопровождается интересом к материалу, который выходит за пределы школьного учебника. Такой материал, преподносимый учителем, развивает познавательные способности учащихся, расширяет их кругозор.
Использование физического эксперимента – важнейшее условие эффективности учебного процесса. Эксперимент является основой принципа наглядности, базой для формирования практических умений, способом отражения экспериментального характера физической науки.
Вместе с тем, образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной деятельности учащихся. Это принципиально изменяет роль, место и функции эксперимента в организации учебного процесса: эксперимент – не только средство обучения, но и основа для освоения обучающимися естественнонаучного метода познания в единстве его экспериментальной и теоретической компонент. Для этого необходимо организовывать такие виды деятельности, как наблюдение и объяснение физических явлений, проведение экспериментальных исследований.
Применение ИКТ на уроках физики при решении экспериментальных задач, выполнении лабораторных работ является одним из способов возбуждения интереса к предмету. Опыт подсказывает, что экспериментальная деятельность учащихся на уроках изменяет их отношение к физике, делает физику основой будущей профессии.
Учебное оборудование кабинета физики позволяет создать систему экспериментальных средств обучения в соответствии с реализуемыми уровнем и профилем изучения физики.
При расширенном изучении курса физики в 8 классе (3 часа в неделю) я предлагаю учащимся две дополнительные лабораторные работы: «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» и «Изучение магнитного поля постоянных магнитов».
Перед выполнением лабораторной работы провожу беседу по технике безопасности (ТБ) в форме имитационной игры.
«Авария на нефтеперерабатывающем заводе».
Ситуация: Ночью одна из работниц нефтеперерабатывающего завода почувствовала запах газа. Для ликвидации аварии предлагаются 10 мероприятий:
№/п | Мероприятие | Я | Эталон | Штраф |
1 | Включить вентилятор | |||
2 | Позвонить диспетчеру, вызвать пожарную команду | |||
3 | Открыть окна | |||
4 | Погасить газовые горелки | |||
5 | Перекрыть распределительный кран | |||
6 | Надеть противогаз | |||
7 | Вызвать скорую помощь | |||
8 | Оповестить смену об аварии | |||
9 | Сделать запись в журнале регистрации происшествий | |||
10 | Вывести людей из помещения |
Правила игры: 1. Два мероприятия из предложенных десяти надо вычеркнуть. Для этого в колонке «Я» поставьте цифру «0» напротив того мероприятия, которого по вашему мнению не должно быть.
2. В колонке «Я» напротив каждого мероприятия поставьте цифру (от 1 до 8) по степени важности или как бы вы поступили в данной ситуации (2 мин.).
3. Сравните свой результат с эталоном.
№/п | Мероприятие | Я | Эталон | Штраф |
1 | Включить вентилятор | 0 | ||
2 | Позвонить диспетчеру, вызвать пожарную команду | 2 | ||
3 | Открыть окна | 3 | ||
4 | Погасить газовые горелки | 4 | ||
5 | Перекрыть распределительный кран | 6 | ||
6 | Надеть противогаз | 5 | ||
7 | Вызвать скорую помощь | 8 | ||
8 | Оповестить смену об аварии | 1 | ||
9 | Сделать запись в журнале регистрации происшествий | 0 | ||
10 | Вывести людей из помещения | 7 |
4. Посчитайте штраф (разность «Я» и «Эталон» в каждой строке). Найдите сумму штрафных баллов.
Вывод: Если штраф до 20 баллов – выжили, 20 – 25 баллов – возможны жертвы, более
25 баллов – все жертвы аварии.
Правила по ТБ не обсуждаются, их надо выучить и выполнять автоматически.
При выполнении данной лабораторной работы будьте аккуратны в обращении со стеклянным жидкостным термометром и колориметром с горячей водой. При работе с термометром следует выполнять следующие правила:
- Для уменьшения погрешности измерений необходимо снимать показания, располагая термометр на уровне глаз.
- Помещать термометр непосредственно в вещество (вода), температура которого измеряется.
- Снимать показания термометра после того, как установится температура.
Лабораторная работа
«Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».
Цель работы: исследовать изменение со временем температуры остывающей воды.
Приборы и материалы: калориметр с горячей водой, термометр.
Указания к работе:
- Определите цену деления термометра.
- Поместите термометр в воду и каждую минуту снимайте его показания. Результаты измерений занесите в таблицу:
t, С | |||||||||||
Т,мин | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3. По полученным данным постройте график зависимости t (Т).
- Сравните изменения температуры воды, произошедшие за одну из первых и одну из последних минут процесса остывания. Сделайте вывод, равномерно или неравномерно остывала вода.
Имитационная игра по ТБ «Кораблекрушение»
Ситуация: В океане далеко от берега около 200 миль (300 км) вы терпите кораблекрушение. Спасаясь с тонущего судна, вы успели взять с собой в лодку 15 предметов:
№/п | Предмет | Я | Эталон | Штраф |
1 | Компас | |||
2 | Туалетное зеркальце | |||
3 | Канистра с пресной водой | |||
4 | Москитная сетка | |||
5 | Аварийный запас продуктов | |||
6 | Карта Тихого океана | |||
7 | Надувная подушка | |||
8 | Канистра мазута | |||
9 | Транзисторный приёмник | |||
10 | Средство для отпугивания акул | |||
11 | Светонепроницаемый пластиковый лист | |||
12 | Ром – 1л | |||
13 | Нейлоновый шнур | |||
14 | Аптечка | |||
15 | Рыболовная снасть |
Правила игры:1. В колонке «Я» напротив каждого предмета поставьте цифру (от 1 до 15) по степени важности (3 мин.).
3. Сравните свой результат с эталоном.
№/п | Предмет | Я | Эталон | Штраф |
1 | Компас | 15 | ||
2 | Туалетное зеркальце | 1 | ||
3 | Канистра с пресной водой | 3 | ||
4 | Москитная сетка | 14 | ||
5 | Аварийный запас продуктов | 4 | ||
6 | Карта Тихого океана | 13 | ||
7 | Надувная подушка | 9 | ||
8 | Канистра мазута | 2 | ||
9 | Транзисторный приёмник | 12 | ||
10 | Средство для отпугивания акул | 10 | ||
11 | Светонепроницаемый пластиковый лист | 6 | ||
12 | Ром – 1л | 11 | ||
13 | Нейлоновый шнур | 8 | ||
14 | Аптечка | 5 | ||
15 | Рыболовная снасть | 7 |
4. Посчитайте штраф (разность «Я» и «Эталон» в каждой строке). Найдите сумму штрафных баллов.
Вывод: Если штраф более 40 баллов – утонул.
Правила по ТБ не обсуждаются, их надо выучить и выполнять автоматически.
При выполнении данной лабораторной работы будьте аккуратны в обращении с железными опилками. При работе с постоянными магнитами и железными опилками следует выполнять следующие правила:
- Помещать постоянный магнит под лист бумаги, а железные опилки - на лист бумаги.
- Распределять железные опилки на листе бумаги с помощью деревянной линейки, не прикасаясь руками к железным опилкам.
Лабораторная работа
«Изучение магнитного поля постоянных магнитов».
Цель работы: изучить магнитное поле полосового и дугообразного постоянных магнитов.
Приборы и материалы: полосовой и дугообразный постоянные магниты, лист бумаги, железные опилки, деревянная линейка, электронная доска, компьютер, электронное учебное издание «Виртуальная физическая лаборатория. Лабораторные работы по физике. 9 класс. ООО «Дрофа» 2006 г.».
Указания к работе:
- Выполняйте работу, следуя инструкциям, появляющимся на электронной доске.
- Зарисуйте в тетради картину силовых линий магнитного поля постоянных магнитов для каждого опыта.
- Сделайте вывод о взаимодействии постоянных магнитов, о картине силовых линий магнитного поля полосового и дугообразного магнитов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...
мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...
Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "
Яруллина Гульшат Минасхатовна имеет высшее образование, закончила Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...