Урок физики "Первоначальные сведения о строении вещества"
план-конспект урока по физике (7 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ «Танзыбейская СШ»
ОБОБЩАЮЩИЙ
УРОК
7 КЛАСС
«ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ
СВЕДЕНИЯ
О
СТРОЕНИИ
ВЕЩЕСТВА»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: комбинированный.
ЦЕЛИ УРОКА: - знать понятия молекула, атом, диффузия, броуновское движение, основные положения о строении вещества, агрегатные состояния вещества и их свойства;
- уметь применять основные положения о строении вещества, агрегатные состояния вещества и их свойства при решении различных задач изученной темы.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Емкости с фасолью или горохом.
- Печенье.
- Два стакана вставленные один в другой.
- Компот из сливы.
- Карандаши разной мягкости.
- Термометр медицинский.
ХОД УРОКА.
Этапы урока и их основное содержание | Форма работы | Время |
1. Организационный этап. Объявление темы и целей урока. | 2 мин | |
2. Этап актуализации изученного материала. Повторение основных понятий темы. Для этого учащимся раздаются вопросы-понятия. Учащиеся по очереди задают друг другу вопросы и сами контролируют правильность их ответов, записывая результаты на оценочные листы. (См. приложение №1) | Работа в парах. | 5 мин |
3. Этап практического применения приоб-ретенных знаний в окружающем мире, быту. Учащимся предлагается практическая ситуация, на которую группы должны дать правильный ответ. Капитаны групп фиксируют работу каждого участника группы в листе контроля. (См. приложение №2) | Работа в группах. | 25 мин. |
4.Межпредметные связи: физика – устное народное творчество. Каждой группе раздаются пословицы. Учащиеся должны объяснить их смысл с позиции изученного материала. (См. приложение №3) | Работа в группах. | 3 мин. |
5. Рефлексивно-оценочный этап урока. а) Учащимся выдается итоговая работа в виде тестовых заданий. (См. приложение №4) б) Итоги урока, выставление оценок. Капитаны групп подводят итоги и оценивают работу каждого учащегося. | Индивидуальная работа. | 5 мин 3 мин. |
6. Домашнее задание. | а) повт.п.7-10; б)составить кроссворд по изученному материалу. | 2 мин |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Вопросы для повторения.
- Из чего состоят вещества?
- Как меняется объем тела при изменении расстояния между частицами?
- Что такое молекула?
- Из чего состоят молекулы?
- Что такое диффузия?
- В каких веществах диффузия протекает медленно?
- Как взаимодействуют между собой молекулы?
- Когда действует отталкивание, а когда притяжение между молекулами?
- Перечислите свойства твердых тел.
- Назовите свойства жидкостей.
- Какими свойствами обладают газы?
- Сформулируйте основные положения о строении вещества.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
- Почемучка дежурил в столовой. Вот уже пять минут он терпеливо возился с чистыми стаканами: стаканы после мытья были вставлены один в другой и не хотели разделяться. «Что делать?» - спросил сам себя Почемучка. Как бы вы посоветовали ему разъединить стаканы?
- Кастрюля, в которой пригорела каша, не отмывалась. – Не мучайтесь, залейте ее водой и оставьте часа на два – отмокнет вся гарь – предложил Петя. На каком явлении основан этот совет?
- Угадать, из какого фрукта изготовлен налитый в стаканы компот. На каком явлении основано консервирование фруктов и овощей? Почему сладкий сироп приобретает со временем вкус фруктов?
- Фасоль, горох и сухие грибы перед варкой обычно замачивают. Какую воду – горячую или холодную – целесообразнее использовать для замачивания, чтобы овощи и грибы быстрее набухли?
- Из бутылки вылили часть воды и прочно закупорили ее пробкой. Можно ли утверждать, что в верхней части бутылки нет воды?
- Почемучка дежурил в классе. Он должен был сделать влажную уборку и поэтому налил в ведро воды и медленно понес его в классную комнату. Так как ведро было тяжелое, то он часто останавливался и отдыхал. Во время одной остановки Почемучка задал такой вопрос: «Когда ведро тяжелее: когда оно наполнено холодной водой или горячей?» Действительно, когда?
- Почему мягкий карандаш из графита оставляет на бумаге жирный след, а жесткий – слабый?
- Почему, когда мы разломили печенье на две части, эти части соединить не можем?
- Почему при перевозке листового железа его смачивают водой?
- При неосторожном пользовании медицинским термометром его можно разбить. Почему в таких случаях рекомендуется как можно быстрее собрать пролитую ртуть, всю до мельчайших капелек?
ПРИЛОЖЕНИЕ №3.
Нарезанный лук пахнет и жжет глаза сильнее (мальгашская пословица).
На мешке с солью и веревка соленая (корейская пословица).
Сердце – стеклянный дворец, если разобьется, то не склеишь (турецкая пословица).
Не расписывайся на воде (корейская пословица).
Тверд как алмаз (русская пословица).
ПРИЛОЖЕНИЕ №4.
ТС. Строение вещества.
1. Мельчайшие частицы вещества, из которых состоят различные вещества, называются …
А. атомами.
Б. молекулами.
2. Все молекулы одного и того же вещества …
А. не отличаются друг от друга.
Б. отличаются друг от друга.
3. При охлаждении объем тела …
А. уменьшается.
Б. увеличивается.
4. Как зависит процесс диффузии от температуры?
А. Процесс диффузии замедляется с ростом температуры.
Б. Процесс диффузии ускоряется с ростом температуры.
В. Процесс диффузии не зависит от изменения температуры.
5. На расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул (атомов) …
А. заметнее проявляются силы притяжения между молекулами, а при дальнейшем сближении – силы отталкивания.
Б. заметнее проявляются силы отталкивания между молекулами, а при дальнейшем сближении – силы притяжения.
6. Какие из указанных свойств принадлежат газам?
А. Имеют собственную форму.
Б. Сохраняют объем.
В. Не имеют собственной формы и постоянного объема.
7. Как расположены частицы в твердых телах?
А. Частицы расположены на расстояниях, много больших размеров частиц.
Б. Частицы расположены в определенном (строгом) порядке.
В. Частицы расположены близко друг к другу, но строгого порядка в их расположении нет.
8. В каком состоянии может находиться ртуть?
А. Только в жидком.
Б. В жидком, твердом и газообразном.
В. Только в твердом.
9. В бутылке находиться вода объемом 0,2 л. Ее переливают в колбу вместимостью 0,5 л. Изменится ли объем воды?
А. Уменьшится.
Б. Не изменится.
В. Увеличится.
10. Вода замерзла и превратилась в лед. Изменились ли при этом сами молекулы воды?
А.Нет, не изменились.
Б. Да, изменились.
В. Определенного ответа дать нельзя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - Первоначальные сведения по строении вещества
Обобщающий урок-игра по теме - Первоначальные сведения по строении вещества...
первоначальные сведения о строении вещества(план урока в 7 классе)
повторительно-обобщающий урок в 7 классе....
Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)
Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения...
Урок физики в 7 классе по теме "ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА"
Итоговый урок физики в 7 классе по теме "ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА" предусмотрен в системе блочно-модульного преподавания предмета с учетом подготовки учеников к ГИА по физике в ново...
Обобщающий урок-сказка по теме "Первоначальные сведения о строении вещества"
Обобщающий урок для 7 класса...
Конспект и презентация урока по теме"Первоначальные сведения о строении вещества"
Конспект и презентация урока по теме " Первоначальные сведения о строении вещества". Урок обобщения и закрепления знаний по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».При проведении урока...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА к уроку физики 7 класса «Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа»
Тема урока: Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа. Тип урока: комбинированный Цель урока: организация усвоения и закрепления осно...