Урок физики "Первоначальные сведения о строении вещества"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Обобщающий урок физики в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fiziki_v_7_klasse.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Танзыбейская СШ»

ОБОБЩАЮЩИЙ
УРОК
7 КЛАСС

«ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ
СВЕДЕНИЯ
О
СТРОЕНИИ
ВЕЩЕСТВА»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: комбинированный.

ЦЕЛИ УРОКА: - знать  понятия молекула, атом, диффузия, броуновское       движение, основные положения о строении вещества, агрегатные состояния вещества и их свойства;

                             - уметь применять основные положения о строении вещества, агрегатные состояния вещества и их свойства при решении различных задач изученной темы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Емкости с фасолью или горохом.
  2. Печенье.
  3. Два стакана вставленные один в другой.
  4. Компот из сливы.
  5. Карандаши разной мягкости.
  6. Термометр медицинский.

ХОД УРОКА.

Этапы урока и их основное содержание

Форма работы

Время

1. Организационный этап.

  Объявление темы и целей урока.

2 мин

2. Этап актуализации изученного материала.

Повторение основных понятий темы. Для этого учащимся раздаются вопросы-понятия. Учащиеся по очереди задают друг другу вопросы и сами контролируют правильность их ответов, записывая результаты на оценочные листы. (См. приложение №1)

Работа в парах.

5 мин

3. Этап практического применения приоб-ретенных знаний в окружающем мире, быту.

Учащимся предлагается практическая ситуация, на которую группы должны дать правильный ответ. Капитаны групп фиксируют работу каждого участника группы в листе контроля. (См. приложение №2)

Работа в группах.

25 мин.

4.Межпредметные связи: физика – устное народное творчество.

Каждой группе раздаются пословицы. Учащиеся должны объяснить их смысл с позиции изученного материала. (См. приложение №3)

Работа в группах.

3 мин.

5. Рефлексивно-оценочный этап урока.

а) Учащимся выдается итоговая работа в виде тестовых заданий. (См. приложение №4)

б) Итоги урока, выставление оценок.

Капитаны групп подводят итоги и оценивают работу каждого учащегося.

Индивидуальная работа.

5 мин

3 мин.

6. Домашнее задание.

а) повт.п.7-10;

б)составить кроссворд по изученному материалу.

2 мин

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

 

Вопросы для повторения.

  1. Из чего состоят вещества?
  2. Как меняется объем тела при изменении расстояния между частицами?
  3. Что такое молекула?
  4. Из чего состоят молекулы?
  5. Что такое диффузия?
  6. В каких веществах диффузия протекает медленно?
  7. Как взаимодействуют между собой молекулы?
  8. Когда действует отталкивание, а когда притяжение между молекулами?
  9. Перечислите свойства твердых тел.
  10. Назовите свойства жидкостей.
  11. Какими свойствами обладают газы?
  12. Сформулируйте основные положения о строении вещества.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

  1. Почемучка дежурил в столовой. Вот уже пять минут он терпеливо возился с чистыми стаканами: стаканы после мытья были вставлены один в другой и не хотели разделяться. «Что делать?» - спросил сам себя Почемучка. Как бы вы посоветовали ему разъединить стаканы?
  2. Кастрюля, в которой пригорела каша, не отмывалась. – Не мучайтесь, залейте ее водой и оставьте часа на два – отмокнет вся гарь – предложил Петя. На каком явлении основан этот совет?
  3. Угадать, из какого фрукта изготовлен налитый в стаканы компот. На каком явлении основано консервирование фруктов и овощей? Почему сладкий сироп приобретает со временем вкус фруктов?
  4. Фасоль, горох и сухие грибы перед варкой обычно замачивают. Какую воду – горячую или холодную – целесообразнее использовать для замачивания, чтобы овощи и грибы быстрее набухли?
  5. Из бутылки вылили часть воды и прочно закупорили ее пробкой. Можно ли утверждать, что в верхней части бутылки нет воды?
  6. Почемучка дежурил в классе. Он должен был сделать влажную уборку и поэтому налил в ведро воды и медленно понес его в классную комнату. Так как ведро было тяжелое, то он часто останавливался и отдыхал. Во время одной остановки Почемучка задал такой вопрос: «Когда ведро тяжелее: когда оно наполнено холодной водой или горячей?» Действительно, когда?
  7. Почему мягкий карандаш из графита оставляет на бумаге жирный след, а жесткий – слабый?
  8. Почему, когда мы разломили печенье на две части, эти части соединить не можем?
  9. Почему при перевозке  листового железа его смачивают водой?
  10.  При неосторожном пользовании медицинским термометром его можно разбить. Почему в таких случаях рекомендуется как можно быстрее собрать пролитую ртуть, всю до мельчайших капелек?

ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

Нарезанный лук пахнет и жжет глаза сильнее (мальгашская пословица).

На мешке с солью и веревка соленая (корейская пословица).

Сердце – стеклянный дворец, если разобьется, то не склеишь (турецкая пословица).

Не расписывайся на воде (корейская пословица).

Тверд как алмаз (русская пословица).

ПРИЛОЖЕНИЕ №4.

ТС. Строение вещества.

1. Мельчайшие частицы вещества, из которых состоят различные вещества, называются …

А. атомами.

Б. молекулами.

2. Все молекулы одного и того же вещества …

А. не отличаются друг от друга.

Б. отличаются друг от друга.

3. При охлаждении объем тела …

А. уменьшается.

Б. увеличивается.

4. Как зависит процесс диффузии от температуры?

А. Процесс диффузии замедляется с ростом температуры.

Б.  Процесс диффузии ускоряется с ростом температуры.

В. Процесс диффузии не зависит от изменения температуры.

5. На расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул (атомов) …

А. заметнее проявляются силы притяжения между молекулами, а при дальнейшем сближении – силы отталкивания.

Б. заметнее проявляются силы отталкивания между молекулами, а при дальнейшем сближении – силы притяжения.

6. Какие из указанных свойств принадлежат газам?

А. Имеют собственную форму.

Б. Сохраняют объем.

В. Не имеют собственной формы и постоянного объема.

7. Как расположены частицы в твердых телах?

А. Частицы расположены на расстояниях, много больших размеров частиц.

Б. Частицы расположены в определенном (строгом) порядке.

В. Частицы расположены близко друг к другу, но строгого порядка в их расположении нет.

8. В каком состоянии может находиться ртуть?

А. Только в жидком.

Б. В жидком, твердом и газообразном.

В. Только в твердом.

9. В бутылке находиться вода объемом 0,2 л. Ее переливают в колбу вместимостью 0,5 л. Изменится ли объем воды?

А. Уменьшится.

Б. Не изменится.

В. Увеличится.

10. Вода замерзла и превратилась в лед. Изменились ли при этом сами молекулы воды?

А.Нет, не изменились.

Б. Да, изменились.

В. Определенного ответа дать нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - Первоначальные сведения по строении вещества

Обобщающий урок-игра по теме - Первоначальные сведения по строении вещества...

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год)  1.Строение  вещества. Молекула. (Урок изучения...

Урок физики в 7 классе по теме "ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА"

Итоговый урок физики в 7 классе по теме "ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА" предусмотрен в системе блочно-модульного преподавания предмета с учетом подготовки учеников к ГИА по физике в ново...

Конспект и презентация урока по теме"Первоначальные сведения о строении вещества"

Конспект и презентация урока по теме " Первоначальные сведения о строении вещества". Урок обобщения и закрепления знаний по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».При проведении урока...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА к уроку физики 7 класса «Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа»

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа. Тип урока: комбинированный Цель урока: организация усвоения и закрепления осно...