Конспект урока по физике на тему "Архимедова сила" (7 класс)
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
В конспекте урока «Архимедова сила» расписаны все этапы урока. Урок «Архимедова сила» опирается на материал, изученный на предыдущем уроке. Изучение нового материала на уроке опирается на эксперимент. В ходе урока используется групповая работа над мини-проектами по исследованию зависимости силы Архимеда от 6 величин: объёма тела, погружаемого в жидкость;
объёма жидкости, в которую погружают тело;
глубины погружения тела в жидкость;
от рода жидкости, в которую погружают тело;
формы погружаемого тела;
плотности вещества, из которого изготовлено тело.
Закрепление проводится при решении задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arkhimedova_sila.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ «Троицкая СОШ им. Г.К. Жукова»
Целинного района
Республики Калмыкия
Конспект урока физики
«Архимедова сила»
7 класс
Перышкин А.В.
учитель физики и информатики
Алёнкина Ольга Васильевна
с. Троицкое - 2015
ЦЕЛЬ УРОКА: Изучить закон Архимеда.
Задачи урока:
Образовательные:
- Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости;
- Установить от каких факторов зависит, и от каких не зависит выталкивающая сила.
Воспитательные:
- Воспитывать коммуникабельность (умение слушать учителя и товарищей);
- Воспитывать умение отстаивать свое мнение в тактичной форме. Развивающие:
- Развивать умение анализировать увиденное;
- Научить делать правильные выводы из результатов проделанного опыта;
- Развивать интерес к физике.
НА ДОСКЕ: записана дата и тема урока; начерчена таблица.
ОБОРУДОВАНИЕ: ведерко Архимеда, штатив, мензурка, сосуд с водой (для демонстрации); сосуды с пресной и соленой водой, маслом, динамометры, тела разные по объему, но изготовленные из одного вещества; тела разные по форме, но изготовленные из одного вещества и одинакового объема; одинаковые тела, но изготовленные из различных веществ.
ход урока:
- Проверка домашнего задания (фронтальный опрос по вопросам к §50).
- Изучение нового материала (запись в тетрадь даты, темы урока).
Учитель: На предыдущем уроке вы узнали, что на любое тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, при этом сила выталкивающая тело из жидкости или газа равна весу, вытесненной жидкости и направлена противоположно силе тяжести, приложенной к этому телу.
Убедимся в этом на опыте с ведерком Архимеда.
Почему данный прибор называется так?
Его назвали так в честь человека первым, открывшего существование выталкивающей силы. Им был Архимед и именно в его честь, выталкивающую силу стали называть силой Архимеда. А вот когда и при каких условиях она была открыта, желающие могут прочитать дома в учебнике «Легенду об Архимеде» на странице 151.
Проделаем опыт.
Вывод: Fa=Pb.ж.
Но не всегда можно определить вес вытесненной жидкости. Поэтому мы сейчас определим силу Архимеда иначе. Определим вес тела в воздухе Р1 и в воде Р2 , оказывается P1 > Р2 так как на тело в воде действует сила Архимеда. Значит FA = P1 - Р2. Результаты измерений занесем в таблицу.
Номер опыта | Вес тела в воздухе р1,н | Вес тела в воде Р2, Н | Сила Архимеда Fa=P1-P2,H |
1 |
Но оказывается очень часто нельзя определить не только вес вытесненной жидкости, но и вес тела. Например: нельзя определить вес вытесненной воды кораблем в реке, а также вес самого корабля. Поэтому мы сейчас выясним, от чего зависит и от чего не зависит сила Архимеда.
Работа по группам (у каждой группы отдельное задание).
Задание 1.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый, стальной и медный цилиндры из набора тел для калориметра, нить.
- Определите Архимедовы силы, действующие на каждое тело.
- Сравните плотности тел и архимедовы силы, действующие на тела.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.
Задание 2. Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела разного объема из пластилина, нить.
- Определите Архимедовы силы, действующие на каждое тело.
- Сравните эти силы.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.
Задание 3.
Оборудование: сосуды с пресной и соленой водой, с маслом, динамометр, алюминиевый цилиндр из набора тел для калориметра, нить.
- Определите Архимедовы силы, действующие на тело в пресной воде, соленой воде, затем в масле.
- Чем отличаются эти жидкости?
- Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?
- Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
Задание 4.
Оборудование: мензурка с водой, динамометр, алюминиевый цилиндр из набора тел для калориметра, нить.
- Определите Архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1 и на глубине h2, большей, чем h1.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.
Задание 5.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, кусочек пластилина, нить.
- Кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра.
- Поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на нее.
- Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.
Задание 6.
Оборудование: сосуды с разным количеством водой, динамометр, железный цилиндр из набора тел для калориметра, нить.
- Определите Архимедовы силы, действующие на полностью погруженное в воду тело, если объем жидкости разный.
- Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных случаях?
- Установите зависимость архимедовой силы от количества жидкости.
После получения результатов каждая группа, устно, сообщает о результатах своей работы и сделанных выводах. Выводы записываются учащимися в тетрадь, а учителем на доске в виде граф - схемы:
Архимедова сила
Не зависит: | Зависит: | |
| 1. объема тела; | |
| 2. плотности жидкости. | |
| ||
|
Таким образом, мы выяснили, что FA зависит от объема тела и плотности жидкости, в которую оно погружено.
Ну а теперь сделаем вывод формулы для силы Архимеда.
РА = Рж = mg = g ρ ж Vт.
FA= g ρ ж Vт |
3.Закрепление. Решение задач.
- Туристы, плывущие в лодке, уронили в реку банку с консервами объемом 0,0005 м3. Определите выталкивающую силу, действующую на банку.
- На дороге лежит камень массой 26 кг и объемом 10 дм3 , какую силу нужно приложить, чтобы поднять его? Какая выталкивающая сила будет действовать на этот камень, если его полностью погрузить в воду? Какую силу должен был бы приложить водолаз при подъеме этого камня со дна реки?
Подведение итогов урока: выставление оценок и запись домашнего задания.
Домашнее задание: §51; упр.26(3); подготовиться к л/р № 8. Желающие могут повторить подвиг Архимеда, решив задачи:
- Слиток золота и серебра имеет массу 300 г. При погружении в воду его вес равен 2,75 Н. Определите массу серебра и массу золота в этом слитке.
2. Возьмите украшение из золота (белого – сплав золота и никеля или красного – медно-золотой сплав) и определите содержание золота и примеси. Все необходимые данные определите самостоятельно с помощью бытовых измерительных приборов.
Список использованной литературы
- Перышкин А.В. Физика – 7. – М.: Дрофа, 2014.
- Громов С.В., Родина Н.А. Физика – 7. – М.: Просвещение, 2002.
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике 77 – 8 кл. – М.: Просвещение, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план- конспект урока по физике на тему"Сила тяжести.Вес тела".
план- конспект урока с использованием интерактивной доски для 7 класса....
План-конспект урока по физике по теме "Сила" 7 класс
План-конспект урока по физике в 7 классе с использованием сингапурских обучающих структур....
конспект урока по физике "реактивное движение" 9 класс
Конспект урока по физике в 9 классе разработан по теме «Закон сохранения импульса» с применением ЭОР (в конце имеются ссылки).Главной целью урока является изучение закона сохранения импульса и Необход...
КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 8-м классе по теме: «ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА»
Образовательная цель: - закрепить понятия: испарение, конденсация, кипение;- проверить знания учащихся по теме, уровень обученности;- ввести понятие о влажности воздуха: абсолютной и относительной, сп...
КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 9-м классе по теме: «Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью»
Повторительно-обобшаюший урок по теме: Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.Цель урока: 1) Закрепить усвоение учащимися изученного материала2)...
КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 10-м классе по теме: «Импульс тела. Закон сохранения импульса»
Цель урока: закрепление теоретических знаний и выработка навыков решения задач по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса»Задачи урока:1. Обобщить знания учащихся по теме...
План-конспект урока по физике по теме "Сила упругости" 7 класс
План-конспект урока по физике в 7 классе. Конспект составлен с учетом требовний ФГОС....