формирование УУД на уроках физики
статья по физике (7 класс) на тему

Шурагина Светлана Васильевна

В работе рассматриваются способы и приемы формирования УУД на уроках физики в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_urokakh_fiziki.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  универсальных учебных действий на уроках физики.

 Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями  выступает как  способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.  УУД  создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Личностные УУД

Как понять себя и чувства другого?

Осваивая личностные универсальные умения, ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Каждый из нас живет в определенном обществе и умение сосуществовать в нем с другими людьми — залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Однако для этого ребенку необходимо научиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом требуется, например, эмоциональная поддержка, а может быть какая-либо другая помощь. 

Личностными результатами изучения курса «Физика» в 7-м классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Средством достижения этих результатов служит организация на уроке работы в парах постоянного и сменного состава, групповые формы работы.

Для формирования личностных УУД можно использовать задания, в которых предлагается дать собственную оценку:

- участие в проектах;

- подведение итогов урока;

- творческие задания.

Регулятивные УУД.

Что входит в умение учиться?

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированны регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.

Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его  адаптации в обществе, а также профессионального роста.

К регулятивным УУД относится:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке.
  • Ставить учебную задачу.
  • Учиться составлять план и определять последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Средством формирования этих действий служат элементы технологии проблемного обучения на этапе изучения нового материала и  технология оценивания образовательных достижений.

Регулятивные универсальные учебные действия формируются при

выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач,

при решении качественных и количественных задач.

При обучении физике, деятельность, связанная с проведением  физического

эксперимента, оказывается комплексной, включающей в себя планирование,

моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и

построение установок, измерение, представление и обобщение результатов.

В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального метода

познания физических явлений.

Решение экспериментальных задач, формирует у обучающихся

умение проводить наблюдения и описывать их, задавать

вопросы и находить ответы на них опытным путем, т.е. планировать

проведение простейших опытов, проводить прямые измерения при помощи

наиболее часто используемых приборов, представлять результаты измерений

в виде таблиц, делать выводы на основе наблюдений, находить простейшие

закономерности в протекании явлений и сознательно использовать их в

повседневной жизни, соблюдая разумные правила техники безопасности и

приблизительно прогнозируя последствия неправильных действий.

Познавательные УУД

Как сделать учебу интересней?

Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).

К познавательным УУД относится:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять физические  рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Средством формирования этих действий служит учебный материал, задания учебника и задачи из сборников.

С целью реализации познавательных УУД на уроках физики можно использовать  опорные

конспекты (ОК), структурно - логические схемы, работа обучающихся

над учебными проектами,

 тем самым учить ребят видеть все явления

и процессы во взаимосвязи друг с другом,

 устанавливать между ними связь и

выстраивать логические цепочки.  Всѐ  это позволяет систематизировать

знания, учит обучающихся выделять основное.

Коммуникативные УУД

Умеем ли мы общаться?

Школьник учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.

К коммуникативным УУД относится:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах постоянного и сменного состава, технология проблемного обучения.

Коммуникативные УУД можно формировать, используя уроки-конференции, уроки-путешествия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация формирования знаний на уроках физики в профтехучилище.

Сегодня каждое уважающее себя общество считает своим долгом уделять особое внимание физической науке и физическому образованию. Объясняется это тем, что именно физика как ведущая дисциплина помогает п...

Формирование УУД на уроках физики

Практико-значимый проект...

Развитие самостоятельности обучающихся 7 класса через формирование УУД на уроках физики

Итоговая работа  по программе "Модернизация региональной системы образования " и "Развитие профессиональных компетенций работников образования"...

Формирование УУД на уроках физики при изучении темы «Условия плавания тел. Плавание судов»

Материал можно использовать при подготовке уроков в рамках реализации ФГОС. Использованы технологии обучения на основе системно-деятельностного подхода....

Формирование УУД на уроках физики

Самостоятельная работа учащихся над печатным текстом развивает их активность  и познавательные способности, обеспечивает сознательное усвоение новых знаний, приучает добывать знания осознанно....

Методы и способы формирования УУД на уроке физики.

Методы и способы реализации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физики.План-конспект урока физики в 8 классеТема: Лабораторная работа «Измерение мощности и работы тока ...

«Система деятельности педагога, направленная на формирование УУД на уроке физики»

В работе рассмотрена система деятельности педагога по формированию УУД на уроках физики. В свете модернизации Российского образования от педегога требуется изменить своё отношение к преподаванию предм...