формирование УУД на уроках физики
статья по физике (7 класс) на тему
В работе рассматриваются способы и приемы формирования УУД на уроках физики в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_na_urokakh_fiziki.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий на уроках физики.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Личностные УУД
Как понять себя и чувства другого?
Осваивая личностные универсальные умения, ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Каждый из нас живет в определенном обществе и умение сосуществовать в нем с другими людьми — залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Однако для этого ребенку необходимо научиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом требуется, например, эмоциональная поддержка, а может быть какая-либо другая помощь.
Личностными результатами изучения курса «Физика» в 7-м классе является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Средством достижения этих результатов служит организация на уроке работы в парах постоянного и сменного состава, групповые формы работы.
Для формирования личностных УУД можно использовать задания, в которых предлагается дать собственную оценку:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания.
Регулятивные УУД.
Что входит в умение учиться?
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированны регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.
Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его адаптации в обществе, а также профессионального роста.
К регулятивным УУД относится:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке.
- Ставить учебную задачу.
- Учиться составлять план и определять последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служат элементы технологии проблемного обучения на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Регулятивные универсальные учебные действия формируются при
выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач,
при решении качественных и количественных задач.
При обучении физике, деятельность, связанная с проведением физического
эксперимента, оказывается комплексной, включающей в себя планирование,
моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и
построение установок, измерение, представление и обобщение результатов.
В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального метода
познания физических явлений.
Решение экспериментальных задач, формирует у обучающихся
умение проводить наблюдения и описывать их, задавать
вопросы и находить ответы на них опытным путем, т.е. планировать
проведение простейших опытов, проводить прямые измерения при помощи
наиболее часто используемых приборов, представлять результаты измерений
в виде таблиц, делать выводы на основе наблюдений, находить простейшие
закономерности в протекании явлений и сознательно использовать их в
повседневной жизни, соблюдая разумные правила техники безопасности и
приблизительно прогнозируя последствия неправильных действий.
Познавательные УУД
Как сделать учебу интересней?
Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).
К познавательным УУД относится:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять физические рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Средством формирования этих действий служит учебный материал, задания учебника и задачи из сборников.
С целью реализации познавательных УУД на уроках физики можно использовать опорные
конспекты (ОК), структурно - логические схемы, работа обучающихся
над учебными проектами,
тем самым учить ребят видеть все явления
и процессы во взаимосвязи друг с другом,
устанавливать между ними связь и
выстраивать логические цепочки. Всѐ это позволяет систематизировать
знания, учит обучающихся выделять основное.
Коммуникативные УУД
Умеем ли мы общаться?
Школьник учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.
К коммуникативным УУД относится:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах постоянного и сменного состава, технология проблемного обучения.
Коммуникативные УУД можно формировать, используя уроки-конференции, уроки-путешествия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация формирования знаний на уроках физики в профтехучилище.
Сегодня каждое уважающее себя общество считает своим долгом уделять особое внимание физической науке и физическому образованию. Объясняется это тем, что именно физика как ведущая дисциплина помогает п...
Формирование УУД на уроках физики
Практико-значимый проект...
Развитие самостоятельности обучающихся 7 класса через формирование УУД на уроках физики
Итоговая работа по программе "Модернизация региональной системы образования " и "Развитие профессиональных компетенций работников образования"...
Формирование УУД на уроках физики при изучении темы «Условия плавания тел. Плавание судов»
Материал можно использовать при подготовке уроков в рамках реализации ФГОС. Использованы технологии обучения на основе системно-деятельностного подхода....
Формирование УУД на уроках физики
Самостоятельная работа учащихся над печатным текстом развивает их активность и познавательные способности, обеспечивает сознательное усвоение новых знаний, приучает добывать знания осознанно....
Методы и способы формирования УУД на уроке физики.
Методы и способы реализации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физики.План-конспект урока физики в 8 классеТема: Лабораторная работа «Измерение мощности и работы тока ...
«Система деятельности педагога, направленная на формирование УУД на уроке физики»
В работе рассмотрена система деятельности педагога по формированию УУД на уроках физики. В свете модернизации Российского образования от педегога требуется изменить своё отношение к преподаванию предм...