Рабочая программа по физике 11 класса
рабочая программа по физике (11 класс) на тему
Рабочая программа по физике 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_obrazovaniya_i_molodezhnoy_politik1.docx | 102.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и молодежной политики
муниципального района «Могойтуйский район»
МОУ «Нуринская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____ __________
Протокол № _ от
«__» ____2014г
Рабочая программа
по физике 11 класса
ФИО учителя: Селезнева Е.В
КПК 2014
Ступень III Класс: 11
Количество часов- 68
Срок реализации- 1год
Год составления программы: 2014 Программа составлена на основе авторской программы по физике Г.Я. Мякишев. ФИЗИКА. 10-11 классы. – М: Дрофа, 2010. Базовый уровень
п. Нуринск
Пояснительная записка рабочей программы по физике для 11 класса
Сведения о программе.
Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), Примерной программы по физике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263) Программа составлена на основе программы: Г.Я. Мякишев. ФИЗИКА. 10-11 классы. – М: Дрофа, 2010.
Цели и задачи: Изучение физики на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
- формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, - навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
- овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.
Место и роль учебного курса в учебном плане ообразовательного учреждения
Учебный предмет «Физика» относится к числу обязательных и входит в Федеральный компонент учебного плана
Планируемый уровень подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Результаты освоения курса физики
Личностные результаты:
- в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты:
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;
- использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Предметные результаты (на базовом уровне):
- в познавательной сфере:
- давать определения изученным понятиям;
- называть основные положения изученных теорий и гипотез;
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики;
- классифицировать изученные объекты и явления;
- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;
- структурировать изученный материал;
- интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;
- применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- в ценностно-ориентационной сфере – анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;
- в трудовой сфере – проводить физический эксперимент;
- в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.
Информация о количестве учебных часов.
Рабочая программа 11 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю. По программе за год учащиеся должны выполнить 4 контрольные работы и 4 лабораторные работы
Используемые технологии обучения. Формы организации образовательного процесса
Реализация рабочей программы строится с учетом личного опыта учащихся на основе информационного подхода в обучении, предполагающего технологию развивающего, проблемно-поисковой учебной деятельности. На уроках предполагается использование разнообразных приемов работы с текстом, составление и работа с опорными конспектами, фронтальный и демонстрационный эксперимент, групповые и другие активные организации учебной деятельности.
Форма аттестации учащихся.
Аттестация учащихся, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий.
Рабочая программа предусматривает следующие формы аттестации школьников:
- Промежуточная (формирующая) аттестация:
- самостоятельные работы (до 10 минут);
- лабораторно-практические работы (от 20 до 40 минут);
- фронтальные опыты (до 10 минут);
- диагностическое тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего учебного материала, сопутствующее повторение) – 5 …15 минут.
- Итоговая (констатирующая) аттестация:
- контрольные работы (45 минут);
- устные и комбинированные зачеты (до 45 минут).
Характерные особенности контрольно-измерительных материалов (КИМ) для констатирующей аттестации:
- КИМ составляются на основе кодификатора;
- КИМ составляются в соответствие с обобщенным планом;
- количество заданий в обобщенном плане определяется продолжительностью контрольной работы и временем, отводимым на выполнение одного задания данного типа и уровня сложности по нормативам ЕГЭ
- тематика заданий охватывает полное содержание изученного учебного материала и содержит элементы остаточных знаний;
структура КИМ копирует структуру контрольно-измерительных материалов ЕГЭ
Учебно-методический комплект, используемый для реализации рабочей программы
- Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев. Учебник для общеобразовательных учреждений. Физика. 11 класс. – М.: Просвещение, 2010.
- А.П. Рымкевич. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2010.
- Г.Н.Степанова. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2010
- М.Ю.Демидова. Тематические тренировочные варианты. Физика. 9-11 классы. – М.: Национальное образование, 2011.
- В.В. Порфирьев. Астрономия. 11класс. – М.: Просвещение, 2003.
- Е.П.Левитан. Астрономия. 11 класс. – М.: Просвещение, 2003.
- А.Н.Москалев. Готовимся к единому государственному экзамену. Физика. – М.: Дрофа, 2010.
- Н.И.Зорин. Тесты по физике. 11 класс. – М.: Вако, 2010.
- В.И.Николаев, А.М.Шипилин. Тематические тестовые задания. Физика. ЕГЭ. – М.: Экзамен, 2011.
Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике среднего (полного) общего образования (базовый уровень), обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.
Содержание рабочей программы.
Изучение курса физики в 11 классе структурировано на основе физических теорий следующим образом: электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика, строение Вселенной. Ознакомление учащихся с разделом «Физика и методы научного познания» предполагается проводить при изучении всех разделов курса.
Программой предусмотрено изучение разделов:
- Основы электродинамики (продолжение) 11 часов
- Колебания и волны 11 часов
- Оптика 18 часов
- Квантовая физика 12 часов
- Элементарные частицы 1 час
- Значение физики для объяснения мира и развития
производительных сил общества 2 часа
- Строение Вселенной 7 часов
- Повторение 4 часа
- Резерв 2 часа
Основное содержание программы
Электродинамика (продолжение)
Магнитное поле тока. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электродвигатель. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Индукционный генератор электрического тока.
Демонстрации
- Магнитное взаимодействие токов.
- Отклонение электронного пучка магнитным полем.
- Магнитная запись звука.4
- Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Лабораторные работы
- Наблюдение действия магнитного поля на ток.
- Изучение явления электромагнитной индукции.
Электромагнитные колебания и волны
Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Скорость света. Законы отражения и преломления света. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Дисперсия света. Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы.
Постулаты специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Дефект масс и энергия связи.
Демонстрации
- Свободные электромагнитные колебания.
- Осциллограмма переменного тока.
- Генератор переменного тока.
- Излучение и прием электромагнитных волн.
- Отражение и преломление электромагнитных волн.
- Интерференция света.
- Дифракция света.
- Получение спектра с помощью призмы.
- Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
- Поляризация света.
- Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
12.Оптические приборы.
Лабораторные работы Измерение показателя преломления стекла.
Квантовая физика
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэлектрический эффект. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Давление света. Корпускулярно-волновой дуализм.
Модели строения атома. Опыты Резерфорда. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.
Состав и строение атомного ядра. Свойства ядерных сил. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Свойства ионизирующих ядерных излучений. Доза излучения.
Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез.
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Демонстрации
- Фотоэффект.
- Линейчатые спектры излучения.
- Лазер.
- Счетчик ионизирующих излучений.
Лабораторные работы Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Строение Вселенной
Расстояние до Луны, Солнца и ближайших звезд. Космические исследования, их научное и экономическое значение. Природа Солнца и звезд, источники энергии. Физические характеристики звезд. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика и место Солнечной системы в ней. Другие галактики. Представление о расширении Вселенной.
Экспериментальная физика Опыты, иллюстрирующие изучаемые явления.
Календарно-тематическое планирование
11 КЛАСС (68 часов – 2 часа в неделю)
Тема 1. Основы электродинамики (продолжение 10 класса - 11 часов)
Магнитное поле (5 часов)
№ недели/ урока | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные виды деятельности ученика1 (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | Код. Содержания ким ЕГЭ | Код проверяемыхумений Ким ЕГЭ | Домашнее задание |
1/1 | Магнитное поле, его свойства. | Взаимодействие про-водников с током. Магнитные силы. Магнитное поле. Основные свойства магнитного поля. | Знать смысл физических величин «магнитные силы», «магнитное поле». | Вычислять силы, действующие на проводник с током в магнитном поле. Объяснять принцип действия электродвигателя. | Давать определение. | 3.3.1–3.3.4 | 1,2.1–2.4, 3 | §1. | |
1/2 | Магнитное поле постоянного электрического тока. | Вектор магнитной индукции. Правило «буравчика». | Знать: правило «бурав-чика», вектор магнитной индукции. Применять данное правило для опре-деления направления линий магнитного поля и направ-ления тока в проводнике. | Тест. Изображать силовые линии магнитного поля. Объяснять на примерах, рисунках правило «буравчика». | 3.3.1–3.3.4 | 1,2.1–2.4, 3 | §2, упр. 1(1,2). | ||
2/3 | Действие магнитного поля на проводник с током. Лабораторная работа №1. «Наблюдение действия магнитного поля на ток». | Закон Ампера. Сила Ампера. Правило «левой руки». Применение закона Ампера. Наблюдение действия магнитного поля на ток. | Понимать смысл закона Ампера, смысл силы Ампера как физической величины. Применять правило «левой руки» для определения направления действия силы Ампера (линий магнитного поля, направления тока в проводнике). Уметь применять полученные знания на практике. | Давать опреде-ление понятий. Определять на-правление дейст-вующей силы Ампера, тока, линии магнит-ного поля. Лабо-раторная работа. Умение работать с приборами, формулировать вывод. | 3.3.1–3.3.4 | 1,2.1–2.4, 3 | §3,5, Р.840, 841. | ||
2/4 | Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. | Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. Сила Лоренца. Правило «левой руки» для определения направления силы Лоренца. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле. Применение силы Лоренца. | Понимать смысл силы Лоренца как физической величины. Применять правило «левой руки» для определения направления действия силы Лоренца (линий магнитного поля, направления скорости движущегося электрического заряда). | Вычислять силы, действующие на электрический заряд, движущийся в магнитном поле. | Физический диктант. Давать определение понятий. Определять направление действующей силы Лоренца, скорости движущейся заряженной частицы, линий магнитного поля. | 3.3.1–3.3.4 | 1,2.1–2.4, 3 | §6 Р.847, 849. | |
3/5 | Решение задач по теме «Маг-нитное поле». | Магнитное поле. | Уметь применять полученные знания на практике. | Самостоятельная работа. Решение задач. | 3.3.1–3.3.4 | 1,2.1–2.4, 3 | Задачи по тетради. |
Электромагнитная индукция (6 часов)
№ недели/ урока | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные виды деятельности ученика1 (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | Ким ЕГЭ | Ким ЕГЭ | Домашнее задание |
3/6 | Явление электро-магнитной индук-ции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. | Электромагнитная индукция. Магнитный поток. | Понимать смысл явления электромагнитной индук-ции, закона электро-магнитной индукции, магнитного потока как физической величины. | Исследовать явление электромагнитной индукции. Объяснять принцип действия генератора электрического тока. | Тест. Объяснять явление электро-магнитной индук-ции. Знать закон. Приводить приме-ры применения. | 3.4.1–3.4.3 3.4.1–3.4.7 | 1, 2.1–2.4, 3 | §8,9,11, Р. 921, 922. | |
4/7 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. | Направление индукционного тока. Правило Ленца. | Применять правило Ленца для определения направления индукционного тока. | Объяснять на примерах, рисунках правило Ленца. | 3.4.1–3.4.3 3.4.1–3.4.7 | 1, 2.1–2.4, 3 | §10, упр.2 (2,3). | ||
4/8 | Самоиндукция. Индуктивность. | Явление самоиндукции. Индуктивность. ЭДС самоиндукции. | Описывать и объяснять явление самоиндукции. Понимать смысл физической величины (индуктивность). Уметь применять формулы при решении задач. | Физический диктант. Понятия, формулы. | 3.4.1–3.4.3 3.4.1–3.4.7 | 1, 2.1–2.4, 3 | §15, Р.933, 934. | ||
5/9 | Лабораторная работа №2. «Изучение явления электромагнит-ной индукции». | Электромагнитная индукция. | Описывать и объяснять физическое явление электромагнитной индукции. | Лабораторная работа. | 3.4.1–3.4.3 3.4.1–3.4.7 | 1, 2.1–2.4, 3 | С. 1110 (1-5). | ||
5/10 | Электромагнитное поле. | Электромагнитное поле. Энергия магнитного поля. | Понимать смысл физических величин «электромагнитное поле», «энергия магнитного поля». | Давать опреде-ления явлений. Уметь объяснить причины появле-ния электромаг-нитного поля. | 3.4.1–3.4.3 3.4.1–3.4.7 | 1, 2.1–2.4, 3 | §16, 17, Р. 938,939. | ||
6/11 | Контрольная работа №1. «Магнитное поле. Электромагнит-ная индукция». | Магнитное поле. Электромагнитная индукция. | Уметь применять полученные знания на практике. | Контрольная работа. | 3.4.1–3.4.3 3.4.1–3.4.7 | 1, 2.1–2.4, 3 |
Тема 2. Колебания и волны (11 часов)
Электромагнитные колебания (3 часа)
№ недели/ урока | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные виды деятельности ученика1 (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | Ким ЕГЭ содер | Ким ЕГЭ умен | Домашнее задание |
6/12 | Свободные и вынужденные электромагнит-ные колебания. | Открытие электромаг-нитных колебаний. Свободные и вынуж-денные электромаг-нитные колебания. | Понимать смысл физи-ческих явлений: свобод-ные и вынужденные электромагнитные колебания. | Наблюдать осциллограммы гармонических колебаний силы тока в цепи. Формировать ценностное отношение к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. | Физический диктант. Давать определения колебаний, при-водить примеры. | 3.5.1, 3.5.4–3.5.7 | 1, 2.1–2.4 | §27. | |
7/13 | Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнит-ных колебаниях. | Устройство колеба-тельного контура. Превращение энергии в колебательном контуре. Характеристики электромагнитных колебаний. | Знать устройство колеба-тельного контура, характеристики электромагнитных колебаний. Объяснять превращение энергии при электромагнитных колебаниях. | Объяснять рабо-ту колебатель-ного контура | 3.5.1, 3.5.4–3.5.7 | 1, 2.1–2.4 | §28 С. 1249, 1250. | ||
7/14 | Переменный электрический ток. | Переменный ток. По-лучение переменного тока. Уравнение ЭДС, напряжения и силы для переменного тока. | Понимать смысл физической величины (переменный ток). | Объяснять получение переменного тока и применение. | 3.5.1, 3.5.4–3.5.7 | 1, 2.1–2.4 | §31, С.1283. |
Производство, передача и использование электрической энергии (4 часа)
№ недели/ урока | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные виды деятельности ученика1 (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | Код сод Ким ЕГЭ | Код умен Ким ЕГЭ | Домашнее задание |
8/15 | Генерирование электрической энергии. Транс-форматоры. | Генератор переменного тока. Трансформаторы. | Понимать принцип действия генератора переменного тока. Знать устройство и принцип действия трансформатора. | Формировать ценностное отношение к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. | Объяснять уст-ройство и при-водить примеры применения трансформатора. | 3.5.1, 3.5.4–3.5.7 | 1, 2.1–2.4 | §37, 38. | |
8/16 | Решение задач по теме: «Транс-форматоры». | Трансформаторы. | Уметь применять полученные знания на практике. | Решение задач. | 3.5.1, 3.5.4–3.5.7 | 1, 2.1–2.4 | С. 1341, 1342. | ||
9/17 | Производство и использование электрической энергии. | Производство электроэнергии. Типы электростанций. Повышение эффективности использования электроэнергии. | Знать способы производства электроэнергии. Называть основных потребителей электроэнергии. | Объяснять про-цесс производства электрической энергии и при-водить примеры использования электроэнергии. | 3.5.1, 3.5.4–3.5.7 | 1, 2.1–2.4 | §39,41. | ||
9/18 | Передача электроэнергии. | Передача электроэнергии. | Знать способы передачи электроэнергии. | Физический диктант. Знать правила техники безопасности. | 3.5.1, 3.5.4–3.5.7 | 1, 2.1–2.4 | §40. |
Электромагнитные волны (4 часа)
№ недели/урока | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные виды деятельности ученика1 (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | Код содерКим ЕГЭ | Код умен Ким ЕГЭ | Домашнее задание |
10/ 19 | Электромагнит-ная волна. Свойства электромагнит-ных волн. | Теория Максвелла. Теория дальнодейст-вия и близкодействия. Возникновение и распространение электромагнитного поля. Основные свой-ства электромагнит-ных волн. | Знать смысл теории Максвелла. Объяснять возникновение и распространение электромагнитного поля. Описывать и объяснять основные свойства электромагнитных волн. | Наблюдать явление интерференции электромагнит-ных волн. Исследовать свойства электромагнит-ных волн с помощью мобильного телефона. | Уметь обосновать теорию Максвелла. | 3.5.1, 3.5.4–3.5.7 | 1, 2.1–2.4 | §48,49. | |
10/ 20 | Принцип радио-телефонной связи. Простейший радиоприемник. | Устройство и принцип действия радиоприёмника А.С.Попова. Принципы радиосвязи. | Описывать и объяснять принципы радиосвязи. Знать устройство и принцип действия радио-приёмника А.С.Попова. | Знать схему. Объяснять наличие каждого элемента схемы. Эссе «Будущее средств связи». | 3.5.1, 3.5.4–3.5.7 | 1, 2.1–2.4 | §51,52, С. 1358, 1364. | ||
11/ 21 | Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи. | Деление радиоволн. Использование волн в радиовещании. Радиолокация. Применение радиолокации в технике. Принципы приёма и получения телевизионного изображения. Развитие средств связи. | Описывать физические явления: распространение радиоволн, радиолокация. Приводить примеры: применение волн в радиовещании, средств связи в технике, радиолокации в технике. Понимать принципы приёма и получения телевизионного изображения. | Тест. | 3.5.1, 3.5.4–3.5.7 | 1, 2.1–2.4 | §55-58, С. 1366, 1368. | ||
11/ 22 | Контрольная работа №2. «Электромаг-нитные колебания и волны». | Электромагнитные колебания и волны. | Применять формулы при решении задач. Уметь применять полученные знания на практике. | Контрольная работа. | 3.5.1, 3.5.4–3.5.7 | 1, 2.1–2.4 |
Тема 3. Оптика (18 часов)
Световые волны (10 часов)
№ недели/ урока | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные виды деятельности ученика1 (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | Код содер Ким ЕГЭ | Код умен Ким ЕГЭ | Домашнее задание |
12/ 23 | Скорость света. | Развитие взглядов на природу света. Геометрическая и волновая оптика. Определение скорости света. | Знать развитие теории взглядов на природу света. Понимать смысл физического понятия (скорость света). | Применять на практике законы отражения и преломления света при решении задач. | Уметь объяснить природу возник-новения световых явлений, опреде-ления скорости света (опытное обоснование). | 3.6.1–3.6.4, 3.6.6, 3.6.8, 3.6.9 | 1, 2.1–2.4, 3 | §59. | |
12/ 24 | Закон отражения света. Решение задач на закон отражение света. | Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. | Понимать смысл физичес-ких законов: принцип Гюй-генса, закон отражения све-та. Выполнять построение изображений в плоском зеркале. Решать задачи. | Решение типовых задач. | 3.6.1–3.6.4, 3.6.6, 3.6.8, 3.6.9 | 1, 2.1–2.4, 3 | §60, Р. 1023, 1026, | ||
13/ 25 | Закон прелом-ления света. Решение задач на закон пре-ломления света. | Закон преломления света. Относительный и абсолютный показатель преломления. | Понимать смысл физических законов (закон преломления света). Выполнять построение изображений. | Физический диктант, работа с рисунками. | 3.6.1–3.6.4, 3.6.6, 3.6.8, 3.6.9 | 1, 2.1–2.4, 3 | §61, Р. 1035. | ||
13/ 26 | Лабораторная работа №3. «Измерение показателя преломления стекла». | Измерение показателя преломления стекла. | Выполнять измерения показателя преломления стекла. | Лабораторная работа. | 3.6.1–3.6.4, 3.6.6, 3.6.8, 3.6.9 | 1, 2.1–2.4, 3 | Р. 1036, 1037. | ||
14/ 27 | Линза. Построение изображения в линзе. | Виды линз. Формула тонкой линзы. Оптическая сила и фокусное расстояние линзы. Построение изображений в тонкой линзе. Увеличение линзы. | Знать основные точки линзы. Применять формулы линзы при решении задач. Выполнять построение изображений в линзе. | Строить изобра-жения, даваемые линзами. Рассчи-тывать расстояние от линзы до изо-бражения пред-мета. Рассчиты-вать оптическую силу линзы. Из-мерять фокусное расстояние линзы.. | Физический диктант, работа с рисунками. | 3.6.1–3.6.4, 3.6.6, 3.6.8, 3.6.9 | 1, 2.1–2.4, 3 | §64,65, задачи по тетради. | |
14/ 28 | Дисперсия света. | Дисперсия света. | Понимать смысл физичес-кого явления (дисперсия света). Объяснять образование сплошного спектра при дисперсии. | Наблюдать явление дифракции света. Определять спектральные границы чувствитель-ности челове-ческого глаза с помощью дифракционной решетки. | 3.6.1–3.6.4, 3.6.6, 3.6.8, 3.6.9 | 1, 2.1–2.4, 3 | §66. | ||
15/ 29 | Интерференция света. Дифракция света. | Интерференция. Дифракция света. | Понимать смысл физичес-кого явлений: интерферен-ция, дифракция. Объяснять условие получения устой-чивой интерференционной картины. | Давать определения понятий. | 3.6.1–3.6.4, 3.6.6, 3.6.8, 3.6.9 | 1, 2.1–2.4, 3 | §68,69, 71. | ||
15/ 30 | Поляризация света. | Естественный и поляризованный свет. Применение поляризованного света. | Понимать смысл физичес-ких понятий: естественный и поляризованный свет. Приводить примеры приме-нения поляризованного света. | Давать определения понятий. | 3.6.1–3.6.4, 3.6.6, 3.6.8, 3.6.9 | 1, 2.1–2.4, 3 | §73, 74. | ||
16/ 31 | Решение задач по теме: «Оп-тика. Световые волны». | Оптика. Световые волны. | Уметь применять полученные знания на практике. | Решение задач. | 3.6.1–3.6.4, 3.6.6, 3.6.8, 3.6.9 | 1, 2.1–2.4, 3 | §64, задачи по тетради. | ||
16/32 | Контрольная работа №3. «Оптика. Световые волны». | Оптика. Световые волны. | Уметь применять полученные знания на практике. | Контрольная работа. | 3.6.1–3.6.4, 3.6.6, 3.6.8, 3.6.9 | 1, 2.1–2.4, 3 |
Элементы теории относительности (3 часа)
№ недели/урока | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные виды деятельности ученика1 (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | Код содер Ким ЕГЭ | Код умен Ким ЕГЭ | Домашнее задание |
17/33 | Постулаты теории относительности. | Постулаты теории относительности Эйнштейна. | Знать постулаты теории относительности Эйнштейна. | Рассчитывать энергию связи системы тел по дефекту масс. | 3.6.10–3.6.13 4.1 | 1, 2.1–2.4 | §75,76. | ||
17/34 | Релятивистский закон сложения скоростей. Зависимость энергии тела от скорости его движения. Релятивистская динамика. | Релятивистская динамика. | Понимать смысл понятия «релятивистская динамика». Знать зависимость массы от скорости. | 3.6.10–3.6.13 4.1 | 1, 2.1–2.4 | §78, 79. | |||
18/35 | Связь между массой и энергией. | Закон взаимосвязи массы и энергии. Энергия покоя. | Знать закон взаимосвязи массы и энергии, понятие «энергия покоя». | 3.6.10–3.6.13 4.1 | 1, 2.1–2.4 | §80, Р. 1127. |
Излучение и спектры (5 часов)
№ недели/ урока | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные виды деятельности ученика1 (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | Код сод Ким ЕГЭ | Код умен Ким ЕГЭ | Домашнее задание |
18/ 36 | Виды излучений. Шкала электромагнит-ных волн. | Виды излучений и источников света. Шкала электро-магнитных волн. | Знать особенности видов излучений, шкалу электромагнитных волн. | Наблюдать линейчатые спектры. Рассчитывать частоту и длину волны испускаемого света при переходе атома из одного стационарного состояния в другое. | Объяснять шкалу электромагнит-ных волн. | 3.6.10–3.6.13, 4.1 | 1, 2.1–2.4 | §81, 87. | |
19/ 37 | Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ. | Распределение энергии в спектре. Виды спект-ров. Спектральные аппараты. Спектраль-ный анализ и его приме-нение в науке и технике. | Знать виды спектров излучения и спектры поглощения. | Давать качественное объяснение видов спектров. | 3.6.10–3.6.13, 4.1 | 1, 2.1–2.4 | §82-84. | ||
19/ 38 | Лабораторная работа №4. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров». | Сплошные и линейчатые спектры. | Уметь применять полученные знания на практике. | Лабораторная работа. Работа с рисунками. | 3.6.10–3.6.13, 4.1 | 1, 2.1–2.4 | §84. | ||
20/ 39 | Инфракрасное и ультрафиоле-товое излучения. | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. | Знать смысл физических понятий: инфракрасное излучение, ультрафиолетовое излучение. | Написать сообщение. | 3.6.10–3.6.13, 4.1 | 1, 2.1–2.4 | §85. | ||
20/ 40 | Рентгеновские лучи. | Рентгеновские лучи. Виды электромагнитных излучений. | Знать рентгеновские лучи. Приводить примеры применения в технике различных видов электромагнитных излучений. | Тест. | 3.6.10–3.6.13, 4.1 | 1, 2.1–2.4 | §86. |
Тема 4. Квантовая физика (12 часов)
Световые кванты (3 часа)
№ недели/ урока | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные виды деятельности ученика1 (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | Код содер Ким ЕГЭ | Код умен Ким ЕГЭ | Домашнее задание |
21/ 41 | Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна. | Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. | Понимать смысл явления внешнего фотоэффекта. Знать законы фотоэффек-та, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Объяс-нять законы фотоэффекта с квантовой точки зрения, противоречие между опытом и теорией. | Наблюдать фотоэлектри-ческий эффект. Рассчитывать максимальную кинетическую энергию электронов при фотоэлектричес-ком эффекте. | Знать формулы, границы применения законов. | 1.1–5.3 5.1.1 –5.1.7 5.2.1, 5.2.2 | 1,2.1–2.4 2.5 2.6 | §88, 89, упр.12 (4,5). | |
21/ 42 | Фотоны. | Фотоны. | Знать величины, характеризующие свойства фотона: масса, скорость, энергия, импульс. | Физический диктант. Решение задач по теме. | 1.1–5.3 5.1.1 –5.1.7 5.2.1, 5.2.2 | 1,2.1–2.4 2.5 2.6 | §90, упр.12 (7). | ||
22/ 43 | Применение фотоэффекта. | Применение фотоэлементов. | Знать устройство и прин-цип действия вакуумных и полупроводниковых фотоэлементов. Объяснять корпускулярно-волновой дуализм. Понимать смысл гипотезы де Бройля, применять формулы при решении задач. Приводить примеры применения фотоэлементов в технике, примеры взаимодействия света и вещества в природе и технике. | Объяснять устройство и принцип действия фотоэлементов и приводить примеры применения. | 1.1–5.3 5.1.1 –5.1.7 5.2.1, 5.2.2 | 1,2.1–2.4 2.5 2.6 | §91, 93. |
Атомная физика ( 3 часа)
№ недели/ урока | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные виды деятельности ученика1 (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | Код содерКим ЕГЭ | Код умен Ким ЕГЭ | Домашнее задание |
22/ 44 | Строение атома. Опыты Резерфорда. | Опыты Резерфорда. Строение атома по Резерфорду. | Понимать смысл физичес-ких явлений, показываю-щих сложное строение атома. Знать строение атома по Резерфорду. | Объяснять принцип действия лазера. Наблюдать действие лазера. | Тест. Знать модель атома, объяснять опыт. | 5.2.1–5.2.3 5.3.1, 5.3.3 | 1,2.1–2.4 | §94. | |
23/ 45 | Квантовые постулаты Бора. | Квантовые постулаты Бора. | Понимать квантовые по-стулаты Бора. Использо-вать постулаты Бора для объяснения механизма ис-пускания света атомами. | Знать квантовые постулаты Бора. Решение типовых задач. | 5.2.1–5.2.3 5.3.1, 5.3.3 | 1,2.1–2.4 | §95, задачи по тетради. | ||
23/ 46 | Лазеры. | Свойства лазерного излучения. Применение лазеров. Принцип действия лазера. | Иметь понятие о вынуж-денном индуцированном излучении. Знать свойства лазерного излучения, прин-цип действия лазера. При-водить примеры примене-ния лазера в технике, науке. | Знать свойства лазерного излу-чения, принцип действия лазе-ра. Приводить примеры применения. | 5.2.1–5.2.3 5.3.1, 5.3.3 | 1,2.1–2.4 | §97. |
Физика атомного ядра (6 часов)
№ недели/ урока | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные виды деятельности ученика1 (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | Код содер Ким ЕГЭ | Код умен Ким ЕГЭ | Домашнее задание |
24/ 47 | Строение атомного ядра. Ядерные силы. | Протонно-нейтронная модель ядра. Ядерные силы. | Понимать смысл физических понятий: строение атомного ядра, ядерные силы. Приводить примеры строения ядер химических элементов. | Наблюдать треки альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрировать ядерные излучения с помощью счетчи-ка Гейгера. Рас-считывать энергию связи атомных ядер. Вычислять энергию, освобож-дающуюся при радиоактивном распаде. | Знать строение атомного ядра. | 5.2.1–5.2.3 5.3.1- 5.3.3, 5.3.5 | 1,2.1–2.4 | §105, С. 1738. | |
24/ 48 | Энергия связи атомных ядер. | Энергия связи ядра. Дефект масс. | Понимать смысл физии-ческих понятий: энергия связи ядра, дефект масс. | Решение типовых задач. | 5.2.1–5.2.3 5.3.1- 5.3.3, 5.3.5 | 1,2.1–2.4 | §106 С. 1767 | ||
25/ 49 | Закон радиоактивного распада. | Период полураспада. Закон радиоактивного распада. | Понимать смысл физического закона (закон радиоактивного распада). | Давать опреде-ление периода полураспада. Решение задач. | 5.2.1–5.2.3 5.3.1- 5.3.3, 5.3.5 | 1,2.1–2.4 | §102, упр.14 (2). | ||
25/ 50 | Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. | Ядерные реакции. Деление ядра урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. | Решать задачи на состав-ление ядерных реакций, определение неизвестного элемента реакции. Объяснять деление ядра урана, цепную реакцию. Объяснять осуществление управляемой реакции в ядерном реакторе. | Определять продукты ядерной реакции. Вычислять энергию, освобождающуюся при ядерных реакциях. | Тест. Знать, как осуществляется управляемая реакция в ядерном реакторе. | 5.2.1–5.2.3 5.3.1- 5.3.3, 5.3.5 | 1,2.1–2.4 | §107-110, Р. 1213, 1215. | |
26/ 51 | Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений. | Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений. | Приводить примеры использования ядерной энергии в технике, влияния радиоактивных излучений на живые организмы, называть способы снижения этого влияния. Приводить примеры экологических проблем при работе атомных электростанций и называть способы решения этих проблем. | Проект «Экология использования атомной энергии». | 5.2.1–5.2.3 5.3.1- 5.3.3, 5.3.5 | 1,2.1–2.4 | §112-114. | ||
26/ 52 | Контрольная работа №4. «Световые кванты. Физи-ка атомного ядра». | Световые кванты. Физика атома и атомного ядра. | Уметь применять полученные знания на практике. | Контрольная работа. | 5.2.1–5.2.3 5.3.1- 5.3.3, 5.3.5 | 1,2.1–2.4 |
Элементарные частицы (1час)
№ недели/ урока | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные виды деятельности ученика1 (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | Код содер Ким ЕГЭ | Код умен Ким ЕГЭ | Домашнее задание |
27/53 | Физика элементарных частиц. | Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы. Открытие нейтрино. Классификация элементарных частиц. Взаимные превращения элементарных частиц. Кварки. | Знать различие трёх этапов развития физики элементарных частиц. Иметь понятие о всех стабильных элементарных частицах. | Знать все стабильные элементарные частицы. | §115, 116. | ||||
27/54 | Единая физическая картина мира. | Фундаментальные взаимодействия. Единая физическая картина мира. | Объяснять физическую картину мира. | Понимать ценности научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценность овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности. | Работа с таблицами. | §117. | |||
28/55 | Физика и научно-техническая революция. | Физика и астрономия. Физика и биология. Физика и техника. Энергетика. Создание материалов с заданными свойствами. Автоматизация производства. Физика и информатика. Интернет. | Иметь представление о том, какой решающий вклад вносит современная физика в научно-техническую революцию. | Написать сообщение. | §118. | ||||
28/56 | Строение Солнечной системы. | Солнечная система. | Знать строение Солнеч-ной системы. Описывать движение небесных тел. | Наблюдать звезды, Луну и планеты в телескоп. Наблюдать солнечные пятна с помощью телескопа и солнечного экрана. Использовать Интернет для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях. | Работать с атласом звёздного неба. | Л. §7, 8. | |||
29/57 | Система Земля-Луна. | Планета Луна – единственный спутник Земли. | Знать смысл понятий: планета, звезда. | Тест. | Л. §12, 13. | ||||
29/58 | Общие сведения о Солнце. | Солнце – звезда. | Описывать Солнце как источник жизни на Земле. | Тест. | Л. §18, 19, 21. | ||||
30/59 | Источники энергии и внутреннее строение Солнца. | Источники энергии Солнца. Строение Солнца. | Знать источники энергии и процессы, протекающие внутри Солнца. | Знать схему строения Солнца. | Л. §20. | ||||
30/60 | Физическая природа звезд. | Звёзды и источники их энергии. | Применять знание законов физики для объяснения природы космических объектов. | Тест. | Л. §24. | ||||
31/61 | Наша Галактика. Пространствен-ные масштабы наблюдаемой Вселенной. | Галактика. Вселенная. | Знать понятия: галактика, наша Галактика, Вселенная. Иметь представление о строении Вселенной. | Фронтальный опрос. Тест. | Л. §28, 30. | ||||
31/62 | Происхождение и эволюция галактик и звезд. | Происхождение и эволюция Солнца и звёзд. Эволюция Вселенной. | Иметь представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд; эволюции Вселенной. | Фронтальный опрос. | Л. §31, 33. | ||||
32/63 | Жизнь и разум во Вселенной | ||||||||
32/64 | Итоговое тестирование | ||||||||
33/65 | |||||||||
33/66 | Обобщающее повторение | ||||||||
67-68 | Резерв (2 часа) |
Список литературы (основной и дополнительной)
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 № 2783).
- Примерные программы по физике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263)
- Сауров Ю.А. Физика в 11 классе: Модели уроков: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2005
- В.Г. Маркина. Физика 11 класс: поурочные планы по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева. – Волгоград: Учитель, 2006
- В. А. Коровин, В. А. Орлов "Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы. М.: изд-во "Дрофа" – 2001 г
- Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 1991.
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2000.
- Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 11 класс. Сборник заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2004.
- Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика11 класс. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2004
Дополнительная литература:
- Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев, М.А. Драпкин, Д.В. Климентьев. ЕГЭ: Физика: Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ: 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2004
- В.А. Орлов, Н.К. Ханнанов, А.А. Фадеев. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. . – М.: Интеллект-Центр, 2013
- В.А. Орлов, Н.К. Ханнанов, Г.Г. Никифоров. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. – М.: Интеллект-Центр, 20135
- И.И. Нурминский. ЕГЭ: физика: контрольно-измерительные материалы: 2005-2006. – М.: Просвещение, 2006
- В.Ю. Баланов, И.А. Иоголевич, А.Г. Козлова. ЕГЭ. Физика: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом. – Челябинск: Взгляд, 2004
интернет ресурсы
http://www.alleng.ru/edu/phys2.htm
http://exir.ru/education.htm
http://www.alleng.ru/d/phys/phys52.htm
http://www.ph4s.ru/book_ab_ph_zad.html
для учеников:
http://www.abitura.com/textbooks.html
http://tvsh2004.narod.ru/phis_10_3.htm
http://fizzzika.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...