Образовательная среда кабинета физики как условие формирования и развития УУД обучающихся
проект по физике на тему
Проект на участие в конкурсе "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект методического семинара на конкурс "Учитель года" | 350.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность
Гипотеза : Для успешной реализации этого проекта необходимо 1. Обеспечить выполнение материально-технических, санитарно-гигиенических требований ФГОС к условиям; Обеспечить педагогическое сопровождение программы формирования и развития УУД обучающихся; Обновлять банк информационных, учебно- методических разработок учебного процесса; Использовать средства и методы, приемы, формы организации и управления учебной и внеучебной деятельностью учащихся. Цель проекта : создание образовательной среды кабинета физики для достижения планируемых результатов по формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся
Задача проекта: поиск новых подходов к формированию образовательной среды кабинета физики, стимулирующих всех участников образовательного процесса к обеспечению формирования важнейшей компетенции личности — умения учиться, создания благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся. Объект исследования : образовательный процесс в кабинете физики Предмет исследования : образовательное взаимодействие участников образовательного процесса Методы проекта : поисковый, практический, модельный, наблюдение и др.
ФГОС «совокупность условий обеспечивающих достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; гарантирующих охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования» Образовательная среда
• формированию у учащихся научных знаний (экспериментальных фактов, понятий, законов, теорий, методов физической наук, современной научной картины мира ); раскрытию неисчерпаемости и единства в строении материи ; утверждению роли практики в познании ; ознакомлению учащихся с главными направлениями технического прогресса ; формированию умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления ; выработке экспериментальных умений: пользования приборами и инструментами, обработки результатов измерений с использованием современной техники, соблюдения правил техники безопасности ; развитию познавательного интереса к физике и технике, творческих способностей. . Образовательная среда кабинета физики должна служить :
УУД средства Типы заданий Л Использование в курсе специальных обучающих программ, имеющих дидактическую нагрузку, связанную с материалом учебника Система заданий, иллюстрирующих место физики как науки в современном обществе Задания, раскрывающие происхождение изучаемого явления, законы, лежащие в основе этого явления, предвидеть различные следствия, вытекающие из этих законов Р Лабораторные работы Экспериментальные задачи Количественные задачи «Используя имеющиеся знания, определите…» «Произведя необходимые действия, укажите, как меняется следующие величины…» «проверьте, измениться ли температура воды и как, если в ней растворить соль. Объясните явление» П система заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать нужную информацию из различных источников; система заданий на составление знаково-символических моделей, структурно-опорных схем задания, формирующие навыки знаково-символического моделирования задания, формирующие навык смыслового чтения задания на сравнение, классификацию, синтез составление опорных конспектов К комплекс практических работ; проекты уроки-конференции Задания, выполняемые группами учащихся, рабочими парами Формирование УУД средствами учебного предмета «Физика »
I этап. Подготовительный (2013-2014) 1. Анализ материально- технической базы кабинета, санитарно-гигиенических условий на предмет соответствия требований ФГОС Вывод : Материально-технические, психолого-педагогические, информационно-методические условия реализации ООП ООО о беспечивают саморазвитие обучающихся. 2. Создание программы формирования и развития УУД обучающихся. 3. Создание программы педагогического сопровождения формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уроках физики Выполнение проекта
Программа формирования и развития УУД обучающихся предметным содержанием «Физика».
Педагогическое сопровождение- «специально организованная деятельность, суть которой заключается во взаимодействии педагога с обучающимся по поводу его потенциальных возможностей, «зон его ближайшего развития» и жизненных перспектив. Результатом подобного взаимодействия становится индивидуальная образовательная траектория ученика». Е.А.Александрова Программа педагогического сопровождения формирования УУД у обучающихся на уроках физики
личностно – ориентированная образовательная технология, включающая проектирование образовательной среды для максимального развития возможностей и личностного потенциала обучающегося. Результатом сопровождения должно стать интеллектуальное и психологическое развитие каждого ученика. Педагогическое сопровождение формирования УУД у обучающихся на уроках –
Задачи педагогического сопровождения : 1. Определить индивидуальные психологические показатели учащихся, уровень актуального и «зону ближайшего развития», сформированности УУД на актуальный момент, механизмов затруднений, характер педагогической помощи и пр. 2. Разработать индивидуальные (адресные) программы педагогического сопровождения. 3. Проектировать совместно с обучающимися индивидуальные образовательные маршруты. 4. Отобрать методы обучения, адекватные уровням способностей учеников. 5. Постоянно отслеживать в режиме мониторинга изменения индивидуальных показателей учащихся, их ресурсных возможностей на данный момент времени. Цель педагогического сопровождения: создание условий для формирования универсальных учебных действий
II . Организационный этап (2015-2016) 1.Сбор и анализ входной диагностики сформированности УУД 2. Проектирование содержания, средств, приемов, методов образовательного процесса, форм организации и управления учебной и внеучебной деятельностью обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями. 3.Составление списка тем для индивидуальных предметных и междисциплинарных проектов и исследований. 4. Внесение изменений в ОП по предмету, элективным курсам, программы кружка по мере формирования и развития УУД 5.Организовать в рамках ШМО постоянно действующий семинар по проблемам формирования УУД Выполнение проекта
умение действовать по письменной инструкции; навык смыслового чтения; умение выделять главное (существенное) в тексте, в инструкции, в признаках объекта; умение рационально запоминать; владение монологической речью; умение логически мыслить; навык активного слушания . При разработке качественных показателей, с помощью которых можно оценивать уровень и динамику развития УУД ученика, учитывались рекомендации Левченко И.Ю. (кафедра специальной психологии и клинических основ дефектологии МГОПУ им.М.А.Шолохова . Я исследовала следующие УУД на первом этапе
класс Уровень А (соответствует возрастной норме) Уровень В ( промежуточнный ) Уровень С (низкий) 7 Козлова А, Пидиско М Рыгзенов Э, Пляскин Р ЛазеркоА , Фомин А, Захаров С, 8 Воробьева С., Хохоева Е В 1: Темников М В 2: Бянкин Р БобровС , Гломозденко А. Ринчинов Ц, Ринчинов Д, ДурновцевС 9 Гаврилова К В1: Пидиско Я, В2: Мурзина Л, Гармажапова А Болотов Т, Борзых Л., Понадобится единовременное сопровождение для расширения зоны ближайшего развития Составляется программа дискретного сопровождения. требуется пролонгированное сопровождение. Результаты диагностики
Средства педагогического сопровождения : 1. Педагогическая помощь 2. Регуляция работоспособности обучающихся на уроках 3. Формы и методы формирования УУД Виды педагогической помощи в процессе сопровождения» ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП Цель этапа: выбор форм и методов сопровождения, построение индивидуальных (адресных) программ. Вид помощи Действия педагога Стимулирующая Педагог помогает ребенку организовать себя, мобилизовать внимание, нацелить на определенные действия (ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с заданием). Организующая или направляющая Учитель организует деятельность ученика разработанной инструкцией выполнения задания, а так же контролем правильности выполнения инструкции или ее этапов, обращает внимание ребенка на таблицу, наглядную опору, в которой отражен алгоритм решения задачи, или помогает сделать первый шаг на пути ее решения, наметить план действия Обучающая или разъясняющая Педагог использует наглядность действий, образцы выполнения заданий, письменные и вербальные пояснения к каждому этапу заданий.
1.Развивать точность, логичность речи; стимулировать аргументацию, обоснование ответов фактами, в том числе и из других областей знаний. 2. Стимулировать самостоятельность, учить планировать действия для решения учебной задачи или проблемы, анализировать полученные результаты. 3. Развивать гибкость мышления; обобщать, классифицировать, анализировать научные факты. Анализировать закономерности, полученные в результате самостоятельных исследований. 4. Способствовать развитию творческого мышления через проектную деятельность, применение имеющихся знаний для решения нестандартных ситуаций, научно-исследовательские работы. 5. Учить работать с различными источниками информации, обрабатывать полученную информацию. 6. Развивать эффективное внимание. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ (АДРЕСНЫЕ) ПРОГРАММЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ Программа педагогического сопровождения развития учащихся 7 класса Цель: способствовать формированию и развитию познавательных и регулятивных универсальных учебных действий у учащихся. Задачи : УРОВЕНЬ А
( уровень В) 1. Развивать монологическую речь; учить формулировать вопросы, отвечать на вопросы полным предложением, составлять связный рассказ о физических явлениях, моделях, величинах. 2. Научить действовать по развернутой инструкции с пошаговым самоконтролем. 3. Научить сравнивать объекты, выделять существенные признаки. Классифицировать объекты, работать с таблицами, схемами, графиками. 4. Научить делать вывод из несложных исследований и взаимосвязанных фактов. 5. Способствовать развитию логической памяти. 6. Учить работать с текстом: находить ответы в тексте на поставленный вопрос, выделять главное в прочитанном. Самостоятельно формулировать вопросы к тексту. 7. Способствовать развитию произвольного внимания. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ (АДРЕСНЫЕ) ПРОГРАММЫ С ОПРОВОЖДЕНИЯ Программа педагогического сопровождения развития учащихся 7 класса Цель : способствовать формированию и развитию познавательных и регулятивных универсальных учебных действий у учащихся. Задачи:
(уровень С) 1. Развивать монологическую речь; учить формулировать вопросы, отвечать на вопросы полным предложением. 2. Научить действовать по развернутой инструкции. 3. Научить, выделять существенные и второстепенные признаки объекта; получать информацию из таблиц, схем, графиков. 4. Научить делать вывод из несложных исследований и взаимосвязанных фактов с помощью наводящих вопросов. 5. Учить работать с текстом: находить ответы в тексте на поставленный вопрос, выделять главное в прочитанном. 6. Учить составлять связный рассказ о физических явлениях, моделях, величинах по предложенному плану. 7. Способствовать развитию логической памяти и произвольного внимания. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ (АДРЕСНЫЕ) ПРОГРАММЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ Программа педагогического сопровождения развития учащихся 7 класса Цель: способствовать формированию и развитию познавательных и регулятивных универсальных учебных действий у учащихся. Задачи:
III . Внедренческий этап ( 2017-2020 ) Социально-педагогический эффект от выполнения проекта – школьники социально адаптированы, имеют адекватную самооценку, мотивированы к постоянному развитию, успешно обучаются, способны само реализовываться Ожидаемые результаты 1. Достижения планируемых результатов образовательной программы по физике в процессе индивидуализации процесса обучения 2. Повышение качества образовательного процесса 3 Сохранение и укрепление психологического и физического здоровья участников образовательного процесса 4 Обеспечение занятости подростков во внеурочное время, удовлетворение социально значимых интересов и потребностей на занятиях по интересам, самовыражения. 5 . Снижение социальной напряженности в семьях учащихся 6. Развитие у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности: образовательной, учебно-исследовательской и проектной, социальной, опыта общественной деятельности, информационно-исследовательской, художественной и др.; Выполнение проекта
1.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в школе: от действия к мысли. ( Под ред. А.Г. Асмолова ) А.Г. Асмолов , Г.В. Бурменская , И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина , С. В. Молчанов. – М., Просвещение, 2010 2. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение индивидуального образования и идея свободного воспитания // Новые ценности образования: свободное воспитание: отечественные традиции и инновации. 2003. № 3(14). 3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. Казакова Е.И. Психолого – педагогическое, медико-социальное сопровождение ребенка: проблема развития диагностических исследований //Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции и семинара: «Проблемы социальной психологии в образовании». 25 -27 ноября 1998 г. – М.,1998. 4. Всемирная энциклопедия: Философия. М.,Мн.,2001. 5. Завершинская И.А., Лебедянцев С.В. «Разработка эффективных методик по формированию метапредметных умений на уроках физики»/ Современный урок: Как научить учиться. Материалы городского методического дня – Самара: Центр развития образования г.о . Самара, 2012. – 92 с. 6. Иванова Л.А.Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. М., Просвещение, 1983 7. Липский И.А. Воспитание как социальный институт // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. Сборник научных трудов. – Волгоград: Перемена, 2004. 8. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003 г. № 28-51-51/16 9 Лаврентьев , В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С 83 – 88. 10. Семако М.М., Семако Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М. 2005. 11. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. М. НИИ школьных технологий. 2005. 12. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств. М. НИИ школьных технологий. 2005. 13. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии.. 2006. 14. Севрюк А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе. М. 2005. 15. Юнина Е.А. Технология качественного обучения в школе. 16. Огай О.Н. Учимся конспектировать. М.:АРКТИ, 2006. 17. Хуторской А.В. Диагностика, контроль и оценка творческого обучения. (электронный ресурс) версия 1.0. – М.: Центр дистанционного образования « Эйдос », 2004 18. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Под редакцией Л.М.Шипициной . – С.-Петербург. 2003. 19. Психогимнастика в тренинге. Под редакцией Хрящевой Н.Ю. – С.-Петербург. 2000. 20. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897. Источники информации
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация образовательной среды кабинета истории как средство формирования патриотизма
Данный проект используется для организации внеурочной работы по истории. Готовые проекты можно использовать для проведения тематических классных часов по темам: "Олимпийские игры в Сочи" (cпортсмены г...
Ресурсы развития культурно-образовательной среды урока географии в условиях введения ФГОС
Одним из ресурсов развития культурно-образовательной среды являются игры. Географическая наука более всего готова к тому, чтобы её положения преподавались учащимся с использованием учебных игр. Этому ...
Психолого-педагогические условия формирования и развития личности в инновационной образовательной среде
Условия для развития личности ребенка....
Использование мультимедийных проектов как условие формирования и развития коммуникативных способностей учащихся в образовательной среде
Мультимедийные средства нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся. Они позволяют перейти от репродуктивных форм...
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Краткое освещение темы по следующим вопросам:1.НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ. 2.ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО...
Ресурсы развития культурно-образовательной среды урока географии в условиях введения ФГОС
Одним из ресурсов развития культурно-образовательной среды являются игры. Географическая наука более всего готова к тому, чтобы её положения преподавались учащимся с использованием учебных игр. Этому ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПО ФИЗИКЕ
Учитель физики в условиях современного образования должен не только уметь конкретизировать познавательные задачи, разрабатывать методы их решения, соответствующую систему экспериме...