Внеурочная деятельность по физике и её реализация в рамках требований ФГОС
статья по физике (5 класс) на тему
В данной статье дается описание программы кружка внеурочной деятельности по физике для 5 класса в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_po_fizike_i_eyo_realizatsiya_v_ramkakh_trebovaniy_fgos.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность по физике и её реализация в рамках требований ФГОС
В последние годы перед школьным учителем встало сразу несколько проблем – это и переход от ФК ГОС, к которому мы вот только привыкли, к ФГОС и соответственно связанные с этим изменения, и изменения, которые, как сказано в официальных нормативных документах, должны произойти с самим учителем. «Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, педагог, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение». И если второе полностью зависит от нас самих, то первое переход на ФГОС НОО, ООО, и в ближайшие годы на СОО – это выполнение соответствующих, вступивших в силу приказов.
Работа по внедрению ФГОС ООО – переход от знаниевой к компетентностной парадигме в образовании, обозначает необходимость изменения в целях, содержании, технологиях, формах и методах работы, которые определяют формирование компетенций в определенной сфере деятельности.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа НОО, ООО предусматривает внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования.
Особенностью внеурочной деятельности является то, что она направлена на достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных результатов.
Внеурочная деятельность реализуется по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Внеурочная деятельность организуется в следующих формах: кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, военно- патриотические объединения и т. д.
План внеурочной деятельности может включать курсы внеурочной деятельности содержательно относящихся к тому или иному учебному предмету или группе предметов, но направленных на достижение личностных и метапредметных результатов. Эти результаты сформулированы в Планируемых результатах программ междисциплинарных курсов.
Достижение планируемых результатов в основной школе происходит в комплексе использования четырёх междисциплинарных учебных программ («Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом») и учебных программы по всем предметам, в том числе по физике.
Внеурочная деятельность по физике – это «лазейка» для учителя физики, т.к. количество времени, выделяемое учебным планом для уроков физики ограниченно, содержание программ практически не изменилось, в отличии от требований к деятельности учащихся, а часы, которые выделяются в рамках внеурочной деятельности и правильно подобранные программы дают возможность выполнить требования стандарта.
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-х классов «Занимательная физика» составленная на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам освоения основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и авторской программы Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы: 5–6 класс, рассчитана на школьников определенной возрастной группы – младших подростков и может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной возрастной категории.
Программа представлена в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности образовательного учреждения.
На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты. В программе предусмотрено большое количество экспериментальных заданий и лабораторных работ. Учащиеся изучают способы измерения физических величин с помощью измерительных приборов - они научатся пользоваться мензуркой, термометром, рычажными весами, динамометром, амперметром и вольтметром. Программа предусматривает работы, развивающие мысленную деятельность, требующие от учащихся умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
Целями изучения пропедевтического курса физики – кружка «Занимательная физика» являются:
- развитие интереса и творческих способностей младших подростков при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне;
- приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы;
- формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явлений, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);
- приобретение учащимися знаний о механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления.
- формирование у учащихся знаний о физических величинах путь, скорость, время, сила, масса, плотность как о способе описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел;
- формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
- овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Форма контроля – защита проекта. Форма проведения – кружок.
Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени обеспечивают развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.
Формы организации занятий: беседа, объяснение, рассказ, простейшие демонстрационные эксперименты и опыты, экскурсии, самостоятельная исследовательская работа, практические занятия.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые.
Учебно-тематический план программы для 5 класса состоит из следующих разделов:
- Мы познаем мир, в котором живем;
- Пространство;
- Время;
- Движение;
- Взаимодействие.
Содержание программы внеурочной деятельности «Занимательная физика» включается в себя выполнение следующих лабораторных работ:
- Зависимость периода колебаний маятника на нити от длины нити.
- Изготовление линейки и ее использование.
- Определение цены деления измерительного прибора.
- Различные методы измерения длины.
- Измерение углов при помощи транспортира.
- Измерение площадей разных фигур.
- Измерение объема жидкости и твердого тела при помощи мерного цилиндра.
- Измерение периода колебаний маятника.
- Изучение равномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.
- Изучение неравномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.
- Исследование взаимодействия груза с Землей и пружиной.
- Исследование зависимости удлинения пружины от силы её растяжения.
- Градуировка динамометра. Измерение силы динамометром.
- Изучение зависимости силы трения от веса тела.
- Измерение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.
- Исследование превращения энергии тела при его взаимодействии с Землей и пружиной.
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Занимательная физика» следующие:
- Мы познаем мир, в котором живем:
Уметь применять понятия: природа, явления природы, физические величины, наблюдение, опыт, измерительный прибор.
Уметь определять: цену деления.
- Пространство:
Уметь применять понятия: длина, угол, площадь, объем.
Уметь определять: цену деления измерительного прибора.
Уметь правильно пользоваться: линейкой, мерным цилиндром, транспортиром.
- Время:
Уметь применять понятия: интервал времени, сутки, месяц, год.
Уметь использовать: секундомер, электромагнитный отметчик для измерения интервалов времени.
- Движение:
Уметь применять понятия: относительность механического движения, путь, время, скорость.
Уметь измерять и вычислять физические величины: время, расстояние, скорость, сила, период колебаний маятника.
Уметь читать и строить таблицы, выражающие зависимость пути от времени при равномерном и неравномерном движениях.
- Взаимодействия:
Уметь применять понятия: сила (тяжести, трения, упругости, архимедова), вес, невесомость, давление, потенциальная и кинетическая энергия.
Уметь применять зависимость силы упругости от растяжения пружины, зависимость силы трения скольжения от силы давления, закон превращения энергии.
Уметь измерять силы.
Уметь изображать графически силы на чертеже в заданном масштабе.
Уметь читать и строить таблицы, выражающие зависимость силы упругости от растяжения пружины.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в ней предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность.
Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.
Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может и должна стать привычной для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности в МБОУ «Седельниковская СШ №2» в рамках введения ФГОС нового поколения.
Представлен опыт МБОУ "Седельниковская СШ №2" по организации внеурочной деятельности для младших школьников...
Модель организации внеурочной деятельности по предмету с учетом реализации требований ФГОС основного общего образования к результатам освоения ООП (личностных, метапредметных, предметных)
Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурно...
Проектная деятельность учащихся по разделу алгебра логики в рамках требований ФГОС
В работе предлагается проектная работа по организации проектной деятельности учащихся по разделу алгебра логики в рамках требований ФГОС в элективных занятиях по информатике в 11 классе....
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
Музейная педагогика как средство воспитания во внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС
Учитель обществознания и руководитель школьного музея дает оценку работе музейной педагогике как средству воспитанию обучающихся во внеурочной деятельности. Значительное место отводит личностно-деятел...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФИЗИКЕ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФИЗИКЕ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОСАбрамова Лариса Сергеевна, преподаватель физикиПравильная организация мотивации самостоятельной работы является важнейшим звен...