Музейная педагогика как средство воспитания во внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС
статья
Учитель обществознания и руководитель школьного музея дает оценку работе музейной педагогике как средству воспитанию обучающихся во внеурочной деятельности. Значительное место отводит личностно-деятельностному подходу, педагогике сотрудничества в рамках требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья по музейной педагогике | 38.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика как средство воспитания
во внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Значительное место во внеурочной деятельности отводится музейной педагогике как средству воспитания, в основе которой лежит личностно - деятельностный подход к обучающимся, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора.
Музейная педагогика в настоящее время является областью научного знания, которая занимается исследованием, направленным на передачу культурного опыта. В рамках требований ФГОС данное направление дает возможность осуществить новый подход к образованию, воспитанию, сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников, помогает самореализоваться каждому ребенку, участвовать в исследовательской, поисковой работе школьного музея.
Музейная педагогика оказывает большое воспитательное воздействие на взрослеющего человека, ориентированного на становление личностных характеристик выпускника школы:
- любящего свой край и свою Родину;
- уважающего и принимающего ценности общества;
- любознательного, познающего мир;
- владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности;
- готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- отстаивать свою позицию, высказывать свое мнение.
Возникает необходимость включения во внеурочную деятельность музейных занятий, экскурсий, мероприятий с использованием музейного материала и экспозиционных стендов, которые передают культурное наследие подрастающему поколению.
В реализации современной музейной педагогики применяются методы:
словесные - получение основной информации – рассуждение, доказательство;
наглядные - усвоения учебного материала с применением наглядных пособий и технических средств обучения;
практические - овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ;
репродуктивные - овладения учебным материалом при воспроизведении функций памяти;
объяснительно-иллюстративные - передача знаний обучающимся «в готовом виде»;
проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения проблем, познавательной активности детей;
исследовательские - предполагающие выполнение детьми под руководством педагога, либо самостоятельно, отдельных исследовательских заданий.
Музей - это своеобразная, неповторимая модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
И такой музей в МБОУ «Весенненская СОШ» имеется. Школьный музей способствует формированию метапредметных связей. Он даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают обучающиеся в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты. В рамках внеурочной деятельности учащиеся выступают на научно-практических конференциях с докладами «История села – история моей семьи», «Морская слава России», принимают участие в муниципальных Фестивалях науки и творчества (макеты - композиции «Древняя хакасская степь», «Современное крестьянско - фермерское хозяйство).
Изучая характерные особенности культуры, быта, традиций и обычаев своего и других народов расширяется кругозор и повышается культурный уровень обучающихся. Воспитывается уважение к историческому прошлому своей малой родины, толерантное отношение в многонациональном детском коллективе и в обществе в целом. Это экскурсии в Хакасский национальный краеведческий музей им. Л. Р. Кызласова, музей истории Красноярской железной дороги им. В.С. Чекчурина, музеи под открытым небом «Салбыкский курган», «Казановка».
В условиях внедрения в образовательную среду новых средств обучения: компьютера и Интернета, появилась возможность чаще использовать информацию музея во внеклассной деятельности, совершенствовать формы и методы воспитательной работы.
Ориентирование в новых технологиях и ресурсах, умение использовать технику, позволяет обучающимся увереннее чувствовать себя в жизни. Поэтому внедрение ИКТ в воспитательный процесс немыслим без средств компьютерных телекоммуникаций. Учащимися с помощью компьютерной презентации создаются виртуальные экскурсии в Эрмитаж, Русский музей изобразительных искусств, музей «Тульского самовара», проекты, которые позволяют оформить и разместить все найденные материалы на компьютерном носителе, не занимая при этом специально отведенного места. Эта технология даёт возможность в наибольшей степени использовать и реализовать интеллектуальный потенциал школьников.
В сети Интернет в «Одноклассниках» создана группа «Весенненская средняя школа», где представлена поисковая работа группы «Поиск» школьного музея. Размещены материалы о ветеранах педагогического труда, первоцелинниках села, фотографии бывших выпускников школы. Материалы музея в сети Интернет рассчитаны на более широкую аудиторию. Люди, которые каким-то образом были связаны с нашей школой или селом, находят на фотографиях своих учителей, учеников, родственников, и пытаются восстановить с ними контакты.
В процессе исследовательской, поисковой и экскурсионной деятельности учащиеся узнают малоизвестные факты из архивных источников школьного музея – фронтовых писем, архивных газет, редких экспонатов. Углубленное изучение темы в процессе внеурочной деятельности способствует повышению интереса к смежным учебным дисциплинам. На простом уроке из-за дефицита времени обучающийся не может познать такого объёма материала как в музее.
При проведении экскурсий в музее для разных возрастных групп (учащихся 1-11 классов и гостей школы) у обучающихся вырабатывается умение самостоятельно адаптировать информацию для конкретной аудитории, правильно держаться на публике, познавать азы ораторского искусства.
При подготовке и проведении музейных занятий внеурочной деятельности в рамках ФГОС используются различные педагогические технологии. Особенно эффективны игровые технологии, технология коллективных творческих дел, проблемного и индивидуального обучения (игра «Знаю - не знаю» (даты, события Великой Отечественной войны), акции «Георгиевская ленточка», «Память прошлых лет», создание карты родного села, «309 Пирятинская дивизия», «Моя родословная»).
К нетрадиционным технологиям проведения музейных занятий относятся:
- занятия в форме соревнований, конкурсов, выставок и викторин (муниципальный конкурс «Лучший экскурсовод», викторина «Полководцы земли русской»; «Музей одного дня» - выставка действующих моделей, коллекций гербариев, полезных ископаемых);
- занятия на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала (уроки «Правды и права», «Музей новостей», «Будь толерантен», «О подвиге, о доблести, о славе», встреча «Трех поколений»). Непосредственное общение с ветеранами, тружениками тыла, соприкосновение поколений позволяет сохранить нравственный и духовный потенциал учащихся, а главное, память о людях, которые отстояли мир ради жизни на земле;
- занятия с использованием фантазии (мастерская «Деда Мороза», урок-сказка «В некотором царстве, в некотором государстве», «Новое, забытое старое»).
Среди обучающихся 5-9 классов, в рамках недели истории и обществознания, в школе проводился опрос. Целью данного опроса необходимо было выявить, что учащиеся знают о музеях, о культурном наследии своего народа, о традициях своей семьи, о знаменитых людях, их подвигах или достижениях, об известных художниках и деятелях культуры Хакасии и России. (См. табл. 1).
Вопрос учащимся | Количество опрошенных (%) | Знают (%) | Затрудняются ответить (%) |
Что ты знаешь о музеях России, Хакасии | 37 | 80 | 10 |
Что знаешь о культурном наследии своего народа | 37 | 70 | 3 |
Что знаешь о знаменитых людях, их подвигах или достижениях | 37 | 100 | 0 |
Что знаешь об известных художниках и деятелях культуры России, Хакасии | 37 | 60 | 8 |
Таблица 1. Опрос учащихся.
Из 37 опрошенных, о музеях знают – 80%, затруднились ответить 10%.; о культурном наследии своего народа - 70%, затруднились ответить – 3%; о знаменитых людях, их подвигах или достижениях – 100%, затруднились ответить – 0%; об известных художниках и деятелях культуры Хакасии и России 60%, затруднились ответить - 8%. Учащиеся в результате опроса показали свою возрастную осведомленность и информированность на основании задаваемых вопросов. Это уверенная аудитория, с устойчивыми предпочтениями, формирование воспитательных ценностей у которой еще продолжается.
Мероприятия общекультурной направленности внеурочной деятельности, проводимые в музее, позволяют устанавливать межличностные контакты, активно обмениваться информацией, выявлять творческие способности посетителей, которые выступают не пассивными зрителями, а активными участниками (встречи с ветеранами педагогического труда, выпускниками школы «Времен, связующая нить»). Преподаватели истории, географии, литературы, технологии, начальных классов используют музейные материалы не только при подготовке к урокам, но и могут провести урок в помещении школьного музея.
Учащиеся принимают активное участие в муниципальных конкурсах-смотрах музейных комнат, проводят тематические экскурсии «История одного экспоната», «Земля родная, целинная», «Помним, гордимся, чтим». В рамках акции «Наши добрые дела» постоянно благоустраивают территорию у обелиска воинам – землякам.
Участие детей в поисково-собирательской работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, внеклассных мероприятий способствует заполнению их досуга, повышению воспитательного потенциала.
Музейная педагогика как средство воспитания во внеурочной деятельности – это, в свою очередь и творческое сотрудничество учителей и учеников. Успех воспитательной работы будет зависеть не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы - это специальная подготовка педагогов. Требования к педагогу известны, они указывают на необходимость использования новой технологии современными учителями:
- педагог должен владеть методами музейной педагогики для расширения кругозора учащихся, организацией экскурсий, походов и экспедиций.
Музейная педагогика это «живой» организмом, стабильно функционирующий, и приносящий практический результат через внеурочную деятельность. На современном этапе развития школы музейная педагогика становится все более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и школы, составляет основу новой образовательной парадигмы XXI века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность в свете требований ФГОС
Выступление на педагогическом совете " ФГОС - новое содержание образования" Дано понятие внеурочной деятельности, её цель и задач, принципы организации.Рассмотрены направления и формы организации...
Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО, ФГОС НОО общественных объединений обучающихся на 2013-2018
Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка ...
Доклад на тему: Организация урочной деятельности в рамках требований ФГОС
Современный урок , как того требует закон об образовании в первую очередь, должен удовлетворять требованиям, утвержденным в ФГОС.Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современ...
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"
quot;Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
"Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности, как основное требование ФГОС ООО"
Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность - этонеотъемлемая...
Применение музейной педагогики на уроках и во внеурочной деятельности
Из опыта работы учителя ИЗО, МХК, искусства гимназия №540 Приморского района г.Санкт-Петербурга Захаренко Елены Евгеньевны...
- Мне нравится (1)