разработка урока "Природа света.Законы геометрической оптики"
методическая разработка по физике (11 класс) на тему
Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по физике 11 класс , учебнмк Генденштейн Л.Э.. Конспект урока составлен с учетом ФГОС второго поколения. Урок создан с учетом развития интеллектуальной активности личности через творчество поисково- исследовательской деятельности, сотвотчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_sveta.docx | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока физики 11 класс
Тема: Природа света. Законы геометрической оптики
Цели:
- сформировать понятия «свет», "отражение света", "преломление света", изучить его свойства с выходом на закономерности.
- Сформировать представление о полном внутреннем отражении.
- Формировать навыки сам.работы обучающихся
- Воспитывать взаимосотрудничество, интерес к науке.
Оборудование.
- Для фронтального эксперимента: стаканчики с водой, стеклянные трубки, пробирки.
- Для демонстрационного эксперимента: источник света
- Мультимедийное сопровождение: компьютер, проектор, презентация "Геометрическая оптика",
- Учебник: Физика 11. Учебник базового уровня. Л. Э. Генденштейн, Ю.И. Дик ("Илекса", 2006 г.)
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Постановка задачи урока, актуализация знаний | Здравствуйте ребята, садитесь. Для начала немного вводной информации | Презентация о происхождении понятия свет |
Какое ключевое слово в этой информации | свет | |
Но сегодня мы не лирики, а физики. Поэтому нас будет интересовать свет, как физическое явление. А что вы уже знаете о свете | Как он распространяется, явление отражения и преломления | |
Сформулируем тему нашего урока | Природа света. Законы геометрической оптики | |
Запишем в тетрадь тему нашего урока: | записывают | |
Сформулируйте задачи нашего урока | Повторить законы распространения и выяснить природу света | |
Давайте определим понятия, которые будут ключевыми на сегодняшнем уроке | Свет, отражение, преломление, распространение | |
Форма деятельности на уроке будет познавательно-исследовательская | ||
Эксперимент1 лампа | Итак, предмет исследования-свет, что необходимо, чтобы получить свет | Источник |
Как распространяется свет | лучами | |
В какой среде распространяется свет | прозрачной | |
Приведите примеры прозрачных сред | Воздух, вода, стекло, алмаз | |
Выставляю препятствие. Что произошло | Появилось препятствие, тень | |
Тень- доказательство какого распространения света | прямолинейного | |
Везде ли свет распространяется прямолинейно | В однородной среде | |
Давайте убедимся в правильности своего вывода откройте учебник стр95 2 абзац читайте | ||
видеоэксперимент | Пронаблюдайте и сделайте вывод; объясняя увиденное вами явление | Отражение сначала всего пучка света , затем разделенного на части |
На какую поверхность падает луч что можно сказать об углах падения и отражения | Гладкую отражающую | |
Вспомните законы отражения | Формулируют, делают рисунок | |
Стр 95 сравним с формулировкой учебника | Повторяют формулировку | |
Стр 96 рис 13.2 и 13.3 прокомментируйте | Зеркальное и диффузное отражение отличаются поверхностью ровная и неровная изображение четкое и нечеткое | |
Что происходит с направлением распространения света | меняется | |
Приведите примеры когда в жизни мы наблюдали зеркальное отражение Рассеяное отражение | Зеркало, гладкая, полированная поверхность От любой неровной поверхности | |
Эксперимент 2 | На столе у вас стакан с водой и карандаш, что будем делать | Карандаш опустим в воду |
что наблюдаем | Карандаш поломался | |
Как теперь распространяется свет | Опять меняет свое направление | |
Где меняет свое направление | На границе 2х сред | |
Что его заставляет менять свое направление | Плотность среды разная | |
Рассказ учителя о показателе преломления | Слушают отвечают на вопросы | |
Данное явление изобразите с помощью рисунка | Выполняем в тетради и на доске | |
Что происходит с энергией света на границе 2х сред | Энергия преломленного луча становится меньше, т.к незначительная часть теряется вместе с отраженным лучом | |
Давайте сформулируем законы преломления | формулируют | |
См стр 96 последний абзац | ||
Поговорим о физическом смысле показателя преломления | Показывает во сколько раз отличаются скорости света в начальной и конечной среде | |
Что можно сказать о его величине с чем она сравнивается | С единицей, когда больше, меньше | |
Давайте дополним формулу закона преломления | Дописываем v₁|v₂ | |
Попробуем построить ход луча из более плотной в менее плотную на том же рисунке | Пойдет по тем же лучам, только в обратную сторону | |
Следовательно лучи еще и .. | обратимы | |
Эксперимент 3 | Возьмите пробирки и опустите их в стакан с водой , погрузите карандаш в пустую пробирку, понаблюдайте за изображением карандаша в пробирке с разных углов зрения | Из некоторых положений куска карандаша не видно и часть пробирки посеребрена |
В чем причина | Возможно, лучи отражаются | |
когда луч потерялся, давайте попробуем нарисовать | На границе более плотной с менее плотной. Строим ход луча из более плотной в менее плотную | |
Меняем угол увеличивая его | В какой то момент преломленный луч исчезнет | |
Этот угол называют предельным углом отражения, а явление полным внутренним отражением, как вы думаете почему внутренним | Из более плотной в менее плотную | |
А еще ребята посмотрите на рис 13.5 стр 97 внимательно | Интенсивность преломленного луча с увеличением угла падения убывает | |
Где используют явление полного внутреннего отражения расскажет Дима | В алмазах, катафотах, волоконной оптике | |
закрепление | О чем сегодня на уроке мы говорили | О свете, и его законах распространения |
Так вот эти законы названы законами геометрической оптики, как вы думаете причем здесь геометрия | Мы везде в построении рисовали луч | |
И чем является этот луч из чего он состоит | Из частиц | |
Значит свет- это | Поток частиц | |
Именно это в свое время утверждал Исаак Ньютон и его теорию назвали корпускулярной, почему, что он имел ввиду под корпускулами | частицы | |
Но одновременно с ним голландский ученый Христиан Гюйгенс утверждал, что свет- это…. Стр 93 найдите что он утверждал и какие доводы выдвигал | Свет- это волна, т.к световые лучи проходят один сквозь другой | |
Предложите свои доводы того , что свет это волна | Скорость света равна скорости ЭМВ | |
Значит природа света двойственна, почему | Свет и поток частиц и волна | |
Одновременно.. стр 94 | Свет поток частиц, если размеры препятствий больше длины световой волны | |
Решение задач | Чтобы почистить очковые стекла на них нужно подышать. Пока влага вся не испарилась, можно заметить, что на это время отражение света от стекол заметно уменьшилось. Почему это происходит? | За счет рассеяния на капельках влаги |
Почему цвета влажных предметов кажутся более глубокими, более насыщенными, чем сухих? | Потому что поверхность влажных предметов более сглажена, поэтому свет отражается более зеркально | |
Если на лист белой бумаги попадает растительное масло, то бумага в этом месте становится прозрачной. Почему? | В месте, где находится раст.масло свет меньше рассеивается бумагой | |
С помощью плоского зеркала надо осветить дно глубокого колодца. Солнечные лучи составляют с поверхностью Земли угол 30⁰. Под каким углом к вертикали надо расположить плоское зеркало, чтобы выполнить задуманное. | 30 |
Заключение.
- Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось
Задание на дом: п.13 подготовить ответы на вопросы
Вопросы для контроля .
1. Лунная дорожка на воде
2. Блеск драгоценных камней
3. Затмение Солнца
4. Рассеивание света фар автомашины в тумане
5. Сверкающая белизна свежевыпавшего снега.
Какие свойства света проявляются в каждом примере?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Геометрическая оптика"
Конспект+презентация...
Практическое задание «Аннотированный каталог ЭОР по теме «Геометрическая оптика» ( «Волновая оптика»)
В каталоге представлен аннотированный материал по теме "Геометрическая оптика"....
разработка открытого урока с презентацией по физике "Отражение света. Закон отражения света" 8 класс
Данная разработка урока позволяет изучить законы отражения света, научить учащихся решать качественные задачи, выяснить условия, при которых совершается отражение света, осмыслить практическую значимо...
Методическая разработка занятия по теме: "Геометрическая оптика"
Данная разработка закрепляет знания, умения и навыки учащихся по оптике, помогает разобраться при решении задач. Лабораторная работа закрепляет основы теории по данной теме. В методичке разобрвн...
Оптика. Законы геометрической оптики
Оптика. Законы геометрической оптики...
Методическая разработка урока изучения нового материала по теме «Оптика. Природа света. Законы отражения и преломления света»
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплины «Физика» и студентов 1 курса специальностей «Сестринское дело».Мотивация изучения темы: «Оптика...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ВОЛНОВОЙ. ЗАКОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕТА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ:«ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ВОЛНОВОЙ. ЗАКОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕТА», 9 класс...