Разработка классного часа "Афганистан остался в памяти народа"
методическая разработка (11 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час,
посвященный выводу советских войск из Афганистана
Афганистан – ты боль моей души…
Цели:
Воспитание патриотизма, гражданственности, любви к Родине;
Активизировать интерес к углубленному изучению истории Отечества,
Познакомить с войной в Афганистане, показать героизм солдат и офицеров в этой войне.
Форма: Классный час.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон, плакаты на доске, фото альбом, диск МП 3 «Афганское эхо».
Учитель: (1 слайд) Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен. Мы часто говорим о победе в Великой Отечественной войне, которая отгремела 70 лет назад, вспоминаем те страшные дни, но, к сожалению, забываем о том, что была ещё одна война.
Ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.
Афганистан – ты стих души моей
О верности Святой солдатской чести,
О памяти той круговерти дней,
Где всё смешалось: ложь и правда вместе.
Песня «Афганистан»
Афганская война стала уже историей. Её заслонили: война в Чечне, боевые действия в Таджикистане, террористические акты, захлестнувшие страну. И тем не менее, в этот день мы склоняем головы перед памятью павших соотечественников и, вспоминаем события тех лет, просим оставшихся в живых воинов- интернационалистов поделиться с молодым поколением пережитым прошлым. Эти воспоминания прошлого заставляют увидеть предостережение для настоящего, заставляют думать о будущем. О том будущем, которое для человечества должно быть избавлено от призрака смертельной военной угрозы.
АФГАНИСТАН, Исламская Республика Афганистан государство в юго-западной части Центральной Азии. Название «Афганистан» появилось сравнительно недавно. До начала 19 в. эта страна была известна как Хорасан, что в переводе со среднеперсидского означает «восход солнца», «восток» или «восточная земля». Персы, однако, издавна называли пуштунские племена, населявшие горы Гиндукуша, афганцами. Англичане называли страну «Афганленд» (с 1801), что позже перевели на персидский как Афганистан, т.е. «страна афганцев». К кон. 19 в. это название страны утвердилось как официальное. Столица – город Кабул.
Про Афганистан написано много.
Чем он стал для нас? Расплатой за легкомыслие политиков, Божьей карой или способом прозренья-истории предстоит ещё ответить, но Родина посылала своих солдат на защиту своих южных рубежей, а не подчиниться приказу они не могли. Это потом развязывание этой колониальной войны было признано трагической ошибкой, авантюрой. Во имя чего мы воевали в Афганистане? Чем оправдать гибель тысяч и тысяч людей?..
«Я не знаю, кому и зачем это нужно,
Кто послал их на смерть
не дрожащей рукой,
Только так бесполезно,
так зло и не нужно
Опускали их в вечный покой».
Так кому же нужна была эта война? Как же это всё начиналось?
В результате апрельской революции 1978 года в Афганистане к власти пришла Народно – демократическая партия Афганистана. Главой государства и премьер – министром назначается М.Н. Тараки, первым заместителем премьера и министром иностранных дел – Х.Амин.
- октября было официально объявлено о смерти Тараки от непродолжительной болезни (хотя позже стало известно, что офицеры президенской гвардии за два дня до этого задушили его по приказу Амина). Пошла охота за сторонниками Тараки. К ноябрю 1979 года в Афганистане фактически началась гражданская война. Постепенно появилась идея создать условия для замены Амина более прогрессивным деятелем. В это время в Москве находился Бабрак Кармаль. Именно он возглавил действия прогрессивных сил после смерти Амина.
12 декабря по предложению комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану Леонидом Ильичом Брежневым было принято решение об оказании военной помощи. Официально провозглашенная главная цель советского военного присутствия в демократической республике Афганистан формулировалась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне.
25 декабря 1979 года, в 7 часов утра в районе города Термеза два понтонно-мостовых полка начали наводить понтонный мост.
В 15.00 начался ввод советских войск в Афганистан в соответствии с приказом министра обороны СССР. Первыми переправились разведчики, а затем, под руководством генерала К. Кузьмина - 108-я мотострелковая дивизия. В это же время военно-транспортная авиация начала переброску по воздуху основных сил воздушно-десантной дивизии отдельного парашютно-десантного полка на аэродромы Кабула и Баграма. До последней минуты десантники не были посвящены в планы высшего руководства. Для переброски личного состава потребовалось сорок семь часов, за которые было совершено 343 рейса. В Кабул и Баграм было доставлено 7 700 десантников и 894 единиц боевой техники. До 1 января 1980 года было введено 50 тысяч военнослужащих, в том числе две воздушно-десантные и две мотострелковые дивизии. В январе 1980 года в Афганистан вошли еще две мотострелковые дивизии, и общая численность советских войск достигла 80 тысяч человек. В течение первой половины 1980 года советский военный контингент продолжал усиливаться, особенно за счет четырех полков боевой авиации, трех вертолетных и различных отдельных бригад и полков.
Дыханьем смерти опалила
Зловещая война.
Афган. Как испытание на прочность -
Моя нелегкая судьба.
1 этап: декабрь 1979 г – февраль 1980 г. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.
Шли сегодня танки без привала,
Сгрохотом осколков по броне.
Здесь учений нет, и радуг мало
В этой необъявленной войне.
Жаркая, нерусская погода
Оседает пылью на броне,
Оседает вот уже 2 года
На Афганской стороне
Пронесётся пыль в Афганистане,
Вихрем чьи-то жизни прихватив.
Пусть им вечным памятником станет
Этой песни простенький мотив.
Жизнь такая наша, без возврата
Прожитых когда – то мирных дней,
Умирать нам вроде рановато,
А приказ не выполнить страшней.
2 этап: март 1980 года – апрель 1985 года. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.
На горных заставах, в воздухе и на земле, в Герате и Кандагаре, Кундузе и Джелалабаде выполняли свой воинский долг наши соотечественники. Это они попадали в засады и заживо горели в БТРах. Это они глотали пыль дорог под перекрестным огнём пулемётов, это они, рискуя собственной жизнью, вытаскивали с поля боя раненых , это они, оставаясь один на один с врагами, прикрывали отход своих боевых товарищей.
О, сколько было подвигов на свете!
Они уже в приданье отошли.
Из уст в уста их повторяют дети
На всех материках большой земли.
И будут повторять из уст в уста,
И в каждом этом подвиге незрима
Своя и глубина, и высота,
И красота своя неповторима.
Но из всего того, что мы вершим пока,
Солдатский подвиг я считаю высшим
И самым бескорыстным на века.
3 этап: май 1985 года – декабрь 1986 года. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Применение мотострелковых, воздушно-десантных и танковых подразделений.
Выжженная докрасна афганская земля, хмурые горы и глухие дувалы вошли в их души и до сих пор тревожат их по ночам.
Каждый из полумиллиона наших солдат, прошедших через эту войну, стал частью Афганистана. А Афганистан стал частью каждого воевавшего там. Афганистан называют «школой мужества».
- К. Соколовский
Не подлежат вовек переоценке
Ни мужество, ни преданность солдат,
Которые прошли через Герат,
Через душманов жуткие застенки,
Через ночные рейды и бои
Через Саланга ленты - серпантины,
Не по годам взрослевшие мужчины,
Скрывавшие ранения свои.
Через Панджшер кровавый и Кабул,
Джелалабад и долгое молчанье,
Не запятнав ни совести, ни званья,
Не проклиная время и судьбу.
Они верны остались до конца
Одной присяге, воинскому долгу...
Быть может, и живут они недолго,
Что в шрамах и рубцах их юные сердца
Прошло уже немало лет, как наши воины покинули землю Афганистана, но разве можно забыть о ней, о тех, кто в минуты смертельной опасности был рядом с тобой, с кем ты делил радость и печаль, кто не единожды выручал тебя из беды? Этот день навсегда останется в памяти, потому что он стал днём, когда кончился счёт потерям наших солдат, тревожным ожиданиям матерей, жён.
Над Афганом кружила чёрной смертью война,
Унося навсегда молодые сердца.
Проливные дожди не тушат огонь,
Сыновья возвращались в цинке домой.
Жизнь твою оборвала прицельная пуля,
Унесла навсегда любовь и мечты,
И на небе звезда, что светила, погасла –
И букеты цветов в слёзных каплях росы!
Сколько их: матерей, вдов, детей обездоленных, для которых слово «Афганистан» будет всегда паролем, болью, родными могилами, обелисками, где на фотографиях – их мальчики, красавцы-богатыри, никогда не стареющие…
В боях было сбито 333 вертолета, 118 самолетов, автомобилей и бензовозов – более 11 тысяч единиц! Согласно статистике, в Афганистане каждый день погибало 4 человека. Общее число погибших за 10 лет с 1979 по 1989 годы войны составило 13833 человека. Самым гибельным был 1984 год. Погибло 2343 воина.
Ведущий 1. Прошу всех встать и почтить память погибших.
(звучит песня А.Дорошенко «Афганистан», девочки подпевают)
Афганцы, вернувшиеся с войны не забудут своих боевых товарищей, своих командиров.
Открываю страницы афганской войны.
Где желтеют бумага и строки:
Ведь уроки, которые извлечены,
Прояснились не в скорые сроки.
Делал записи наспех, но все – набело,
Как история мне диктовала.
Ну а то, что ни строчки в стихи не вошло,
- На войне этой тоже бывало.
4 этап: январь 1987 года - февраль 1989 года. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.
- ЭКИПАЖ.
До вывода остались только дни.
Ещё немного, друг, и кончится война.
Вы так мечтали там об этом, шурави,
Но не дожили, всех взяла она.
,,Вертушка,, вылетала в семь утра…
Приказ получен - прикрывать колонну.
Обычная работа, как всегда.
И небо было ласковым, чуть сонным.
Вращались лопасти, врезаясь в синеву,
Хотя красот вы тех - не замечали.
Бой завязался где - то там, внизу,
В засаде ,,духи,, ту колонну ждали.
На ,,боевом,, - вираж и разворот…
Огнём своим хребты "восьмёрка" - гладит.
Но тут - разрыв, и хвостовую балку рвёт,
И, глядя в небо, сердце замирает.
Машина крутится вокруг своей оси,
Земля всё ближе, и летят в эфир слова:
"Не забывайте нас, живите, мужики!
За всех ребят, когда закончится война
Тот, кто побывал в Афганистане, да и вообще на войне сумели многое понять. Понять и переоценить в жизни.
- МОЛИТВА.
И опять плачут свечи,
Из воска льётся слеза...
Опускаются плечи
И устала душа.
Я молюсь днём и ночью
Неумелой рукой,
Чтобы Бог дал вам силы
Всем вернуться домой.
Может, эта молитва,
Что родилась в душе,
Белой птицей взметнётся
К облакам в синеве.
И услышит Господь наш
Те простые слова,
И вернутся родные
С той войны навсегда.
В сердце тонкие нити -
Между мной и тобой.
Возвращайся, мой милый,
Возвращайся живой!
И вот наконец вся страна дождалась! Последние советские войска покидают Афганистан!
Слава русскому солдату!
Слава защитникам Отечества!
Слава оружию России!
Слава, Слава, Слава!
БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ.
А. Чикунов.
Не забудем тех, кто нам дороги.
На чужой земле, но в России
На асфальте разбитого города
Умирал солдат за Россию.
«Не убит я, я ранен, я знаю.
Я живой! На меня посмотрите»-
Прокричал солдат, умирая, -
«Только маме не говорите».
А, зачем их туда посылают,
Матерей-то опять не спросили.
Почему вас всегда убивают
Самых лучших и самых красивых ?
Только зла в душе не носили бы.
Генералы - они тоже разные,
Кто в окопах с бойцами – красивые.
В кабинетах – те безобразные.
Ваши судьбы война протаранила
Ваши матери с вами под пулями.
Поколение ваше израненное.
Не сломали бы вас, не согнули бы!..
А глаза у него застывают.
«Братцы, бога за меня помолите!» –
Прошептал солдат, умирая.
«Только маме не говорите».
Прошептал солдат, умирая,
«Только маме не говорите»…
Афганская война, закончившаяся 25 лет назад, стала уже достоянием истории. А свидетели и непосредственные участники этого драматического исторического события живут среди нас. Много можно привести примеров героизма и мужества наших воинов в Афганистане, в том числе наших земляков.
Вспомним их имена: Самойлов Иван Иванович, Чернышенко Владимир Петрович, Куликов Александр Ильич, Проценко Алексей Александрович, Литвиненко Александр Михайлович, Мышаев Виктор Ильич, Колесников Владимир Леонтьевич, Прокофьев Сергей Николаевич.
Более подробно вы можете прочитать о них на стенде, который я изготовила, он весит возле кабинета истории. Вы все знаете этих героических мужчин, ведь они живут среди нас.
Пережив такое, многие 18-летние парнишки взрослели не за год и не за два. Начинали смотреть на жизнь иначе, думать иначе, чувствовать иначе. Именно здесь они узнали настоящее боевое братство, настоящую мужскую дружбу, потому что цена твоему поступку, твоему слову – жизнь твоя и твоих товарищей.
Только на грани жизни и смерти можно вполне оценить, что такое жизнь и как она хороша, научиться ценить каждое мгновенье в жизни, каким бы обыденным оно не казалось. Вот почему люди, уже в 20 лет испытавшие ужасы войны, так мужественны и одновременно так чувствительны к любым проявлениям жестокости и несправедливости.
Сколько лет прошло с той поры –
Не забыть нам раны войны.
Память вечна, вам низкий поклон –
За победу, веру, любовь.
Война воплощает в себе все самое страшное, жестокое, все самое противоречащее человеческой сути. Человек рожден, чтобы жить, любить и радоваться.
Ты мне снишься ночами, Афган,
Хоть прошло долгих
двадцать три года.
Я давно не сопливый пацан,
Только твой не истерся след.
Не медалями на груди
И не льготами, коих нет…
А друзьями, что там, позади
Да и кровью оставлен след.
След от пота, что ест глаза,
След от пули, когда стрельба,
След, когда по щеке — слеза,
След, что люди зовут Судьба.
Злость прошла на своих врагов,
Притупилась боль старых ран…
Не успел я отдать долгов,
Только помню тебя, Афган.
И поэтому мы вправе задать эти вопросы: « Зачем и кому нужны войны? По какому закону один человек вправе убивать другого? Как заплатить за боль, страдания, поломанные судьбы, причины которых становятся войны?». К сожалению, главный вопрос: « Быть или не быть войне?» - решает не тот, кто несет на себе реальный груз.
И поэтому не стихают до сих пор войны на этой земле.
Звучит стихотворение Д. Гомбожава «Война».
Война – это гибель всего родного:
кров без людей,
люди без крова.
Война – это черное, гнусное дело:
тело без ног,
ноги без тела.
Война – это тысяч разлук причина:
сын без отца,
отец без сына.
Война – это слезы, зола и стужа:
муж без жены,
жена без мужа.
Война – это тучи пепла и смрада:
стада без лугов,
луга без стада.
Война – это кровь, эпидемия горя,
пороха дым,
селенья в огне…
Но вновь разгореться мы ей не дадим – войне.
(звучит песня В.Петрякова «Второй батальон»»
Поклянёмся, друзья,
Не забыть тех парней,
Тех, кто жизни отдал
На афганской земле.
Память в сердце о них
Сохраним навсегда.
Если только самим
Жизнь подарит судьба.
(Сергей Деметев)
Итог: В конце нашего классного часа мы можем сделать следующие выводы:
1)Мы познакомили вас с событиями афганской войны;
2)Осмыслили события афганской войны с общечеловеческой точки зрения;
3)Рассказали вам о Героях Советского Союза;
4)Подтвердили, что ратную славу и горячую признательность заслужили наши замечательные солдаты, героически проявившие себя в Афганистане и, несмотря на то, что жизнь многих солдат оборвалась в пламени Афганистана, память о них будет жива и на афганской, и на отчей земле.
Ожидаемые результаты, их социальная эффективность:
- подготовка воспитанников к участию в общественно – политической жизни страны, готовности достойного служения Отечеству;
- решение проблемы преемственности поколений;
- повышение статуса героико – патриотического воспитания в образовательных учреждениях.
Список использованной литературы:
- Из пламени Афганистана: Запись текстов песен/ Сост. и вступ. Статья П Ткаченко. –М., Сов. Россия, 1990.- 320 с.
- Варганов В. Афганистан: Прошлое и настоящее. Белгород, 1997.«Военные знания», «Советский воин», «Честь имею».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА на тему: «Великие женщины Казахстана, прославившие свою страну и народ»
Задачи: 1) Познакомить (актуализировать знания) учащихся с биографиями женщин, известных не только в Казахстане, принесших славу своей родине.2) Обогащать словарный запас,...
Разработка классного часа, посвященного Дню памяти войсковой казачьей славы "Спасатели России" (6 класс)
Познакомить с людьми, которые берегут и спасают жизни людей....
Разработка классного часа «Мы этой памяти верны»
Цель мероприятия:1. Формирование представления о событиях Великой отечественной Войны.2. Воспитание чувства гордости за своих земляков, чувства патриотизма.3. Воспитание гражданской и патр...
Методическая разработка классного часа «Мы этой памяти верны» для учащихся 9-11 классов. 2019 год.
разработка классного часа...
Методическая разработка классного часа, посвященного Году памяти и славы- 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов для обучающихся 10-11 классов
Цель : формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и ...
Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"
РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...